Технологическая карта урока по обществознанию "Права и обязанности граждан"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Технологическая карта урока по обществознанию. ФГОС. 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4-5._prava_i_obyazannosti_grazhdan.docx | 141.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 7 КЛАСС.
Урок 4– 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН.
Цели | Познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан и принципами, которые лежат в их основе, группами гражданских прав. Сформировать у учащихся понимание, что права человека принадлежат каждому от рождения и закреплены в законах, в которых особое внимание уделяется юридическим гарантиям прав и свобод. Познакомить школьников с конституционными правами и обязанностями граждан РФ, механизмами реализации и защиты прав и свобод человека, особенностями правового статуса несовершеннолетних. Подвести учащихся к пониманию механизмов защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний. |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные: научиться объяснять сущность правового статуса человека; определять принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина; находить нужную правовую информацию в различных источниках; применять основные правовые термины и понятия права, естественные права, неотчуждаемые права, обязанности; анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку социальным и правовым явлениям с позиций, принятых в современном российском обществе; Метапредметные: 1) коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; Личностные: формирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, чувства ответственности за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности. |
Образовательные технологии | Проблемное обучение |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library |
Оборудование | Конституция РФ (гл. 2), Международный пакт о гражданских и политических правах человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека; Конвенция ООН о правах ребёнка, Учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация. |
Основные | Права и свободы, обязанности, неотчуждаемые, право, правовой статус, закон, Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека, Уполномоченный по правам ребенка. |
Организационная структура урока. Ход урока 1.
ОГРАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА. ХОД УРОКА 2.
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||||
I. Организационный (1-2 мин.) | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя. | Коллективная | |||||||||||||||||||||
II. Мотивация |
- Право на жизнь, на свободу, на труд, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство. - Право на отдых, на образование, на здравоохранение, на участие в культурной жизни, на жилище. - Право на участие граждан в политической жизни страны, право избирать и быть избранным, право на достойный уровень жизни, право на участие в митингах. (ответы учащихся) Работа в группах. Конкурс «Права человека». Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
(Личную неприкосновенность).
(Владение имуществом).
«Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит, Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и паучок, И медведица, Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит». (Право на охрану здоровья и медицинскую помощь).
«Козлятушки, детушки, Отопритеся, отворитеся, Ваша мама пришла, молока принесла. Бежит молоко по вымечку, С копытечка на сыру землю». (Право на свободу и личную неприкосновенность). | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Регулятивные: контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места | |||||||||||||||||||||
II. Изучение (8-10 мин) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Учитель проводит с учащимися гимнастику для глаз. | Мы с вами уже выяснили, что древние законы не были справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в обществе: за один и тот же поступок следовали разные наказания. На определенном этапе развития общество стало нуждаться в специальных органах, которые должны были защищать права и интересы тех, кто оказался в беде. Кто и как еще обеспечивает наши права? Давайте познакомимся с другими нормативными актами и международными документами. (презентация НПА) Международные документы, закрепляющие важнейшие права и свободы человека: • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) — состоит из 30 статей, в которых перечислены основные права; • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.); • Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.); • Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (26 мая 1995 г.). • Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г.); • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.); Учитель рассказывает учащимся о Всеобщей декларации прав человека и объясняет, почему закрепление прав в национальном законодательстве является необходимым. Для того чтобы дети смогли лучше понять это положение, учитель просит учащихся назвать синонимы к слову «закреплены». Затем, корректируя их ответы, объясняет юридическое значение слова. Схема «Законодательное закрепление прав человека»
Дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому они часто становятся жертвами несправедливости и насилия. Чтобы защитить маленьких членов общества от несправедливости, в России права детей регулируются, наряду с Конституцией и Семейным кодексом, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. К основным направлениям деятельности в области защиты прав детей относят: поддержку семьи; утверждение здорового образа жизни; поддержку разных форм трудовой занятости подростков и молодёжи; организацию досуга детей; профилактику детской инвалидности; реабилитацию детей-инвалидов и т. п. Государство особо защищает права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей. Государство особо защищает права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей В России появилась должность Уполномоченного по правам ребёнка, осуществляющего независимый контроль за соблюдением прав детей. В случае нарушения твоих прав, даже если они были нарушены государственными служащими (работниками правоохранительных органов, органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав), ты имеешь право обратиться к Уполномоченному по правам ребёнка. Уполномоченный по правам ребёнка вправе влиять на любую ситуацию, создающую опасность здоровью и жизни детей, где бы это ни было: в семье, в школе, на улице и даже в колонии для несовершеннолетних нарушителей закона. * * * * * * 4. «Поэтом можешь ты не быть Но гражданином быть обязан, А что такое гражданин? Отечества достойный сын» Н.А. Некрасов Но свобода человека не означает вседозволенности. Известна история о хулигане, утверждающем, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа». Нельзя вести себя, руководствуясь принципом: «Раз я свободный человек, то могу делать все, что хочу». Не следует забывать и о границах, в рамках которых эта свобода должна проявляться. Представим себе, что свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Можно ли с уверенностью говорить о соблюдении прав человека. Приведите примеры из нашей обычной жизни. Вывод: Твоя свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому, т. е. твоя свобода ограничена правами и свободами других людей. Мы плавно подошли к новому понятию – обязанность. Определение записываем в тетрадь. Обязанность — это предусмотренная законом мера должного поведения субъектов права (гражданских, юридических лиц), требующая от них совершения предписанных законом действий. Вопрос классу: Какие обязанности вы знаете? Приведите примеры. (ответы учащихся) Французский писатель и общественный деятель Ламене утверждал: «Обязанность без права есть рабство; право без обязанности — анархия». Вопрос классу: как вы понимаете смысл этого выражения? — Какие из обязанностей вам представляются наиболее важными? — Можно ли так ставить вопрос? — Как вы думаете, только ли на правовые нормы опираются наши обязанности? Свой ответ аргументируйте. (Ответы учеников.)
| Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес | Устные ответы, выполненные задания | ||||||||||||||||||||
IV. Работа по теме урока и закрепление изученного. | Итак, мы разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает и попадает в неприятные истории. Задание: на конкретных примерах мы постараемся закрепить изученный материал. (Каждая группа получит карточку со своим заданием. Приложение 2) Ответы учащихся | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения Личностные: ориентироваться в актуальных общественных событиях, определять личную гражданскую позицию; оценивать происходящие события и поведения людей с точки зрения морали и права; предвидеть возможные последствия определённых социальных действий; осознанно выполнять гражданские обязанности, защищать права человека и гражданина; | Устные ответы, записи | |||||||||||||||||||||
V. Итоги урока. | Мы познакомились с правовым статусом человека. Для закрепления материала проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания. Творческие задания Дополните фразу так, чтобы каждому праву соответствовала обязанность. Обязанности всегда предельно конкретны, тогда они понятны и выполнимы. • Дети имеют право на то, чтобы их серьезно воспринимали, и обязанность...(слушать других). • Дети имеют право на хорошее образование и обязанность... (учиться и уважать своих учителей). • Дети имеют право делать ошибки и обязанность...(делать выводы из них, признавать их). • Дети имеют право на чистую окружающую среду и обязанность... («не загрязнять ее).
Дети имеют право на выражение своего мнения и позиции и обязанность (соблюдать определённые правил поведения) | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета. | Устные ответы | |||||||||||||||||||||
VI. Рефлексия | Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS–сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.
| Регулятивные: оценивают собственную деятельность | Устные ответы | |||||||||||||||||||||
VII. Домашнее задание | Прочитать § 2 стр. 19-22 учебника. Вопросы рубрики «Проверим себя» Выполнить задания на выбор из рубрики «В классе и дома» | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Приложение 1.
Рабочий материал для первой группы
Из законов Хаммурапи (1750 г. до н. э.)
Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.
Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.
Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.
Вопросы для первой группы:
— Справедливы ли эти законы? Свое мнение обоснуйте.
— Какие законы, известные вам из курса истории, отражают древний принцип талиона
(око за око)?
Рабочий материал для второй группы
Суд древних германцев
Судьи у древних германцев выбирались из богатых и знатных людей, т. е. из «лучших».
Заподозренный в убийстве должен был очиститься от подозрений. Для этого ему было необходимо найти 72 свидетеля, которые поклянутся в его невиновности. Если же такого количества людей он набрать не сумеет, то ему надо пройти следующее испытание — опустить руку в кипящую воду и вытащить кольцо. Если рука заживет за неделю, то Бог показывает невиновность этого человека, а если нет, то он признается виновным и обязан отдать свое имущество.
В случае, если его имущества недостаточно, то он должен был выполнить старинный обряд: собрать землю из углов своего дома и бросить через плечо на ближайшего родственника. После этого родственник был обязан помочь в выплате долга.
Вопросы для второй группы:
— Что вам кажется справедливым в германском суде?
— Что вам кажется несправедливым? Свою позицию аргументируйте.
Рабочий материал для третьей группы
История суда в России
В прошлом многие конфликты разрешались бесхитростно. Истец и ответчик выходили на поляну и в присутствии судей начинали драться. Тот, кто одерживал верх, признавался правым. В Москве, например, такие судебные поединки случались и в XVI в. у Никольских ворот.
Сами понимаете, что правым оказывался обычно тот, у кого боевые навыки были лучше и сил побольше. Впрочем, с определенной поры истцу и ответчику было предоставлено право не сражаться самим, а нанимать для боя других людей.
Исходы таких поединков со временем стали противоречить представлению участников и наблюдателей о справедливости. В конце концов решать, кто прав, а кто виноват, стали специально уполномоченные люди. Чтобы решение спора не зависело от произвола начальника, судьи или любого другого человека, все правила поведения и различные запреты записали, а судей обязали руководствоваться только этими правилами.
Вопросы для третьей группы:
— Кажутся ли вам подобные способы урегулирования отношений справедливыми?
Почему?
— Какие изменения в правила восстановления справедливости были внесены после XVI в.?
Приложение 2.
Задание для 1 группы.
Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя выполнять домашнюю работу во время уроков. Коля с ней во всём соглашается.
Вопрос: Какое его право нарушено?
Задание для 2 группы.
На урок Маша пришла в неприличном виде – короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, колготки в сеточку, сапоги на высоком каблуке, чрезмерное использование косметики.
Вопрос: Какие обязанности нарушила девочка?
Задание для 3 группы.
Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, всё разбросали, поломали и ушли.
Вопрос: Какие обязанности они нарушили?
Задание для 4 группы.
Аня завела дневник и записывала в него самые сокровенные мысли. Мальчики-одноклассники вытащили дневник, прочитали и стали её дразнить.
Вопрос: Почему были не правы мальчики?
Ответы:
1 группа
Нарушено право на образование и право не подвергаться насилию.
Сам Коля нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность получать образование.
2 группа.
Обязанность приходить в школу в форме, чистой и опрятной, со сменной обувью
3 группа.
Обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
4 группа
Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну)\.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
технологическая карта урока английского языка в 4 классе по теме "Семья. Домашние обязанности" с применением компьютера
технологическая карта...
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
технологическая карта урока английского языка для 6 класса по теме "Домашние обязанности"
Технологическая карта урока английского языка для 6 класса по теме "Домашние обязанности"презентация к урокувидеоролик из презентацииприложение...
Технологическая карта урока "Права и обязанности членов семьи"
Урок "Права и обязанности членов семьи" - 2-й урок темы "Семейное право"...
Технологическая карта урока английского языка в 4 классе "Домашние обязанности"
Технологическая карта урока английского языка...
Технологическая карта урока: Граждане, ученые и атлеты Греции
История культуры и спорта Древней Греции...