Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников
статья по краеведению на тему
В результате исследовательской деятельности учащихся собран богатый материал для краеведческого музея. Наш краеведческий музей играет большую роль в образовании и воспитании учащихся нашей школы. Ведущим средством образовательно-воспитательного воздействия выступает экспозиция, на базе которой проводятся экскурсии – важнейшая форма работы со школьниками – и другие мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская научно-практическая конференции « Этнокультурное образование: опыт и перспективы
Стволкова Е.П.- учитель истории и обществознания МБОУ «Кочкуровская СОШ» Дубёнского района РМ
Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда хорошо знаешь край, в котором живешь, сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, пони- маешь свое место в мире природы и в мире людей.
Г. Гейне писал: «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю».
Обучая детей истории, стараюсь на каждом уроке использовать краеведческий материал. Это помогает проводить уроки более содержательно, интересно.
К. Д. Ушинский рекомендовал начинать знакомить детей с миром с изучения природы родного края, воспитывать у детей «инстинкт местности». Краеведческий материал помогает лучше понять взаимосвязь всех процессов и явлений в окру- жающем мире, он несёт в себе первичную информацию о природе и стереотипы этноса, которые вырабатывались народом в процессе адаптации к природе и были направлены на сохранение равновесия внутри её и в её отношениях с обществом. Эти идеи выражены в правилах взаимодействия человека с природой и отра-жаются в содержании легенд, народных сказаний. Именно такой материал создает предпосылки для формирования таких ценных качеств, как достоверность проис- ходящих процессов в природе, ощущение своей причастности к природе и куль- туре родного края и Земли в целом, а также воспитание любви к нашей Родине.
В краеведении заложен огромный потенциал формирования гражданского соз- нания. Краеведение должно воспитывать не только любовь к Родине, но и граж- данскую ответственность за ее судьбу, стимулировать к гражданскому участию в решении проблем местного сообщества. Главная цель современного краеведения – охрана и восстановление исторических и природных памятников, благоустройство территорий, возрождение народных промыслов, изучение истории семьи.
По мнению Хан – Гирея, история народов есть предмет важный. Его изучать не только любопытно, но даже необходимо, чтобы иметь об них удовлетворительные понятия.
Думаю, что каждому любознательному и образованному человеку обычно не- безразличны сведения о тех местах, где он родился, живет, о людях, которые прос- лавили край, об их делах и судьбах, а, следовательно, о достопримечательностях, памятных местах и событиях этой местности. У каждого человека есть в жизни своя малая родина, милее и ближе которой нет на всем белом свете. Сегодня уче- ные доказали, что ностальгия (тоска по родине) это не выдумка досужих интеллек- туалов, а вполне конкретное психическое состояние, связанное с длительным вы- нужденным проживанием в чужой природной и социальной среде, без возмож -ности вернуться на родину. Об этом рассказываю детям на уроках и классных часах при любой возможности.
Часто говорю учащимся, что нет ни одного человека, который хотя бы раз в жизни, будучи взрослым и имея такую возможность, не приезжал в то место, где он родился и провел детские годы. Людей тянет туда, чтобы еще и еще раз увидеть до боли знакомые места, пройтись по своей улице, постоять на закате у околицы, пок -лониться дорогим могилам предков.Ведь судьба каждого человека подобна огром- ному дереву, прорастающему из малюсенького семечка прошлого. Знания о прош- лом необходимы нам также, чтобы лучше узнать себя, свой характер, националь- ные особенности.
Используя в своей деятельности различные способы организации краеведческой деятельности, стараюсь вовлечь детей в творческий поиск, сформировать у них устойчивый познавательный интерес. Изучение родного края неразрывно связано с исследовательской работой.
Вот уже несколько лет подряд учащиеся нашей школы принимают участие во Всероссийских, республиканских научно-практических конференциях и крае -ведческих олимпиадах. В октябре 2011 года ученица нашей школы Стволкова Юлия представляла нашу школу на XIV Всероссийской краеведческой олим- пиаде в г. Москве и заняла V место в номинации «Литературное краеведение»
В результате исследовательской деятельности учащихся собран богатый материал для краеведческого музея. Наш краеведческий музей играет большую роль в образовании и воспитании учащихся нашей школы. Ведущим средством образовательно-воспитательного воздействия выступает экспозиция, на базе которой проводятся экскурсии – важнейшая форма работы со школьниками – и другие мероприятия. Группа экскурсоводов проводит постоянные экскурсии по за- лам музея. Во время проведения месячника военно-патриотического воспитания, это в феврале месяце, проводятся экскурсии по темам «Война в судьбе моего села», «Когда фронтовая дорога по нашей стране пролегла» (о кочкуровцах – участниках Великой Отечественной войны), «Есть в селе обелиск». Постоянно действуют экскурсии, посвященные летописи родной школы: «Учитель, перед именем твоим…» (о народном учителе СССР С .И. Дергачёве), «Учителя – вете- раны педагогического труда школы», «Они стояли у истоков школы» (о первых учителях родной школы), «История школы в ее выпускниках». Приобретение зна- ний в музее происходит на основе конкретных чувственных впечатлений, наг лядно-образного мышления.
Помимо постоянно действующих экскурсий, наш школьный музей является местом, где проводятся внеклассные мероприятия, встречи с ветеранами и участниками различных войн; с интересными людьми нашего села, с учителями-ветеранами педагогического труда нашей школы и другие. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в воспитании учащихся поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, нравственности. Прошлое не исчезает бесследно, оно прорастает в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего развития в виде памятников, материальной и духовной культуры. Краеведческий музей МБОУ « Кочкуровская СОШ» – одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле. Знакомство в музее с лучшими проявлениями человеческого духа, конкретными людьми, часто простыми, обыкновенными, возникновение чувства сопричастности их судьбе становится важнейшим стимулом нравственного воспитания.
В августе 2012 года проходило празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, для гостей в нарядных национальных костюмах из Ненецкого автономного округа и Ульяновской области была организована экскурсия в Кочкуровское сельское поселение. Весьма удивил их Кочкуровский музей, вот какие отзывы они оставили о музее:
Астафьева Е.А (Ульяновская область):
- До глубины души тронуло это трепетное и бережное отношение к прошлому своего народа, традициям предков. В музее все временные перемены затронуты: и быт, и исторические документы и знаменитые люди села, и военное лихолетье…
Тайбарей В.И. ( Ненецкий автономный округ, г. Нарьян Мар):
- Удивлена увиденным. Очень хорошо освещены все исторические события вашего поселения. Девочки-экскурсоводы просто молодцы! Чувствуется работа с ними, ведётся серьёзная. У нас тоже есть музей, но до вас нам, конечно ж далеко.
Перед музеем на игровой площадке для гостей была организована выставочная композиция, где давали мастер - классы кочкуровские мастерицы –вышивальщицы, стояли накрытые столы с национальными блюдами. Ансамбли школьников «Баягине» и учителей « Эрзяночка» исполняли мордовские песни.
Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и этнокультурными традициями.
Краеведение всем своим содержанием призвано воспитать в человеке чувства на- ционального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности. Знание трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции.
Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих вместе.
Краеведение помогает воспитанию в душе у ребёнка с самого раннего возраста любви к родине, чувству красоты, формированию познавательного интереса, раз- витию способностей, эстетического вкуса, устойчивых нравственных принципов. Краеведение способствует выработке активной жизненной позиции учащихся, на- целивает их на общественно-полезную работу, прежде всего по охране, пропаганде памятников истории и культуры своей области, своего района, своего города. Та- ким образом, краеведческий материал является средством всестороннего развития учащихся.
Я считаю, что краеведение помогает мне сделать уроки истории более конкретными, интересными и близкими детям. И поэтому сама стараюсь уделять большое внимание изучению локальной истории, источников краеведческой информации, памятников местной истории и культуры, владению методами краеведческих исследований и методикой организации учебно-краеведческих занятий с учащимися.
В заключении хочу сказать, что организация краеведческой работы в школе имеет большой воспитательный потенциал, формируя такие качества у ребят как трудолюбие, наблюдательность, такт, умение вести научную дискуссию, отстаивать свое мнение, уважительно относиться к своим товарищам, обеспечивает занятость ребят в свободное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-75932-1480692733.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ
Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...
Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время
обобщен опыт работы по краеведению и использование краеведческого маериала на урках и во внеурочное время...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-353276-1611238778.jpg)
Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"
Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-392627-1480062017.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников
В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/31/picture-389744-1640924049.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе
В статье представлен опыт использования краеведческого материала на уроках истории и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-678828-1445759417.jpg)
"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"
"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/27/picture-402133-1585307914.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках истории для создания проектов и творческой работы обучающихся по ФГОС.
Про использование краеведческого материала,документов на уроках истории....