Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ
материал по географии по теме

 

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.

Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ikt.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся  

при  обучении  географии  на  уроках и во внеурочной деятельности

через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.

Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообраз- ными носителями информации.

Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние  годы  наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Активизация познавательной деятельности на уроках географии и  во  внеурочной  деятельности через использование ИКТ».

Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии через использование ИКТ, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.

Анализ обозначенных проблем определил цель моей педагогической деятельности как обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по географии через формирование познавательных интересов, формирование способнос -тей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие  ИКТ – компе - тентности.

В связи с этим определила  задачи:

  • Обеспечение качества усвоения знаний по географии.
  • Развитие  общеучебных  умений  и  навыков.
  • Содействие развитию ИКТ-компетентности.
  • Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.

Выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках географии и во внеурочной  деятельности:

Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится  ученику  и  учителю верным помощником,  позволяет накапливать  и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.

Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то, например,  стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к  Интернет.

Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.

Приведу пример использования программы Power Point при изучении темы «Япония:  территория,  границы,  население». В ходе урока ученики  получили  представления об  особенностях  территории, границах  этой страны,  а  также  о  чертах  характера  и традициях   населения. Программа позволила мне в нужной последовательности составить план урока, используя материал учебника, ресурсы  Интернет, сопровождающийся  красочными  фотографиями,  текстом,  что способствовало   формированию верных географических  представлений  о  стране.

Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе, достаточно много. Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. Мультимедийные учебники для 6-10 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему.

В 2008 году на уроках я начала использовать мультимедийные учебники по географии для 6-10 классов,  методические пособия  с  электронными  приложениями, например,  издательства  «Глобус».  Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации, практические работы, тесты.

Но помимо готовых электронных образовательных ресурсов мной создана и собрана  коллекция-копилка по различным темам и разделам школьной программы – презентации,  видеофильмы,  фотографии,  один  из  разделов  посвящен  Омской  области.

Вторая форма работы – это применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии   внешкольных занятий.

Особое   внимание  в  своей  педагогической  деятельности  я  уделяю  учебно-исследовательской  работе  с  учащимися:

а) в учебном процессе;

б) во внеурочное время.

Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии.

С  лучшими  проектами  и  исследованиями  учащихся  нашей  школы  выступали  на  школьной, районной  и  региональной конференциях, фестивалях: «Летопись  сибирских  деревень» -  2 место (2011 г.),  экологический фестиваль  детско – юношеского творчест- ва  «Белая береза»   в  учебно – исследовательской конференции «Сохранение  природного  и  культурного  наследия» - 1 место (2012 г.), используя  при  защите  своей  работы  пре -зентации.                                                         

Третья форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий, тестов, презентаций  и  т.д.).

Всем известно, что различные  формы  внеучебной  деятельности  имеют   большую эффективность в образовательном процессе.

Опыт нашей школы свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются информатизации. Так, например, возможно комплексное использование средств ИКТ:

  • в подготовке и проведении общешкольных праздников;
  • спецкурсы  по  подготовке  к  ЕГЭ;
  • факультативы  по  предмету;
  • в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов, родительских собраний, интеллектуальных игр и др.;
  • в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования;

Использую  ИКТ   в  организации  деятельности  школьного  экологического  отряда  «Муравей»,  работа  которого  невозможна  без  современных медиасредств -  это  выпуск  листовок,  оформление  информационных  стендов,  отчеты  о  проведении  акций, которые  осуществляются  параллельно с компьютерной обработкой материала, печатью фотографий, сканированием, поиском информации в Интернете, работой с  компакт-дисками.  

Ребята  отряда  ведут  наблюдения  за  изменениями  в  живой  и  неживой  природе,  выполняя  рабочие  снимки  цифровым  фотоаппаратом, перенося  их  на компьютер, анализируя,  выбирая  информацию  в  Интернете, учащиеся знакомятся с позитивными возможностями информационных технологий, приобщаясь к современным средствам коммуникаций.  И как результат – повышается познавательная  творческая  активность учащихся. Информационные технологии подняли на более высокий уровень организацию  работы  экологического  отряда  в школе.

Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время  интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.

На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.

Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению.  При сочетании  ИКТ  с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, творческого воспитания и развития.

Думаю, что яркой иллюстрацией того, что моя система работает, являются полученные результаты:

1) Рост мотивации, интереса  к  предмету.

2)  ежегодно  учащиеся  школы  выбирают  географию  для  итоговой  аттестации   в  традиционной  форме в  9 классе   и   в  формате  ЕГЭ  в  11 классе  (2013 г. – 68 б.)

 3)  Проектная и исследовательская деятельность учащихся.

4)  Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях различного уровня:

  • Всероссийская дистанционная  олимпиада  по географии  -  5 участников (3 при - зовых  места)
  • Конкурс  мультимедийных презентаций  «Моя  малая  Родина» (1 лауреат)
  • Общероссийская  предметная  олимпиада  по географии  «Олимпус» Зимняя  Сессия (дипломы участников)
  • Конкурс  «Знатоки  Омского  Прииртышья» - 3 участника.

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся путем создания системы внеурочной работы

Перед учителем математики стоит нелегкая задача - преодолеть возникающее в сознании учеников представление о "сухости" , формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. Внеклассная ...

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и  классе: включённость ученика разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учите...

Активизация познавательной деятельности на уроках химии и внеурочной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках хими и внеурочной деятельности....

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

План по самообразованию «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики и математики через использование современных образовательных технологий»

План самообразования учителя физики и математикиТема «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики и математики через использование современных образовательны...