Методическая разработка занятия «Разговоры о важном» на тему: "Россия - Родина моя"
методическая разработка по истории (10 класс)
Методическая разработка занятия «Разговоры о важном»
Тема занятия: «Россия – Родина моя. История празднования Дня народного единства».
Учитель: Уколова И.Л.
Цель занятия:
- воспитание чувства патриотизма, гуманизма и толерантности, активной гражданской позиции;
- формирование представления о российском празднике – День народного единства, его истоках и значении;
- показать единство народов, которое спасло Россию от иностранного порабощения в начале 17 века.
Результат занятия:
В результате проведения занятия, обучающиеся должны знать и уметь:
- историю происхождения праздника, историю своего народа;
-проявлять патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, видеофрагмент «Смутное время».
Ход занятия:
На экране заставка
Учитель зачитывает стихотворение:
«У каждого листочка»
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные…
Мы Родиной зовём.
(Е. Карасёв)
Вопрос обучающимся:
- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?( ответы об-ся )
Объявление темы занятия:
- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, узнаем, что такое патриотизм и что нужно сделать, чтобы стать патриотом своей страны.
Вопрос обучающимся:
- Кто из вас знает, откуда к нам пришло слово «Родина»?
Объяснение учителя: В толковом словаре говорится, что слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое означает группу объединённых кровным родством.
Вопрос обучающимся:
- Ребята, что для вас Родина? Что вы чувствуете, когда слышите слово Родина?
( ответы об-ся )
(Слайд с портретом К.Д. Ушинского)
Учитель зачитывает цитату: - Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Наша Родина – Россия-матушка. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов».
Работа с пословицами и поговорками: Во все времена люди любили и уважали свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок. А знаете ли вы пословицы и поговорки о Родине?
Давайте выполним задание «Собери пословицу».
- Для Родины своей ни сил, ни жизни ( не жалей ).
- Родина – мать, умей за неё ( постоять ).
- Жить – Родине ( служить ).
- Родина краше солнца, дороже ( золота ).
- Если дружба велика, будет Родина ( сильна ).
- Человек без Родины, что соловей без ( песни ).
(Слайд с изображение политической карты России)
Рассказ учителя: Мы живем в великой стране. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня.
Вопрос обучающимся:
- Как называется наше государство? (Наше государство называется Россией Российская Федерация).
Объяснение учителя: «Федерация» означает союз, объединение.
В состав России входят 83 субъекта Российской Федерации: это республики, края, автономные округа, области, города федерального значения. В России проживают 180 наций и народов. Каждый народ имеет свой язык, свою культуру, обычаи и традиции. Все они объединились в одно большое государство.
Игра « Осколочные картинки »
Дети собирают карту России из осколков.
Учитель: Молодцы! Посмотрите, как перепутаны были все части карты, но вы смогли быстро её собрать. В нашем государстве также перемешаны все национальности, но каждая имеет право на жизнь и на уважение других. Вы должны это помнить и уважать чувства других людей, какой бы национальности или религии они не были.
Объяснение учителя: Откуда появилось такое название – Россия?
В стародавние времена ее называли Русью. Русь страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну, где они живут – Россией.
Учитель: Ребята, посмотрите, как красива наша страна. Это широкие реки, озёра, это стройные берёзки, это щебетание птиц, это дары осени, это бескрайние поля, это покрытые снегом, словно серебром деревья. Россия – самая большая страна в мире. Гости из разных стран всегда восхищаются красотой российских городов. В России живут умные, талантливые и добрые люди. Наш народ всегда отличался такими личностными качествами как силой духа, простотой, щедростью души, оптимизмом, не смотря на все тяготы жизни, гостеприимством и чистой любовью.
Вопрос обучающимся:
- А чем отличается наше государство от любого другого? ( ответы об-ся )
Учитель: У каждой страны есть свои символы. Назовите основные символы нашего государства.
(Слайд с изображением герба и флага)
Герб. У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл. Орёл – символ солнца, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 516 лет назад при великом князе Иване III. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства.
Флаг. Российский флаг - это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Цвет флага не выбирают просто так. Каждый цвет имеет особое значение. Что означают цвета российского флага?
Белый цвет означает мир, чистоту, благородство.
Синий - цвет веры, верности, честности.
Красный цвет символизирует мужество, смелость, великодушие.
Гимн. Гимн – это государственная песня, в которой отражена народная любовь и патриотизм. Гимн слушают стоя на торжественных приёмах, праздниках, вручениях наград, проявляя тем самым уважение к своей Родине.
Вопрос обучающимся:
- Ребята, а кто из вас слышал такие слова « патриот», «патриотизм».
Что значит быть патриотом своей страны? (ответы об-ся)
Объяснение учителя: Патриот – это человек, который любит свою Родину, гордится за свой народ, желает процветания своей Родине, готов охранять и защищать свою страну.
Рассказ учителя об истории праздника - День народного единства:
4 ноября наша страна буде отмечать государственный праздник – День народного единства. Это праздник имеет и другие названия – День согласия и примирения, День воинской славы России, День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, занимаемся благотворительностью.
Празднование этого праздника связано с событиями российской истории далёкого 1612 года, когда весь русский народ встал на защиту и освобождение Москвы от польских и шведских захватчиков. Это был очень тяжёлый период в истории нашей страны. Россия находился в бедственном положении - неурожайные годы, голод, нищета, непрочная власть, цари то и дело сменяли друг друга на троне, предательство московских бояр, которые впустили в город врага. Но русские люди поняли, что нужно объединится и спасать свою землю, прежде чем она достанется врагу. Староста Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский сумели объединить людей разных сословий, наций и народностей России для святой цели – спасения Родины. Они подняли весь народ на борьбу против иноземных захватчиков. 22 октября началось освобождение Москвы и захватчики были изгнаны. Наградой Минину и Пожарскому стала память народная. В Москве на Красной площади им воздвигнут памятник. Второй памятник народным освободителям стоит в Нижнем Новгороде, откуда и началось собираться народное ополчение.
Наша страна пережила очень много войн: это Отечественная война с непобедимой французской армией в 1812 году. Это Великая Отечественная война 1941 года, которая длилась долгих 4 года. Но везде наш народ показывал мужество, стойкость, патриотизм. Благодаря единству народа наша страна одерживала великие победы.
Вопрос обучающимся:
- Ребята, так к чему же призывает нас это праздник?
Ответ: Праздник призван напомнить о том, что мы россияне – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.
- Для чего нам нужно единство?
Ответ: Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.
Заключение: Сейчас Россия переживает тоже нелёгкие времена. Но страна, пережившая столько войн, справится и с этими трудностями. Главное, чтобы народ был вместе. А ещё нужно любить свою Родину так, как любили её герои земли русской. Нужно помнить, что культура России – многогранна и безгранична, а традиции нашего народа имеют многовековую историю. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.
«Берегите Россию»
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой
С. Синицын
Видеоролик « Россия, ты моя страна» ( гр. «Непоседы»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_k_zanyatiyu_rossiya_-_rodina_moya.docx | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"
В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...
Методическая разработка проведения урока написания письма по теме: "Россия - родина моя..." Русский язык, 6 класс.
Данное учебное занятие направлено на обучение учащихся 6 класса навыкам письма на основе изучения достопримечательностей родного края. Способствует возрождению эпистолярного жанра, в...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «История» Тема: « Россия в эпоху петровских преобразований»
В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с применением игровых форм изучения нового материала, интерактивной доски и элементов мультимедийных техн...
Методическая разработка урока для 7 класса по теме: «Россия при первых Романовых»
Методическая разработка урока для 7 класса по теме: «Россия при первых Романовых»...
Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов;
Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов...
Методическая разработка внеурочного занятия "Разговоры о важном: региональный компонент"
Воспитательное мероприятие приурочено к 100-летию образования Республики Бурятия. В рамках этой юбилейной даты детям нужно знать о важных событиях, исторических вехах, которые не входят в школьную про...
Сборник методических материалов для внеурочных занятий "Разговоры о важном" региональный компонент
Сборник был сформирован на основе материалов, представленных участниками I и II Республиканского конкурса на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговоры о важном» с исполь...