МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «История» Тема: « Россия в эпоху петровских преобразований»
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Чухрай Вера Григорьевна

В данной методической разработке представлена методика проведения  комбинированного урока с применением игровых форм изучения нового материала, интерактивной доски и элементов мультимедийных технологий. Данная методическая разработка рекомендуется для преподавателей и студентов при изучении общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин для всех специальностей   СПО.

Может использоваться как основной и вспомогательный материал для проведения открытых уроков, внеклассных мероприятий по учебной работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka.docx74.22 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по дисциплине:

«История»

Тема: «  Россия в эпоху петровских преобразований»

ст. Брюховецкая 2018 год.

Рассмотрена предметной цикловой комиссией

ОГСЭД  РЯЗ

Протокол № ____ от «____» _______20__ г.

Председатель ЦК

________________________ Т.П. Вартанян

Составлена в соответствии с Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника

для специальностей:  

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Автор: преподаватель общих гуманитарных социально-экономических дисциплин Чухрай  В.Г.

В данной методической разработке представлена методика проведения  комбинированного урока с применением игровых форм изучения нового материала, интерактивной доски и элементов мультимедийных технологий. Данная методическая разработка рекомендуется для преподавателей и студентов при изучении общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин для всех специальностей   СПО.

Может использоваться как основной и вспомогательный материал для проведения открытых уроков, внеклассных мероприятий по учебной работе.

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………3.
  2. Подготовительная часть………………………………………..5.
  3. Подготовка преподавателя……………………………………..5.
  4. Подготовка студентов…………………………………………..5.
  5. Подготовка аудитории.……………………………………..…..5.
  6. Методика проведения урока……………………………………6.
  7. Заключение……………………………………………………..21.
  8. Литература……………………………………………………..22.
  9. Приложение……………………………………………………23.

Введение

В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. На мой взгляд это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях малого количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности учащихся.

Арсенал форм современного учителя истории должен не только обновляться под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформироваться в сторону необычных, игровых форм преподнесения учебного материала.

         Цели   данного урока:

1.Учебная  сформировать   представление    о личности Петра I, охарактеризовать государственные реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления, показать изменения, происшедшие в положении церкви и её отношениях с государством.

Воспитательная  привитие учащимся идеи гуманизма, веротерпимости, уважительного отношения  к культуре, традициям других народов; воспитывать стремление  к получению знаний, реализовывать свои возможности и способности.

Развивающая  способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические  события с определенными периодами, определять и аргументировать своё отношение и оценку наиболее значимых событий в истории,   совершенствование коммуникативных умений обучающихся.

 

Подготовительный этап.

Подготовка преподавателя

Прежде всего, определяется тема урока. Затем разрабатывается поурочный план, где следует обдумать цели занятия, материал для введения, раздаточный материал. Подготовить презентацию в программе Power Point с распределением примерных временных рамок. При составлении презентации, целесообразно отдельные вопроса темы изображать в виде таблиц, графиков и схем  в процессе урока их комментируя. В начале урока необходимо настроить учащихся на внимательный просмотр и необходимость ведения кратких записей в тетради. На всех этапах урока использовались слайды, которые помогают развитию зрительной памяти, как для закрепления, так и для введения нового материала.

Подготовка студентов.

1.Опережающее  задание для  всей группы: проработайте по учебной литературе вопрос о правлении Петра 1.

 2.Студенты разделились на творческие группы для создания творческих проектов  по  реформам    Петра 1. 

3. Студентам был предложен список литературы, пособий библиотеки, электронных учебников,  интернет ресурсов.

 Отбор дидактического материала, наглядных пособий поможет студентам образно представить изучаемые проблемы, их актуальность, определить их особенности, выделить главное: что соответствует целям урока.

Подготовка аудитории

Организация работы на уроке коллективная, поэтому парты и столы необходимо расставить соответствующим образом. Настроить мультимедийную технику.

Планируемые результаты.

Учащиеся узнают о выдающихся людях конца 17- начала 18 века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спорные вопросы. Отрабатывают умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, тезисах и т.д.), совершенствуют умение работы с различными источниками, анализируют полученную информацию и делают выводы. Учатся объективному оцениванию деятельности людей.

Оборудование урока:

Комплекты раздаточного материала по периодам истории  конца 17-  начала 18  века, компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная версия энциклопедии Кирилла и Мефодия, мультимедиа учебник История   России   17-18   век,   хрестоматии,   учебные   пособия,   дополнительная   литература библиотеки колледжа.

Методика проведения урока.

 Организационный момент.

Преподаватель и студенты приветствуют друга, отмечает отсутствующих, сообщает тему, цели   урока, мотивирует на положительное усвоение знаний.

Преподаватель начинает занятие  с ознакомления учащихся с планом изучения новой темы:

План изучения новой темы:

1.начало правления Петра;

2. государственные реформы Петра;

2.1.реформа центрального управления;

2.2.указ  о единонаследии. Табель о рангах.

2.3. областная реформа и реформа городского управления.

2.4. церковная реформа.

2.5.военная реформа.

3. значение Петровских преобразований.

2.Актуализация опорных знаний

  1. Актуализация опорных знаний   представляет собой   опрос учащихся в форме игры «Историческое лото». Задания повышенной сложности оцениваются 5 баллов и выдаётся красный жетон; средней сложности 4 балла желтый жетон; если не полный ответ 3 балла синий жетон;  

1.Что такое абсолютизм?

2. В чем состояли причины  складывания абсолютизма в России?

3. В чем проявлялось усиление власти царя?

4. Основные проблемы политического развития России в конце XVII в.

5. Какие   полки нового (иноземного) строя появились в годы царствования   Михаиле Федоровиче:

 7. Расскажите о попытке создания флота царствование Алексея Михайловича

3.Изучение нового материала

Преподаватель  разъясняет  как нужно работать с конспектом-шаблоном урока.

Учащиеся работают на уроке вместе с учителем. Основные вехи урока заносятся в конспект-шаблон.

 

Вопрос №1.начало правления Петра.

На данном этапе урока преподаватель рассказывает о том, что в конце XVII в. в феодальной России складывались, предпосылки преобразований: зарождались буржуазные отношения появились мануфактуры, возрастала товарность сельского хозяйства. Но Россия отставала в технико-экономическом отношении от европейских государств, в результате длительного монголо-татарского ига, многолетних войн; оторванности от других стран из-за отсутствия выходов к морям; слабости центральной власти и всевластии воевод на местах; кроме того, феодально-крепостническая система тормозила развитие производительных сил.

Для преодоления этого отставания было необходимо: провести четкое административное деление страны; укрепить центральную власть и ликвидировать произвол воевод на местах; дать простор для развития ремесленного и мануфактурного производства и торговли, создать регулярную сильную армию; развивать светское образование, укрепить культурные связи с Западной Европой и подготовить, свои кадры.

Однако царь Алексей Михайлович (1645—1676 гг.), прозванный Тишайшим, посвящал свое время в основном молитвам, соколиной охоте и семейным делам. От первой жены Марии Милославской у Тишайшего было 11 детей (выжили два сына и шесть дочерей), а во втором браке с Натальей Нарышкиной — трое детей, в том числе царевич Петр.

После  смерти  Алексея  Михайловича  между  Милославскими Нарышкиными началась борьба за царский престол. Царем стал сын Милославской 14-летний Федор Алексеевич (1676—1682), но он  умер возрасте 20 лет. По старшинству Федору наследовал его брат Иван (Милославский), но он был болезненным, хилым и полуслепым. Поэтому по предложению патриарха Иоакима, Боярская дума «приговорила» быть царем  10- летнего Петра Алексеевича Романова (Нарышкина), а правительницей при нем его мать Наталью Кирилловну (Нарышкину). Но Милославские со своими сторонниками, подговорив к бунту стрельцов,  сумели провозгласить царями Ивана и Петра одновременно, а регентшей до их совершеннолетия — царевну Софью, дочь Милославской. Во время бунта стрельцы в присутствии царевичей убили бояр Матвеева, Долгорукого и двух братьев Нарышкиных. Это стало причиной ненависти Петра к стрельцам.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Софьи: В период  регентства   жестоко расправились с раскольниками-старообрядцами, был заключен «вечный мир» с Польшей (1686), воевавшей с Турцией. В1687 и 1689 гг. походы на Крымское ханство. Их неудача подорвала авторитет Софьи как правительницы, а Петр стал приобретать сторонников. В Преображенском дворце собирались бояре, поддерживающие Петра; они высоко оценивали дисциплину и вооружение петровских «потешных» ПОЛКОВ Преображенский и Семеновский.

В августе 1689 г. Софья опять с помощью стрельцов попыталась узурпировать власть и даже убить Петра. Но вовремя предупрежденный стрельцами, Петр бежал в Троице-Сергиев монастырь. Туда вскоре прибыли его «потешные» полки, многие бояре, патриарх и несколько стрелецких полков. Софья оказалась в изоляции по решению Петра ее заключили в Новодевичий монастырь в Москве под строгий контроль настоятельницы. Царский трон перешел к Петру I (1689—1725), хотя до 1696 г. формально царем считался и Иван V (1682-1696). Но участия в государственных делах он не принимал.

Первые самостоятельные  действия Петра

1695 Первый Азовский поход (турки)

Причина: выход к Черному морю.

Итог: крепость Азов не cдалась.

1696 Второй Азовский поход

 Итог: Азов был взят.

Итог: получение Азова и нескольких крепостей, часть побережья Азовского моря.

«Великое посольство» (1697 —1698).

Для продолжения войны против Турции Россия стала искать союзников. С этой целью за границу было отправлено «великое посольство» (1697 —1698).   Петра I отправился за границу инкогнито под именем Петр Михайлов, вместе с послами ехали десятки молодых дворян, чтобы овладеть науками, ознакомиться с новинками техники и производства, постичь опыт передовых стран. Наконец, Петр питал надежду (и она оправдалась), что удастся вербовать для работы в России заграничных мастеров, ученых, военных. Посольство располагало соответствующими средствами (деньгами и мехами), часть которых предназначалась на  закупка военного снаряжения, корабельного оборудования и книг. Посольство проехало через шведские владения в Прибалтике, посетило ряд германских государств, Нидерланды. Особый интерес Петр проявил к судостроению, которым славились Голландия и Англия. Он посещал заводы, монетные дворы, научные учреждения, работал на верфях. Есть предположение, что Петр I встречался с Исааком Ньютоном

Возвращаясь в Россию, царь задержался у польского  короля и саксонского правителя Августа II, который в свое время помог занять престол Речи Посполитой.  Результатом этой встречи явилась секретная договоренность о совместном выступлении против Швеции которая отторгла у Польши часть земель и навязала ей неравноправные торговые договоры. Общие интересы России и Речи Посполитой закладывали основу для совместной борьбы против Швеции. Вскоре Петру удалось привлечь на свою сторону Данию.

*Образовался антишведский союз северных держав (Северный союз) Петр I решил вступить в борьбу со Швецией за выход  к Балтийскому морю.

1698 Восстание стрельцов в отсутствие Петра, казнь более1000человек сохранили жизнь только молодым 14-20 лет, полки со временем расформировали.

Вопрос №2 Государственные реформы Петра.

2.1.реформа центрального управления;

По данному вопросу   студенты защищали свой творческий проект, в котором говорилось о том, что в 1699 году Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

Следующим шагом стало создание в 1711 году Правительствующего сената, ставшего высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу разветвленного государственного аппарата в центре и на местах. В состав Сената царь назначил 9 человек, представлявших как родовую знать (включая бывших членов Боярской думы), так и своих выдвиженцев. Решения Сената принимались его членами на общем собрании.

Над деятельностью Сената также был установлен контроль: в 1722 году был назначен генерал-прокурор (Павел Иванович Ягужинский), которого называли «оком государевым» в Сенате.

Реформа 1718—1720 годов упразднила громоздкие и неповоротливые приказы и ввела коллегии. Первоначально их было 11.

Коллегия иностранных дел ведала внешней политикой, Воинская — сухопутной армией, Адмиралтейств - коллегия — морским флотом, Юстиц-коллегия — гражданским и уголовным судом, Берг-коллегия — горно-заводской промышленностью, Мануфактур-коллегия — мануфактурной промышленностью. В отличие от приказов решения здесь принимались коллективно (коллегиально). Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства деятельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия. Они находились в ведении самого императора

 

В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

 

В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, – это законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Управлял страной, если царь в отъезде за границу или в походе (на войне).

 «Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен генерал-прокурор. Им был Павел Иванович Ягужинский. 

 

В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было 11). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия – Главный магистрат.

 

Далее – заполнение таблицы по коллегиям.

Название  коллегии

Чем ведала (компетенция)

Иностранных дел

Внешняя политика

Воинская

Сухопутная армия

Адмиралтейств-коллегия

Морской флот

Юстиц-коллегия

Гражданский и уголовный суд

Берг-коллегия

Горно-заводская промышленность

Мануфактур-коллегия

Мануфактурная промышленность

Коммерц-коллегия

Торговля

Штатс-контор-коллегия

Государственные расходы

Ревизион-коллегия

Контроль за финансами

Камер-коллегия

http://misheronedu.narod.ru/16-III.files/image001.gifГосударственные доходы

Вотчинная коллегия

Землевладение

Главный магистрат

Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы)

В каждую коллегию входили: президент, вице-президент, советники.

 

Создана Тайная канцелярия – занималась делами о государственных преступлениях.

2.2.указ  о единонаследии. Табель о рангах.

По данному вопросу   студенты защищали свой творческий проект,   в котором говорилось о том, что в 1714 году Петр (подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам.) Этот документ был направлен на стирание граней между родовой и «новой» (дворянской) знатью. Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением.

В 1722 году царь принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Согласно новому закону, служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников: в гражданской службе — от коллежского регистратора до канцлера; в армии — от прапорщика до генерал-фельдмаршала; на флоте — от прапорщика до генерал-адмирала. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а также денежное содержание.

Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

 

Вотчина и поместье в России после 1714 года.

До  указа

Указ Петра I от 1714 г.

После  указа

Вотчина – наследственная собственность.

Поместье – пользование землёй при условии несения военной службы.

Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам.

Поместье передаётся по наследству.

Обязательность службы для дворян сохранялась.

 

В 1722 году царь принял Табель о рангах.

Классы

Чины военные сухопутные

Чины гражданские

Что давало?

 I

Генералиссимус, Фельмаршал

Канцлер

Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги.

II

Генерал от артиллерии…

Действительный тайный советник

III

Генерал-лейтенант

Тайный советник

IV

Генерал-майор

Действительный статский советник

V

Бригадир

Статский советник

VI

Полковник

Коллежский советник

VII

Подполковник

Надворный советник

VIII

Майор

Коллежский асессор

IX

Капитан

Титулярный советник

Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги

X

Штабс-капитан

Коллежский секретарь

XI

     –

Сенатский секретарь

XII

Поручик

Губернский секретарь

XIII

Подпоручик

Сенатский регистратор

XIV

Прапорщик

Коллежский регистратор

Теперь старая и новая аристократия   уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

2.3. областная реформа и реформа городского управления.

По данному вопросу   студенты защищали свой творческий проект, в котором говорилось о том, что  в 1708 году для усиления местного аппарата власти и повышения его авторитета и роли в деле управления страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (позже— Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии были поделены на уезды, а позднее — на провинции.

В 1719 году в стране было 50 провинций во главе с воеводами. Губернское деление, однако, сохранилось. Но в руках губернаторов остались лишь военные и судебные функции.

Особый режим местного управления существовал на Украине. Власть здесь принадлежала гетману.

Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом.

Провинции 1719году – их было 50 (во главе воеводы)

Губернии 1708 год- 8 ( во главе с губернаторами) Московскую, Ингерманландскую (позже— Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую, Сибирскую.

Реформа городского управления.

С ростом городов увеличилась и численность городского населения. К концу царствования Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек. Сложным был состав городского населения: основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, появились и первые мануфактурные рабочие, значительно возросло число купцов и торговцев.

Посадское население было изъято из ведения воевод и передано в руки выборной Бурмистерской палаты в Москве, а в других городах — выборных бурмистров.

Управление ими осуществлял созданный в 1720 году в Петербурге Главный магистрат которому были подчинены местные магистраты во главе с бурмистрами и ратманами, избираемыми от городского населения.  Горожане теперь делились на «регулярных» (высших) и «подлых» (низших). «Регулярные», в свою очередь, подразделялись на две гильдии: к первой были отнесены богатые купцы и лица «свободных профессий» (врачи, аптекари, художники), а ко второй — ремесленники и торговцы. «Регулярные» пользовались особой государственной поддержкой и льготами.

Городская        реформа        не        только        способствовала экономическому подъему городов, но и обеспечивала поддержку самодержавия со стороны состоятельных граждан.

Городская реформа.   (1720 год.) В Петербурге Главный магистрат -

В городах стали выбирать выборные органы - магистраты, во главе которых стояли бурмистры.  

Горожане

  «регулярные» (высшие) и «подлые» (низшие).

2.5. церковная реформа.

           По данному вопросу   студенты защищали свой творческий проект,  в котором говорилось о том, что  при Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти.

После смерти в 1700 году патриарха Адриана Петр I запретил проводить новые выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную войну. Местоблюстителем патриаршего престола (т. е. выполняющим обязанности главы церкви) он назначил Стефана Яворского.

После окончания Северной войны Петр I вовсе упразднил патриаршество. Управление церковными делами было передано Духовной коллегии, вскоре преобразованной в Святейший Правительствующий синод. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царем, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви.

Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царем.

Особым указом Петр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви. Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.

В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём.

Установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод – управлял делами церкви.

В 1722 году за его надзором введена светская должность обер-прокурора. Особым указом Петр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви. Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.

2.6.военная реформа.

     По данному вопросу   студенты защищали свой творческий проект   в котором говорилось о том, что  в 1699 г. по указу Петра дворянское поместное ополчение и стрелецкие полки были расформированы и был проведен первый рекрутский набор. С 1705 г. рекрутские наборы стали проводиться ежегодно. Русская армия комплектовалась по принципу обязательной повинности на пожизненную воинскую службу, а не по найму, как в Западной Европе. Каждая сельская или мещанская община была обязана ежегодно поставлять в армию по одному рекруту с каждых 100, 20 дворов, а впоследствии с числа душ. Рекрутами становились по жребию холостые мужчины в возрасте от 15 до 20 лет в мирное время; при ведении военных действий призывной возраст увеличивался так, в период Северной войны призывались мужчины до 35 летнего возраста. В русской армии была строгая дисциплина.

Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.) . В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков) , которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне. 

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:
- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;
- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);
- создание мощного военного флота;
- гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа. 

Вопрос №3  Значение Петровских преобразований.

На данном этапе урока преподаватель рассказывает о значении петровских преобразований -

**Россия значительно усилилась, ее место в международных делах существенно повысилось. Россия теперь была признана великой державой, без участия которой не решались внешнеполитические проблемы Европы.  

**Создание регулярной армии и флота, проведение активной внешней политики сделали возможным разрешение важнейшей исторической задачи — Россия утвердилась на берегах Балтийского моря. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

**Рост мануфактурной промышленности, создание новых отраслей производства, развертывание внутренней и внешней торговли обозначали большие сдвиги в производительных силах страны.

**При Петре I произошло усовершенствование государственного аппарата, что сопровождалось усилением 8 центральной власти и оформлением в России абсолютной монархии. Большие перемены наметились и в области просвещения, культуры и науки.

**Петр I пытался провести реформу православной церкви в протестантском духе: государство стало открыто вмешиваться в дела церкви, лишило ее патриарха, нарушало в угоду мирским и не всегда бескорыстным интересам тайну исповеди.

**Реформы Петра I при всей их прогрессивности оборачивались для трудящихся новыми налогами, повинностями и тяготами, намного превышавшими тяготы предшествующих царствований. Солдаты, матросы, работные люди мануфактур, строители городов и каналов, миллионы крепостных крестьян — это они были той мощной движущей силой, которая возвела Россию на новую историческую ступень.

**Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. Он не только обязал учиться грамоте всех дворянских детей, не только посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты «Ведомости». Для облегчения письма вводится гражданский шрифт. В 1719 году основана Кунсткамера, а в 1724 подписан указ об учреждении Академии наук.

Преподаватель отмечает  следующий момент - часто возникает вопрос: не исказил ли Петр Великий своими реформами исторический путь России? Можно ответить достаточно определенно, что преобразования шли и при его предшественниках. Петр лишь двинул их более последовательно и энергично. «Иноземные одежды», в которые облекались порой петровские реформы, являлись лишь внешней стороной дела. Конечно, непросто признать разумными все иностранные заимствования, вошедшие в русский язык времен царя-преобразователя.

Студенты делают краткие записи в конспект – шаблон:

Значение петровских реформ

  1. Создание регулярной армии и морского флота укрепило безопасность страны.
  2. Реформы поставили Российское государство в ряд великих европейских держав.
  3. Уничтожены пережитки местничества оставшиеся от удельной Руси.
  4. Стёрты грани в экономическом и служебном положении боярства и дворянства.

Усовершенствована система местного управления (введены выборные начала в управлении городами).

      5.Церковь превратилась в государственный орган власти.

      6.6.Многочисленное население России осталось бесправным.

4.Итоговый этап - закрепление.

4.1.Игра «Найди ошибку».

« Вставьте  в  тест  пропущенные  имена  и  даты

и    исправь  ошибки» 2 мин.

(На столах шаблоны которые нужно заполнить, выигрывает тот кто быстрей!)

                                                 Текст.

         После   смерти   в   _____году  царя _______новыми  правителями  стали  малолетние  ________  и _________.  Однако  фактически  власть  оказалась  в  руках  их  сестры  ___________.  В ______  году  царевна  _________  была  свергнута. В_________  году  скончался  ________ и  ___________  стал  единоличным  правителем.  Первым  самостоятельным  деянием _________  стал  поход  в __________  году  на  Азов.

КЛЮЧ.

текст.

После  смерти  в 1682 году  царя   Фёдора  новыми  правителями  стали  малолетние 

Иван и Пётр. Однако  фактически  власть  оказалась  в  руках  их  сестры  Софьи .  В 1689 году  царевна   Софья была  свергнута.  В 1696  году  скончался  Иван и  Пётр1 стал  единоличным  правителем.  Первым  самостоятельным  деянием 

Петра  стал  поход  в  1695 году  на  Азов.

  1. Историческая путаница.

Перед вами историческая путаница, ветер времени перемешал  даты и события прошлого. Нужно привести в соответствие даты и события.

Когда состоялось «Великое посольство»?

1718-1720 гг. 

Учреждение Сената. 

1697 —1698

Указ о единонаследии. 

1722 г. 

Принятие Табели о рангах

1721 г

Церковная реформа. 

1714 г. 

Создание коллегий. 

1711 г. 

  1. Игра «Вопрос с секретом».

1. Одной из целей Великого посольства было

1) поиски союзников в войне с Турцией 2) заключение торговых договоров со странами Европы 3) добиться выхода к Балтийскому морю 4) поиски союзников в войне со Швецией

2.Под каким именем Петр 1 отправился за границу?

3.В результате реформы управления появились  а) приказы в) коллегии б) министерства г) ведомства

4. В результате проведения военной реформы в XVIII в. возникло понятие

1) мушкетер 2) кирасир 3) рекрут 4) гусар

5. В петровскую эпоху для управления делами церкви было создано учреждение

1) митрополия 2) патриархат 3) Синод 4) Сенат

6.При реформе местного управления Петр I организовал:

а) княжества;             б) губернии;                 в) республики

7.Царевна Софья в борьбе за престол опиралась на:

а) гвардию;                   б) стрельцов;                         в) бояр;  

8.По реформе местного управления Петра I   страна была разделена на:

а) 6 губерний; б) 8 губерний; в) 17 губерний.

9. Сколько провинций было в(1719 году )

а) 4 б) 50   в)25

10. Рекрут  это а)    лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности; б)    богатые купцы и лица «свободных профессий» (врачи, аптекари, художники в)ремесленники и торговцы.

11. «Табель о рангах» это: а) административно-территориальная единица, установленная в России по указу Петра I от 18 декабря 1708 г.; б) система чинов и порядок продвижения   на государственной службе — военной и гражданской; в) налог, который обязано было платить все мужское население тяглых категорий: крестьяне, посадские и т. д

12. Итоги «Великого посольства»:  а)образовался антишведский союз северных держав (Северный союз); б) образовался антипольский союз западных держав (Западный союз); в) образовался антитурецкий  союз южных держав (южный союз);  

Рефлексия.

Лист самоконтроля

Личная оценка усвоения материала

Личная оценка активности на уроке- количество набранных жетонов

 

красные

желтые

синие

5.Подведение итогов урока.

 Подведение итогов урока

Заключительное слово преподавателя: личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключении урока мне хотелось бы привести слова С.М. Соловьева о Петре I , произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: «То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие».

Нужно признать, что в деятельности императора были элементы случайности и необходимости. Но, по мнению многих, он создал новую Россию, не похожую на прежнюю. У него было много проектов переустройства страны, но не все смогли их принять. И не потому, что не хотели. Просто царь обогнал свою эпоху, торопясь в будущее.

Преподаватель - подводит итог урока, обращает внимание на ключевые моменты урока, обобщает изученный материал, указывает на каких этапах урока какая из групп присяжных испытывала трудности с выполнением задания, выставляет оценки, ссылаясь на количество жетонов, которые получили студенты в ход работы на уроке и комментирует их. Выдает и поясняет домашнее задание.

Спасибо за работу, спасибо за урок!

6. Задание на дом. (Л. 1,ч1стр.     254 – 263 ). Подготовить сообщение на тему: «Внешняя политика Петра 1»

Заключение

         В данной методической разработке изложена методика проведения урока по дисциплине история.

        Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии, фактов и событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история характеризуется тем, что предметом ее познании является вся совокупность жизни общества на протяжении  всего исторического процесса.

        Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций. Прежде всего, история обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего Отечества, своего народа формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять моральные и нравственные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения.

       Результаты урока можно выделить следующее:

1) Цели урока достигнуты,

2) Все структурные элементы выдержаны.

3)Применение  игровых форм изучения нового материала позволило   вовлечь  в активную работу на уроке каждого студента.  В процессе игры интеллектуально пассивные учащиеся обычно выполняют такой объём учебной работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

4) Использование мультимедийного проектора делает урок наиболее интересным и помогает лучше усвоить материал.

5)Эффективность такого урока очевидна. Он является информационно ёмким. Реализация принципа наглядности является наиболее оптимальной. Происходит достаточно полное усвоение материала урока учащимися, что подтверждается результатами проверки знаний.

Использованная литература

1.  Артемов В.В.  Лубченко Ю.Н. «История» издательский центр «Академия , 2012г.»

2.   Алексеева Н. М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2006. № 4.

3.   Айламазьян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. М.: Владос-пресс", 2006.

4.   Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр. Екатеринбург: Деловая книга, 2004

5.   Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1999 №6.

6.   Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М.: Просвещение, 1999.

7.    Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2007. № 8. .

8.   Дайри Н. Г. Как подготовить урок истории. М., 2006.

9.    Иванова А. Ф. нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. 2004. № 8.

10.  Ильинская И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.,2005.

11.  Игровое моделирование: теория и практика / под ред. Ладенко И. С.- Новосибирск, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Экономика отрасли"

В современных условиях  в России важное значение имеет развитие малого предпринимательства. Значение малого бизнеса заключается в том, что его развитие несет в себе ряд преимущес...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (английский)» НА ТЕМУ «Учебная речевая деятельность по теме «Страна изучаемого языка»

Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних  специальных учебных заведений, использующих активные методы обучения для решения дидактических задач....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Введение в специальность» (1 курс) по теме «Здравствуй, боярыня Масленица!» для специальности 260502 Технология продукции общественного питания

Методическая разработка открытого урока по дисциплине«Введение в специальность» (1 курс) по теме «Здравствуй, боярыня Масленица!»для специальности 260502 Технология продукции общественного питан...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине «География России. Природа» 8 КЛАСС

Тема: «Природные ресурсы и экологические проблемы Урала»экологическое, патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся на примере одного из самых интересных  и красивых уголков...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Искусство (МХК). Урок–суд по теме "Классицизм. Композиторы Венской классической школы"

Данный урок – это защита мультимедийных проектов в форме ролевой игры «Урок-суд» по теме «Классицизм. Композиторы венской классической школы». В процессе игры  ребят...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «ОУД.б.04 История» Тема: « Отмена крепостного права и реформы 60-70 –х годов XIXв.»

В данной методической разработке представлена методика проведения  комбинированного урока     с элементами лабораторной работы, технология проблемного обучения  с элемент...