Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания
статья

Скирмант Елена Борисовна

В работе описаны опробированные методы и приемы по формированияю читательской грамотности на уроках истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания

Подготовила: Скирмант Елена Борисовна,

учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вильская средняя школа

Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания

Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  

Международные исследования PISA пришли к выводу, что российские школьники значительно отстают от своих иностранных сверстников в уровне сформированности читательских умений: умения находить и извлекать информацию из текста, умения интегрировать и интерпретировать сообщение текста, умения осмысливать и оценивать сообщения текста.

 Цель данной темы: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни

Задачи 

  • Формировать умение работать с информацией  
  • Научить извлекать из неадаптированных текстов необходимые знания  
  • Формировать навыки преобразования информации  
  • Формировать навыки целостного анализа информации  

Читательская грамотность является базовой основой функциональной грамотности  

Читательская грамотность- это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

(Концепция исследований PISA)

 

 Читательская         грамотность         выражается         в         читательских         умениях:  

Умение критично мыслить: 

1.Писать рецензии

  1. Писать аннотации
  2. Находить ошибки и недостатки в информации
  3. Дополнять неполную информацию
  4. Выявлять предвзятость авторов

Умение работать с учебной литературой: 

1. Находить в тексте нужную информацию

 2.Переписывать в тетрадь понятия, схемы

  1. Выделять в тексте главное
  2. Разбивать текст на содержательные части
  3. Составлять план, тезисы
  4. Делать сообщения, выводы из проработанного материала

Умения трансформировать визуальную информацию в вербальную и наоборот:  

1. Графически, схематично изобразить информацию

2.Читать и объяснять схемы и графики

3. Использовать таблицы, схемы и графики для систематизации материала

Умения воспринимать информацию из разных источников:  

  1. Подбирать публикации, тезисы из источников  
  2. Работать с дополнительной литературой  
  3. Анализировать различные взгляды авторов на вопросы  

В процессе обучения происходит овладение различными видами чтения (просмотровое, углублённое, ознакомительное, исследовательское, сканирование). Культура чтения опирается на информационную и коммуникативную компетентности школьника. Способность сопереживать основывается на умении ощущать настроения, чувства персонажей, умении понимать и принимать их позицию.          

Проблемы возникающие в процессе обучения:

- Низкая скорость чтения

- Непонимание смысла прочитанного

- Испытывают затруднения в кратком пересказе

- Ошибки по причине непонимания  формулировки задания    

Не хватает заданий:

Требующих привлечения дополнительной информации

содержащих избыточную информацию и «лишние данные»

комплексных и структурированных заданий, состоящих из нескольких взаимосвязанных вопросов

Ожидаемые результаты:

формирование умений работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах   при подготовке к ВПР и  к сдаче ОГЭ  

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

изменение         взаимоотношений         «учитель-ученик»,         «ученик-ученик»         в         сторону сотрудничества

формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД

Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания.

 На уроках истории и обществознания обучающиеся работают с различными типами текста – сплошными (например, исторические источники: извлечения из летописей, хроник, законодательных актов, завещаний и т.д.) и несплошными (графики, диаграммы, таблицы и т.д.). для развития читательской грамотности у детей рекомендую применение следующих приемов:

 

«Найти ошибку» - дается на изучение отрывок текста с фактическими ошибками, необходимо выявить все ошибки

Пересказ – дается для прочтения отрывок текста с последующим пересказом

«Кто больше» - после прочтения текста дается задание ученикам по очереди назвать, например все имена собственные, встречающиеся в тексте, или все географические названия, или даты

«Переводчик» - после прочтения определения нескольких исторических терминов (термины могут быть взяты из ранее изученных тем) класс делится на группы, каждая выбирает термин, представитель другой группы должен пересказать его значение своими словами, а группа назвать заданный термин

  • Написание эссе по проблемному вопросу истории
  • Составление 2-х типов вопросов к тексту (1 тип – «кто», «где», «когда»; 2 тип –

«почему», «с какой целью» «каковы причины», «каковы предпосылки», «повод», «последствия» класс делится на 2 группы и по очереди составляют вопросы и отвечают на них)

  • «От первого лица»- после прочтения текста (например составить рассказ от имени древнегреческого купца и или строителя египетских пирамид)
  • Развернутый план текста (составить план, содержащий не менее 3 пунктов с подпунктами)
  • «Сравнительная таблица»- составить таблицу, содержащую общее и особенное двух событий или документов (например, формирование абсолютизма в Европе и Русском государстве или сравнение программных документов «южного» и «северного общества декабристов»)
  • «Плюс и минус»- привести положительные и отрицательные стороны одного события (например, реформы Ивана IV, или заключение Тильзитского мира)

 

Средневековый город

Современный город

+

 

 

_

 

 

 

  • «Схема» - составить на основе текста схему, например, «Сословный строй в России в XV- XVI вв.» или схему генеалогического дерева Романовых периода дворцовых переворотов»
  • «Угадай кто» - класс делится на группы и составляет вопросы об исторической личности или событии от более сложных к простым, побеждает команда, ответившая после наименьшего количества вопросов
  • «Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов»

Вопросы низкого уровня (тонкие вопросы) 

      * Годы правления князя Ярослава Мудрого?  

  • Как к власти пришел Ярослав Мудрый?
  • Название первого свода законов Древнерусского государства?

Вопросы высокого уровня (толстые вопросы)  

  • Почему в народе князь Ярослав получил прозвище Мудрый?
  • Что общего в правлении Ярослава Мудрого и князя Владимира?
  • Чему мы должны учиться у Ярослава Мудрого?  

Работа с историческим документом – дается для прочтения исторический документ и при помощи «алгоритма работы с документом» проводится его анализ

«Мозаика» – приём работы, основанный на разделении текста для чтения. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

«Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю»

Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра ( ____  ) и (_______).  

В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство -    (                  )   Русь.

Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________)  сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли

(________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).

  • «Ромашка Блума»
  • «Чтение с остановками»
  • «Дерево предсказаний»  
  • «Моделирование и рисунок»
  • «Ключевые слова»  
  • «Верите ли вы…»
  • Найти аргументы за и против

Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у учащихся

5 - 6 классы: 

«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.

«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.

7-8 классы: 

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.

9 класс: 

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Хорошо» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование читательской грамотности на уроках истории

Данные задания разработаны для формирования читательской грамотности....

"Формирование читательской грамотности на уроках истории "

quot;Формирование читательской грамотности на уроках истории "-пояснение к теме...

«Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории».

Данные задания  по читательской грамотности может быть использовано на уроках. истории Предмет: история России....

Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания

Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания...

Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания. Практикум

В материале представлены практические задания для развития читательской грамотности на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности...

Педагогический проект "Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания"

В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизн...