Технологическая карта урока по обществознанию "Права и обязанности граждан"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Шашкова Марина Михайловна

Технологическая карта урока по обществознанию. ФГОС. 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4-5._prava_i_obyazannosti_grazhdan.docx141.93 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 7 КЛАСС.

Урок 4– 5.     ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН.

Цели
и задачи

Познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан и принципами, которые лежат в их основе, группами гражданских прав.

Сформировать у учащихся понимание, что права человека принадлежат каждому от рождения и закреплены в законах, в которых особое внимание уделяется юридическим гарантиям прав и свобод.

Познакомить школьников с конституционными правами и обязанностями граждан РФ, механизмами реализации и защиты прав и свобод человека, особенностями правового статуса несовершеннолетних.

Подвести учащихся к пониманию механизмов защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина.

Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научиться объяснять сущность правового статуса человека; определять принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина; находить нужную правовую информацию в различных источниках; применять основные правовые термины и понятия права, естественные права, неотчуждаемые права, обязанности; анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку социальным и правовым явлениям с позиций, принятых в современном российском обществе;

Метапредметные:

1) коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, чувства ответственности за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Образовательные технологии

Проблемное обучение

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library

Оборудование

Конституция РФ (гл. 2), Международный пакт о гражданских и политических правах человека; Международный

пакт об экономических, социальных и культурных правах человека; Конвенция ООН о правах ребёнка, Учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Основные
понятия

Права и свободы, обязанности, неотчуждаемые, право, правовой статус, закон, Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека, Уполномоченный по правам ребенка.


Организационная структура урока. Ход урока 1.

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I.  Организационный
момент
(1-2 мин)

 Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

Коллективная

II. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятель-

ности
(4-5 мин)

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Послушайте отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и ответьте на вопросы.

—  Пусть присяжные решают, виновен он или нет, - произнес Король в двадцатый раз за этот день.

—  Нет! - сказала Королева. — Пусть выносят приговор! А виновен он или нет - потом разберемся!

—  Чепуха! -сказала громко Алиса. — Как только такое в голову может прийти!

—  Молчать! - крикнула Королева, багровея.

—  И не думаю,- ответила Алиса.

—  Рубите ей голову! - крикнула Королева во весь голос.

Вопросы к классу

  • Как вы думаете, права ли Королева?
  • Что же нарушила Королева? Какие права гражданина были нарушены?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Права и обязанности граждан».

—  Предположите, о чем мы будем говорить.

—  На какие вопросы нам предстоит ответить?

 (Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

План уроков

1.  Права и свободы человека и гражданина.

2.  Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина.

3.  Права ребенка и их защита.

4.  Нет прав без обязанностей.

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

1.  Установите соответствие между понятиями и их определениями.

Определение

Понятие

  1. Принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое
  2. Коллективные привычки, издавна действующие в больших группах людей
  3. Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих
  4.   4.Совокупность действий,
        установленных  обычаями или
        ритуалами
  1. Обычаи

Б. Манеры

  1. Этикет

Г. Обряды

1 В

2 А

3 Б

4 Г

Слушают учителя, принимают участие

в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Регулятивные: контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Изучение
нового материала                  

(10-12 мин)

ФИЗКУЛЬТ-
МИНУТКА  
(1-2 мин)

Рассказ
с элементами беседы.

Учитель проводит с учащимися гимнастику для глаз.

1. Права и свободы человека и гражданина

Задание: вспомните, сколько раз за день вы употребили слова «свобода» и «права».

—        Какие ассоциации у вас возникают при этих словах?

(Ответы учеников.)

Обсудим на наших уроках вопросы соотношения прав и свобод человека.

По своей природе и системе гарантий права и свободы гражданина не имеют принципиальных отличий. Термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора: свобода совести, мысли, слова, выбора профессии или рода деятельности и др.

Термин «право» определяет конкретные действия человека: право избирать и быть избранным, право на участие в митингах и демонстрациях, на занятие государственных должностей, на образование, медицинскую помощь и т. п.

Существует и такое понимание свободы и прав человека:

•  что хочу, то и ворочу;

•  долой любые законы и порядки — да здравствует свобода;

•  грабь награбленное.

Верны ли они?

(ответы учащихся)

В нашей стране права и обязанности граждан закреплены в основном законе – Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием – это красный день календаря.

Конституция РФ – это высший нормативный правовой акт Российской Федерации.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Статья 2 Конституции РФ гласит:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.»

- Какие же основные права и свободы человека и гражданина провозглашает основной закон нашей страны?

Давайте вместе просчитаем с вами Главу 2 Конституции.

Задание: выделить основные группы прав человека.

  1. Гражданские (личные) права: 

(могут быть названы исходными, т.е. такими, без которых нет смысла вообще говорить о правах человека):

Право на :    

  • жизнь
  • свободу
  • личную неприкосновенность
  • честь
  • достоинство
  • выбор места пребывания и места жительства
  • пользование родным языком

2  Политические права:

(обеспечивают возможномть участия граждан в политической жизни страны)

Право на :

  • возможность участия граждан в политической жизни страны
  • право избирать и быть избранным.
  • объединения (союзы, партии, политические движения)
  • на участие в мирных шествиях, митингах
  • свободу информации.

3. Социальные права:

(позволяющих человеку претендовать на получение от государства определенных материальных благ)

Право на :

  • право на социальное обеспечение;
  • право на образование;
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • право на жилище;
  • особые права детей и права инвалидов.

  1. Экономические права:

(определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, ориентированы на благосостояние и достойный уровень жизни человека)

Право на :

  • на частную собственность
  • наследовать имущество  
  • свободу предпринимательской деятельности
  • на труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию
  • на вознаграждение за труд

5.   Культурные права:

(обеспечивают духовное развитие личности)

Право на :

  • образование
  • участие в культурной жизни страны
  • доступ к культурным ценностям
  • пользование учреждениями культуры
  • свободу творчества и преподавания
  • на охрану интеллектуальной собственности

Конечно же, Вы знаете народную мудрость: «Что написано пером, того не вырубишь топором». Можно сказать, что закрепление прав в законах делает их прочными, придаёт им обязательную силу.

Но существуют официальные (юридические) понятия и принципы, характеризующие силу прав и свобод:

1.   Всеобщий характер.  Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах, не зависимо от расы, пола, вероисповедания, политических взглядов, национального происхождения и социального положения.

2. Неотчуждаемый характер. Они не отделимы от самого человека, их нельзя отнять, но и нельзя купить, заработать или унаследовать. Они принадлежат с рождения и до самой смерти.

3. Неделимый характер. Каждый человек обладает всей совокупностью прав.

4.   Равенство всех перед законом и судом.

 *          *           *           *            *             *

Задание: работая в группах, придумайте ситуации, в которых ваши права не должны нарушать права других.

(Проверка выполнения задания.)

Следовательно, права, свободы и обязанности человека связаны между собой. Вместе они составляют правовой статус гражданина.

Правовой статус гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права.

Это правоспособность и дееспособность человека и гражданина.

Конституционная правоспособность означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности.

 Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Конституционная дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их.

Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 60 Конституции РФ).

Различают следующие виды дееспособности:

Абсолютная недееспособность длится с рождения до 6 лет. Дети в этом возрасте не могут сами отвечать за свои поступки. Обусловлено это особенностями психики. Законные представители полностью сами отвечают за подопечного.

Полная дееспособность наступает по достижении 18-летнего возраста (приравненные к ним законом);

Частичная дееспособность:

несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет (малолетние) – могут осуществлять мелкие бытовые сделки самостоятельно или с согласия родителе/законных представителей;

граждане, в возрасте от 14 до 18 лет; (несовершеннолетние) – может совершать сделки от своего имени, самостоятельно расходовать личные деньги, вносить вклады в банк;

ограниченные в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;

Граждане, признанные недееспособными вследствие психического расстройства (по заключению специальной медицинской комиссии и решению суда).

2. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.

В Конституции РФ записано: «Государство признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» и в соответствии с настоящей Конституцией обязуется их защищать.

Вывод: важно не только иметь права. Необходимо уметь их защищать.

—        Необходимо ли нам обсуждать эту проблему?

(Ответы учеников.)

Вы хорошо понимаете, что грамотного человека в области права достаточно трудно обмануть. В законах закреплены способы защиты прав человека и установлены процедуры, обеспечивающие восстановление справедливости и наказание тех, кто нарушает права.

Сегодня вокруг нас достаточно много несправедливости. А как было в давние времена?

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

(Приложение 2)

(Проверка выполнения задания.)

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета.

Устные ответы,

выполненные

задания

IV. Работа по теме урока и закрепление изученного.
(7-8 мин)

Мы начали наш урок с отрывка из сказки «Алиса в стане чудес», в которой нашли случай нарушения прав человека. предлагаю и в завершении нашего урока для закрепления изученного тоже обратиться к известным сказкам.

Творческое задание.

Ответьте на вопросы.

—        В какой сказке и кто нарушил право зайца на неприкосновенность жилища? (Сказка «Лиса и заяц», лиса выгнала зайца из лубяной избы.)

—        Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка-путешественница, старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города.)

—        В какой сказке и кто нарушил право на свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Золотой ключик или Приключения Буратино», Карабас-Барабас.)

—        Кто пользовался правом на свободное передвижение, используя нетрадиционный летательный аппарат? (Баба-яга летала в ступе, Аладдин — на ковре-самолете, Гарри Поттер — на метле.)

—        Кто нарушил право на свободу и держал несовершеннолетнего мальчика в холодном плену? (Снежная королева.)

—        Кто пользовался правом иметь подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка».)

Внимательно слушают.

Выполняют
задания.

Самостоятельно читают текст, выполняют задания, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;

ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения

Личностные:

ориентироваться в актуальных общественных событиях, определять личную гражданскую позицию;

оценивать происходящие события и поведения людей с точки зрения морали и права;

предвидеть возможные последствия определённых социальных действий;

осознанно выполнять гражданские обязанности, защищать права человека и гражданина;

Устные ответы,

записи
в тетради

V. Итоги урока.

(3-5 мин)

Обобщение полученных на уроке сведений.

Выставление оценок

Для подведения итогов предлагаю разделиться   на команды, обсудите, какие права человека и гражданина нарушил тот или иной сказочный персонаж или какими правами воспользовался. При ответе используйте выдержки из гл. 2 Конституции РФ.

(Ученики получают раздаточный материал.)

Возможные персонажи:

•        Кощей Бессмертный из сказки «Царевна-лягушка» (нарушил право на свободу — держал в плену Василису Премудрую);

•        лиса из сказки «Колобок» (нарушила право на личную неприкосновенность);

•   медведь из сказки «Теремок», волк из сказки «Три поросенка» (нарушили право на неприкосновенность жилища);

• барон Мюнхгаузен, Карлсон, Колобок (воспользовались правом на свободу передвижения);

•  Буратино, Знайка (воспользовались правом на образование);

 • звери из сказки «Айболит» (воспользовались правом на медицинскую помощь)',

•  три поросенка, заяц из сказки «Лиса и заяц» (воспользовались правами на труд и частную собственность — построили избушки и владели ими).

(Проверка выполнения задания.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопрос, передавая символический значок

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес

к изучению предмета.

Устные ответы

VI. Рефлексия
(
3-4 мин)

Заключительная беседа.

Итак, мы познакомились с основными правами и обязанностями гражданина, рассмотрели документы, закрепляющие права и обязанности, определили роль и функции государства.

Ну и в завершении нашего урока давайте попытаемся выступить в качестве законодателей.

Задание: в ваших тетрадях обведите ваши ладошку и напишите те права, которых у вас нет, но вы хотели бы получить.

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.
 

Устные ответы

VII. Домашнее задание
(1-2 мин)

Комментарий учителя

1.        Прочитать § 2 стр. 16-19 учебника.

2.        Выполнить одно из двух заданий на выбор:

•        •  составить список своих прав и обязанностей в школе;

• подготовить эссе на тему «Не бывает лишних прав».

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

ОГРАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА.  ХОД УРОКА 2.

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I.  Организационный
момент

(1-2 мин.)

 Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

Коллективная

II. Мотивация
к учебной деятельности
(5-7 мин)

  1. Вспомним тему нашего прошлого урока. мы с вами говорили и правах человека.
  2. Назовите основные группы прав человека и гражданина.
  3. Задание: соотнеси права человека и виды прав:

1. Гражданские права.

2. Политические права.

3. Экономические

права.

4. Социальные права.

5. Культурные права.

А.  Участие в выборах президента.

Б.  Выход на пенсию по возрасту.

В.  Устройство на работу.

Г.  Выступление на митинге.

Д.  Участие в выставке фотографий.

Е.  Школьные каникулы.

Ж. Переезд на постоянное место жительства.

З.  Продажа автомобиля.

И.  Чтение газетных статей в Интернете.

К.  Получение полиса обязательного медицинского страхования.

Л. Участие в референдуме.

М. Защита чести и достоинства в суде.

Н. Получение квартиры в наследство.

1

2

3

4

5

Ж М

А Г Л

З Н

Б Е К

Д И

  1. Что здесь лишнее и почему?

- Право на жизнь, на свободу, на труд, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство.

- Право на отдых, на образование, на здравоохранение, на участие в культурной жизни, на жилище.

- Право на участие граждан в политической жизни страны, право избирать и быть избранным, право на достойный уровень жизни, право на участие в митингах.

        (ответы учащихся)

Работа в группах.

Конкурс «Права человека».

Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев.

Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

  •  Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? (право на жизнь.)
  • Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка- путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (Свободное  передвижение).
  •  Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на…

  (Личную неприкосновенность).

  •  Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на…  (Неприкосновенность жилища).
  •  А. Пушкин написал гениальную «Сказку о попе и работнике его Балде». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (право на труд)
  •  В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на (Жизнь и личную неприкосновенность).
  •   Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-Птицу у царя Берендея, нарушил его право на…

(Владение имуществом).

  • Какое право крысы Шушеры из сказки А. Толстого «Золотой ключик» нарушил Папа Карло, запустив в нее башмаком? (право на личную неприкосновенность)
  •   Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? (правом на образование)  
  • Сказка К. Чуковского «Айболит»

«Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит».

(Право на охрану здоровья и медицинскую помощь).

  •  Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

«Козлятушки, детушки,

 Отопритеся, отворитеся,

Ваша мама пришла, молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

С копытечка на сыру землю».

(Право на свободу и личную неприкосновенность).

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Регулятивные: контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Изучение
нового материала

(8-10 мин)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(1-2 мин)

Учитель проводит с учащимися гимнастику для глаз.

Мы с вами уже выяснили, что древние законы не были справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в обществе: за один и тот же поступок следовали разные наказания. На определенном этапе развития общество стало нуждаться в специальных органах, которые должны были защищать права и интересы тех, кто оказался в беде.

Кто и как еще обеспечивает наши права?

Давайте познакомимся с другими нормативными актами и международными документами. (презентация НПА)

Международные документы, закрепляющие важнейшие права и свободы человека:

• Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) — состоит из 30 статей, в которых перечислены основные права;

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);

• Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);

• Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (26 мая 1995 г.).

• Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г.);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

Учитель рассказывает учащимся о Всеобщей декларации прав человека и объясняет, почему закрепление прав в национальном законодательстве является необходимым.

Для того чтобы дети смогли лучше понять это положение, учитель просит учащихся назвать синонимы к слову «закреплены». Затем, корректируя их ответы, объясняет юридическое значение слова.
Далее учитель предлагает семиклассникам поэтапно
проследить путь законодательного закрепления прав человека по следующей схеме:

Схема «Законодательное закрепление прав человека»

Всеобщая декларация прав человека

Международные пакты о правах человека

Основной закон (Конституция)

Национальное законодательство

Дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому они часто становятся жертвами несправедливости и насилия. Чтобы защитить маленьких членов общества от несправедливости, в России права детей регулируются, наряду с Конституцией и Семейным кодексом, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. К основным направлениям деятельности в области защиты прав детей относят: поддержку семьи; утверждение здорового образа жизни; поддержку разных форм трудовой занятости подростков и молодёжи; организацию досуга детей; профилактику детской инвалидности; реабилитацию детей-инвалидов и т. п.

Государство особо защищает права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей.

Государство особо защищает права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей

В России появилась должность Уполномоченного по правам ребёнка, осуществляющего независимый контроль за соблюдением прав детей.

В случае нарушения твоих прав, даже если они были нарушены государственными служащими (работниками правоохранительных органов, органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав), ты имеешь право обратиться к Уполномоченному по правам ребёнка.

Уполномоченный по правам ребёнка вправе влиять на любую ситуацию, создающую опасность здоровью и жизни детей, где бы это ни было: в семье, в школе, на улице и даже в колонии для несовершеннолетних нарушителей закона.
В Субъектах Российской Федерации утверждены должности региональных Уполномоченных по правам ребёнка.

*            *            *            *            *            *

  4.                                   «Поэтом можешь ты не быть

  Но гражданином быть обязан,

                            А что такое гражданин?

                                  Отечества достойный сын»

  Н.А. Некрасов
« Поэт и гражданин»

Но свобода человека не означает вседозволенности.

Известна история о хулигане, утверждающем, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа».

Нельзя вести себя, руководствуясь принципом: «Раз я свободный человек, то могу делать все, что хочу». Не следует забывать и о границах, в рамках которых эта свобода должна проявляться.

Представим себе, что свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Можно ли с уверенностью говорить о соблюдении прав человека. Приведите примеры из нашей обычной жизни.

Вывод: Твоя свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому, т. е. твоя свобода ограничена правами и свободами других людей.

Мы плавно подошли к новому понятию – обязанность. Определение записываем в тетрадь.

Обязанность — это предусмотренная законом мера должного поведения субъектов права (гражданских, юридических лиц), требующая от них совершения предписанных законом действий. 

Вопрос классу: Какие обязанности вы знаете? Приведите примеры.

(ответы учащихся)

Французский писатель и общественный деятель Ламене утверждал: «Обязанность без права есть рабство; право без обязанности — анархия».

Вопрос классу: как вы понимаете смысл этого выражения?

—  Какие из обязанностей вам представляются наиболее важными?

—  Можно ли так ставить вопрос?

—  Как вы думаете, только ли на правовые нормы опираются наши обязанности? Свой ответ аргументируйте.

(Ответы учеников.)

Соблюдать
Конституцию
и законы РФ

Защищать
Отечество

Обеспечить получение детьми обязательного
основного общего
образования

   

Конституционные обязанности граждан РФ

Платить законно установленные налоги и сборы

Сохранять
природу
и окружающую среду

Заботиться о
несовершеннолетних детях и
нетрудоспособных родителях

 

Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

 

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета.

Устные ответы,

выполненные

задания

IV. Работа по теме урока и закрепление изученного.
(7-8 мин)

Итак, мы разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять.

Но случается так, что про свои обязанности человек забывает и попадает в неприятные истории.

Задание: на конкретных примерах мы постараемся закрепить изученный материал.

(Каждая группа получит карточку со своим заданием. Приложение 2)

Ответы учащихся

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;

ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения

Личностные:

ориентироваться в актуальных общественных событиях, определять личную гражданскую позицию;

оценивать происходящие события и поведения людей с точки зрения морали и права;

предвидеть возможные последствия определённых социальных действий;

осознанно выполнять гражданские обязанности, защищать права человека и гражданина;

Устные ответы,

записи
в тетради

V. Итоги урока.
(3-5 мин)

Мы познакомились с правовым статусом человека. Для закрепления материала проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

Творческие задания

Дополните фразу так, чтобы каждому праву соответствовала обязанность. Обязанности всегда предельно конкретны, тогда они понятны и выполнимы.

•  Дети имеют право на то, чтобы их серьезно воспринимали, и обязанность...(слушать других).

•  Дети имеют право на хорошее образование и обязанность... (учиться и уважать своих учителей).

• Дети имеют право делать ошибки и обязанность...(делать выводы из них, признавать их).

•   Дети имеют право на чистую окружающую среду и обязанность... («не загрязнять ее).

  • Дети имеют право на развитие творческих способностей, воспитание высоких нравственных качеств и обязанность (получить основное образование)

Дети имеют право на выражение своего мнения и позиции и обязанность (соблюдать определённые правил поведения)

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес

к изучению предмета.

Устные ответы

VI. Рефлексия
(3-4 мин)

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS–сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.

                   

                         ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу смс рисунок

     https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/11/25/k_58386b7177fcf/362551_41.jpeg

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.
 

Устные ответы

VII. Домашнее задание
(1-2 мин)

Прочитать § 2 стр. 19-22 учебника.

Вопросы рубрики «Проверим себя»

Выполнить задания на выбор из рубрики «В классе и дома»

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Приложение 1.

Рабочий материал для первой группы

Из законов Хаммурапи (1750 г. до н. э.)

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.

Вопросы для первой группы:

—        Справедливы ли эти законы? Свое мнение обоснуйте.

—        Какие законы, известные вам из курса истории, отражают древний принцип талиона
         (око за око)?

Рабочий материал для второй группы

Суд древних германцев

Судьи у древних германцев выбирались из богатых и знатных людей, т. е. из «лучших».

Заподозренный в убийстве должен был очиститься от подозрений. Для этого ему было необходимо найти 72 свидетеля, которые поклянутся в его невиновности. Если же такого количества людей он набрать не сумеет, то ему надо пройти следующее испытание — опустить руку в кипящую воду и вытащить кольцо. Если рука заживет за неделю, то Бог показывает невиновность этого человека, а если нет, то он признается виновным и обязан отдать свое имущество.

В случае, если его имущества недостаточно, то он должен был выполнить старинный обряд: собрать землю из углов своего дома и бросить через плечо на ближайшего родственника. После этого родственник был обязан помочь в выплате долга.

Вопросы для второй группы:

—        Что вам кажется справедливым в германском суде?

—        Что вам кажется несправедливым? Свою позицию аргументируйте.

Рабочий материал для третьей группы

История суда в России

В прошлом многие конфликты разрешались бесхитростно. Истец и ответчик выходили на поляну и в присутствии судей начинали драться. Тот, кто одерживал верх, признавался правым. В Москве, например, такие судебные поединки случались и в XVI в. у Никольских ворот.

Сами понимаете, что правым оказывался обычно тот, у кого боевые навыки были лучше и сил побольше. Впрочем, с определенной поры истцу и ответчику было предоставлено право не сражаться самим, а нанимать для боя других людей.

Исходы таких поединков со временем стали противоречить представлению участников и наблюдателей о справедливости. В конце концов решать, кто прав, а кто виноват, стали специально уполномоченные люди. Чтобы решение спора не зависело от произвола начальника, судьи или любого другого человека, все правила поведения и различные запреты записали, а судей обязали руководствоваться только этими правилами.

Вопросы для третьей группы:

— Кажутся ли вам подобные способы урегулирования отношений справедливыми?
    Почему?

—    Какие изменения в правила восстановления справедливости были внесены после XVI в.?

        

Приложение 2.

        Задание для 1 группы.

 Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя выполнять домашнюю работу во время уроков. Коля с ней во всём соглашается.

Вопрос:  Какое его право  нарушено?

 Задание для 2 группы.

 На урок Маша пришла в неприличном виде – короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, колготки в сеточку, сапоги на высоком каблуке, чрезмерное использование косметики.

Вопрос:  Какие обязанности нарушила девочка?

           Задание для 3 группы.

Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, всё разбросали, поломали и ушли.

Вопрос:   Какие обязанности они нарушили?

Задание для 4 группы.

Аня завела дневник и записывала в него самые сокровенные мысли. Мальчики-одноклассники вытащили дневник, прочитали и стали её дразнить.

Вопрос:  Почему были не правы мальчики?

Ответы:

1 группа

Нарушено право на образование и право не подвергаться насилию.

 Сам Коля нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность получать образование.

2 группа.

Обязанность приходить в школу в форме, чистой и опрятной, со сменной обувью

3 группа.

Обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

4 группа

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну)\.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

технологическая карта урока английского языка для 6 класса по теме "Домашние обязанности"

Технологическая карта урока английского языка  для 6 класса по теме "Домашние обязанности"презентация к урокувидеоролик из презентацииприложение...

Технологическая карта урока "Права и обязанности членов семьи"

Урок "Права и обязанности членов семьи" - 2-й урок темы "Семейное право"...

Технологическая карта урока: Граждане, ученые и атлеты Греции

История культуры и спорта Древней Греции...