Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания. Практикум
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Титенко Павел Анатольевич

В материале представлены практические задания для развития читательской грамотности на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Титенко Павел Анатольевич

Формирование читательской грамотности на уроках обществознания

Краткая история денег в России

Однажды учитель  на занятиях по «Основам финансовой грамотности порекомендовал ученикам принять участие в исследовании под названием «Краткая история денег в России».  Ребятам предлагалось изучить историю появления первых денег на территории современной России и их изменение. В результате своей работы они собрали следующий материал:

Image

Как происходил обмен до  изобретения денег

  1. На территории России среди восточнославянских племен товарными деньгами в старину иногда служили меха – благо, в условиях сурового климата нужное абсолютно всем, но не всем доступное. Такие «меховые» деньги в старину назывались «куны́» (слово произошло от названия меха куницы). Кроме того, в качестве товарных денег использовались и кожи.  

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/78/Solidus-Justin-Justinian.jpg/1920px-Solidus-Justin-Justinian.jpg

Солид периода совместного правления Юстина и Юстиниана 527 г.

  1. Вместе с возникновением первых древнерусских поселений в конце VIII — начале IX века на их территориях появились иностранные монеты. Прежде всего, это серебряные монеты (дирхамы), которые в больших количествах завозились мусульманскими купцами с Ближнего Востока и из Средней Азии. 

Тесные связи с Византийской империей способствовали знакомству населения Руси с ее золотыми (солидами), серебряными (милиарисиями) и медными (фоллисами) монетами. Со второй половины Х века начали поступать серебряные денарии из стран Западной Европы.

https://cdn-s-static.arzamas.academy/storage/picture/2186/gallery_picture-cc7f2777-2ee6-41a6-b945-5b39e4ca80f0.jpg

Аверс и реверс златника Владимира Святославича. 980–1015 годы

  1. Выпуск первых русских монет, получивших названия златников и сребреников, был осуществлен при князе Владимире Святославиче (Владимире Великом). На лицевой стороне (аверсе) монет первого выпуска был изображен князь с поясняющей надписью: «Владимир на столе», или «Владимир, а се его злато», или «Владимир, а се его сребро». Над его левым плечом был помещен княжеский родовой знак в виде трезубца. 

https://cdn-s-static.arzamas.academy/storage/picture/2188/gallery_picture-e2b4816b-fde7-4cfd-a2f2-6b40ee98a7b4

Киевская серебряная гривна. XI–XIII века

  1.  С XII века широкое хождение монет прекратилось. Для проведения крупных торговых операций и покупок, выплат дани, совершения вкладов в церкви и монастыри использовались серебряные слитки весом до 200 граммов, в XII–XIII веках называвшиеся гривнами серебра. С XIV века они стали именоваться рублями, а их половинки — полтинами. Выделяются несколько видов гривен, которые по своей форме отличаются друг от друга. По местам обнаружения они получили разные названия: киевские, новгородские, черниговские, литовские. 

https://cdn-s-static.arzamas.academy/uploads/ckeditor/pictures/5755/content_denga.jpg

Денга Дмитрия Донского. Конец XIV века

  1. С середины XIV века в русских землях, соседствовавших с золотоордынскими владениями, стали использоваться серебряные монеты Золотой Орды, называвшиеся дангами. Отсюда происходит и название русских монет — денга (или деньга), упоминания о которых встречаются в письменных источниках с 1380-х годов

В Московском княжестве в 1374–1380 годах производится чеканка первых именных денег великого князя Дмитрия Ивановича (Дмитрия Донского) с поясным изображением человека с саблей и топором или петуха на лицевой стороне и титулом и именем золотоордынского хана Узбека на оборотной.

1 копейка 1535 года. Копейка Елены Глинской

Копейка 1535 года периода регентства Елены Глинской

  1. Указом великого князя Ивана Васильевича (Ивана Грозного) и его матери, великой княгини Елены Глинской, запрещалось обращение поддельных, низкопробных и обрезанных серебряных монет, выпущенных в различных русских городах в предыдущие правления (так называемая денежная реформа Елены Глинской).

Началась централизованная чеканка новых монет — копеек (денег копейных), имевших на лицевой стороне изображение великого князя на коне с копьем в руке, денег с изображением ездеца с саблей и полушек с изображением птички. Новые монеты выпускались на государственных денежных дворах в Москве, Новгороде, Пскове и Твери.  Копейка равнялась двум денгам, или четырем полушкам. Рубль являлся счетно-весовым понятием и содержал сто копеек. Для мелкого розничного обращения чеканились медные монеты — пулы. Таким образом, с образованием единого централизованного государства в России образуется и единая денежная система.

Задание 1.  При проведении своего исследования ученики озаглавили разделы. Расставьте названия разделов в правильном порядке, исходя из логики повествования:

А – Единая монетная система

Б – Товарные деньги в России

В - Первые иностранные монеты

Г – Безмонетный период XII – XIII вв.

Д - Первые собственные монеты

Е – Начало чеканки монет в русских княжествах

Ответ:

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

Задание 2.  В тексте приводится история развития денежной системы в хронологической последовательности. Соедините даты и содержание событий в правильном порядке:

Дата

Содержание события

1.  Конец VIII-начало IX вв.

А. На территории древнерусских земель использовались монеты Золотой Орды

2.  XI-XI вв.

Б. Начался выпуск первых русских монет

3.  XII век

В. В древнерусских поселениях в ходу были иностранные монеты

4.  середина XIV века

Г. На государственных денежных дворах началась централизованная чеканка копеек

5. первая половина XVI века

Д. Широкое хождение монет прекратилось и для расчета использовались гривны

Ответ:

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

Задание 3.  В исследовании учеников упоминается, что монета имеет лицевую и оборотную сторону.  Напишите, как они называются. Ответ дайте одним словом:

Лицевая сторона монеты____________

Оборотная сторона монеты____________

Задание 4.  В тексте Вам встретилось понятие «гривна». Опираясь на текст, запишите его определение:

Гривна-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.  В тексте приводятся имена правителей России в разные периоды ее истории. Из списка выделите тех, кто из правителей   России  упоминается. Напротив каждого верного ответа поставьте знак  X


Имя правителя

Является российским правителем и упоминается в тексте

Юстиниан

Владимир Великий

Владимир Мономах

Дмитрий Донской

Чингисхан

Иван Грозный

Петр Великий

Задание 6.  В своем исследовании ребята установили, что название денег в разные периоды нашей истории произошли от слов, как русского, так и иностранного происхождения. Используя данные исследования, объясните происхождение слов.

Куны - _____________________________________________________________________

Златники-__________________________________________________________________

Сребреники-_______________________________________________________________

Полтина-__________________________________________________________________

Деньга-___________________________________________________________________

Копейка-___________________________________________________________________

Какие еще названия монет упоминаются в тексте?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. В тексте утверждается, что в разные периоды на монетах были разные изображения. Каких изображений не было на монетах в России

А) Трезубец;

Б) Мамонт;

В) Всадник с копьем;

Г) Человек с саблей;

Что изображено на современных монетах России?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. В процессе своего исследования ребята установили, что современные монеты, которые они используют, имеют черты сходства и различия с монетами, которые вошли во времена Елены Глинской и Ивана Васильевича. Выберите черты сходства и различия. Соответствующий номер запишите в графу таблицы. Сначала запишите три черты сходства, затем отличия.

  1. Изготавливаются из металла;
  2. Преимущественно в ходу монеты из драгоценных металлов;
  3. На лицевой стороне изображен правитель государства;
  4. Называются «копейка» и «рубль»;
  5. Выпускаются на монетном дворе в Санкт-Петербурге;
  6. На монете может изображаться всадник с копьем.

Черты сходства

Черты различия

Задание 9. (ФинГ) В процессе подготовки задания между ребятами возник спор. Часть учеников считала, что сегодня с приходом Интернета и компьютера оплата покупок банковской картой / безналичная оплата покупок  стала гораздо удобнее, чем в прошлом при помощи монет, а затем банкнот. Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте один аргумент в поддержку сторонников «безналичной оплаты» и один аргумент в поддержку «оплаты наличными».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания

Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания...

Развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания (методы, приемы, оценка)

Работа посвящена развитию функциональной грамотности школьников на уроках истории и обществознания....

Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания

В работе описаны опробированные методы и приемы по формированияю читательской грамотности на уроках истории и обществознания...

Развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания...

Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших класса - как важный фактор подготовки к ГИА.

В статье  рассмотрены вропросы по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания. Показаны виды функциональной грамотноти, технологии, методы , приемы и особенности фо...

Педагогический проект "Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания"

В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизн...