2 | Актуализация знаний | Познавательные: Коммуникативные: монологическое высказывание, оценка устного ответа одноклассников | Ребята, какую страну мы с вами сейчас изучаем? (Слайд 1). Давайте проверим: насколько мы хорошо знаем историю этой страны. Для этого проведем небольшой блиц-опрос.
Организует исторический блиц-опрос, требующий быстрого и краткого ответа. За каждый правильный ответ мы ставим себе плюсики в лист самооценки 1. В какой области Средней Греции расположены Афины? | 2. Автор поэмы «Илиада»? | 3. Район Афин, в котором жили гончары? | 4. Тяжеловооруженные пешие воины? | 5. Рабы Спарты? | 6. Остров Минотавра? | 7. Герой троянской войны с уязвимо пятой | 8. Государственное устройство Спарты | 9. Где погибли 300 спартанцев? | 10. Подарок Афины Афинам |
| - Древнюю Грецию.
Отвечают на вопросы. Осуществляют взаимопроверку 1. Аттика | 2. Гомер | 3. Керамик | 4. Гоплиты | 5. Илоты | 6. Крит | 7. Ахиллес | 8. Олигархия | 9. В Фермопилах | 10 . Оливковое дерево. |
|
2 мин |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | А сегодня мы приступаем к изучению Древнегреческой культуры. Вспомните, что такое «культура»? Древнегреческая культура достигла своего наивысшего расцвета в 5-4 веках до н. э. этому способствовало возникновение алфавитной письменность. Ребята, у какого народа могли перенять эту письменность греки? В финикийском алфавите были только согласные буквы, а греки дополнили его гласными. Легкость освоения алфавита позволила многим грекам стать образованными.
Ребята, попробуем определить тему нашего сегодняшнего урока. Посмотрите на слайд – что изображено на этой картине (Слайд 2). Где это происходит? Какую роль играет Народное собрание в Афинах? Почему? С какого века в Афинах утвердилась демократия? Какие люди могут присутствовать на Народном собрание и участвовать в управлении страной?
На доске записывает слово ГРАЖДАНЕ - теперь взгляните на следующий слайд (Слайд 3). Кто это? Что вы знаете о нем? Записываю УЧЕНЫЕ. Теперь осталось определить еще одно слово в теме нашего урока.(Слайд 4). Что изображено на чернофигурной вазе? Или кто? Запись на доске АТЛЕТЫ Посмотрите – какая у нас получилась тема урока: «Граждане, ученые, атлеты».(Слайд 5). Куда, в какой греческий полис мы должны отправиться, чтобы узнать о них? А может в Спарту? Объясните – почему?
Кого воспитывают спартанцы? Какое развитие детей для них важнее – физическое или умственное? Значит воспитание в Спарте одностороннее, да? Посмотрите на тему урока «Граждане, ученые, атлеты». Граждане Афин, чтобы участвовать в управлении страной какими должны быть (образованными, грамотными). А ученые – это какие люди (умные). А атлеты? (сильные, красивые) Если граждане Афин и образованные, и умные, и сильные, значит воспитание в Афинах нацелено на развитие какой личности? Всесторонне развитой личности.
По сравнению со спартанским воспитанием афинское, на первый взгляд, кажется просто идеальным. Так ли оно безупречно? Давайте выдвинем гипотезу?
Гипотеза: «Афинское воспитание было идеальным!»
В Спарте детей обучали и воспитывали в лагере, очень похожем на военный. А где учились дети афинян, чтобы стать полноправными гражданами Афин, выдающимися учеными и атлетами? Система образования в Древней Греции включала три типа учебных заведений: школы, палестры и гимнасии. (на доске схема: «Учебные заведения ДревнихАфин»).
Какой план работы на этом уроке мы составим? ». (Слайд 6).
План урока: 1.школы 2.палестры 3.гимнасии
| - Достижения людей в разных областях человеческой деятельности: в образовании, науке, литературе, искусстве и т.д. - это все, что создано человеком, его руками, умом, вдохновением
- Народное собрание
- в Афинах. Потому что здесь демократия – власть народа.
- с V века
- свободные граждане
- Геродот – отец истории, живший в Афинах, написавший трактат «История» и описавший Греко-персидские войны». Ученый.
Атлеты
В Афины.
Нет. В Спарте нет ученых.
Воинов. Физическое.
В лагере
Да.
| 7мин |
4 | Восприятие и осмысление учащимися нового материала | Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства Коммуникативные: сотрудничают в группе для успешного решения познавательной задачи, высказывают свое мнение | Мы любим работать в группах? 1 группа будет изучать школу, 2 группа – палестру, 3 группа – гимнасии. Вы видите у себя на столах секретные конверты – возьмите конверт №1. Что в нем? Т.е. разные источники информации, которые помогут вам справиться с заданиями. По результатам своих исследований вы должны подготовить рассказ и продолжить составление начатой мной опорной схемы. У вас 5 мин на работу с источниками + 2 мин – на выступление. Работаем. Организует работу в группах.
Выступление групп сопровождает показом слайдов (Слайды 7-14)
Ребята, вы проделали большую работу. Теперь, возвращаясь к нашей гипотезе, скажите является ли афинское образование идеальным, безупречным, или вы нашли недостатки. Если нашли, то какие?
В дальнейшем где могли выпускники свои знания и умения, полученные в учебных заведениях?
Из Древней Греции берут начало многие современные науки. Обратимся к тексту учебника на стр. 181 п.2. В конверте №2 вы найдете задание для работы в парах. Прочитав текст, вам надо заполнить пустые ячейки таблицы. Организует работу в парах, проверку выполненного задания.(Слайд 15).
Те юноши, которые в период учебы в палестрах, проявили незаурядные спортивные способности участвовали в самых главных в Древней Греции состязаниях – Олимпийских играх.
Послушайте пожалуйста сообщение об истории Олимпийских игр, которое подготовила . (Презентация 2)
. | Работают в группах
Выступление докладчиков от групп. На доске прикрепляют к схеме ключевые слова, которые выбирает из разложенных на столе.
Дописывают схему в рабочих листах.
Недостатки: платное обучение, девочки не учились, учились с раннего утра до самой заката, детей били
Участвовали в управлении страной, занимали должности, могли стать учеными, атлетами, воинами
Работа в парах
Сообщение Сакияевой Алтаны. | 10 мин
5 мин |
6 | Информация о домашнем задании. | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Параграф 38 о/в Сравнить афинскую школу и современную школу Общее: | 1.всестороннее развитие личности 2.учили писать, считать, читать, музыка, рисование, учили стихи 3.каникулы 4.праздничные дни, в которые не посещали школу 5.уровни образования (начальное. среднее, высшее)
| Различия | Афинская школа | Современная школа | 1)платное образование в школе | 2)бесплатное школьное образование | 2)учились только мальчики | 2)учатся и мальчики, и девочки | 3)с 7 лет | 3) с 6,6 лет | 4)педагог –сопровождающий ребенка | 4) педагог – обучает ребенка (ЗУН) | 5)наказание розгами | 5)запрещено физическое насилие | 6)каникулы весной | 6)каникулы осенью, весной, летом | 7)материалы письма: дощечки, папирус, стиль, тростниковое перо | 7)материал письма: бумага и шариковая ручка |
| Домашнее задание записывают в дневник. |
|