Развитие мотивации к хоровому пению на уроках музыки и во внеурочной деятельности через сценическое творчество и воспитание высокого музыкального вкуса
опыты и эксперименты по музыке на тему

Кононова Ольга Николаевна

обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta.docx77.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кононова Ольга   Николаевна.

Содержание.

                   Информация об опыте…………..   ……… . 2

                   Технология опыта…………………………. 11

                   Результативность опыта……………………17

                   Библиографический список………………..19

                   Приложение к опыту……………………….20

 

Кононова Ольга   Николаевна

 Если  у  вас  есть  талант,  поделитесь  им  с  другими!    

 Если  вы  знаете, что  сказать  этому  миру,  скажи.                                  

                                                         Если  ваша  душа  поет,  пойте!»      

  Наталия Княжинская

Информация об опыте:   

Тема опыта «Развитие мотивации к хоровому пению на уроках музыки и во внеурочной деятельности через сценическое творчество и воспитание высокого музыкального вкуса».

Автором опыта является Кононова Ольга Николаевна, учитель музыки муниципального общеобразовательного учреждения « Краснояружская средняя общеобразовательная школа № 1». Стаж педагогической деятельности  32 года, первая квалификационная категория.

Важным условием возникновения опыта по теме «Развитие мотивации к хоровому пению на уроках музыки и во внеурочной деятельности через сценическое творчество и воспитание высокого музыкального вкуса» стали явления в жизни, утратившие у молодого поколения интереса к искусству, а именно к хоровому пению.  

Уроки  музыки показывают, что у большинства детей отсутствует интерес к высокому искусству, наблюдается пассивность к хоровому пению. Во время слушания учащиеся не могут сосредотачиваться, воспринимают ее поверхностно, а после слушания робко высказывают свои впечатления. Некоторые школьники не могут определить характер музыки, исполнительский состав и, практически, для всех остается трудностью раскрыть образ произведения. Эта пассивность была камнем преткновения интереса  к хоровому  пению не только на уроках,  но  и  во  внеурочной работе. Первичная диагностика  (стартовая контрольная) учащихся  по музыке со 2  по 7 класс  показала  низкие знания  не только в теоретических  вопросах, но и отсутствие вокально-постановочной  работы (приложение 1):

Типичные ошибки:

Выводы:

Отсутствие вокально-постановочной работы ,

Слабая разговорная  музыкальная речь, низкий  уровень  знаний  нотной  грамоты

Больше знакомить с детскими  песнями и начальной нотной грамоты

Расширить  кругозор о музыкальных инструментах,

Больше уделять внимания репертуару и творчеству композиторов

Способствовать улучшению лексикона музыкального языка, терминологии, изучение творчества русских и зарубежных композиторов

Результаты музыкально-педагогической диагностики первоклассников показывают, что в школу поступают дети, которые в большинстве имеют средний и низкий уровень готовности к школьному обучению, недостаточно

Кононова Ольга   Николаевна

сформированные навыки коммуникативного взаимодействия, низкий уровень произвольности поведения и творческой активности. Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной для современной психолого-педагогической науки несмотря на то, что первая попытка ее решения датирована 1883 г. и принадлежит К. Штумпфону — основоположнику музыкальной психологии.

Изучение уровня музыкальности  личности обучающихся 1-х классов проводилось с помощью методики  Н. А. Ветлугиной.  В опыте работы рассматривались такие показатели как  способность к сопереживанию, музыкальный слух и интонирование, чувство ритма, творческая  начало и воспитанность:

Ф.И обучающегося

Способность к сопереживанию

музыкальный слух и интонирование

чувство ритма

творческая  начало и воспитанность

Из 26 обучающихся

15

7

9

5

Авторы программ  по  музыке Е.Д.Критская, Э. Б. Абдуллин, Л.В.Школяр считают, что "Самое главное - выяснить: что ребенок ждет от музыки, что ищет в ней. Ответ на этот вопрос надо искать в сфере духовных накоплений". В этой связи Институт художественного воспитания детей АПН предлагает младшим школьникам задания- тесты для выяснения  знаний, умений и навыков музыкально-хорового воспитания (приложение 2). 

Поэтому  и  возникла необходимость создания условий, направленных на  воспитание ученика, стремящегося к самореализации, умеющего критически мыслить, ценить культурное наследие и способного творчески обогащать его. В достижении этой цели важное место отводится предметам гуманитарного цикла, в том числе, урокам музыки  и  внеурочной  деятельности. Необходимым условием обновления содержания музыкального образования есть поиск интерактивных методов обучения, формирующих знания о музыкальном искусстве, умения слушать и слышать музыку, навыки в различных видах музыкально-творческой деятельности и непосредственное  применение  на  практике (концертные  выступления), а так же  повышения  компетентности а значимости самого учителя, как гаранта роста мотивации к музыкально-хоровому искусству.

Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями. А так как семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека, то школа закрепляет и формирует новые навыки  самоопределения,  как  личности  в  большом  коллективе  посредством  

Кононова Ольга   Николаевна

своей  творческой  самореализации. Этому  способствует  взаимосвязь  всех учителей школы, охват большинства  учащихся хоровым  пением.  На  сцене школы, района  хоры (младший, средний, старший, хор учителей) являются визитной карточкой нашего учреждения. А постановление губернатора области, методические рекомендации  департамента образования  области  2013 года  подтверждают  правильность выбора направления  работы школы.                                                                                                                                  

Актуальность  опыта: заключается в необходимости применения современных методов и приемов обучения, способствующих  повышению мотивации к хоровому пению, развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность, воспитанию музыкального  вкуса, расширению художественного кругозора школьников.

    Не секрет, что не многие умеют слышать и воспринимать музыкальное образование как часть целостной системы образования личности в целом. Одной из причин видится то, что у целого поколения музыкальное образование в школе осуществлялось на уроках пения, а не на уроках музыки. На этих занятиях развивались определенные вокальные навыки, но не ставились задачи по развитию других творческих способностей, умений глубоко проникать в идейно-художественное содержание произведения, то есть не учились тому, как слушать музыку и что можно в ней услышать. Современный  музыкальный  поток  информации  порождает интерес  только к шансону, поп-музыке и незначительному  проявлению классической  музыки. Интерес к хоровому пению как таковому в современной школе практически утерян.

       Практика преподавания музыки и внеклассной работы  показала, что на сегодняшний день выявляется противоречие между потребностями учащихся ориентироваться в мире музыкальной информации и неразработанностью в традиционной школе активных методов ее усвоения,  противоречия между требованиями современного общества к школьнику и уровнем их социализированности, неготовности активно отвечать данным  требованиям. Поэтому  современному учителю необходимо обеспечить не только усвоение содержания программного материала, но, главное, создать условия для реализации творческого потенциала  обучающихся, используя  новые формы и методы подачи  материала, развить и повысить уровень мотивации  к хоровому пению, да и компетентность самого учителя.     

Большая  роль  в  этом  принадлежит  подбору  разножанрового репертуара: современные детские песни , народные песни, фрагменты  опер, классический репертуар (Свешников, Чесноков, Струве), духовная музыка, видеоматериалу: музыкальные клипы, фрагменты опер, выступления хоровых коллективов, концертного аккомпанемента и качественных

Кононова Ольга   Николаевна

фонограмм,  но  самое  главное - переход  на  новые  авторские программы     ( в частности  программы Е.Д.Критской), которые дают простор для  новых  форм  работы : проектная деятельность   приложение №3, интегрированные уроки: приложение №4 Однако учитель тоже должен  находиться  в  постоянном  поиске  новых  путей решений.

 Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом, но чтобы она не стала нудной и однообразной, необходимо использовать игровой распевочный  материал, беседы о детских восприятиях услышанного, приемы  подачи объяснения нового материала,  мультимедийнный материал (приложение №5.)

 «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результате в работе с детьми», - говорил В.А.Сухомлинский. Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Этот факт усиливает воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти задачи решаются только в крепко организованном хоре, благодаря целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара.

Повышение мотивации к хоровому  пению  обусловлено совместной  работой «семья –школа- общество». Востребованность   в  постоянных  концертных  выступлений  повышает активность, роль в окружении сверстников, общий  уровень  образованности. Хоровое исполнительство как нельзя лучше помогает решить многие задачи воспитательного, образовательного и развивающего характера. Занятия певческой деятельностью оптимизируют фантазию ребёнка, воображение, артистичность, интеллект, и являются мощным толчком в общем духовно-эстетическом развитии личности. А уж в пользе хорового пения сомневаться не приходится: давно доказано, что к поющим детям простуда не пристает. Тут и легкие, и гортань тренируются. Ежедневная дыхательная гимнастика укрепляет самочувствие и здоровье всех хористов, ведь чтобы красиво петь, нужно правильно дышать.     Исследование Салгренской академии при Гетеборском университете, Швеция:  доказали,  что   во время пения в хоре у людей синхронизируется сердечный ритм и пульс, улучшает кровообращение, память и способность концентрироваться, стабилизирует психику и укрепляет иммунную систему.   "Пение приводит в равновесие вегетативную нервную систему, приносит расслабление и покой", – считает доктор Гертруд Берка-Шмид (Gertraud Berka-Schmid), психотерапевт, профессор Венского университета. "Пение –

Кононова Ольга   Николаевна

это структурированное дыхание, – говорит доктор Берка-Шмид в интервью австралийскому журналу «Народная медицина», – С точки зрения физиологии, происходит массаж кишечника и снимается нагрузка с сердца, кроме того, усиливается циркуляция крови в организме и легочные альвеолы получают дополнительную порцию воздуха". Ученые-исследователи Франкфуртского университета пришли к выводу, что пение защищает верхние дыхательные пути от инфекций и стимулирует производство антител организмом, оно сродни медитации и долгим прогулкам.

Ведущая  педагогическая  идея  опыта: 

заключается в создании необходимых условий, содействующих социализации  обучающихся через приобщение  детей  к хоровому  пению на  уроках  музыки  и во внеурочной деятельности, а так же повышению  мотивации  к  хоровому  пению, как средства  творческой  самореализации. Этому способствует  и  то,  что  песня -самый  массовый  вид  искусства  и  самый  доступный,  позволяет   при  хорошей  организованности, агитации  и  заинтересованности  добиться широкого охвата  детей  и  активной концертно-хоровой деятельности.

Сущность опыта заключается:

- в разработке способов и приемов, позволяющих осуществлять эстетически грамотный подход к внутреннему миру ребенка для глубокого проникновения в его художественный мир;

-  в формировании эмоционально-ценностного отношения их к хоровой музыке.

Длительность  работы  над  опытом:

Работа  над  опытом  осуществлялась  с сентября 2009 года  по  май  2013 год, начиная  с  первого  класса и до выпуска из начального  звена. Работа строилась из нескольких  этапов:

1) начальное  приобщение  к  музыкальной  культуре  -  1 класс  /это  в первую  очередь поведение  в  концертном  зале,  на  сцене,  умение  слушать  и  слышать,

2) 2-4 классы  - непосредственное развитие  голосового  аппарата,  вокальной  манеры  пения, знакомство  с  репертуаром не  только  отечественных  композиторов,  но  и  зарубежных, закрепление и развитие  азов музыкальной культуры

3)  дальнейшая работа в среднем звене (5-8 классы) – становление голосового  аппарата, знакомство  с  различными  музыкально-хоровыми  жанрами,  приобщением  к  мировой  художественной  культуре,

4)   в  старших  класса (9-11 классы)  -  работа  над  многоголосьем, a capella,  профориентация.  

Кононова Ольга   Николаевна

 Диапазон опыта. 

Представленный опыт работы является единой системой «урок музыки –внеурочная и  внеклассная работа по предмету».Так как  в основу  работы   положены  идеи  формирования  высокообразованной  личности,  то данная  сфера  воспитания  идет совместно с другими  предметами, т.е прослеживаются  межпредметные  связи  с  историей,  литературой,  МХК,  ИЗО. Интегрированные  уроки являются  частью  решения  данной  проблемы. Активно используется мультимидийные технологии  и  проектная  деятельность. 

Теоретическая  база: 

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой , который мы от века
Творим по мере наших сил.
                                      (Н. Заболоцкий)

И этот второй мир – мир сценического творчества  ,вспоминая  слова Н.В. Гоголя, «.. ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…Это такая кафедра,

 с которой можно много сказать миру добра».

Сценическое творчество - это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, а кроме того появилась возможность      максимально  проявить актерское мастерство в сочетании с пением. Поиски в области   сценического творчества — это  всегда   коллективные   поиски.  Художественно – сценическое творчество во всех его проявлениях – и   в целом, и в частности – прогрессирует. Потому что данный вид творчества представляет собой один из важнейших и живительных источников культуры и необъятное поле для самореализации детей, подростков и юношества.

Вкус - это сумма представлений человека о красоте, его способность и умение отличить красивое от некрасивого.                                                      Музыкальный вкус - способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства . Он формируется, прежде всего, под непосредственным    воздействием   искусства.  Это  зависит  и  от   индивидуальных   особенностей   самого   человека, его   особенности воспринимать те действительно художественные ценности, которые несет                  с собой   искусство.  Музыкальные   вкусы   человека   связаны   с   его мировоззрением. Если ребенок с малых лет постоянно слышит хорошие песни, музыку, у него формируется тонкий вкус. И когда он, например,                       в  самом  трудном, подростковом  возрасте  встретится  с  дешевой,      

                                         Кононова Ольга   Николаевна

развлекательной музыкой, у него уже будет выработан иммунитет, он легко отличит истинное искусство от подделки. Одно из важнейших условий развития музыкального вкуса - правильно организованный процесс восприятия музыки.              Развитие музыкального вкуса связано активным  восприятием музыки    и развитие потребности эстетического суждения, без наличия которого нельзя представить себе слушателя, имеющего свои запросы к музыке, свое отношение, свои требования, вкусы.  Под активным восприятием музыкального произведения мы, в первую очередь, понимаем музыкальное переживание, т.е. способность заражаться и сопереживать настроения и чувства, выраженные композитором в музыке, с последующей эстетической оценкой, а также и осмысливанием как характера переживания, так и выразительных средств, необходимых для воплощения художественного образа.

 Слово «мотивация» происходит от латинского «побуждение к действию», т.е. это процесс, который управляет поведением человека, определяет его направленность. Согласно определению, принятого в психологии, мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Формирование мотивации происходит в ходе учебной деятельности, ее основы закладываются в младшем школьном возрасте, когда формируются основные психические сферы личности. Формирование мотивации является одной из важнейших задач современной системы дополнительного музыкального образования. Мотивация оказывает большое влияние на успешность учебного процесса и играет важную роль в воспитании многих личностных качеств учащихся, формировании их познавательных интересов и творческой активности.

Наблюдая за детьми, занимающихся  хоровым  пением, и сравнивая их с обычными учениками общеобразовательной школы, приходишь  к выводу, что дети, обучающиеся пению, более развиты во всех отношениях. Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыкально-хоровую  культуру могучим средством эстетического воспитания. А «хоровое пение - это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. Россия всегда славилась  многоголосным хоровым пением. Русский народ пел всегда: в праздники и в будни, в радости и в горе, на работе и на отдыхе. Пели все: от мала до велика. Пели в семьях, в  приходских школах, гимназиях и реальных училищах. В каждом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Теоретический  анализ, проведенный  по  проблеме  исследования  в  процессе  становления  опыта. позволил  выделить  следующие показатели  творческой  активности:

Кононова Ольга   Николаевна

-познавательная  самостоятельность ,

-мотивация  к  творческой деятельности

-творческая  активность,

-стремление к  солированию  и  лидерствованию,

-оценка готовности  к  творческой  самореализации.

Опыт показывает, что хоровой коллектив, объединяя учащихся с различным уровнем слуха и голоса, может многое дать для их саморазвития, как в музыкально-исполнительском, так и в воспитательном плане.  Хоровое пение детей - одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах - продолжение хоровой работы, проводимой на  уроках.
Детские хоры организуются в школах, дворцах детского творчества в детских клубах при домовых комитетах. Большое распространение получила форма хоровой работы с детьми - хоровая студия, где учащиеся, кроме занятий хоровым пением, овладевают игрой на музыкальных инструментах, занимаются сольфеджио, музыкальной  литературой.

Касаясь глубоких струн человеческой души, музыка открывает человеку дверь в прекрасный мир, полный звуков, мир гармонии и радости. Она помогает человеку понимать мир, слышать журчание ручья и шепот листвы, преодолевать трудности, которые встают на пути. Музыка успокаивает и возбуждает, веселит и заставляет грустить; она помогает понять чувства другого человека и выразить свои чувства. Людей, не способных слышать музыку, практически нет. Она родилась с появлением человека и составляет необходимую часть его жизни. Хоровое пение является не только одним из ведущих средств слухового и вокального воспитания, приобщения ребенка к активной музыкальной деятельности, но и действенным источником развития гармоничной личности.

К сожалению, в некоторых случаях дети с хорошими  музыкальными  способностями проявляют  нежелание   заниматься  музыкой. На начальном этапе обучения музыке нередко наблюдается снижение мотивации к обучению. Об этом свидетельствуют такие факты, как нежелание посещать концерты, снижение интереса к занятиям сольфеджио. Часто дети бросают обучение на 2-3 году обучения, когда желание заниматься любимым делом подменяется принуждением и непосильным трудом в силу отсутствия интереса к занятиям.

Немало трудов посвящено технологии хорового пения, проблемам хорового исполнительства, вопросам организации хоровых коллективов. Среди них такие специалисты как: П. Г. Чесноков, К. К. Пигров, П. А. Дмитревский, В. П. Мухин, А. В. Свешников, В. Г. Соколов, К. П. Виноградов, К. Б. Птица, В. И. Краснощеков, К. Ф. Никольская-Береговская, К. А. Ольхов, Л. В. Живов, В. И. Сафонова, Т. А. Эстрина, Э. А. Скрипкина, Ю. М. Кузнецов, Е. Н. Никитина, В. А. Самарин, О. В. Грибкова и др.

Кононова Ольга   Николаевна

Новизна опыта:

 Состоит в разработке  системы уроков музыки по формированию сценического творчества и музыкального вкуса учащихся с использованием информационных технологий, созданием  банка приемов, методов, упражнений используемых для проведения уроков музыки, нацеленных  на  повышение  мотивации к хоровому  пению  через  связь  с  другими  предметами,  здоровьесберегающие  технологии,  общественной  жизни  школы  и  поселка  не  только  на  уроках,  но  и  в  во  внеурочной  деятельности. В частности: повышение  степени важности занятиями хора, а не относить его к второстепенным  предметам.  В программе “Хоровой класс” делается акцент на развитие показателей певческого голосообразования, используется фонографический метод развития голоса по В.В.Емельяному (1-й цикл – артикуляционная гимнастика, 2-й цикл — интонационно-фонетические упражнения) и элементы дыхательной гимнастики по А.Стрельниковой, увеличено количество часов на вокальную работу, составлен собственный репертуар. Отличительной особенностью данного опыта работы является и то, что она ориентирована на воспитание у обучающихся способности демонстрировать свое вокальное искусство в музыкальных постановках (мюзикл, детская опера, музыкальный спектакль), а так же предполагает совместные выступления со школьным хором преподавателей. Использование новых форм работы через включение в активную деятельность на уроке с целью развития мышления, закрепления знаний и умений учащихся:           

«Мозговая атака» ,  синквейн,  кластер, мультимидийность .                                                                 Во внеурочной работе использовать такие формы, как, концерт, конкурс, фестиваль, КВН, агитбригада , сольный концерт, музыкальная гостиная, классные и общешкольные мероприятия, где вокально-хоровое искусство является основой.                                                                                                                  Все это способствует, чтобы музыкально-хоровое  образование на уровне всеобуча, в основе которого лежит массовое приобщение людей, в первую очередь детей к традиционной певческой хоровой культуре стало  одним из основных путей оздоровления народа, возрождения национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации, а выступление на сцене должно стать престижной формой самовыражения.                                                                                                И в центре внимания должна быть общеобразовательная школа, поскольку через неё проходят все граждане России. Поэтому так необходимо поставить и решить задачу объединения общего и музыкального образования в единое целое и таким образом создать целостную образовательную Среду, в которой все способности детей получат наилучшее развитие.

Кононова Ольга   Николаевна

  Технология  описания  опыта: 

«Потребность в музыке лежит в каждой человеческой личности. Эта потребность имеет право и должна быть удовлетворена», – писал Л.Н.Толстой.

Целью  педагогической  деятельности  в  данном  направлении  является  создание  условий для  наиболее  полной  реализации  творческого  потенциала  ребенка,  посредством  заинтересованности  и повышения  мотивации занятиями хорового  пения,  как  самовыражения и потребности общества.

Достижение  планируемых  результатов предполагает  решение  следующих  задач:

-  формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; развитие мотивации личности к познанию и творчеству;        

- формирование у обучающихся исполнительского мастерства и художественного вкуса, основанных на традициях русской и зарубежной культуры и культуры РК.  

 -оказание помощи в профессиональной ориентации;                

-выявление и развитие творческой индивидуальности каждого обучающегося;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, прививать основы художественного вкуса

- развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;

- приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

- развитие индивидуальных творческих способностей детей на основе исполняемых произведений, использовать различные приемы вокального исполнения.      

- создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля. 

Начинается эта  работа  с  1  класса.    Младший школьный возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и пристрастия .   Наша практика   показала, что наилучшие результаты достигаются ,именно при раннем начале

Кононова Ольга   Николаевна

обучения, поэтому при школе  уже с 1 класса  предлагается  детям  и  их  родителям  на  выбор  одно  их 3-х направлений  художественно-эстетического цикла:        ИЗО,       хореография,     хоровое  пение.       Но  чаще дети  посещают  2-3  дисциплины, которые проводятся по два часа в неделю.                                                                                                                                                              Работа учителей художественно-эстетического цикла школы  всегда направлена на решение общих целей и задач. В конечном итоге мы видим  наших детей  - как ярких представителей на конкурсах, фестивалях, концертах.  Поэтому: при   переходе  в  среднее звено формируется  более    осознанное  восприятие занятий в   вокально-хоровой          студии школы «Разноцветная  игра» (приложение 10).                                                          Работа студии  проводятся  по 3-х ступенной  основе:

-  для собственного развития  кругозора,

- для  домашнего  музицирования,

- для  развития специального  образования.

В старших  классах  ведется  планомерная  профориентация   вокально-хорового  пения для  последующего музыкального  образования в ССУЗах  и ВУЗах,  и это  создает почву думать, что песня , если не  для  каждого,  то  для  многих  станет сопутствующим звеном  их  самостоятельного  пути.

Большая  роль  отводится  подбору  репертуара  (в  основном  это  современные  композиторы, хоровики: А.Ермолов, В.Иноземцев,  В.Шаинский, Р.Паулс, а  так же заимствуется  музыкальный  материал вокальных  ансамблей «Улыбка», «Непоседы», «Родники»  и  др.) музыкального  материала  мировой  художественной  культуры, что  способствует  повышению  интереса  к хоровому  пению и формированию музыкального  вкуса

Уроки музыки оснащены постоянным  использованием видеоматериалов (концертные выступления, музыкальные  мультфильмы, информации  о  композиторах, фрагменты опер и пр.), фонотекой классической  музыки, которая  воспроизводится  на  прекрасной звуковой  аппаратуре.  Уроки  проходят  в обустроенном актовом  зале и  такая форма работы, как  «концертное   исполнение  песни»  предполагает  не   только  развитие  вокальных  данных,  но   и   поведение  на  сцене, в  актовом  зале, индивидуальная  интерпретация  подачи  песни. Соблюдение условий  «вокал +игра  +  хореография  +  драматизация образа  +  театрализация» способствует повышению интереса и желания учащихся к  занятиям  не  только  хором ,  но  и  музыкой  в целом.

Разработана  и  реализуется  на  практике  рабочая  программа вокально-хоровой  студии  школы «Разноцветная  игра».                                                       Данная рабочая программа основывается на:

-программе хоровой школы-студии «Пионерия» /г.Железнодорожный, Московская область,          Г.А.Струве,

Кононова Ольга   Николаевна

- программе хорового класса студии «Остров детства»  /Московский городской центр творчества Ирина Александровна Шадымова/,                   - программе хорового отделения ДШИ «Тутти»  /Москва Боровикова Татьяна Васильевна/.

Организация учебно-воспитательного процесса: Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.                        

   Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.                                                                                                                                                  Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.   Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.                                                                                                  Комплексное  /интегрированное/ освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами не только эстетического цикла, но и  гуманитарного.                                                                                                                  При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах. Большую роль в работе играет подбор репертуара. В репертуаре хорового коллектива большое значение отводится исполнению произведений самодеятельных композиторов РК, композиторов русской и зарубежной классики. При составлении учебной и концертной программы руководитель должен заботиться о художественном и жанровом разнообразии.                                                Песня является одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа. Овладение певческим искусством - большой труд, который

Кононова Ольга   Николаевна

требует волевых усилий, внимания, терпения со стороны обучаемого. Работа педагога, направленная на создание этих установок – один из главных моментов в организации всего учебного процесса.                                                                                                                     Навык выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Выразительное пение свидетельствует о вокальной культуре исполнителя. Ребенок проявляет свое субъективное отношение к окружающему миру через исполнение – передачу определенного художественного образа.                                                                                                                 Условия залога успеха:     учебно-методическое обеспечение, материально- техническое обеспечение, организационное обеспечение:    родительская помощь;   связь с общественностью.                            Необходимые требования к проведению занятий: -  создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности обучающихся; -  целесообразное расходование времени на всех этапах занятия; -  применение различных методов и средств обучения; -  высокий уровень межличностных отношений между педагогом и обучающимися; -  практическая значимость полученных знаний и умений.

  Содержание образования:                                                                                                                                   Концертная деятельность является неотъемлемой частью жизнедеятельности хора.    Данная  работа  предполагает: не столько урочную форму работы, как внеурочную, с использованием следующих  форм  работы:         

                    - групповые хоровые занятия;        

                      - занятия с солистами и ансамблями;  

                      -работа с ведущими ;                                                                                                                

                       -участие в районных, областных  конкурсах и фестивалях;

                       -  участие в концертах и выступлениях разных уровней.

                                                                                                    /приложение №6/

 

Описание содержания  обучения:

 В качестве главных методов работы  избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения

  1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
  2. Творческий  метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во

Кононова Ольга   Николаевна

  1. всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
    В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
  2. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
  3. Метод импровизации  и сценического  движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Используются  на  уроках и такие формы работы, как синквей, «найди ошибку», «опиши портрет или зарисовку», слуховой  анализ, «закончи музыкальную  фразу»  ( Приложения №7).                                                                      Во  внеурочной деятельности основной акцент отводится образному сопереживанию, подачи характера произведения  с  использованием теоретических знания:  forte, piano,crescendo, diminuendo , legato, staccato, цепное дыхание, вокализ…..                                                                  

Механизм оценки результатов:    Для определения фактического образовательного уровня обучающихся используются следующие формы: -  открытые занятия; -  сольные концерты; -  участие в фестивалях, конкурсах.                                                                                                                                                      

Воспитательная работа -  работа с  детьми, родителями . Выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, консультации, досуговые мероприятия (вечера отдыха, выезды на природу и т.д.)  прививают навыки общения друг с другом, сплачивают коллектив, раскрывают творческие способности ребят.) Участие в концертной деятельности воспитывает ответственность перед коллективом, самостоятельность и веру в свои

Кононова Ольга   Николаевна

силы, посещение концертов , выставок, музеев воспитывает художественно-эстетический вкус. В целях воспитания навыков высокого вкуса были организованы встречи с авторами стихов и песен самодеятельных талантов  района  /презентация сборников стихов м песен Т.Головко…/, посещение концертов районного Дома  творчества.

Кононова Ольга   Николаевна

Результативность опыта: 

Опыт работы апробирован в течение четырех лет:  с первого  по 4  класс. Приведенные ниже результаты позволяют сделать вывод об эффективности предложенной системы работы  обучающихся. Ежегодное  проведения  стартовой  контрольной  работы  по  музыке  показывает  рост  успеваемости  по  предмету, а следовательно  и повышенный  интерес к  вокальному  исполнительству  в  частности. Данные прогнозирования отображены на диаграммах:

Итогом    всей    работы    является   концертно-просветительская работа   вокально-хоровой  студии, которая         выросла в целую систему  и охватывает  как  работу  с  детьми,  так  и  работу  с  родителями,  с  учреждениями  культуры. Стало  доброй  традицией  проводить  выставки .отчетные  концерты   хора, хореографии,   ИЗО,  театральных   кружков,  а   так   же     музыкально-литературные гостиные, интегрированные  уроки, с  обязательным присутствием Музыки.
  Школьные концерты – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Все общешкольные  родительские  собрания  сопровождаются  прекрасными  концертами, где дети с 1 по 11 класс – это одно целое творческое ядро. А так  как  школа  наша  является  центральной  образовательной  площадкой района,  то  и все  районные  мероприятия  сопровождаются  концертными  выступлениями. Наши воспитанники  являются  постоянными  участниками и призерами  всех  мероприятий района и  области. Мы  поддерживаем  тесную  связь  с  нашими  выпускниками,  для  которых  песня стало  неотъемлемой  частицей  жизни. Поэтому  в  школе практикуется  и  такая  форма  работы,  как  сольные  концерты  наших  выпускников. Все  мероприятия проходят в тесном сотрудничестве: преподаватели – дети – родители.

Сравнение результатов тестирования позволяет сделать вывод о том, что увеличился процент обучающихся, заинтересованных внеклассной  концертной  деятельность, в  частности  занятиями в вокально-хоровой

Кононова Ольга   Николаевна

студии, а так же    индивидуальной  творческой    самореализацией – участие в агитбригадах,  КВН, фестивалях, конкурсах, концертах. Возрос спрос  на  данную  сторону  жизни  школы, выросли  результаты ( чаще это  призовые  места), поднялся  и  сам  авторитет  детей  занимающихся  общешкольной  работой  в целом, что отображено на диаграмме (Приложение 8 - участники и победители конкурсов, приложение 3- профориентация):

Для   пропаганды хорового искусства, дальнейшего развития коллектива, поддержания его творческого потенциала, подтверждения статуса хора важно его участие в фестивалях и конкурсах.  С  каждым  годом  усложняется  репертуар и требования  к  исполнению, но участие в таких мероприятиях приносят результаты.

Все вышеперечисленные формы  и  методы  работы   являются  средствами  мотивации  не  только  к   хоровому  пению,  но  и  к   активной  жизненной  позиции.

Кононова Ольга   Николаевна

ЛИТЕРАТУРА:


1. Теплов Б. М. Способности и одаренность. / / В кн. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- М., 1982 .- С. 31 - 34.

2. Мясищев В. М. Структура личности и отношение человека к действительности. / / В кн. Психология личности.- М., 1982 .- С. 36 - 37 .

3. Леонтьев А. Н. О формировании способностей. – М., 1981. - С. 35 - 43 .

4. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1989.- 110 с.

5. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. - М., Просвещение, 1984. - 109 с.

6.Назайкинский Е О психологии музыкального восприятия. - M..: Музыка, 1972..- 383 с.

7. Рапацкая Л.А. Культурологические факторы совершенствования подготовки учителей музыки. - Ярославль, 1986.- с.48.

8. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, Москва. Просвещение 1999.130.С.

9. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса: Музыкальное восприятие школьников. М.: 2000.-237.с.

10. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М.Методика музыкального воспитания в школе:Москва, 2000г.с. 320.

11. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт - Петербург, 1997- 576.с.

12. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. Академия развития: 2003.-260.с.

13. Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма.- М.: 2003.-190.с.

http://chudo-shkola.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=57&Itemid=82

http://www.all-2music.com/

http://dreamiech.ru/

http://www.young-musicant.narod.ru/

http://katalog.iot.ru/index.php?cat=32

http://eor.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/13/p/page.html

http://muzruk.info/?page_id=2

Кононова Ольга   Николаевна

Приложения к опыту:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хоровой репертуар как средство воспитания музыкального вкуса учащихся.

Сведения об авторе: Васина Галина Михайловна концертмейстер Муниципального автономного учреждения дополнитель...

Репертуар младшего хора и ансамбля - средство воспитания музыкального вкуса учащихся вокально-хорового отделения ДШИ

В разработке описан практический опыт автора в подборе целесообразного педагогического репертуара для хора и ансамбля младших учащихся ДШИ....

Хоровое пение как способ духовно-нравственного развития и воспитания ребенка

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4264438","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Творческая работа Славнецкой Л.В. «Значение хорового пения в системе музыкального воспитания школьника»

Xopoвoe пение в России имеет глубокие исторический корни.Хорошо извечтна, что пение, особенно хоровое, совметное - это верный показатель здоровья Нации....

Хоровое пение как форма эстетического воспитания внеурочной деятельности.

Хоровое пение как форма эстетического воспитания школьника во внеурочное время....

Хоровое пение как форма эстетического воспитания внеурочной деятельности.

Значение хорового пения как вида внеурочной деятельности...

Духовно - нравственное воспитание и развитие творческих способностей детей и родителей средствами хорового пения.

Триединство «Ребенок – Педагог – Родитель» - главный принцип  учебно-воспитательной работе в МХС "Крещендо"....


 

Комментарии

Плеханова Марина Витальевна

Ольга Николаевна, мне очень понравилась Ваша работа.Успехов и всех благ.