Технологическая карта урока химии в 9 классе "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома"
учебно-методический материал по химии (9 класс) по теме
Урок химии в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_himii_v_9_klasse.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока химии " Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома "
по УМК О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея., 9 класс
Выполнил:
учитель химии МБОУ «Алмалинская СОШ»
Щенов Алексей Николаевич
Технологическая карта
урока химии в рамках темы " Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома "
по УМК О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея., 9 класс
Тема | "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома | |
Цель урока | осуществить проверку и коррекцию знаний учащихся о периодическом законе и периодической системе; формирование мировоззренческих понятий. | |
Планируемые результаты (задачи урока) | Предметные умения | УУД |
| Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные УУД | |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
ОБЖ, физическая культура, информатика, музыка | Фронтальная, индивидуальная, групповая (коллективная), работа в парах | периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (настенная таблица и раздаточный материал на столы учащихся), портрет Д.И. Менделеева, выставка книг, карточки с заданиями, компакт-диск с записью классической музыки, дискета с презентациями, ноутбук; спиртовка, пробирки, держатель, стеклянные палочки, предметное стекло, прибор для получения углекислого газа, измельчённый мрамор, соляная кислота, известковая вода, растворы хлорида натрия, нитрата серебра, фенолфталеина, гидроксида натрия. |
Методическое обоснование с элементами самоанализа
- Содержательный аспект
В рамках данного урока обучающиеся научаться: обобщить, расширить и систематизировать знания учащихся о периодическом законе и периодической системе; закрепить умения учащихся активно пользоваться приобретёнными знаниями о периодическом законе, строении атомов, о типах химической связи; раскрывать содержание периодического закона на конкретных примерах..
- Место урока в системе уроков:
Этот урок является 4-5 уроком первой темы учебника. На изучение темы отводится 5 часов.
- Форма /Тип урока.
Урок повторительно-обобщающий, включающий этапы мотивации, актуализации, фиксирования затруднений, включая систему знаний рефлексию;
Форма урока- нетрадиционная (смотр знаний).
- Технологии, методы и приемы обучения.
Методы: общие-словесные, логические, метод самостоятельной работы, практический метод, проблемно-поисковый.
Методические приёмы: дидактические карточки, цепочка, приём создания проблемных ситуаций, эксперимент, приём конкретизации.
- По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, самостоятельная работа, проблемный диалог.
- По характеру познавательной деятельности: репродуктивные; частично-поисковые, методы стимулирования, создание ситуации успеха, поощрения.
5 . Технология проведения урока (этапы).
- Организация деятельности учащихся.
- Повторения и закрепления изученного материала с поэтапной коррекцией.
- Подведение итогов.
- Рефлексия
7. Ход урока (с методическим обоснованием)
Технология проведения урока (Этап урока, его цель) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Форма организации | Формируемые УУД | Используемые ресурсы, приемы ЭОР |
I этап Организационный момент. Мотивация учащихся. (самоопределение) к учебной деятельности. Целеполагание. |
- Можно поражаться гениальности великого русского химика, который на основе научной интуиции предвидел причины открытых им закономерностей, блестяще угадал порядок расположения элементов и создал таблицу так, что уже более ста лет не претерпела никаких принципиальных изменений. И нам сегодня предстоит обобщить знания о периодическом законе и периодической системе химических элементов, чтобы суметь активно пользоваться приобретёнными знаниями на конкретных примерах. | Приветствие. Эмоциональный настрой на работу на занятии | Урок проходит в виде смотра знаний. Учитель представляет членов жюри (директор школы и учащиеся 10 класса), сообщает правила выполнения конкурсных заданий. В смотре знаний участвуют две команды. Члены жюри имеют зачётную ведомость, где они выставляют баллы за каждое задание. За дифференцированные задания, групповые, индивидуальные – до 5 баллов, за устные вопросы – 1 балл, за выполнение эксперимента – до 10 баллов. На организацию и выполнение заданий 5-10 минут. Учащиеся, которые первыми дали правильный ответ на вопрос, получают жетоны, на которых каждый ученик записывает свою фамилию и номер команды. По окончании конкурса учащиеся сдают жетоны на проверку членам жюри. Смотр проводим в течение 2 спаренных уроков.(2 урок – в кабинете информатики). | Личностные : смыслообразование, самоопределение; Познавательные: целеполагание | |
II этап. Повторения и закрепления изученного материала с поэтапной коррекцией. | Задание № 1. «Конкурс знатоков». 1. Когда и кем был открыт периодический закон? Каковы обстоятельства его открытия? 2. Где родился Д.И. Менделеев? Кто были его родители? 3. Где учился Д.И.Менделеев? Кем он хотел стать? Почему это ему не удалось? 4. Какое высшее учебное заведение окончил Д.И.Менделеев? 5. Кем и где работал Менделеев во время своего великого открытия? 6. Приведите современную формулировку периодического закона. 7. Какие подтверждения периодического закона, известные ещё при жизни Менделеева, вы знаете? 8. В чём физический смысл периода? 9. В чём физический смысл номера группы? 10. Как изменяются в периодах и главных подгруппах периодической системы: а) радиус атомов; б) мелалличность; в) неметалличность? 11. В чём причина плавного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах периодической системы химических элементов? 12. Приведите примеры периодически повторяющихся явлений, с которыми вы познакомились при изучении других учебных предметов. 13. Какое значение имеет периодический закон для науки, техники, промышленности? 14. Все учёные, которые занимались поисками естественной классификации химических элементов, находились в равных условиях, имели одни и те же предпосылки. Почему же ни одному из них, кроме Д.И.Менделеева, не удалось открыть Периодический закон? | Индивидуальная работа | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД | ||
После высказываний учащихся учитель приводит характеристику Менделеева, данную крупным русским химиком Л.А.Чугаевым: «Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии (взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе и др.), глубокий знаток химической промышленности, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, которому, к сожалению, не суждено было стать государственным человеком, но который видел и понимал задачи и будущность России лучше представителей нашей официальной власти…» Задание №2. Дифференцированное задание.I вариант Обязательная часть: 1. Определите тип химической связи и рассмотрите схемы ее образования в веществах, имеющих формулы: Са, СаF, Br. 2. Составьте электронную формулу для элемента № 33. Изобразите графически распределение электронов по орбиталям. 3. Заряд ядра атомной частицы +17. Электронная формула ее: 1S² 2S² 2P 3 S² 3 P. Определите частицу. Выберите правильный ответ: а) ион хлора Cl; б) атом хлора Cl; в) атом аргона; г) ион серы S . Дополнительная часть. Задача. При взаимодействии 1,99 г двухвалентного металла с хлором образовалось 3,02 г хлорида. Определите этот металл. II вариант. Обязательная часть: 1. Определите тип химической связи и рассмотрите схемы ее образования в веществах, имеющих формулы: NaCl, N,OF. 2. Составьте электронную формулу для элемента № 35. Изобразите графически распределение электронов по орбиталям. 3. Выберите электронную формулу иона фтора: а) 1S² 2S² 2P; б) 1S² 2S²; в) 1S² 2S² 2P ; г) 1S² 2S² 2P3S² 3P. Дополнительная часть. Задача. Металл массой 130 г прореагировал с соляной кислотой, выделился водород массой 4 г. Определите, какой это металл, при условии, что он имеет постоянную валентность равную (II). (Решение задач см. в приложении №3). Обязательная часть включает задания, которые оцениваются на «4». В дополнительной части требуется от учащихся умения совершать логические операции. Правильно выполненное задание оценивается высшим баллом. Задание №3. «Конкурс-эстафета». 1 1S² 2S² 2P 2 1S² 2S² 2P3S² 3 1S² 2S² 2P3S²3P3d²4S² 4 1S² 2S² 2P3S² 3P 5 1S² 2S² 2P3S²3P Задание №4. Представители команд получают задания, написанные на индивидуальных карточках. Участники приглашаются к доске. К. №1 Выберите схемы, отражающие образование положительно заряженных ионов: а) Al° - 3ē → …; б) F°+1ē → …; в) Cl +1ē → …; г) Li - 1ē →…. Допишите правую часть схемы. Дополнительное задание: определите степень окисления элементов в соединениях: KClO3, K2 MnO4, BaCr2 O7 , Na2 SO3 . К. №2 Выберите схемы, отражающие образование отрицательно заряженных ионов: а) S + 2ē → …; б) Mg - 2ē → …; в) Cl + 1ē → …; г) K - 1ē → …. Допишите правую часть схемы. Дополнительное задание: дать характеристику элементу №13 по его положению в Периодической системе. Пока 2 участника работают с индивидуальными карточками, учитель организует групповую работу. Задание I команды. 1) Продолжите ряд, определив, по какому правилу он строится: а) Li, Nа, К, …,…,…; б) Pb, Sn, Gе, …,… . Ответ: 1) а) Li, Nа, К,Rb,Cs,Fr- символы химических элементов главной подгруппы I группы, расположенные в порядке усиления металлических свойств; б) Pb,Sn,Gе,Si,C- символы химических элементов главной подгруппы IV группы, расположенные в порядке усиления неметаллических свойств. 2) Определите формулу гидроксида, если его относительная молекулярная масса равна 121, а элемент, его образующий, находится в III группе. Ответ: Gа (ОН)3 Задание II команды. 1) Установите закономерность заполнения данного ряда и продлите его несколькими примерами: C, Р, Fе, Аl, N, Со, В, F, Nb…Ответ: 1) Чередуются химические элементы- р- элемент, р- элемент, d- элемент и т.д. 2) Относительная молекулярная масса высшего оксида элемента III группы равна 102. Назовите этот элемент. Ответ: алюминий. Задание №5. «Конкурс термины». Учитель диктует предложения, все учащиеся на листках записывают по порядку термины, после чего сдают для проверки жюри. 1. Способность атомов химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи (электроотрицательность). 2. Связь в металлах между ионами посредством обобществленных электронов (металлическая). 3. Химическая связь, возникающая между ионами (ионная). 4. Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар (ковалентная). 5. Пространство вокруг ядра атома, где наиболее вероятно нахождение данного электрона (орбиталь или электронное облако). 6. Совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра (химический элемент) 7. Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра (изотопы). 8. Сумма числа протонов и нейтронов в атоме (массовое число). 9. Протоны и нейтроны в атоме (нуклоны). 10. Существование химического элемента в виде двух или более простых веществ (аллотропия). Задание №6. «Волшебные превращения». Ученики-экспериментаторы от каждой команды демонстрируют задание –химический эксперимент и дают соответствующие пояснения. Перед началом работы повторяют правила техники безопасности. I команда. Получение хлорида натрия реакцией нейтрализации. Распознавание хлорида натрия. Ответ: NaOH + HCl = NaCl + H O В молекуле хлорида натрия – ионная связь. Присутствие ионов Cl в растворе хлорида натрия можно доказать при помощи нитрата серебра: AgNO + NaCl = AgCl + NaN O Образуется белый творожистый осадок. II команда. Получение углекислого газа, доказательство его наличия. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. Ответ: Ca CO3 + 2HCl = Ca Cl2 + CO2 + H2 O Выделение газа. В молекуле CO2 ковалентная полярная связь. Углекислый газ реагирует с известковой водой с образованием вначале карбоната, затем гидрокарбоната кальция. Ca (OH)2 +CO2 = CaCO3 + H2 O Обесцвечивание раствора, выпадение осадка CaCO3 + H2O + C O 2 = Ca (H CO3) 2 Растворение осадка Члены жюри учитывают теоретические и практические недочеты учащихся. Теоретическое решение должно быть записано на доске, а опыты показаны. (инструкции см.в приложении № 4.) Задание №7. «Конкурс любознательных» Команды готовили друг другу вопросы, участники поочередно берут со стола конверты с вопросами, читают их, обсуждают ответ 1минуту и отвечает любой представитель команды. В ходе игры включается компакт – диск с записью классической музыки. 1.Из трёх элементов А,В и С один находится во II,другой – в IV и третий – в VI группе. Элементы А и В принадлежат к одному и тому же периоду и образуют друг с другом два соединения :одно горючее, а другое негорючее. Соединение всех трёх элементов широко распространено в природе и применяется в производстве строительных материалов. Какие элементы обозначены буквами А, В, С ? 1*Один химический элемент образует два вещества :одно во много раз дороже золота, а чтобы избавиться от другого ,нужно заплатить деньги .Назовите химический элемент и оба вещества. 2.Какие химические элементы названы в честь учёных? 2* Какие химические элементы названы в память успехов астрономии? 3.Назовите авторов строк: И каждый знак её взлелеяв Суровым гением своим, Поведал миру Менделеев В природе понятое им. 3* Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Всё – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. 4.Все элементы в Периодической системе имеют строго определённое зарядом атомного ядра местоположение. Другое дело водород: он записан в таблице Менделеева дважды. Почему? 4* «Без платины, - писал Юстус Либих в середине прошлого века, - было бы невозможно во многих случаях сделать анализ минерала…состав большинства оставался бы неизвестным». Поясните слова Ю. Либиха. (Ответы см.в приложении №5.) Задание №8. Найди соответствие. На столах у 2 команд находятся карточки (2-х цветные): на одних написано определение понятий, на других - его название. Учащимся предлагается отыскать карточки, образующие пары. (см. приложении № 6). Команда, которая выполнит задание быстрее получает 3 очка + очки за правильность выполнения. За каждое правильное соответствие – 1 балл. Задание №9. Компьютерное тестирование. Учащиеся получают индивидуальные комплекты заданий, где вопросы комбинированы так, что вопросы и ответы не повторяются. За 1 вопрос - 1 балл. Результаты тестирования получают на экране. (Один вариант теста см. в приложение №7). Об итогах компьютерного тестирования учащиеся сигнализируют, поднимая по просьбе учителя карточки разного цвета: если их рейтинг соответствует 5-красные, 4-4,9 – зелёные, 3-3,9 – жёлтые. Задание № 10. Викторина. 1. Какой элемент считается царём живой природы? (Углерод). 2. Этого химического элемента очень мало в организме животных, но много в растениях. Он составляет больше 25% массы земной коры и после кислорода наиболее распространён на Земле. (Кремний). 3. История его открытия – настоящий триллер! Первые учёные-химики поплатились здоровьем, а некоторые даже жизнью за неумение оградить себя от его агрессивного действия. Не случайно его греческое название означает «разрушающий». И вместе с тем при дефиците его ионов в питьевой воде наши зубы подвержены кариесу. (Фтор). 4. Из него на 65% состоят гормоны щитовидной железы, которые отвечают за обмен веществ в организме, регулируют деятельность мозга и нервной системы. Больше всего от дефицита этого галогена страдают дети: в этом случае им трудно учится, у них плохая память, ослаблен иммунитет. (Йод). 5. Химический элемент, входящий в состав гемоглобина. (Железо). 6. Какой металл входит в состав хлорофилла? (Магний). 7. Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (Серебро). 8. Как называется профессия человека, который куёт железо? (Кузнец). 9. Каким химическим элементом богата морская капуста? (Йод). 10. Какой элемент назван в честь России? (Рутений). 11.Для того чтобы произвести демеркуризацию, разлитую ртуть надо засыпать порошком… (серы). 12. Колючие волоски листьев крапивы состоят из оксида… (кремния). 13. Какой металл используют для защиты от рентгеновского излучения? (Свинец). 14. Что такое «сухой лёд»? (Твёрдый углекислый газ). 15. Какая кислота содержится в желудке здорового человека? (Соляная). 16. Какое хобби было у Д.И.Менделеева? (Изготовление чемоданов). 17. Газ, который применили в качестве химического оружия во время первой мировой войны. (Хлор). 18. Бесцветный газ с резким запахом, применяемый в производстве азотной кислоты и удобрений. (Аммиак). 19. Металл, который обязательно входит в состав нержавеющих, кислотоупорных, жаропрочных сталей. (Хром). 20. Галоген, соединения которого оказывают успокаивающее действие на нервную систему. (Бром). 21. Какие элементы периодической системы Д.И.Менделеева образуют вещество, которое, как написано в энциклопедическом словаре, является «важной пищевой приправой»? (Поваренная соль Na Cl). Компьютерная презентация. Презентации работ учащихся выполнялись во внеурочное время в присутствии учителя химии и информатики. Команды по очереди демонстрируют свои работы друг другу и жюри с помощью мультимедийного проектора. Название презентаций. 1 команда «Химические элементы в организме человека». 2 команда «Характеристика натрия». Учитель подводит итоги презентации. (см. в приложении №8). | Учащийся делает сообщение, приготовленное заранее, о жизни, творческом наследии великого русского химика (см. приложение №2). Каждому ряду выдаётся листок с электронными формулами элементов. Нужно каждому участнику команды определить один химический элемент и передать листок дальше по своему ряду.
Команда, которая быстрее выполнила это задание, дает возможность каждому игроку своей команды получить дополнительное очко. Записывают термины на листочках Повторяют технику безопасности, делают опыты Отвечают на подготовленные вопросы команды-соперника Образовать пары Выполняют тестирование Отвечают на вопросы викторины Презентация работ | Дифференцированное задание коллективная работа Индивидуальна работа, групповая работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа Коллективная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа Индивидуальная работа | Регулятивные УУД Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Регулятивные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД | ||
Этап 3.Рефлексия .Подведение итогов. | Учитель предоставляет слово членам жюри для подведения итогов. Они объявляют отметки, отмечают учащихся, добившихся высоких результатов и команду победительницу | Рефлексия. Самооценка | Индивидуальная работа | Регулятивные: Осуществление контроля своих знаний, умений и навыков. |
8. Обоснование урока с позиций валеологических требований.
На уроке использованы различные виды деятельности, такие как индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа . Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности соответствует норме -7- 10 минут.
В целях эффективности урока чередование видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа) проводится через 10 минут.
Такие методы как методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки способствуют концентрации внимания учащихся в течение всего урока.
Место и длительность применения информационных технологий разработаны в соответствии с гигиеническими нормами.
Эмоциональная разрядка и снятие физического напряжения осуществляются на уроке посредством динамической паузы.
В конце урока учитывается то, что через 45 минут наступает момент утомления учащихся и снижение их учебной активности, поэтому проводится рефлексия проделанной работы, идет комментирование задания на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии «Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, его значение»
коспект урока по теме :«Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, его значение»Цел цель учебного материала способствовать созданию условий для...
"Периодическая система Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома"
Работа в форме теста с выбором правильного ответа...
Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).
Представлены методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО) по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...
Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представлений
Данный урок проходил в 8А классе, в котором 30 человек. Ребята в классе имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны.Если говорить о месте урока в курсе химии 8 кл...
Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь
Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь...
Контрольная работа по темам: «Периодический закон и периоди¬ческая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»
Контрольная работа по темам: «Периодический закон и периоди¬ческая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»...
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома.
На данном уроке рассматривается Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Объясняются следующие понятия: современная формулировка...