Военно-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаций, содержание информации, подаваемой в средствах массовой информации. Вследствие этого выдвигаются новые задачи по формированию у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важная роль отводится патриотизму.
С каждым годом становится все меньше живых свидетелей кровавых событий Великой Отечественной войны. Современные дети не представляют себе, что пережил наш народ в тяжелые годы войны. Подчас искажаются факты событий давно минувших лет.
В течение всего года традиционно на базе нашей гимназии проводятся тематические выставки, экскурсии в музеи, по знаменательным местам и улицам города, в городские библиотеки. Организовываются праздничные мероприятия и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла: в рамках Дня Победы, Дня пожилых людей, Дня защитников Отечества. Проводятся тематические классные часы, беседы, уроки мужества с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и тружениками тыла, воинов – интернационалистов и участников боевых действий: «Подвиги земляков в Великой Отечественной войне», «Памяти павших будьте достойны», «Солдат войны не выбирает», «Сталинград-город герой», «Подвигу народа жить в веках!» и другие.
Бессменным участником таких мероприятий в нашей школе стала узница концлагерей во время Великой Отечественной войны, участница совета ветеранов, наша землячка Дыранова Альбина Павловна. Когда ребята своими глазами видят участника тех далеких событий, слушают ее рассказы о непростой юности, это дорогого стоит.
Будущее рождается сегодня. Любовь к родному городу, гордость за свою малую родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adiatovoy_v_zhurnal.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адиатова О.Н., учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория
город Нижнекамск, МБОУ «Гимназия-интернат №34»
Военно-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности
С каждым годом становится все меньше живых свидетелей кровавых событий Великой Отечественной войны. Современные дети не представляют себе, что пережил наш народ в тяжелые годы войны. Подчас искажаются факты событий давно минувших лет. Но мы не вправе забывать об этом, и должны научить наших детей быть патриотами своей Родины всеми имеющимися у нас для этого средствами.
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаций, содержание информации, подаваемой в средствах массовой информации. Вследствие этого выдвигаются новые задачи по формированию у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важная роль отводится патриотизму.
«Воспитание молодых людей в духе патриотизма, в самом хорошем, а не квасном смысле этого слова, оно чрезвычайно важно. И мы уже начинаем это делать…"[1]
Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитания в целом, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан России высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [2]. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [3].
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся. Учебно-воспитательный процесс в школе имеет большие возможности для военно-патриотического воспитания. Остановимся на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения истории и внеурочной деятельности в военно-патриотическом воспитании. Работа по патриотическому воспитанию включает в себя следующие направления: проектная и исследовательская деятельность на уроках истории, обществознания; внеурочная деятельность (участие в районных и городских мероприятиях, тематические внутришкольные мероприятия); экскурсионная деятельность; игровые и тренинговые занятия.
В течение всего года традиционно на базе нашей гимназии проводятся тематические выставки, экскурсии в музеи, по знаменательным местам и улицам города, в городские библиотеки. Организовываются праздничные мероприятия и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла: в рамках Дня Победы, Дня пожилых людей, Дня защитников Отечества. Проводятся тематические классные часы, беседы, уроки мужества с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и тружениками тыла, воинов – интернационалистов и участников боевых действий: «Подвиги земляков в Великой Отечественной войне», «Памяти павших будьте достойны», «Солдат войны не выбирает», «Сталинград-город герой», «Подвигу народа жить в веках!» и другие. Не остаются без внимания военно-спортивные мероприятия, смотрах строя и песни. Формирование нравственности и патриотизма сложно представить вне семьи. Семья является основополагающим звеном воспитания духовности и патриотизма. Родители принимают самое, активное участие в спортивных мероприятиях, играх, соревнованиях и встречах. Немалую работу по воспитанию учащихся ведёт школьная библиотека. Регулярно делается обзор литературы, оказывается помощь в проведении тематических предметных недель, приуроченных к знаменательным датам, на которых выступают ветераны и сами учащиеся. Бессменным участником таких мероприятий в нашей школе стала узница концлагерей во время Великой Отечественной войны, участница совета ветеранов, наша землячка Дыранова Альбина Павловна. Когда ребята своими глазами видят участника тех далеких событий, слушают ее рассказы о непростой юности, это дорогого стоит.
О действенности патриотического воспитания свидетельствует забота школьников о ветеранах, тружениках тыла, детях войны, участниках боевых действий их семьях. Ребята оказывают им посильную гуманитарную помощь, участвуют в муниципальной акции «Подари тепло героям Нижнекамска». Трудно представить современную жизнь без информационно-компьютерных технологий, на помощь гимназии в военно-патриотическом воспитании приходит интернет. На станицах средств массовой информации, глобальной сети освещаются значимые события и мероприятия.
Будущее рождается сегодня. Любовь к родному городу, гордость за свою малую родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства.
Литература:
1. В.В. Путин (Из видеоконференции в приемной Президента России, 14 декабря 2023 г.)
2. Самарец Г.А. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе: Дисс... канд. пед. наук. – М., 2001. — 225 л.
3.Строков А.А. История военного искусства, т.4-5.— СПб.: Полигон. — 1994. т.4 – 679с., т.5 – 711с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
Эссе на тему духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности в основной школе....
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"
Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....
Патиотическое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности
В статье освещены проблемы патриотического воспитания подростающего поколения, даются рекомендации по формированию чувств патриотизма...
Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности
Проблемы духовно - нравственного воспитания школьников в современном обществе остаются актуальными и это связано с экономическим, образовательным и духовно-нравственным расслоением, с существованием р...
Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности
Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязат...
Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности через использование экспозиций и материалов школьного краеведческого музея
Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельностичерез использование экспозиций и материалов школьного краеведческого музея...
Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...