Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов;
рабочая программа
Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.66 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
5-7 классы
Составитель:
Гасымова Сабина Аразовна,
учитель русского языка и литературы
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основные задачи:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Учебный курс предназначен для обучающихся 5–7-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
- День знаний;
- Наша страна – Россия;
- 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского;
- День музыки;
- День пожилого человека;
- День учителя;
- День отца;
- Межународный день школьных библиотек;
- Мы разные, мы вместе;
- День матери;
- Символы России;
- Волонтеры;
- День Героев Отечества;
- День Конституции;
- Тема Нового года. Семейные праздники и мечты;
- Рождество;
- День снятия блокады Ленинграда;
- 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского;
- День российской науки;
- Россия и мир;
- День защитника Отечества;
- Международный женский день;
- 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и т СССР С.В. Михалкова;
- День воссоединения Крыма с Россией;
- Всемирный день театра;
- День космонавтики. Мы – первые!
- Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками;
- День Земли;
- День Труда;
- День Победы. Бессмертный полк;
- День детских общественных организаций;
- Россия – страна возможностей
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты:
- Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- Активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
- Неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- Понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- Представление о способах противодействия коррупции;
- Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- Готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
- Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры российской федерации, своего края, народов россии;
- Ценностное отношение к достижениям своей родины – россии, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- Уважение к символам россии, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
- Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- Готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
- Ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
- базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
- базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
- работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
- Сформировано представление:
- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
- символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
- народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- активной роли человека в природе.
- Сформировано ценностное отношение:
- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
- семье и семейным традициям;
- учебе, труду и творчеству;
- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- природе и всем формам жизни.
- Сформирован интерес:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
- природе, природным явлениям и формам жизни;
- художественному творчеству.
- Сформированы умения:
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Тематическое планирование для 5-х классов
№ | Тема занятия | Форма проведения занятия | Часы | Источник | Дата |
Сентябрь | |||||
1. | День знаний (зачем учиться?) | Интеллектуальный марафон | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 05.09.2022 |
2. | Родина, души моей родинка | Работа с интерактивно й картой | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 12.09.2022 |
3. | Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… | Интерактивная звездная карта | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 19.09.2022 |
4. | Моя музыка | Музыкальный конкурс талантов | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 26.09.2022 |
Октябрь | |||||
5. | С любовью в сердце: достойная жизнь людей старшего поколения в наших руках | Социальная реклама | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 03.10.2022 |
6. | Ежедневный подвиг учителя | Мини сочинение | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 10.10.2022 |
7. | Отец родоначальник | Фотоистория | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 17.10.2022 |
8. | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома | Групповая дискуссия | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 24.10.2022 |
Ноябрь | |||||
9. | Мы — одна страна! | Работа с интерактивной картой | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 08.11.2022 |
10. | Языки и культура народов России: единство в разнообразии | Работа с интерактивной картой | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 14.11.2022 |
11. | О руки наших матерей | Конкурс стихов, конкурс чтецов | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 21.11.2022 |
12. | Герб страны как предмет нашей гордости | Экспертное интервью | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 28.11.2022 |
Декабрь | |||||
13. | Жить – значит действовать | Проблемная дискуссия | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 05.12.2022 |
14. | Герои мирной жизни | Встреча с героями нашего времени | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 12.12.2022 |
15. | «Величественны и просты слова Единого Закона всей Отчизны» | Эвристическая беседа | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 19.12.2022 |
16. | Зачем мечтать? | Групповое обсуждение | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 26.12.2022 |
Январь | |||||
17. | «Дарит искры волшебства светлый праздник Рождества…» | Музыкальная гостиная | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 16.01.2023 |
18. | «…осталась одна Таня» | Работа с дневником героя | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 23.01.2023 |
19. | К.С. Станиславский и погружение в волшебный мир театра | Чтение по ролям | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 30.01.2023 |
Февраль | |||||
20. | «Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать…» | Интеллектуальный марафон | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 06.02.2023 |
21. | Россия в мире | Работа с интерактивной картой | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 13.02.2023 |
22. | На страже Родины | Литературная гостиная: рассказы о войне | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 20.02.2023 |
23. | Как построить диалог с искусством? | Творческая лаборатория | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 27.02.2023 |
Март | |||||
24. | «Я знаю, что все женщины прекрасны… » | Конкурс стихов о женщинах | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 06.03.2023 |
25. | Гимн России | Работа с газетными и интернет публикациями | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 13.03.2023 |
26. | Путешествие по Крыму | Виртуальная экскурсия | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 20.03.2023 |
27. | Искусство и псевдоискусств о | Творческая лаборатория | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 27.03.2023 |
Апрель | |||||
28. | Новость слышала планета: «Русский парень полетел» | Работа с биографией | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 03.04.2023 |
29. | Надо ли вспоминать прошлое? | Проблемная дискуссия | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 10.04.2023 |
30. | «Зелёные» привычки»: сохраним планету для будущих поколений | Фестиваль идей | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 17.04.2023 |
31. | Праздник Первомай | Встреча с людьми разных профессий | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 24.04.2023 |
Мая | |||||
32. | «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...» | Литературная гостиная | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 15.05.2023 |
33. | День детских общественных организаций | Работа с видеоматериалами | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 22.05.2023 |
34. | Перед нами все двери открыты | Творческий флэшмоб | 1 | https://razgovor.edsoo.ru/ | 29.05.2023 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной занятости "Спешите делать добро" для обучающихся 6-11 классов
Программа "Спешите делать добро" разработана для учащихся 6-11 классов общеобразовательной школы. Рассчитана на 68 часов в год. Занятия проводится один раз в неделю. Делится на теорети...

Программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном", для обучающихся 5-7 классов
Личностные результаты - формирование сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения;- ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.У...

Методическая разработка внеурочного занятия "Разговоры о важном: региональный компонент"
Воспитательное мероприятие приурочено к 100-летию образования Республики Бурятия. В рамках этой юбилейной даты детям нужно знать о важных событиях, исторических вехах, которые не входят в школьную про...

О практике реализации внеурочных занятий РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ среди обучающихся, содержащихся в исправительных учреждениях, расположенных на территории Республики Коми
Выступление на педсовете ГОУ РК РЦО, посвящённое практике проведения внеурочных занятий "Разговоры о важном" в условиях закрытого социума и с использованием регионального компонента....

Внеурочное занятие «Разговоры о важном» для обучающихся 7-9 классов «Мы разные, но мы вместе»
Тема: «История, культура и традиции башкирского народа».Цель занятия: формирование у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и чувства гордости за к...

Адаптация внеурочного занятия "Разговоры о важном" в рамках инклюзивного класса
Данная разработка содержит опыт практической адаптации цикла внеурочных занятий в рамках инклюзивного класса. Необходимость подобной разработки продиктована тем, что в данный момент практически в кажд...