Методическая разработка проведения урока написания письма по теме: "Россия - родина моя..." Русский язык, 6 класс.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Данное учебное занятие направлено на обучение учащихся 6 класса навыкам письма на основе изучения достопримечательностей родного края. Способствует возрождению эпистолярного жанра, воспитывает патриотические качества, любовь к слову.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка проведения урока написания письма по теме:
«Россия – родина моя…». Русский язык, 6 класс.
Сведения об авторе: Татаренкова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Нижняя Быковка м.р. Кошкинский Самарской области
Данное учебное занятие направлено на обучение учащихся 6 класса навыкам письма на основе изучения достопримечательностей родного края. Способствует возрождению эпистолярного жанра, воспитывает патриотические качества, любовь к слову.
Цель урока:
- Научить учащихся написанию письма по материалам собственного изучения истории и достопримечательностей Родины, родного края.
Задачи урока:
- Обучающие: дать учащимся представление об истории возникновения письма, его структуре; формировать представление об эпистолярном жанре; систематизировать собранный материал; формировать навыки самоконтроля; провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок; научить писать письмо.
- Воспитывающие: способствовать возрождению российских традиций эпистолярного жанра; сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка; воспитывать самостоятельность, творческую активность, культуру написания личного письма; воспитывать чувство красоты, патриотизма и любви к Родине, родному краю.
- Развивающие: развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.
Оборудование урока:
- Компьютерная презентация.
- Компьютерные распечатки писем.
- Карточки для словарной работы.
- Фотографии с изображением достопримечательностей Кошкинского района.
- Выставка книг:
- «История муниципального района Кошкинский. Люди, события, факты, экономика, культура (1928-2008 гг.)».
- Арнольдов Н.А. «Исторический краеведческий словарь-справочник Кошкинского района «Край наш Кошкинский от А до Я».
- Акулиничев И.Ф. «Сенокос».
- Авдошин А.И. «Родом из детства».
- Сборник стихотворений «Кондурчинское раздолье».
Ход урока.
1. Организационный момент.
Чтение учителем эпиграфа к уроку. /Слайд №2/
Мой Кошкинский район,
Мой северный район
Зимой почти до крыш
Снегами занесен.
Зато весной сады
Купаются в цвету.
Где ты еще найдешь
Такую красоту?
И.Ф. Акулиничев
Словами певца земли Кошкинской И.Ф. Акулиничева – члена Союза писателей и Союза литераторов России – начинаем рассказ о нашем родном крае, расположенном в глубинке страны. Из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая великая Родина – Россия. Она огромна и прекрасна.
У каждого из нас есть дорогие сердцу места, где мы родились, учимся и вступаем в жизнь. Это наша малая родина со своим особым обликом, со своей скромной и непритязательной красотой, которая всегда останется в нашей душе.
Мы живем в России, и для нас малой родиной является небольшое село со странным, как покажется многим, названием Нижняя Быковка. Расположено оно в муниципальном районе Кошкинский Самарской области. В этом году мы будем отмечать юбилейную дату в истории района – 85 лет со дня его образования.
У нашего района богатая и интересная история. Она отражена в районном и школьном музеях, в подшивках районной газеты «Северные нивы» и в книге «История муниципального района Кошкинский 1928-2008 гг.», вышедшей к восьмидесятилетию со дня его образования.
2. Рассказ ученика «Характеристика муниципального района Кошкинский Самарской области». /Слайд №3/
Кошкинский район образован 10 января 1928 года. Находится на северо-востоке Самарской области в лесостепной зоне левобережья реки Волга. На севере граничит с республикой Татарстан, на западе - с Ульяновской областью, на юге и востоке – с Елховским и Сергиевским районами Самарской области.
Территория района – 1658 кв.км., 82 населенных пункта в составе 13 сельских поселений. Административный центр – село Кошки с железнодорожной станцией Погрузная.
Численность населения - 25,9 тысяч человек, из них 12,5 тыс. – мужчины, 13,4 тыс. – женщины. Население многонациональное: 54% русские, 28% - чуваши, 10% - татары, 5% - мордва, другие народности – 3%.
Трудоспособных – 15,8 тыс., молодежи – 4,5 тыс., пенсионеров – 5,7 тыс. Средний возраст жителей района – 39 лет; мужчин – 36, женщин – 41. Специализация района – сельскохозяйствен-ное производство.
3. Учитель: А что мы с вами знаем о своем родном селе Нижняя Быковка? Давайте послушаем работы ваших одноклассников – лауреатов окружного конкурса «Дети Великой России», который проходил в этом учебном году.
Чтение Алпеевым А. эссе по теме: «Село Нижняя Быковка – моя малая родина». /Слайды № 4-7/
В моём сердце уголок найдется
Для тебя, любимый край родной,
Ведь не зря ты малой родиной зовешься,
Ты в душе всегда, всегда со мной!
Если я скажу, что моя родина лучшая и прекраснее её на всей Земле не найти, то я буду прав. Каждый из нас любит свой край и называет его родиной. И у меня, как и у всех, тоже есть родина. Это небольшое село в Кошкинском районе Самарской области – Нижняя Быковка.
Нижняя Быковка – старинное село, привольно раскинувшееся в степи на левом берегу реки Быковка в нескольких километрах от села Кошки. Я родился и живу в этом селе. Здесь родились и похоронены мои предки, здесь живут родные и близкие мне люди. Моё село - маленький уголок России. Мне дорого всё, что связано с ним: природа, люди, прошлое и настоящее…
У меня возникли вопросы: какова история моего села, какие люди здесь жили и сейчас живут, каковы их занятия? Ответить на них мне помогли книги. Из исторического краеведческого словаря - справочника «Край наш Кошкинский от А до Я» автора Арнольдова Н.А. я узнал, что название моего села произошло от названия реки Быковка. Оно достаточно простое, однако быком называют не только домашнее животное, но также самцов оленей и лосей. Данное название явилось исходным для множества подобных «скотских» названий, данных в основном эстонцами. Село было основано в 40-е гг. ХIХ века переселенцами из центра России. На 1910 год было 22 двора, 127 человек, все русские, бывшие государственные, 668 десятин надельной земли, церковь, церковно – приходская школа. На 2000 год – 178 дворов, 575 человек, средняя школа, дом культуры, центр волости.
Из рассказов родителей я узнал, что в 1958 году на территории нашего села образовался колхоз имени Чапаева на базе четырёх колхозов: им. Чапаева, «Комбайн», «Заря социализма», «Койт». Председателем выбрали моего прадеда - Руднева Захара Афанасьевича. Это было большое хозяйство: земли более девяти тысяч гектар. В то время в колхозе работали замечательные люди. Войдер Сальма Юрьевна за хорошую работу была два раза в Москве на ВДНХ, как передовая доярка. Доили коров тогда, конечно, вручную. Сальма Юрьевна надаивала за год от каждой коровы своей группы более четырёх тысяч литров молока. А бригадира тракторной бригады, Капустина Тимофея Николаевича, на выставке в Москве наградили переходящим Красным Знаменем, которое он хранил дома. Прославляли тогда колхоз такие труженики, как Бубнович К.И., Васильева М.И., Игнатьев В.А., Корольков В.А., Воропаев П.С. В колхозе имени Чапаева разводили овец, коров, свиней. А по продаже хлеба государству колхоз был на третьем месте в районе!
С 1970 года хозяйство возглавлял Карпов В.И. Именно при нём впервые были построены шесть двухквартирных домов, плотина в селе, отсыпана дорожная дамба до соседних сёл, здание правления колхоза, столовая, детский сад, школа.
В годы «застоя» с 1991 года началась смена собственности на землю через проведение земельной реформы. Колхозы реорганизовывались. Каждый член хозяйства получил земельный и имел расчётный имущественный пай. Стали образовываться крестьянско-фермерские хозяйства. В фермерские хозяйства ушли многие лучшие специалисты и механизаторы, колхоз был ослаблен.
Книга об истории муниципального района Кошкинский рассказывает, что до 1917 года в селе Нижняя Быковка действовала церковно-приходская школа. С 1 сентября 1925 года открыла двери начальная школа, которая разместилась в доме псаломщика. В годы Великой Отечественной войны в Нижней Быковке была открыта семилетняя школа. В 1962 году Нижнебыковская школа была реорганизована в восьмилетнюю.
24 октября 1974 года распахнула двери новая двухэтажная школа - прекрасное светлое здание с современными классами и большим спортзалом. В 1989 году в школе открыты 10, 11 классы. Выпускники школы работают в самых разных сферах. С 1994 года директором нашей школы является Сычёва Любовь Михайловна.
С 1970 года и до сегодняшнего дня в селе функционирует сельский Дом культуры, библиотека. Желающие могут заниматься в фольклорной группе, а молодёжь проводит вечернее время на дискотеке. Любители спорта тренируются на благоустроенной спортивной площадке в центре села.
Ещё на территории села расположены отделение сбербанка, почта, аптека, магазин и ФАП.
Территория нашей волости богата запасами нефти, а также слабоминерализованной водой. Завод минеральной воды «Айсберг» был открыт в 2000 году на источнике Белый Ключ.
О прошлой жизни села ныне мало что напоминает. Когда идёшь к реке, то непременно пройдёшь мимо старого сада. Когда-то здесь стояла церковь и была школа. С 26.12.2005 года нет и колхоза имени Чапаева. Нет ферм, складов, нефтебазы. Много трудоспособного населения села потеряло работу. Снизилась рождаемость, а смертность населения увеличилась. Ныне в селе проживает 460 человек. Меняются времена, меняются люди. Уходят в небытиё многие события, факты, эпизоды. Неузнаваемо изменился облик нашего села. Но ещё сохранились воспоминания, они живут в памяти народа. История, природа, достопримечательности нашего края достойны восхищения. И куда бы я ни поехал, всё же скучаю о своём селе, о прелестях родного края.
Село моё родное! И я твой сельский человек. Одной мечтой, одной судьбой с тобою связан я навек!
4. Учитель: Ученица вашего класса Зайцева Е. приняла участие в номинации «Стихотворение». Давайте послушаем его. /Слайд №8 /
Село моё родное.
Моё село с необычным названием
На карте России сложно найти,
Но если захочешь с большим желанием
Можно его за полдня обойти.
Наш местный ландшафт удивительный очень,
Он поражает своей красотой.
Вокруг здесь поля, и луга, и речушка,
И рядом источник струится святой.
О пользе воды нашей знают повсюду,
И слава о ней не смолкает нигде.
Со всей ведь округи бывает тут люду,
Эмблемы завода мы видим везде.
Из недров земли у нас нефть добывают,
Такое богатство нам свыше дано.
И новые скважины здесь открывают,
Не зря говорят, что село жить должно!
Пройдет быстро время, и я вдруг покину
Своё дорогое для сердца село.
Но не променяю его на чужбину,
Оно у меня ведь такое одно!
5. Вопросы к классу: /Слайд №9/
- Как вы понимаете выражение «Россия – родина моя»?
- Какие ассоциации связаны у вас с этими словами?
- Какие чувства вызывают у вас родные места?
- Что нового вы узнали о своем родном крае?
Учитель: Всё сказанное вами правильно. Родина берет свое начало с родного края. Это очаг, начало всех начал. В нём важно поддерживать тепло, чтобы оно не стыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. Многие люди вспоминают свою малую родину с любовью и нежностью, трепетно вспоминают о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить свой дом, свою родину и всё, что их окружает.
6. Ребята, а давайте попробуем написать письмо о своем родном крае - России, где выразим свои сокровенные чувства и мысли. Ведь во время написания письма у человека есть возможность собраться с мыслями, обдумать каждое слово, красиво изложить его на бумаге. В отличие от реального общения здесь никто не требует от вас быстроты реакции, не торопит. Поэтому многие люди предпочитают даже очень серьезные дела решать письменно – например, признаваться в любви. Но для этого мы должны поближе познакомиться с эпистолярным жанром, узнать правила и культуру написания письма, открыть для себя историю письма.
Кому-то может показаться, что эпистолярный жанр /Слайд №10 / (письмо - это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.), по мнению многих, выпадает из ритма современной жизни. Его давно заменили электронная почта и мобильная связь. Но оказывается, что почти каждый человек не отказался бы увидеть в своем почтовом ящике запечатанный конверт, увидеть свое имя в графе "получатель", волнующий незнакомый почерк, расплывчатый почтовый штемпель: быть может, культура написания писем не умерла совсем?
- Скажите, может ли монитор компьютера или дисплей мобильного телефона заменить написанное от руки послание?
- Мне кажется, письмо от руки несет в себе что-то более сокровенное, нежели письмо на мониторе, ведь один почерк человека говорит о многом.
Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, делятся своими мыслями и чувствами. Письма поддерживают в трудную минуту и помогают разделить радость в моменты счастья. Я думаю, что нет семьи, которая никогда не получала бы писем. А как же появилось письмо? Какая у него история?
Ответить на эти вопросы нам помогут ребята, которые специально для нашего урока нашли интересные факты о происхождении письма.
7. /Слайды № 11-12/ Сообщения учеников: Самые первые письма были «живые»: люди посылали гонцов с устным сообщением. Потом появились предметные письма, то есть с помощью предметов сообщались какие-то факты. Например, молодой человек, который посылал девушке шнур с шестью раковинами, хотел сказать: «Я чувствую к тебе симпатию». Предметное письмо сменило рисуночное. В нем вместо предметов для передачи информации использовались рисунки. Так, например, нарисованные лук и стрела символизировали войну. И только после создания письменности появилось словесное письмо, то есть информация.
Учитель: Мы видим, что письмо прошло очень большой путь, прежде чем стало таким, каким мы знаем его сейчас. Написать интересное письмо - настоящее искусство. В разговоре слова сопровождаются взглядом, голосом, жестом. А на листе бумаги перед нами просто фраза. Поэтому надо быть осторожным при выборе слов, ведь они могут не только порадовать человека, но испугать его, сделать глубоко несчастным. Чтобы наше письмо было правильным и понятным, давайте познакомимся с алгоритмом его написания.
8. /Слайд №13/ Любое письмо состоит из трех частей:
- Начало (Приветственное обращение к адресату).
- Основная часть (Личная информация, просьбы, предложения, пожелания).
- Конец (Слова прощания, возможные приветы родным).
В компьютерных распечатках, лежащих у вас на партах, представлены три колонки слов (Словарная работа) /Слайд №14/
| 1. Хочу рассказать тебе о… 2. От всего сердца… 3. Большое спасибо… 4. Разрешите поздравить… 5. Очень прошу вас… |
|
Учитель: Прочитайте слова из первой колонки. Определите, к какой композиционной части письма относятся эти слова.
Учащиеся относят эти слова к первой композиционной части.
Учитель: Обратите внимание, что эти приветственные обращения имеют совершенно разную эмоциональную окраску. От чего зависит выбор обращения в письме?
Ответы учащихся.
Учитель: Письма бывают разные: дружественные, деловые, поздравительные. Выбор обращения зависит от того, к кому и с какой целью мы обращаемся в своем письме: к близкому ли человеку, к приятелю, к учителю, к начальнику… Дополните и запишите понравившееся вам обращение себе в тетрадь.
- Определите, к какой композиционной части относятся фразы из второй колонки.
Учащиеся относят эти фразы ко второй композиционной части.
Учитель: Дополните подходящую к вашему началу письма фразу и запишите ее.
Учащиеся проделывают эту работу.
Учитель: К какой композиционной части относятся слова и фразы из третьей колонки?
Учащиеся относят эти слова и фразы к третьей композиционной части.
Учитель: Закончите ваше письмо подходящей фразой из третьей колонки, предварительно закончив ее.
Учащиеся проделывают данную работу.
Учитель: Прочитайте получившееся у вас письмо.
Несколько учащихся зачитывают варианты своих писем.
Учитель: А теперь давайте обратимся к конкретным примерам писем учеников нашей школы и выделим в них уже известные нам композиционные части. Для этого разделимся на группы. Группа №1 работает с первым письмом, группа №2 – со вторым. (На партах у учащихся представлены распечатки писем на тему: «Россия – родина моя…»).
Приложение к уроку.
Проверяются все два текста. Электронные текстовые варианты показываются на слайдах презентации. /Слайды № 15,16 /
9. Подведение итогов урока.
Учитель: Заканчивая наш урок, я хотела бы еще раз напомнить, что письмо - это один из древнейших видов общения. И именно через общение формируется человек целостный, интересующийся жизнью другого, способный сострадать и сочувствовать ближнему. Пишите письма, потому что в наш скоростной век им нет цены.
10. Задание на дом: написать письмо на тему: «Россия – родина моя…». /Слайд №17/
- Подумайте о том, кому вы напишете письмо о своём родном крае - России?
- Какие обращения вы будете использовать?
- Какие сокровенные мечты связывают вас с малой родиной?
- Что вам больше всего дорого на Кошкинской земле?
- Скучаете ли вы о родном селе, когда уезжаете куда-нибудь?
Приложение к уроку.
Текст № 1.
Привет, мой дорогой друг!
Жаль, что ты живешь далеко и мы не можем посидеть поговорить по душам. Поэтому я хотел бы рассказать тебе в этом письме о своей родине – России.
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где родился. Это его маленькая родина, она начинается на пороге твоего дома. А из множества таких небольших родных уголков и состоит наша общая Родина – Россия.
Необозримая ширь полей, развесистые белоствольные березы, разливы рек, степей необъятный простор, это и есть Россия! Ты смотришь в ясное голубое небо, идешь лесными тропинками, сидишь у прохладной речки, это – Россия! В России много красивых сел, деревень, городов и древних, и новых. Она огромна и прекрасна. Но самое главное богатство заключается в людях, трудолюбивых, гостеприимных, мужественных, героических, творческих и отзывчивых. В ней живут люди многих национальностей: русские, чуваши, татары, украинцы, армяне и т.д. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы должны сохранить память о героях своей Родины, творить добро, приносить радость друг другу, жить дружно, чтобы наша страна была всегда сильной.
Мы любим Родину. Я люблю все наше: зимой скрипучий снег и мороз, осенью дожди и слякоть, летом знойную жару. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Мы – молодое поколение, и нам жить в стране, в которой мы родились или выросли. Нам не должно быть безразлично ее будущее.
Я надеюсь, что ты приедешь погостить к нам в Россию. С радостью приму тебя. Я с нетерпением жду твоего письма. Напиши, как поживаешь, все ли хорошо? Расскажи о своем родном крае.
С наилучшими пожеланиями, твой друг Байганов Андрей, ученик ГБОУ СОШ с. Нижняя Быковка.
Текст № 2.
Здравствуй, мой дорогой друг!
Мы с тобой живем друг от друга на большом расстоянии. Ты – в одном уголке страны, а я – в другом. Но нас объединяет одна общая Родина – Россия. Что значит для тебя это слово? Все мы знаем, что такое Родина, но не каждый может это объяснить. Я хотела бы попытаться это сделать в своем письме.
Родина – это Мать, Отчизна, которую нужно любить, почитать и защищать. Если обратиться к словарю, то там можно найти определение этого понятия: «Родина – это Отечество, родная страна». Когда мы далеко от своей Родины, то по ней очень сильно скучаем. Тоскуем по стране, городу, маленькому селу, по двору, деревьям, которые каждый день видим из своего окна; скучаем, в конце концов, по той самой земле, по которой ступали ногой когда-то. Ведь Родина – это-природа-матушка.
Место, где я родилась и живу, есть маленькая родина. А называется оно – село Нижняя Быковка. Такие небольшие деревушки и составляют большую и могучую нашу страну – Россию. Она огромна и прекрасна. Россия, Русь — моя великая родина! Приехавшего впервые в Россию поражают бескрайние просторы, бесконечно тянущиеся поля и леса. Любое время года хорошо, но летом особенно волшебно кругом — сплошные травяные ковры, причем они постоянно меняются: ранней весной нежную зелень оживляют золотисто-желтые одуванчики, потом приходит черед розовой и белой кашки, васильков, ромашек, цветущего клевера, мать-и-мачехи — да разве все перечислишь, что можно встретить в лугах! А надо всей этой красотой заливаются жаворонки. Приятно идти полем в яркий солнечный день. На душе — праздник, а как иначе, когда кругом такое волшебство. Я не могу удержаться и сплетаю венок из полевых цветов. Я горжусь, что живу в России, среди этих лесов и полей, мне хочется, чтобы будущие поколения получили от нас ту же красоту родной природы. Для этого надо бесконечно любить свою землю, бережно относиться к ней, преумножая ее богатства.
Вот, дорогой друг, и подошло к концу мое письмо. Что еще сказать? Приезжай и сам убедись в правдивости моих слов. С уважением, учащаяся ГБОУ СОШ с. Нижняя Быковка Васильева Юлия.
Использованная литература:
- Арнольдов Н.А. Исторический краеведческий словарь-справочник Кошкинского района «Край наш Кошкинский от А до Я», 2005.
- История муниципального района Кошкинский (1928-2008 гг.). Люди, события, факты, экономика, культура. Самара-Кошки, 2008.
- Акулиничев И.Ф. «Сенокос». Самара, 2000.
- Сборник стихотворений «Кондурчинское раздолье». Самара, 2000.
- Авдошин А.И. «Родом из детства». Самара, 2005.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь, 1994.
- Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.
- Интернет-ресурсы:
- Информационный портал Кошкинского района http://vkoshkah.ru/index/
- Всемирная свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/
- Работы учеников:
- http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/sochinenie-khochu-rasskazat-tebe-o-svoem-rodnom-krae.
- http://irasamolyuk.ucoz.ru/publ/klassnoe_rukovodstvo/tvorcheskie_raboty_uchashhikhsja/pismo_drugu_o_svojom_rodnom_krae/42-1-0-16.
- http://www.nickelca.ru/krai/articles/view/388-4.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лучшая методическая разработка проведения урока письма»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная средняя школа № 6 им. И.Т.СидоренкоКраснодарский крайг. Усть – Лабинскул. Энгельса, 71. IXВсеро...
Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)
Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....
Методическая разработка проведения урока письма. 8 класс. ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»
Цели урока:1. Вызвать у ребят интерес к эпистолярному жанру через письма великих мастеров слова.2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.3. Вес...
Методическая разработка проведения Урока письма: "Письма,опалённые войной"
Цели:возродить российские традиции эпистолярного жанраознакомить с этикетными правилами написания письмаразвивать навыки правильного написания письма - делового,...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «История» Тема: « Россия в эпоху петровских преобразований»
В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с применением игровых форм изучения нового материала, интерактивной доски и элементов мультимедийных техн...
Методическая разработка проведения урока написания письма.
Проведение урока написания письма в 6 классе коррекционной школы 8 вида....
Методическая разработка занятия «Разговоры о важном» на тему: "Россия - Родина моя"
Методическая разработка занятия «Разговоры о важном» Тема занятия: «Россия – Родина моя. История празднования Дня народного единства».Учитель: Уколова И.Л. Цель...