Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности через использование экспозиций и материалов школьного краеведческого музея
методическая разработка по истории
Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности
через использование экспозиций и материалов
школьного краеведческого музея
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности
через использование экспозиций и материалов
школьного краеведческого музея
Белёва Галина Николаевна,
учитель истории МБОУ СОШ с. Гордино
Афанасьевского района Кировской области,
руководитель школьного краеведческого музея
В статье рассказывается об использовании материалов школьного краеведческого музея при обучении учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности. Особое место отводится оптимизации ресурсов школьного музея для создания образовательного пространства, направленного на воспитание гражданственности, патриотизма и развития личности, способной к социализации.
Ключевые слава: музей, исторический источник, экспонат, экскурсия, исследовательская деятельность.
В настоящее время краеведческая работа не только не потеряла своих позиций в образовательной системе, но, с каждым днем, становится все более востребованной и актуальной. Школьный музей - это часть образовательного учреждения, целью которого является расширение образовательного пространства, прежде всего в контексте истории. История – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее. Сегодня перед школой поставлены цели модернизации и гуманизации образования. Большую роль в этом может сыграть краеведческий музей, который оказывает образовательно-воспитательное воздействие на учеников. Школьный музей может стать средством социальной адаптации учащихся, накопления и развития ими социального опыта. Музей способствует формированию и развитию социально значимых ценностей человека, таких как - духовность, доброта, ответственность.
Я учитель истории и руководитель школьного музея, и моя задача заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся изучением трудовых, национальных, военных подвигов нашего народа. Кроме того, необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой Родины, быта народа, его национальных и культурных традиций. История края – не только составная, но и обязательная часть знаний по истории страны. Данное положение закреплено в программах по истории России. (По истории России в VI-ХI классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней.) Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении отечественной истории. Обращение к близкому, к местному материалу способствует воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.
Использование материалов музея можно разделить на три направления:
- исследовательская работа;
- уроки;
- внеурочная деятельность.
Исследовательская деятельность способствует формированию способности критического восприятия фактов, умения их анализировать, побуждает к творчеству. Исследовательская работа позволяет учащимся под руководством учителя внести реальный вклад в развитие истории музея, а главное – получить опыт исследовательской деятельности. Учащиеся приобретают определенный набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся в будущей взрослой жизни. В «Исследовательской деятельности» совместно с учащимися были созданы следующие проекты:
- «Города-герои». В процессе изучения темы: «Великая Отечественная война», оказалось, что многие ребята очень мало знают о городах, которым присвоили такое звание. Так и родилась тема нашего проекта «Города-герои». При работе по данному проекту использовалась литература, материалы музея, РБД. Цель нашей исследовательской работы: познакомиться с героическими событиями Великой Отечественной войны, расширить знания, сопоставляя и анализируя информацию из письменных источников и РБД «Подвиг народа», была достигнута. Была составлена карта участия некоторых наших земляков при освобождении городов-героев в войне 1941-1945 гг.
- «Учителя школы-участники войны». 4 учителя школы были участниками Великой Отечественной войны, в музее собран материал про них, их воспоминания. Но все меньше остается родственников наших героев-педагогов, которые бы могли показать нам награды, фотографии и документы ветеранов. Цель данной исследовательской работы: выяснить, восстановить исторические события Великой Отечественной войны на примере жизни наших земляков, учителей нашей школы, собрать и сохранить письменные свидетельства, документы участников Великой Отечественной войны, была достигнута частично, так как материал собран и обобщен, оформлен в альбомы по двум педагогам-участникам войны. Исследуя и сопоставляя полученный материал о наших учителях-участниках ВОВ, видно, ребята осознали, как трудно им пришлось, сколько они вынесли испытаний. Их награды, фотографии- наглядный пример подвига нашего народа в Великой Отечественной войне, каждый отдельный человек внес свою лепту в великую Победу. Ребята, по итогам исследования, сделали презентацию. Теперь, проводя экскурсии в нашем музее, другие педагоги и ученики, смогут больше узнать и рассказать другим о ветеранах.
Таким образом, исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает формирование и пополнение фондов, разработку и обновление экспозиций, расширение тематики экскурсий. Можно выделить этапы деятельности тех, кто занимается исследовательской работой:
- Первый этап – сбор, уточнение и накопление информации;
- Второй этап поисково-исследовательской работы - изучение и анализ информации, ее достоверности и исторической ценности, отбор материала, формулировка выводов;
- Подготовка и защита итоговой работы – заключительный этап поисково-исследовательской деятельности.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Кроме того, в школьном музее учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего села, города. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе. Учитель, школа через исследовательскую деятельность воспитывают патриотов своей страны.
Всё, что собрано и хранится в музее, используют учителя разных предметов: истории, литературы, начальных классов на своих уроках. Они применяют разные приемы работы: рассказ, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений и сочинений, экскурсии и т.д. На уроках истории экспонаты и материалы (источники) музея используются при изучении следующих тем:
- «Культура и быт России» (фотографии, одежда, обувь, орудия труда-плуг, соха, барона, пила, серп, ткацкий станок, ручная мельница, ступа, элементы избы русской избы, сундуки, самовары, посуда и др.);
- «Великая Отечественная война» (личные предметы, документы, фотографии, медали бойцов, радио-тарелка, котелок, каска, кружка, колючая проволока, письма, Книги Памяти, районная газета «Зюздинский колхозник» за 1941-1943 гг. и др.);
- «Гражданская война» (фотографии, патроны, карты боев с белогвардейцами на территории района, воспоминания и др.);
- «СССР в 60-70-е гг.», «СССР в 80-е гг.» (демонстрируются предметы быта людей этой эпохи, грамоты, похвальные письма, значки, знамена, экспонаты по истории пионерской организации).
Практика показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки на базе музея не только не вызывают перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчают усвоение курса истории России, делают знания учащихся более прочными и глубокими. Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Отличается и урок, проведенный в музее. Главный инструмент учителя – это слово, он оперирует на уроке абстрактными понятиями, в музее же педагог опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействие на эмоциональную сторону ученика. Ученик может взять музейный предмет, экспонат, в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым.
Для того, чтобы экспонаты школьного краеведческого музея при использовании на уроках истории принесли положительный эффект необходимо соблюдение определенных условий. В первую очередь соответствие краеведческого материала общим методологическим задачам курса истории России, научной достоверности, и, конечно, взаимосвязи местного и общеисторического материала.
Во внеурочной деятельности популярны уроки мужества, музейные занятия и экскурсии. Разработаны следующие музейные занятия и экскурсии с использованием материалов школьного музея и его экспозиций:
- «Наш край в годы Великой Отечественной войны»
Цель занятия: охарактеризовать события, которые произошли в нашем крае в годы Великой Отечественной войны, раскрыть героизм жителей нашего края, воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства.
Тип занятия - экскурсия.
Методы обучения: словесные: лекция с элементами беседы, беседа, проблемные вопросы, сообщения учащихся, демонстративно – иллюстрационные: просмотр стендов музея.
- «Дети войны».
Цель мероприятия: формирование чувства гордости за своё Отечество, любви к родному краю, уважения к людям, проживающим в нём.
Задачи мероприятия: сформировать эмоциональное неприятие явления «война», сравнить жизнь современных детей и жизнь детей в годы Великой Отечественной войны, убедить учащихся, что малыши и подростки военной поры были лишены детства, чтобы детство было сейчас у каждого из ребят, использовать в характеристике военного детства материалы, собранные в результате музейной проектной деятельности
Форма мероприятия - музейное занятие.
Возраст участников: занятие проводится в музее для учащихся начальной и основной школы.
Оборудование: музейные экспонаты и предметы (игрушки, деревянная подставка для ног, учебная модель автомата, учебная модель гранаты, метроном, 125 грамм ржаного хлеба, учебники военной поры). Презентация «Детство, опалённое войной.
Методики, используемые при проведении занятия: интерактивная музейная технология, компьютерная технология, проектная методика.
- «Становление советской власти в с. Гордино»
Цель: изучить процесс становления советской власти в родном селе.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с этапами установления советской власти в области, районе, селе;
- рассмотреть процесс создания советской государственности.
воспитательные:
- продолжить формировать в учащихся чувство национальной идентичности;
2. Развивающие:
- продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы.
Форма мероприятия – музейный урок.
Методы и формы обучения: элементы проблемного обучения, беседа, работа в группах.
Оборудование: фотографии памятников Афанасьевского района, посвященных периоду установления советской власти, первых председателей сельского совета.
- мультимедийное: компьютер, проектор, презентация, видеофильм «Две революции.1917 год».
- «Как бывало в старину». Музейный урок (Приложение 3)
Результативным итогом музейных уроков, занятий, экскурсий, должно стать осознание и размышление о том, что настоящий патриот уважает другие народы и страны, национальные обычаи и традиции, преданно служит своей Родине, верен ей, бережёт её честь и достоинство, укрепляет её мощь и суверенитет своими полезными делами.
Музейные занятия, экскурсии, праздники – это воспитательные внеурочные мероприятие, которое используется в работе школьного музея. Как любое воспитательное мероприятие, оно воздействует в первую очередь на эмоциональную и духовную сферу учащихся. При подготовке к таким занятиям его участниками разучиваются стихи, песни, инсценировки. Но в музейном занятии главным является предмет. В процессе занятия предмет, с которым необходим прямой контакт, становится объектом рассказа, изучения. Это может быть экспонат школьного или иного музея; раритет, хранящийся в семье. В отдельных случаях, возможно привлечение предметов, которые не имеют истории, но могут быть использованы как предметная ассоциация. Музейные экскурсии достаточно разнообразны и различаются по месту проведения и объектам показа, по характеру тематики, по целевой направленности, по составу экскурсантов. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Экскурсия по музею включает в себя множество объектов показа. Маршрут экскурсии определяется ее целью и связан с последовательностью показа объектов. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации.
Вещественные и документальные экспонаты школьного музея могут играть большую вспомогательную роль в познании социальных отношений прошлого. К вещественным экспонатам относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов, монеты, предметы культа. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, книгами, газетами и журналами, письмами. Все экспонаты собраны руками учащихся, учителей и родителей, что способствует проявлению интереса работы с ними. Экспонаты экспозиций школьного музея помогают установить связь исторического прошлого с современностью, помогают понять общественные отношения, раскрыть представление о русском народе и его образе жизни, об экономике и культуре.
Привлечение краеведческого материала создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера. Краеведческая музейная деятельность развивает все виды универсальных учебных действий, а значит, отвечает современным требованиям ФГОС.
Музей развивает:
- личностные УУД: у учащегося формируются ценностно-смысловые ориентиры, понятия гражданственности и патриотизма; познавательные: учащийся ставит перед собой определенную цель (например, узнать, о каком-то конкретном экспонате, а дальше ищет и отбирает информацию, проводит свое исследование, представляет результаты исследования в том или ином виде: реферат, презентация);
- коммуникативные: учащиеся постоянно взаимодействуют друг с другом: делятся полученной информацией, продумывают оформление стендов или текст экскурсий, регулятивные: ученик, опять же, ставит перед собой цели, достигает их, контролирует себя, анализирует результаты своей работы.
В завершении работы хочется поближе познакомить вас с нашим школьным музеем (Приложение):
1 зал - «История с. Гордино;
2 зал - зал истории школы;
3 зал - зал Боевой Славы.
Самой большой и наиболее используемой является в музее экспозиция «Никто не забыт, ничто не забыто», расположенная в 3-м зале. Зал боевой славы размещается в комнате площадью 36 кв.м. Материалы для экспозиции собирались на протяжении десятилетий, пополняется она и сейчас. Количество экспонатов данной экспозиции-350. Особое внимание посетителей привлекают уникальные экспонаты: Фотография «Первая мобилизация. Июль 1941 г.», Радио «тарелка» (1930 г), ложки немецкого и советского солдат времён войны 1941-1945 гг., советская и немецкая колючие проволоки, каска советского солдата, солдатский котелок, военный билет, ордена и медали Гордина Петра Васильевича, письмо с фронта Габова Н.В., письмо с фронта в школу Гордина П.А. С использованием экспозиции в музее проходят классные часы, уроки мужества: «Дети войны», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Трудовой подвиг», «Земляки в обороне городов-героев» и др.; конференции и мероприятия, посвященные снятию блокады Ленинграда и т.д. Материалы экспозиции, используются педагогами при проведении уроков краеведения, истории, литературы, искусства, обж.
Посещаемость экспозиции высокая: 2013 год - 1000 чел., 2014 год-700 чел., 2015 год – 847, 2016920, 2017 год - 965 человек, 2018 - 1321.
Школьный музей – это простор для деятельности, как педагога, так и ученика.
Библиографический список
- Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988.
- Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
- Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
- Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
- Бабанский, Ю.К. Музей как феномен культурного пространства российской провинции / Ю.К. Бабанский. – М. Просвещение, 1985г. – 208 с.
- Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. – М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя истории "Формирование исследовательских умений учащихся через работу с письменными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Материал содержит опыт работы учителя истории....
Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....
Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...
Развитие мотивации к хоровому пению на уроках музыки и во внеурочной деятельности через сценическое творчество и воспитание высокого музыкального вкуса
обобщение опыта работы...
"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"
"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"...
Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников
В результате исследовательской деятельности учащихся собран богатый материал для краеведческого музея. Наш краеведческий музей играет большую роль в образова...
Военно-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаци...