Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Парты в классе расставлены так, чтобы за них могли сесть четыре группы учеников. Распределение на группы происходит с помощью карточек-иллюстраций к мифу (4 группы – иллюстрации к 4 мифам). При входе в класс, учащиеся вытягивают из коробки карточки-иллюстрации. На каждом столе лежит увеличенная иллюстрация к мифу, соответствующая каждой группе карточек, чтобы ученикам легче было ориентироваться и поделиться на группы. | Учащиеся вытягивают из коробки карточки-иллюстрации, готовят рабочие места, делятся на группы. | Личностные : самоопределение;регулятивные : целеполагание;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Учитель показывает слайды, где изображены: 1) Карта Древней Греции 2) Гора Олимп 3) Парфенон - главный храм в древних Афинах 4) Похищение Европы Зевсом в обличии быка (роспись краснофигурного сосуда) 5) Эмблема Олимпийских игр Учитель задает вопросы: 1. Что изображено на каждом из представленных слайдов? 2. Что их объединяет? 3. Предположите, о чём мы сегодня будем говорить.
| Ученики рассматривают слайды, отвечают на вопросы:
2. Все изображения объединяет то, что они связаны с мифами Древней Греции. 3. Сегодня тема нашего урока - "Мифы Древней Греции" | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Учитель обращается к классу: – Что же такое миф? Прочтите статью в учебнике о мифах и выпишите определение мифа в вашу технологическую карту. Возвращаемся к высказываниям учеников в начале урока, сверяем определение, данное в статье учебника, с предположениями учеников, верное определение записывается в технологическую карту ученика. В результате работы должна появиться следующая запись: Миф (греч. mythos сказание, предание) – произведение, созданное фантазией народа. В мифах рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев, которые воспринимались не вымышленными, а вполне реальными. Совокупность мифов и мифологических представлений называется мифологией. У каждого народа есть своя мифология, но мифы – произведения устного народного творчества, за время развития народа мифы по разным причинам могли быть утрачены. – Какая мифология нам известна больше всего? Мифы Древней Греции были записаны и систематизированы Гесиодом в поэме «Теогония» («родословная богов»), а также отражены в поэтических циклах сказаний о героях. 2. Составление кластера «Мифы Древней Греции». Итак, мы изучаем мифы Древней Греции, потому что они хорошо сохранились и повлияли на развитие мировой культуры. – Какие мифы Древней Греции вам известны? Составьте кластер. Образец кластера
– Какой произведение, отмеченное в кластере, представляет собой цикл мифов, состоящий из двенадцати сказаний, рассказывающих о приключениях сына Зевса и Алкмены? – Сегодня мы знакомимся с некоторыми мифами о подвигах Геракла подробнее. Прежде, чем перейти к изучению мифов, необходимо сказать, что Эллины поклонялись богам и героям. - Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле.
- Люди смертны, зависят от воли богов.
- Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов.
| Работают с предложенным теоретическим материалом, стараются сформулировать главную мысль. Участвуют в проблемном диалоге.
Составляют кластер. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы
|
Постановка учебной задачи | На основе прочитанного сформулируйте, что такое миф. Вы можете дополнить предыдущий ответ или записать другой. | Ученики выводят основное определение мифа:
Миф - история о таинственных силах, управляющих миром и природными явлениями, и о людях, которые оказались равны богам, то есть о героях.
| Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы
|
Построение проекта выхода из затруднения | Работа в группах. Работа с мифами из цикла «Подвиги Геракла». Ученики и работают над выполнением задания, которое выдаётся каждой группе (см. приложение 2). Миф для каждой группы распечатан на отдельном листе
Создание мини-проекта. Каждой группе необходимо прочитать миф, ответить на вопросы, данные в карточке (см. приложение 2 ). Из предоставленного материала (листы формата А3, газеты, журналы, карандаши, фломастеры) каждой группе необходимо создать иллюстрацию в технике «коллаж», отражающую содержание или основную мысль мифа. Работа должна быть красиво оформлена. Все этапы выполнения работы фиксируются в письменном виде в таблице (см. приложение 2 ). От команды делегируется докладчик, который представляет проект и путь достижения результата.
Выступление групп Во время выступления одной группы остальные ученики могут задавать дополнительные вопросы, уточнять ответы.
| Работа в группах.
Распределение ролей (выступающий, художник, вдохновитель, организатор и т.д.)
Выступление докладчика и подготовка вопросов к выступлениям других групп.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
|
Первичное закрепление | – Мы познакомились с несколькими мифами, повествующими о подвигах Геракла. Скажите, какие произведения напоминают мифы? Сравним миф и сказку, чтобы выявить отличительные особенности мифа. Работа может выполняться коллективно. Вопросы, которые помогут учащимся выявить отличие мифа от сказки и определить общие черты: – В каких русских сказках герой должен совершить необыкновенное и трудное путешествие в заколдованную страну, чтобы оттуда принести какой-то предмет или совершить какой-нибудь подвиг? Как эта страна называется в русских сказках? – Сказки какого типа больше всего похожи на мифы?
| Ученики отвечают на вопросы. Рассуждают об отличиях мифа и сказки, отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Составление таблицы « Миф и сказка».
Образец заполнения таблицы: | миф | сказка | Общее | Созданы фантазией народа | Созданы фантазией народа | Передавались в устной форме | Передавались в устной форме | Сюжет (Сюжет некоторых мифов похож на волшебные сказки) | сюжет | отличия | Люди верили в истинность мифа | вымысел | Объясняет устройство мира | Развлекает, поучает | Место заколдованных стран определённо | Место действия названо неопределённо (Тридевятое царство) |
| Ученики составляют таблицу. Рассуждают, находят отличительные особенности мифа и сказки. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
|
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию, задает вопросы классу:
Какие мифы мы с вами читали? Что вам особенно понравилось на уроке? Чему мы учились на уроке? | Предполагаемые ответы учеников:
Сегодня на уроке мы читали мифы Древней Греции.
Выступления групп. Мне понравилось читать мифы.
На уроке мы учились внимательно читать, анализировать произведение.
Учат смелости и стойкости, не пассовать перед трудностями, всегда добиваться намеченной цели. | Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;познавательные: рефлексия;личностные: смыслообразование. |
8.Домашнее задание |
Прочитать миф «Яблоки Гесперид». - От лица Геракла рассказать об одном из своих подвигов или создать кроссворд по мифам о подвигах Геракла.
- По желанию: выполнить иллюстрацию к одному из мифов о Геракле.
|
|
|