Тема урока: «Гражданская война в США- вторая буржуазная революция ( 1861-1865г)»
план-конспект урока по истории (8 класс)

Хисамова Фания Фаузятовна

Тема урока: «Гражданская война в США- вторая буржуазная революция ( 1861-1865г)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ssha_prichiny_grazhdanskoy_voyny.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 УРОКА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

8 КЛАСС

Тема урока: «Гражданская война в США- вторая буржуазная революция ( 1861-1865г)».

Цели урока:

  1. Выяснить причины быстрого экономического развития США, выявить препятствие для дальнейшего развития капитализма .
  2. Рассмотреть причины, ход и итоги гражданской войны 1861-1865 гг.
  3. Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником новых знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания, сравнивать, оценивать исторические явления, делать и слушать сообщения, решать познавательные задачи.
  4. Продолжить развитие картографических умений учащихся.

Основные понятия урока

  • модернизация
  • гражданская война
  • гомстед
  • буржуазная революция

Оборудование урока

  • учебник А.В. Ревякин «История нового времени.1800-1900гг»8 класс (М., «Просвещение»)
  • карта «США в конце XVIII- первой половине XIX века»
  • иллюстрации учебника
  • документ «Из декларации А. Линкольна об освобождении негров-рабов. 22 сентября 1862 г.» (извлечения)
  • мультимедийная презентация

План урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
  2. Повторение изученного материала.
  3. Изучение нового материала:

1)Рабство- препятствие для развития капитализма в США.

2)Гражданская война 1861-1865 гг.

  1. Закрепление изученного материала
  2. Постановка домашнего задания.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Вопрос классу (беседа):

   На предыдущих уроках мы говорили о том, как проходил процесс модернизации в США.

Вспомните, что такое модернизация? ( Изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу)

Докажите, что в США  XIX века началась модернизация.

Для этого назовем ее условия.

  1. Наличие большого количества свободных рабочих рук за счет приезда эмигрантов из Европы.

( 1 ученик рассказывает о причинах европейской эмиграции)

  1. Залежи полезных ископаемых, обнаруженных в США.
  2. Большие площади для вложения капиталов.

( 1 ученик работает по карте, показывая новые территории США)

  1. Активное внедрение европейских технических изобретений.
  2. Стабильная политическая обстановка в США.

1 ученик анализирует диаграмму.

Две Америки: что скрывается под этим понятием?

Ученики (2) рассказывают  о развитии Севера и Юга США. (Слайды)

Подведем итог.

На пути развития капитализма в США остро встал вопрос о различном положении территорий США. Развитие ЮГА тормозило развитие ВСЕЙ территории .Плантаторы Юга не намеревались проводить реформы.

Население разделилось на два лагеря:

Как называется  такое противостояние?

(гражданская война) (слайд)

Это и есть сегодняшняя наша тема урока.

Задание:

   

Учащиеся записывают тему урока.

Задание:

Пользуясь планом определите предпосылки и задачи гражданской войны в США.( Слайд)

2. Изучение нового материала.

Постановка проблемного задания

Какие задачи решались в ходе гражданской войны и насколько успешно.

Знакомство учащихся с планом урока.

  1. Повод к началу войны.

Рассказ учителя= работа учащихся с документом «Программа партии республиканцев»

ПрограммаРеспубликанской партии:

  • 1.  запрет распространения рабства на западные земли
  • 2.  принятия более умеренного закона о наделении  поселенцев на Западе государственными землями.
  • 3. установить высокие пошлины на ввозимые товары

Программа Демократической партии:

  • 1. свобода распространения рабства
  • на западные земли
  • 2. законодательное закрепление рабства
  •  3. низкие таможенные пошлины на ввоз зарубежных промышленных товаров

В 1860 году партия республиканцев одержала на выборах победу.

В ответ на это рабовладельческие штаты ответили мятежом.

11 южных штатов заявили о своем выходе из состава США и создания Конфедерации южных штатов со столицей в Ричмонде.Угроза целостности США стала реальностью. Начались военные действия.

Самостоятельная работа учащихся.

 Разделение учащихся на 2 группы по вариантам. 1 группа- армия Юга. 2 группа – армия Севера. Заполнение сравнительной таблицы.Работа учащихся с текстом учебника.

Итоговый вид таблицы.

Южные штаты

Северные штаты

Цели войны

Сохранение рабства как уклада развития хозяйства и обогащения плантаторов. Протест против политики президента США.

Отмена рабства как препятствия для развития США по пути капитализма.

Сохранение целостности государства.

Участники войны

Плантаторы, жители южных штатов

Негры- рабы, фермеры, буржуазия, рабочие

Название армии

Армия Конфедерации.

Федеральная армия

Руководители военных действий

Генерал Ли

Генерал Грант

Политическая партия, поддержавшая армию

Поддержка сохранения  рабства большинством членов партии демократов

Партия республиканцев во главе с президентом А. Линкольном

Активность во время войны (участие в сражениях), результат

1861г- нападение на Форт- Самтер

Капитуляция армии в районе Ричмонда (1865г)

Оборонительные действия  на территории побережья Атлантического океана. ( восток США)Наступательные действия на западе США ( район Миссисипи).

Степень оснащенности армии

Уступки по численности и оснащенности.

Преимущество по численности и оснащенности.

 Итоги войны и их признание воюющими сторонами

Сопротивление демократическим реформам, террор против негров- бывших рабов

( организация Ку-клукс -клан)

Начало демократических реформ, предоставление бывшим неграм- рабам гражданских прав.

Вопросы классу (беседа):

Запись в тетради

  1. Какие силы вступили в войну друг с другом? (Буржуазия Севера, фермеры, рабочие, с одной стороны, и плантаторы Юга, с другой)
  2. Сформулируйте цели воюющих сторон в войне.

Работа  с документом

Документ «Из декларации А. Линкольна об освобождении негров-рабов. 22 сентября 1862 г.» (извлечения

Вопросы к документу:

  • Какими мотивами руководствовался Линкольн, отменяя рабство?
  • На каких условиях отменялось рабство? (без всякого выкупа)

Рассказ учителя

   Одновременно был объявлен призыв негров в армию Севера ( к концу войны в рядах армии северян насчитывалось около 200 тысяч негров).

   Принятые меры позволили добиться северянам перелома в ходе военных действий. В апреле 1865 г. Пал последний оплот южан – г. Ричмонд.

   Так четырех летняя кровопролитная война закончилась победой северян. Но американцы очень дорого заплатили за сохранение единства страны и отмену рабства. Эта война унесла жизни более 600 тысяч человек, около 1 млн. человек были ранены. Война разделила семьи. Американцы воевали с американцами.

Вопрос классу:

Какое значение имели результаты Гражданской войны для дальнейшего развития страны?

Запись в тетради

Значение Гражданской войны:

  • Сохранение целостности страны
  • Отмена рабства
  • Решение аграрного вопроса законом о гомстедах
  • Создание условий для дальнейшей модернизации страны

Решение проблемного задания

Сделайте вывод: в чем проявлялась модернизация в США в XIX веке?

(Модернизация в США в XIX веке проявлялась в быстрых темпах экономического развития и в том, что американцам удалось сохранить целостность страны)

3. Закрепление изученного материала.

Решение тестовых заданий

I вариант.

  1. Соотнесите событие и дату:

1) Начало Гражданской войны в США

А) 1860 г.

2) принятие закона о гомстедах

Б) 1862 г.

3) Избрание Линкольна президентом США

В) 1861 г.

  1. Закон об отмене рабства был подписан в:

А) 1861 г.     Б) 1862 г.     В) 1863 г.      Г) 1864 г.

  1. Соотнесите причину и следствие.

1) избрание президентом А. Линкольна

А) дальнейшее развитие процесса модернизации

2) принятие закона о гомстедах

Б) конфликт между плантаторами-рабовладельцами  и свободными переселенцами

3) Принятие закона об отмене рабства

В) массовое участие на стороне северян негритянского населения США

4) Победа Севера в Гражданской войне

Г) развитие фермерского хозяйства

5) присоединение к США западных территорий

Д) Потеря плантаторами Юга политической власти

Постановка домашней работы

Параграф 19 до конца. Вопросы к параграфу.

Южные штаты

Северные штаты

Цели войны

Участники войны

Название армии

Руководители военных действий

Политическая партия, поддержавшая армию

Активность во время войны (участие в сражениях), результат

Степень оснащенности армии

 Итоги войны и их признание воюющими сторонами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Прмчины гражданской войны и интервенции в Росссии"

данной разработкой урока можно воспользоваться в 9 и 11 классах, учитывая возрастные особенности учащихся, к уроку можно подготовить презентацию с иллюстративным материалом и перечисленными сведениями...

Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"

Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности вы...

План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

Урок истории в 9 классе по теме "Итоги гражданской войны"

Урок истории в 9 классе по теме "Итоги гражданской войны"...

Тема урока: «Гражданская война в США- вторая буржуазная революция ( 1861-1865г)».

Тема урока: «Гражданская война в США- вторая буржуазная революция ( 1861-1865г)»....

Тема: "Уроки Гражданской войны"

Нетрадиционный дискуссионный  урок  с  элементами  лабораторной  работы для учащихся 9-х классов....

Урок русской литературы по теме "Влияние гражданской войны на судьбы людей".

Урок русской литературы по теме "Влияние гражданской войны на судьбы людей" (сопоставительный анализ рассказов М.А. Шолохова "Родинка" и "Семейный человек")....