Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания. Практикум
методическая разработка по обществознанию (9 класс)
В материале представлены практические задания для развития читательской грамотности на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Титенко Павел Анатольевич
Формирование читательской грамотности на уроках обществознания
Краткая история денег в России
Однажды учитель на занятиях по «Основам финансовой грамотности порекомендовал ученикам принять участие в исследовании под названием «Краткая история денег в России». Ребятам предлагалось изучить историю появления первых денег на территории современной России и их изменение. В результате своей работы они собрали следующий материал:
Как происходил обмен до изобретения денег |
|
Солид периода совместного правления Юстина и Юстиниана 527 г. |
|
Тесные связи с Византийской империей способствовали знакомству населения Руси с ее золотыми (солидами), серебряными (милиарисиями) и медными (фоллисами) монетами. Со второй половины Х века начали поступать серебряные денарии из стран Западной Европы. | |
Аверс и реверс златника Владимира Святославича. 980–1015 годы |
|
Киевская серебряная гривна. XI–XIII века |
|
Денга Дмитрия Донского. Конец XIV века |
|
В Московском княжестве в 1374–1380 годах производится чеканка первых именных денег великого князя Дмитрия Ивановича (Дмитрия Донского) с поясным изображением человека с саблей и топором или петуха на лицевой стороне и титулом и именем золотоордынского хана Узбека на оборотной. | |
Копейка 1535 года периода регентства Елены Глинской |
|
Началась централизованная чеканка новых монет — копеек (денег копейных), имевших на лицевой стороне изображение великого князя на коне с копьем в руке, денег с изображением ездеца с саблей и полушек с изображением птички. Новые монеты выпускались на государственных денежных дворах в Москве, Новгороде, Пскове и Твери. Копейка равнялась двум денгам, или четырем полушкам. Рубль являлся счетно-весовым понятием и содержал сто копеек. Для мелкого розничного обращения чеканились медные монеты — пулы. Таким образом, с образованием единого централизованного государства в России образуется и единая денежная система. |
Задание 1. При проведении своего исследования ученики озаглавили разделы. Расставьте названия разделов в правильном порядке, исходя из логики повествования:
А – Единая монетная система
Б – Товарные деньги в России
В - Первые иностранные монеты
Г – Безмонетный период XII – XIII вв.
Д - Первые собственные монеты
Е – Начало чеканки монет в русских княжествах
Ответ:
1 - | 2 - | 3 - | 4 - | 5 - | 6 - |
Задание 2. В тексте приводится история развития денежной системы в хронологической последовательности. Соедините даты и содержание событий в правильном порядке:
Дата | Содержание события |
1. Конец VIII-начало IX вв. | А. На территории древнерусских земель использовались монеты Золотой Орды |
2. XI-XI вв. | Б. Начался выпуск первых русских монет |
3. XII век | В. В древнерусских поселениях в ходу были иностранные монеты |
4. середина XIV века | Г. На государственных денежных дворах началась централизованная чеканка копеек |
5. первая половина XVI века | Д. Широкое хождение монет прекратилось и для расчета использовались гривны |
Ответ:
1 - | 2 - | 3 - | 4 - | 5 - |
Задание 3. В исследовании учеников упоминается, что монета имеет лицевую и оборотную сторону. Напишите, как они называются. Ответ дайте одним словом:
Лицевая сторона монеты____________
Оборотная сторона монеты____________
Задание 4. В тексте Вам встретилось понятие «гривна». Опираясь на текст, запишите его определение:
Гривна-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. В тексте приводятся имена правителей России в разные периоды ее истории. Из списка выделите тех, кто из правителей России упоминается. Напротив каждого верного ответа поставьте знак X
Имя правителя | Является российским правителем и упоминается в тексте |
Юстиниан | |
Владимир Великий | |
Владимир Мономах | |
Дмитрий Донской | |
Чингисхан | |
Иван Грозный | |
Петр Великий |
Задание 6. В своем исследовании ребята установили, что название денег в разные периоды нашей истории произошли от слов, как русского, так и иностранного происхождения. Используя данные исследования, объясните происхождение слов.
Куны - _____________________________________________________________________
Златники-__________________________________________________________________
Сребреники-_______________________________________________________________
Полтина-__________________________________________________________________
Деньга-___________________________________________________________________
Копейка-___________________________________________________________________
Какие еще названия монет упоминаются в тексте?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. В тексте утверждается, что в разные периоды на монетах были разные изображения. Каких изображений не было на монетах в России
А) Трезубец;
Б) Мамонт;
В) Всадник с копьем;
Г) Человек с саблей;
Что изображено на современных монетах России?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. В процессе своего исследования ребята установили, что современные монеты, которые они используют, имеют черты сходства и различия с монетами, которые вошли во времена Елены Глинской и Ивана Васильевича. Выберите черты сходства и различия. Соответствующий номер запишите в графу таблицы. Сначала запишите три черты сходства, затем отличия.
- Изготавливаются из металла;
- Преимущественно в ходу монеты из драгоценных металлов;
- На лицевой стороне изображен правитель государства;
- Называются «копейка» и «рубль»;
- Выпускаются на монетном дворе в Санкт-Петербурге;
- На монете может изображаться всадник с копьем.
Черты сходства | Черты различия | ||||
Задание 9. (ФинГ) В процессе подготовки задания между ребятами возник спор. Часть учеников считала, что сегодня с приходом Интернета и компьютера оплата покупок банковской картой / безналичная оплата покупок стала гораздо удобнее, чем в прошлом при помощи монет, а затем банкнот. Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте один аргумент в поддержку сторонников «безналичной оплаты» и один аргумент в поддержку «оплаты наличными».
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания
Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания...
Развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания (методы, приемы, оценка)
Работа посвящена развитию функциональной грамотности школьников на уроках истории и обществознания....
Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания
В работе описаны опробированные методы и приемы по формированияю читательской грамотности на уроках истории и обществознания...
Развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания...
Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших класса - как важный фактор подготовки к ГИА.
В статье рассмотрены вропросы по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания. Показаны виды функциональной грамотноти, технологии, методы , приемы и особенности фо...
Презентация практических достижений профессиональной деятельности "Формирование ключевых компетенция читательской грамотности на уроках истории и обществознания"
Презентация практических достижений профессиональной деятельности...
Педагогический проект "Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания"
В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизн...