Методическая разработка урока для 7 класса по теме: «Россия при первых Романовых»
методическая разработка по истории (7 класс)

Методическая разработка урока для 7 класса по теме: «Россия при первых Романовых»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_pri_pervyh_romanovyh.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Россия при первых Романовых»

Цели: 1. Систематизировать знания учащихся о событиях, произошедшие в годы

правления первых Романовых – Михаила Федоровича и Алексея

Михайловича

2. Систематизировать знания ребят о «бунташном» XVII веке.

3. Закрепить навыки работы с хронологической таблицей

4. Повторить исторические понятия, личностей

5. Воспитывать чувства гордости за историческое прошлое своего народа.

Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная, групповая, коллективная.

Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.

Оборудование урока: презентация, рабочие листы, сюжетно-иллюстративный материал.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Ребята, сегодня у нас в школе необычный день: присутствует много гостей.

И урок наш тоже необычный: т.к.

во-первых, открытый, а значит и на уроке присутствуют гости,

во-вторых, нетрадиционный с использованием сюжетно-иллюстративного материала, индивидуальных творческих заданий, где ребята подготовили богатый и интересный материал и таким образом, можно ожидать, что урок будет очень интересным и познавательным для вас и для наших гостей, ну а будет это так или по-другому, увидим в конце урока.

А сейчас, чтобы нам всем было комфортно, легче работать, вы, ребята, должны проявить активность, расслабиться, снять напряжение и радовать нас своими ответами.

2. Мотивация и целеполагание.

  • Учитель напоминает учащимся изученные ранее темы и объявляет тему урока.

Сегодня на уроке мы повторим ? тему. (Слайд 1)

Цели ? (Слайд 2)

(Учащиеся в процессе фронтальной беседы сами формулируют цель и задачи урока. Учитель подводит итог фронтальной беседы и формулирует задачи урока в обобщенном виде, объявляет учащимся план урока.)

  • Вступительное слово учителя

304 года правила Россией династия Романовых - от избрания в 1613 году первого царя из рода Романовых, Михаила Федоровича, до отречения в 1917 году от власти императора Николая II.

(Слайд 3)

  • Работу мы построим в форме путешествия по станциям.

3. Актуализация знаний.

  • Биографическая станция (работа в парах)

Сейчас я раздам вам цветные рабочие листы, портреты исторических личностей, которые по ходу выступления уч-ся вы должны наклеить на рабочие листы, т.е. составить родословную первых царей.

Сообщение № 1

Михаил Федорович Романов.

Первый русский царь из династии Романовых.

(сын боярыни Ксеньи Ивановны Романовой(шестаковой) и боярина Федора Никитича Романова)

Род Романовых принадлежит к числу древних семей московского боярства. После освобождения Москвы осенью 1612 года Марфа Ивановна с сыном Михаилом поселилась сперва в костромской вотчине Романовых в селе Домнине. (Слайд 5)

Узнав о желании избрать царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой отряд поляков отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила, но по дороге заблудился. Простой крестьянин Иван Сусанин , дав «согласие» показать дорогу. Завел их в дремучий лес.

После пыток Сусанин был зарублен, так и не показав дороги к монастырю. Погибли и поляеи. Покушение на Михаила Романова не удалось.

Ивану Сусанину и его подвигу посвящена известная опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» (Слайд 6)

В марте 1613 года 16-летнего Михаила избрали царем. Инокиня Марфа была в отчаянии. Она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя. Михаил и сам долго колебался. Но через несколько дней Михаил выехал в Москву. (Слайд 7)

В иле 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство.

Царь Михаил Федорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и её родня. (Слайд 8)

В 1616 году царю Михаилу исполнилось двадцать лет. Царица-инокиня Марфа решилась устроить смотрины невест – царю подобало жениться и явить миру законного наследника, чтобы не было смут. Но мать заранее выбрала сыну девушку из знатной боярской семьи Салтыковых. Михаил, однако, спутал её планы: обходя ряды красавиц, молодой царь остановился перед барышней Марией Хлоповой. Царскую невесту поселили во дворце и даже нарекли новым именем Анастасия

( в память о первой жене Ивана Грозного). Но внезапно девушка заболела и инокиня Марфа потребовала, чтобы Марию удалили со двора и отправили в ссылку в Тобольск. Но Михаил Федорович продолжал получать известия о здоровье бывшей невесты.

Инокиня Марфа нашла Михаилу Федоровичу новую невесту – родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую. Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла.

В 1626 году царю Михаилу Романову шел тридцатый год и был он бездетный вдовец.Для новых смотрин привезли 60 красавиц из знатных бояр. Михаилу приглянулась прислужница одной из боярин – Евдокия Лукьяновна Стрешнева. (Слайд 9)

Скромная свадьба состоялась 5 февраля 1626 года в Москве. Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха. Семейная жизнь Михаила Федоровича оказалась счастливой. В браке у них родилось 10 детей: 7 дочерей и 3 сыновей. Старший – долгожданный наследник Алексей.

(Слайд 10)

Царь Михаил от рожденья не отличался крепким здоровьем. Уже в 1627 году, в возрасте 30 лет Михаил Федорович так «скорбел ножками», что иногда, по его собственным словам его «до возка и из возка в креслах носят». Скончался 13 (23) июля 1645 года от водяной болезни неизвестного происхождения в возрасте 49 лет.

Сообщение № 2

Алексей Михайлович Романов (Тишайший)

второй русский царь из династии Романовых

сын Михаила Федоровича.

До пятилетнего возраста молодой царевич Алексей оставался на попечении у царских «мам».

С пяти лет под надзором Бориса Морозова он стал учиться грамоте и чтению, в семь лет начал обучаться письму, а в девять – церковному пению. На 14-ом году царевича торжественно «объявили» народу, а с 16-ти лет он вступил на престол московский. (Слайд 11)

Забава его состоит в соколиной и псовой охоте. Он содержит больше трехсот смотрителей за соколами и имеет лучших кречетов в свете, которые привозятся из Сибири. (Слайд 12)

Молодой царь сильно подчинился влиянию Бориса Морозова. Задумав жениться, он в 1647 году выбрал на смотре невест себе в жены Евфимию, но отказался от своего выбора благодаря интригам, в которые, вероятно, замешан был сам Б.И.Морозов. (Слайд 13)

В 1648 году царь заключил брак с Марьей Ильиничной Милославской: вскоре за тем Б.И.Морозов женился на её сестре Анне. Таким образом, Б.И.Морозов и его тесть И.Д.Милославский приобрели первенствующее значение при дворе.

Царь Алексей был женат дважды. Первая его жена Мария Милославская скончалась 44-летней, принеся ему 13 детей. Через 6 дней после её кончины царю исполнилось 4о лет. , 21 из которых он прожил в браке. Спустя 23 месяца и девять дней он женился вторично на Наталье Нарышкиной, которая до его смерти в 46-летнем возрасте успела родить только троих детей. (Слайд14)

В общей сложности Алексей Михайлович был отцом 16 детей от двух браков. Трое из его сыновей (от первого брака Федор III и Иван IV, от второго – Петр I) впоследствии царствовали. Ни одна из выживших дочерей Алексея Михайловича (6 от первого брака, включая царевну Софью, и 1 – от второго) не вышли замуж. Дети от обоих матерей враждовали. (Слайд 15)

1-го сентября 1674 года царь «объявил» народу своего сына Фёдора как наследника престола. 30 января 1676 года царь Алексей Михайлович Тишайший скончался от сердечного приступа на 47 году жизни.

(Слайд 16)( оценивание работ учащихся в парах по составлению родословной

  • Хронологическая станция

Выбираем любую дату и называем событие. (Слайд17)

Дальше в рабочих листах заполним таблицу: сначала выпишем даты, связанные с правлением Михаила Федоровича, а затем - Алексея Михайловича. Проверяем (Слайд 18)

Событийная станция (Слайд 19)

  1. Послушайте задание (оно усложняется): Как называют в истории 17 век? (Слайд 19)

На экране будет показан сюжетно-иллюстративный материал, вам предстоит определить событие по картине и кратко его охарактеризовать.

(Слайды 19 - 26)

  1. Установить соответствие портретов исторических личностей и их имен. Результаты занести в рабочие листы. (Слайд 27) Проверяем (Слайд 28)

  • Современная станция. (Слайд 29) Определите сами задание? Запишите ответы на рабочем листе. Вначале современников Михаила Федоровича, затем Алексея Михайловича.

(Слайд 29) Проверка (Слайд 30)

  • Терминологическая станция

Работа в парах с рабочими листами. Дать определение понятиям. (Слайд 31)

Проверяем (Слайд 32)

  • Интересная станция

Сообщение № 3 ( 2 ученицы)

1 ученица

Большой наряд – это регалии русских царей. Изготовленный в начале 17 века, большой наряд Михаила Федоровича поражает роскошью и великолепием. Царский венец, скипетр, держава и цепь использовались в самых торжественных придворных церемониях. (Слайд 33)

2 ученица

Глава русской православной церкви патриарх Иосиф в Успенском соборе Московского Кремля возложил на царя Шапку Мономаха, бармы, крест, золотую цепь, подал ему скипетр и державу. (Слайд 34)

Бармы представляли собой широкий белый воротник из шелка, украшенный медальонами. 
Их круглые золотые пластинки, расписанные яркой разноцветной эмалью, обрамлены золотыми ажурными оправами, усыпанными сверкающими рубинами, алмазами, изумрудами. Всего на этих медальонах насчитывается 500 драгоценных камней, из них 248 алмазов. (Слайд 34)

1 ученица

Братина. Во время пиров наполненную квасом или медом чашу передавали из рук в руки, от брата к брату. Так и появилось название братица. Позднее царь Михаил Федорович подарил её своей второй жене Евдокии Лукьяновне Стрешневой.

Золотой ковш Михаила Федоровича напоминает нам об обильных пирах в царских чертовых. Из таких ковшов потчевали самых именитых гостей царя. (Слайд 35)

2 ученица

Эту чашу царю Алексею Михайловичу в 1653 году подарил патриарх Никон. Небольшая, высотой около 8 см, она выполнена в форме распускающего цветка. Её поверхность расчеканина округлыми долями, украшенными растительным орнаментом. Венец чаши с надписью украшен двумя изумрудами двумя сапфирами. Чуть ниже укреплены небольшие алмазы и рубины.

Зерцальный доспех весом 13,5 кг принадлежал Алексею Михайловичу. Стальные грудные и спинные пластины гофрированы и позолочены и посеребрены шевронов. Центральная пластина украшена двуглавым орлом в паутине. Орел увенчан короной, держит в лапах скипетр и державу. Края украшены орнаментом и фигурками животных. Подкладка из красной простеганной на вате мягкой атласной ткани. (Слайд 36)

1 ученица

Наперсный (нагрудный) крест царя Михаила Федоровича украшен драгоценными камнями и росписью. Богатство и изящество отделки свидетельствуют о высоком мастерстве русских ювелиров 17 века. (Слайд 37)

Парадный булатный шлем – «шапка Ерихонская».

Название шлема отражает его восточное происхождение. Мастера Оружейной палаты украсили шлем алмазами, рубинами, изумрудами и жемчугом. На носовой стрелке шлема – миниатюрное изображение Архангела Михаила. . (Слайд 37)

2 ученица

Серебряный литой чеканный кубок с огромной чашей выполнен в виде рога изобилия, который покоится на плече богини плодородия Цереры. На оборотной стороне основания кубка гравирована кириллицей надпись, сообщающая о факте его вручения послами королевы Швеции Кристины во время аудиенции у царя Алексея Михайловича 2 сентября 1647 года. За пространной надписью следует краткая помета Казны о весе кубка на момент его вручения царю – 13 фунтов 72 золотников . (Слайд 38)

1 ученица

Трон царя Михаила Федоровича облицован золотыми пластинами с драгоценными камнями. Трон сохранился, однако, с большими утратами: на ножках кресла отсутствуют многие золотые пластины с драгоценными камнями, утеряно подножие. Об осыпи камней и порче этого тронах свидетельствует запись: «Были в походах». . (Слайд 39)

2 ученица

Трон царя Алексея Михайловича был выполнен иранскими мастерами в 1659 году и подарен царю купцом Захарием Сарадаровым от армянской торговой компании в Иране. Столь драгоценный дар был присоединен к прошению торговать на территории России без пошлины. В вознаграждение за трон купцам было пожаловано 4000 рублей серебром и 19000 рублей медью.

Остов трона выполнен из сандалового дерева. Облицовка - золотые и серебряные пластины, украшенные причудливыми орнаментами, бирюзой и алмазами. За преобладание этих драгоценных камней в отделке (их более 800) трон назван "Алмазным". На спинке трона в обнизанном жемчугом картуше, который поддерживают два гения, вышита надпись: "Могущественному и непобедимейшему Московии императору Алексею на земле благополучно царствующему сей трон, великая искусством сделанный, да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659".. (Слайд 39)

  1. Итог урока (выводы уч-ся и заключительное слово учителя о исторической заслуге бояр Романовых) (Слайд 40)

Историческая заслуга бояр Романовых заключается в том, что они смогли подняться над своими узкоэгоистическими интересами понимания общенациональных задач. Они смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы России и решить их.

Они создали одно из самых сильных и могущественных государств мира – Российскую Империю. Великой она была не только своей территорией и хозяйственным потенциалом, но прежде всего духовной мощью, высочайшей культурой.

За именем каждого из них скрываются десятки интереснейших , а порой и таинственных событий. Каждый из вас вправе решать, какую роль сыграл этот длинный род в истории Российского государства. Кто-то правил мудро, кто-то вершил много оплошностей, но все они не владели правом на ошибку. Если оступался государь, страна несла великие потери. История династии Романовых - это долгое время, полное невзгод и трагедий, завершившееся свержением правителей этой династии.

5. Рефлексия. (Слайд 41)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока 5 класс по теме "У врача"

Данная разработка может быть использована при прохождении темы " У врача" в 5 классе при любом УМК...

Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения»....

Методическая разработка урока 8 класс Почвенные ресурсы России

Учащиеся самостоятельно учатся давать оценку почвенным ресурсамРоссии...

Методическая разработка урока 7 класс по теме: "Как дети помогают планете"

Урок разработан на материале УМК Кузовлева В.П., с использованием ИКТ....

Методическая разработка урока по истории по теме "Россия от Февраля к Октябрю - приход большевиков к власти"

Тема расчитана на 90 минут и предполагает самостоятельную практическую деятельность учащихся с использованием историчесикх документов. Ученики на сонве их анализа делают выводы по ключевым моментам те...