Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ
материал по географии по теме
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности учащихся
при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности
через использование ИКТ
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.
Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообраз- ными носителями информации.
Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Активизация познавательной деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности через использование ИКТ».
Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии через использование ИКТ, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.
Анализ обозначенных проблем определил цель моей педагогической деятельности как обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по географии через формирование познавательных интересов, формирование способнос -тей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ – компе - тентности.
В связи с этим определила задачи:
- Обеспечение качества усвоения знаний по географии.
- Развитие общеучебных умений и навыков.
- Содействие развитию ИКТ-компетентности.
- Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
Выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности:
Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.
Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то, например, стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернет.
Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
Приведу пример использования программы Power Point при изучении темы «Япония: территория, границы, население». В ходе урока ученики получили представления об особенностях территории, границах этой страны, а также о чертах характера и традициях населения. Программа позволила мне в нужной последовательности составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернет, сопровождающийся красочными фотографиями, текстом, что способствовало формированию верных географических представлений о стране.
Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе, достаточно много. Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. Мультимедийные учебники для 6-10 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему.
В 2008 году на уроках я начала использовать мультимедийные учебники по географии для 6-10 классов, методические пособия с электронными приложениями, например, издательства «Глобус». Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации, практические работы, тесты.
Но помимо готовых электронных образовательных ресурсов мной создана и собрана коллекция-копилка по различным темам и разделам школьной программы – презентации, видеофильмы, фотографии, один из разделов посвящен Омской области.
Вторая форма работы – это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии внешкольных занятий.
Особое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской работе с учащимися:
а) в учебном процессе;
б) во внеурочное время.
Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии.
С лучшими проектами и исследованиями учащихся нашей школы выступали на школьной, районной и региональной конференциях, фестивалях: «Летопись сибирских деревень» - 2 место (2011 г.), экологический фестиваль детско – юношеского творчест- ва «Белая береза» в учебно – исследовательской конференции «Сохранение природного и культурного наследия» - 1 место (2012 г.), используя при защите своей работы пре -зентации.
Третья форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий, тестов, презентаций и т.д.).
Всем известно, что различные формы внеучебной деятельности имеют большую эффективность в образовательном процессе.
Опыт нашей школы свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются информатизации. Так, например, возможно комплексное использование средств ИКТ:
- в подготовке и проведении общешкольных праздников;
- спецкурсы по подготовке к ЕГЭ;
- факультативы по предмету;
- в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов, родительских собраний, интеллектуальных игр и др.;
- в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования;
Использую ИКТ в организации деятельности школьного экологического отряда «Муравей», работа которого невозможна без современных медиасредств - это выпуск листовок, оформление информационных стендов, отчеты о проведении акций, которые осуществляются параллельно с компьютерной обработкой материала, печатью фотографий, сканированием, поиском информации в Интернете, работой с компакт-дисками.
Ребята отряда ведут наблюдения за изменениями в живой и неживой природе, выполняя рабочие снимки цифровым фотоаппаратом, перенося их на компьютер, анализируя, выбирая информацию в Интернете, учащиеся знакомятся с позитивными возможностями информационных технологий, приобщаясь к современным средствам коммуникаций. И как результат – повышается познавательная творческая активность учащихся. Информационные технологии подняли на более высокий уровень организацию работы экологического отряда в школе.
Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.
Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.
На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.
Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, творческого воспитания и развития.
Думаю, что яркой иллюстрацией того, что моя система работает, являются полученные результаты:
1) Рост мотивации, интереса к предмету.
2) ежегодно учащиеся школы выбирают географию для итоговой аттестации в традиционной форме в 9 классе и в формате ЕГЭ в 11 классе (2013 г. – 68 б.)
3) Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
4) Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях различного уровня:
- Всероссийская дистанционная олимпиада по географии - 5 участников (3 при - зовых места)
- Конкурс мультимедийных презентаций «Моя малая Родина» (1 лауреат)
- Общероссийская предметная олимпиада по географии «Олимпус» Зимняя Сессия (дипломы участников)
- Конкурс «Знатоки Омского Прииртышья» - 3 участника.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-314431-1381594441.jpg)
Активизация познавательной деятельности учащихся путем создания системы внеурочной работы
Перед учителем математики стоит нелегкая задача - преодолеть возникающее в сознании учеников представление о "сухости" , формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. Внеклассная ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-43217-1357829845.jpg)
Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"
Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/30/picture-287488-1377885940.jpg)
МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включённость ученика разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учите...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-707619-1447329147.jpg)
Активизация познавательной деятельности на уроках химии и внеурочной деятельности.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках хими и внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-690975-1447776780.jpg)
Выступление на семинаре по теме "ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся, способствующие успешному выполнению проектной деятельности"
Презентация к выступлению на практическом семинаре....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/18/picture-648658-1437226564.jpg)
" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.
Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и ...
План по самообразованию «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики и математики через использование современных образовательных технологий»
План самообразования учителя физики и математикиТема «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики и математики через использование современных образовательны...