Конспект урока по теме "Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова". 11 класс
методическая разработка по литературе (11 класс)

Попова Ирина Федоровна
Конспект урока по литературе  11 класс .     Рассказы "Родинка," "Чужая кровь" из "Донских рассказов " М. Шолохова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_donskim_rasskazam.docx55.37 КБ

Предварительный просмотр:

Попова  Ирина Федоровна, учитель МБОУ СОШ № 36 г. Орла.

Технологическая карта  урока литературы в 11 классе.

Тема: « Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова».

Тип урока: урок усвоения  новых  знаний и формирования умений и навыков анализа текста.
Форма урока: урок-практикум.
Оборудование урока: мультимедийный экран, презентация, видеоролик, рабочие листы.

Планируемые образовательные результаты.

  1. Предметные.

В результате занятия учащиеся смогут:

  • изучить "Донские рассказы" М. Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов "Родинка" (подробно), "Чужая кровь"(в сопоставлении);
  • определить тему и идею рассказов; особенность языка и стиля рассказов; формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов.
  • повторить и систематизировать знания учащихся по теме "Гражданская война"

Предметные: 

  изучить "Донские рассказы" М. Шолохова, выявить концепцию

гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере

рассказов "Родинка", "Чужая кровь"; 

  повторить и систематизировать знания учащихся по теме "Гражданская

война"; 

  определить тему и идею рассказов; особенность языка и стиля рассказов;

формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов. 

Метапредметные: 

  развивать аналитическое мышление, монологическую речь, творческие

способности учащихся. 

Личностные: 

  на примере исторического материала и судеб героев "Донских рассказов"

проследить трагедию народа в 1918-1920 годах и приоритет

общечеловеческих ценностей над идеологическими; 

  воспитывать толерантность, патриотизм и активную жизненную позицию. 

Ход урока 

I. Организационный момент. 

II. Вступительное слово учителя 

После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной,

некогда великой державы, полыхала гражданская война. И не случайно, что

именно гражданская война стала предметом изображения в русской

литературе этого периода. Эта одна из самых трудных тем русской

литературы XX века, потому что подходы писателей к показу событий

гражданской войны были разные, зачастую противоположные. 

Вспомним, какие произведения вы прочитали? 

Цели урока 

Предметные: 

  изучить "Донские рассказы" М. Шолохова, выявить концепцию

гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере

рассказов "Родинка", "Чужая кровь"; 

  повторить и систематизировать знания учащихся по теме "Гражданская

война"; 

  определить тему и идею рассказов; особенность языка и стиля рассказов;

формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов. 

Метапредметные: 

  развивать аналитическое мышление, монологическую речь, творческие

способности учащихся. 

Личностные: 

  на примере исторического материала и судеб героев "Донских рассказов"

проследить трагедию народа в 1918-1920 годах и приоритет

общечеловеческих ценностей над идеологическими; 

  воспитывать толерантность, патриотизм и активную жизненную позицию.

Метапредметные: 

В результате занятия учащиеся смогут: 

  • формулировать цели своей учебной деятельности
  • продолжить совершенствование навыков языкового анализа и построение рассуждения на основе причинно-следственных связей.
  • развивать аналитическое мышление, монологическую речь, творческие способности учащихся
  • совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;

Личностные:

В результате занятия учащиеся смогут:

  • на примере исторического материала и судеб героев "Донских рассказов" проследить трагедию народа в 1917-1922 г. и приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими;

Основные понятия урока: казачество, гражданская война.

Ход урока.

Оргмомент.                                                                        (слайд 1)

В начале урока показываю видеоролик, звучит казачья песня  "Брат" (муз. и слова Игоря Шиянова )

-Здравствуйте, ребята! Давайте проверим готовность к уроку. На столе у вас лежат рабочие листы , в которых мы будем делать записи по ходу урока, тексты,тетради по литературе.

Сегодня мы обратимся к "Донским рассказам" М. Шолохова. Тема нашего

урока: "Изображение гражданской войны в "Донских рассказах"

М.Шолохова". (Запись в тет

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Эти слова принадлежат известному русскому писателю  Максимилиану Волошину.

-О  чем размышляет лирический герой? Выдвините  свои предположения.

-О  гражданской войне, страшных ее последствиях, о том, что в этой войне нет победителей, потому что воюют люди, говорящие на одном языке, одной веры, граждане одного государства, часто родные по крови. 

-Давайте определим тему нашего урока и его цели. С каким материалом сегодня мы будем работать?

Тема: « Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова».

 (запишите в рабочий лист).

Цели:

  • выяснить, какой показывает Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений;
  • каким из этого события выходит человек;
  • понять позицию Шолохова как писателя и как человека.

  выяснить, какой показывает Шолохов гражданскую войну на страницах

своих ранних произведений; 

  каким из этого события выходит человек; 

  понять позицию Шолохова как писателя и как человека

-Что представляла  собой гражданская война с исторической точки зрения? 

Гражданская война в России — вооруженное противостояние в 1917-1922 гг. организованных военно-политических структур и государственных образований, условно определяемых как «белые» и «красные», а также национально-государственных образований на территории бывшей Российской Империи (буржуазные республики, областные государственные образования). В вооруженном противостоянии участвовали также стихийно возникавшие военные и общественно-политические группы, нередко обозначаемые термином «третья сила» (повстанческие отряды, партизанские республики и др.).

                                                                      Энциклопедия «Всемирная история»

По разным оценкам погибло от 10 до 17 млн. человек; около 2 млн человек, не разделявших взглядов новой власти, предпочло покинуть страну.

1. Вступительное слово учителя

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война. Она вошла в каждый дом. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.

-Вспомните, какие произведения , освещающие гражданскую войну, вы читали? (И.Э. Бабель «Конармия», «Белая гвардия» М. Булгаков).

-Почему Шолохов обращается к описанию гражданской  войны на Дону?

Доклад подготовленного ученика.

«Родинка »- один из первых опубликованных рассказов  М. Шолохова.

-Сколько частей в рассказе  и с чего начинается каждая часть? (6 частей, каждая начинается с описания природы)

- Почему? (красоту донского края оттеняют страшные события, которые происходят по вине человека)

                                                                             (слайд 6)

- Что мы узнаем о Николке? ( нет отчества в вырос без отца.  Так уже в начале рассказа показано разъединение близких людей: отца и сына).

- Сколько лет Николке? Обратите внимание на портрет героя. О чем он свидетельствует?                        ("плечист, не по годам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая".

( В свои восемнадцать лет он выглядит старше и уже разгромил две банды. Автор подчеркивает противоречия между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему Гражданская война)

- О чем мечтает Николка? (2 глава). Его воспоминания о детстве?

Шолохов показывает, что изначально в Николке "зверино-  волчье" не заложено. В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.

- Почему же выбрал для себя такую жизнь Николка? («Стал сиротой: до 15 лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля")

- Что можно сказать об убеждениях героя? (Он потомственный казак, в силу сложившихся обстоятельств присоединился к "красным").

- Его примета? (Это родинка, которая обещает счастье, но счастья пока нет).

(слайд 7)

- А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого? (1,3 главы).  (Семь лет не видел родных: плен германский, воевал за родину, потом Врангель - добровольческая армия, борьба за Россию : турецкая фелюга: затем возвращается на Кубань. Здесь родина, дом, семья).

- Почему отец  не смог вернуться к мирной жизни "по-старому"? (Вернувшись домой, узнал, что жена умерла, а сын пропал. В станице новая Советская власть. "Новая жизнь" встретила казака неприветливо. Многие казаки уходили в банды, так как были недовольны Советской властью, недовольны её политикой расказачивания, которая началась в январе 1919г.).

- Итак, атаман Кошевой не принял Советскую власть. Его душевное состояние? ("Душа зачерствела". Пытается заглушить боль, которая возникает в душе: нет родных, нет семьи ).

 - С кем автор сравнивает атамана?  (3 глава.  Дважды сравнивает с волком: "Трое суток, как набедившийся волк от овечьей отары, уходит дорогами и целиною бездорожно". И снова "Так и уходит по-волчьи")                                                        (слайд 8)

- Почему такая ассоциация? (Очерствение души, одичание подчеркивается сравнением атамана с волком. Что-то есть звериное, жестокое в человеке).

У Николки "лицо злобой перекошено". Одно чувство ими владеет. Не кажется ли вам это странным? Почему?

- Цели у них разные, а чувства одни. Ведь важно, каким путем цель достигается. А путь у них один. Какой же?

- Путь насилия: Николка сумел "ликвидировать две банды", а атаман говорит Лукичу: "Мы, дед, коммунистов ликвидируем".

                                                                                           (слайд 9)

- И на чьей же стороне дед Лукич? ("Много перевидал он за смутные годы таких вот вооруженных людей, бравших не спрашиваючи корм и муку, и всех их огулом, не различая, крепко недолюбливал").

- Лукич никого не предпочитает. Кто же любит грабителей и насильников! Он представитель народа. Народу война не нужна.

                                                                                           (слайд 10)

В каких строчках мы ощущаем мотив тоски по нормальной жизни?    

- Атаман (пейзаж плодородной земли)

- Николка (воспоминания о детстве, желание учиться)

Таким образом, конфликт между красными и бандитами все больше уступает место другому – между веками складывающимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.       

                                                                                         (слайд 11)

В чем драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? (Грех детоубийства, который можно смыть только смертью).

Шолохов смещает акцент социального конфликта на общечеловеческий. Выразительное чтение отрывка из 6 главы.

- В какой момент атаман узнает, что убитый им красный командир его сын? (Атаман, снимая сапоги, увидел родинку такую же, как и у него. Он понял, что убил собственного сына).                                                                             (слайд 12)

-Почему именно родинку использует автор как символ?   (Родинка - родной - род - Родина. Род, Родина - естественное объединяющее начало).

Что оказалось разрушенным, расколотым Гражданской войной?

Какое произведение поднимает те же проблемы? (Кто такой Вася Курдюков?)

Вывод.

 М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

В чем, по-вашему, смысл названия? Слово “родинка” своим корнем связано со словами, означающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.

(слайд 13)

Определите средства выразительности, которые помогают нам понять содержание.

  • Скулы полыхают - …
  • Степь глазами излапывает - …
  • Ставни тоскуют - …
  • Сумерки измазали хатенку - …
  • Лучистые морщины - …
  • Куга, курень, нехай - …

(слайд 14)

Чем отличается от предыдущего рассказ «Чужая кровь»?

Глубоким психологизмом

Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице?

Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям?

От чего никогда не откажется он? (Зачитайте цитаты)

Как повел себя дед Гаврила в период продразверстки?

(слайд 15)

Продразвёрстка

(сокращение от словосочетания продово́льственная развёрстка) — политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом в виде зерновых («хлеб»).

Повторно продразвёрстка введена советской властью в начале января 1919 года в условиях Гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 года «продовольственной диктатуры».

Производилась путём принудительного  изъятия у крестьян хлеба и других продуктов по установленной («развёрстанной») норме продукта и государственным ценам.

(слайд 16)

  • Как можно объяснить его желание помочь своему недавнему врагу?
  • В чем смысл рассказа?

     Война бессмысленна, жестока, но есть путь преодоления этой национальной трагедии: христианская любовь не только к другу, но и к врагу.

Включение нового знания в систему знаний.

-Подберите эпитеты  к словосочетанию Гражданская война.

-Как М.А.Шолохов относится к Гражданской войне? Актуальны ли сегодня эти рассказы?

-Напишите ответ в рабочих листах (творческая работа в группах, если успевают)

Рефлексия.                                                                                                                                                                  В конце урока звучит казачья песня «Брат»Что нового вы узнали на уроке? Достигли цели? Кому было трудно ? Оцените свою работу на уроке в оценочных листах.

Обведите цифру.

  1. Работал отлично (5)
  2. Прочитал текст, работал хорошо, но не всегда знал ответ (4)

3.Знал ответ, но не мог его выразить грамотно (3)                                                                                     4.Плохо понял произведение   (2)                                                                                                                          

Домашнее задание. Написать, актуальны ли сегодня эти рассказы?

История создания романа-эпопеи "Тихий Дон". Глубина постижения исторических процессов. Чтение кн.1., гл. 1-3.

Технологическая карта.

Этап урока

Основное содержание этапа

Основные виды деятельности учащихся

1.

Оргмомент.                                                                        (слайд 1)

В начале урока показываю видеоролик, звучит казачья песня  "Брат" (муз. и слова Игоря Шиянова )

-Здравствуйте, ребята! Давайте проверим готовность к уроку. На столе у вас лежат рабочие листы , в которых мы будем делать записи по ходу урока, тексты,тетради по литературе.

Проверка готовности к уроку, мобилизация внимания.

2.

Мотивация. Создание проблемной ситуации.            (слайд 2)

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
 

Эти слова принадлежат известному русскому писателю  Максимилиану Волошину.

-О  чем размышляет лирический герой? Выдвините  свои предположения.

(О  Гражданской войне, страшных ее последствиях, о том, что в этой войне нет победителей, потому что воюют люди, говорящие на одном языке, одной веры, граждане одного государства, часто родные по крови).

Ребята  формулируют  свое мнение, аргументируют его.

3.

Целеполагание и планирование.                                   (слайд 3)

-Давайте определим тему нашего урока и его цели. С каким материалом сегодня мы будем работать? (с «Донскими  рассказами»,  на примере рассказов "Родинка", "Чужая кровь").

Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова.  (запишите в рабочий лист).

Цели:

  • выяснить, какой показывает М.Шолохов Гражданскую войну на страницах своих ранних произведений;
  • проанализировать рассказы;
  • показать, каким из этого события выходит человек;
  • понять позицию Шолохова как писателя и как человека.

Определяют, где можно добыть недостающих знаний.

Формулирование цели  урока

4.

Актуализация знаний.                                                     (слайд 4)

-Что представляла  собой Гражданская война с исторической точки зрения? 

Гражданская война в России — вооруженное противостояние в 1917-1922 гг. организованных военно-политических структур и государственных образований, условно определяемых как «белые» и «красные», а также национально-государственных образований на территории бывшей Российской Империи (буржуазные республики, областные государственные образования). В вооруженном противостоянии участвовали также стихийно возникавшие военные и общественно-политические группы, нередко обозначаемые термином «третья сила» (повстанческие отряды, партизанские республики и др.).

Энциклопедия «Всемирная история»

По разным оценкам погибло от 10 до 17 млн. человек; около 2 млн человек, не разделявших взглядов новой власти, покинули страну.

Кто такие казаки?                                                        (слайд 5)

- Почему именно здесь, на Дону, война была  особенно жестокой, приобрела уродливые очертания.  Давайте снова обратимся к исторической справке.

          Казачество- сословная группа с чертами субэтнической  общности (своей культурой,традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения Царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими наделами плодородной земли.

Революционные события 1917 года стали переломными в судьбе миллионов казаков, оказавшихся участниками совершенно новой для них политической жизни. В развернувшейся вскоре Гражданской войне казаки оказались по разные линии фронта. Казачество сыграло наиболее видную роль в истории Белого движения, выступив в качестве одной из его социальных опор. Казаки отстаивали свои интересы, сложившийся уклад жизни, традиции, быт.

1. Вступительное слово учителя

Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, разделяя родных и близких.

И не случайно, что гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.

-Вспомните, какие произведения, освещающие гражданскую войну, вы читали? (И.Э.Бабель «Конармия», «Белая гвардия» М. Булкаков, «Донские рассказы» М.А. Шолохова).

-Почему Шолохов обращается к описанию гражданской  войны на Дону? (Приложение 1.  Доклад)

Установление причинно- следственных связей.

4.

Открытие нового знания (изучение темы)                       (слайд 6)

 «Родинка »- один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова.

-Сколько частей в рассказе  и с чего начинается каждая часть? (6 частей, почти каждая начинается с описания природы)

- Почему? (красоту донского края оттеняет страшные события, которые происходят по вине человека)

- Что мы узнаем о Николке? ( нет отчества в вырос без отца.  Так уже в начале рассказа показано разъединение близких людей: отца и сына).

- Сколько лет Николке? Обратите внимание на портрет героя. О чем он свидетельствует? (": плечист, не по годам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая".

( В свои восемнадцать лет он выглядит старше и уже разгромил две банды. Автор подчеркивает противоречия между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему Гражданская война)

- О чем мечтает Николка? (2 глава). Его воспоминания о детстве?

Шолохов показывает, что изначально в Николке "зверино-волчье" не заложено. В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.

- Почему же выбрал для себя такую жизнь Николка? («Стал сиротой: до 15 лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля")

- Что можно сказать об убеждениях героя? (Он потомственный казак, в силу сложившихся обстоятельств присоединился к "красным").

- Его примета? (Это родинка, которая обещает счастье, но счастья пока нет).

                                                                                             (слайд 7)

- А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого? (1,3 главы).  (Семь лет не видел родных: плен германский, воевал за родину, потом Врангель - добровольческая армия, борьба за Россию : турецкая фелюга: затем возвращается на Кубань. Здесь родина, дом, семья).

- Почему отец  не смог вернуться к мирной жизни "по-старому"? (Вернувшись домой, узнал, что жена умерла, а сын пропал. В станице новая Советская власть. "Новая жизнь" встретила казака неприветливо. Многие казаки уходили в банды, так как были недовольны Советской властью, недовольны её политикой расказачивания, которая началась в январе 1919г.).

- Итак, атаман Кошевой не принял Советскую власть. Его душевное состояние? ("Душа зачерствела". Пытается заглушить боль, которая возникает в душе: нет родных, нет семьи ).

 - С кем автор сравнивает атамана?  (3 глава. Дважды сравнивает с волком: "Трое суток, как набедившийся волк от овечьей отары, уходит дорогами и целиною бездорожно". И снова "Так и уходит по-волчьи")                                                                          (слайд 8)

- Почему такая ассоциация? (Очерствение души, одичание подчеркивается сравнением атамана с волком. Что-то есть звериное, жестокое в человеке).

У Николки "лицо злобой перекошено". Одно чувство ими владеет. Не кажется ли вам это странным? Почему?

- Цели у них разные, а чувства одни. Ведь важно, каким путем цель достигается. А путь у них один. Какой же?

- Путь насилия: Николка сумел "ликвидировать две банды", а атаман говорит Лукичу: "Мы, дед, коммунистов ликвидируем".

                                                                                             (слайд 9)

- И на чьей же стороне дед Лукич? ("Много перевидал он за смутные годы таких вот вооруженных людей, бравших не спрашиваючи корм и муку, и всех их огулом, не различая, крепко недолюбливал").

- Лукич никого не предпочитает. Кто же любит грабителей и насильников! Он представитель народа. Народу война не нужна.

                                                                                           (слайд 10)

В каких строчках мы ощущаем мотив тоски по нормальной жизни?    

- Атаман (пейзаж плодородной земли)

- Николка (воспоминания о детстве, желание учиться)

Таким образом, конфликт между красными и бандитами все больше уступает место другому – между веками складывающимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.       

                                                                                                                                 (слайд 11)

В чем драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета?

Грех детоубийства, который можно смыть только смертью.

Шолохов смещает акцент социального конфликта на общечеловеческий. Выразительное чтение отрывка из 6 главы.

- В какой момент атаман узнает, что убитый им красный командир его сын? (Атаман, снимая сапоги, увидел родинку такую же, как и у него. Он понял, что убил собственного сына).  

                                                                                                                           (слайд 12)

-Почему именно родинку использует автор как символ?   (Родинка - родной - род - Родина. Род, Родина - естественное объединяющее начало).

Что оказалось разрушенным, расколотым Гражданской войной?

Какое произведение поднимает те же проблемы? (Кто такой Вася Курдюков?)

Вывод.

 М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

В чем, по-вашему, смысл названия? Слово “родинка” своим корнем связано со словами, означающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.

                                                                                                                                (слайд 13)

Определите средства выразительности, которые помогают нам понять содержание.

  • Скулы полыхают - …
  • Степь глазами излапывает - …
  • Ставни тоскуют - …
  • Сумерки измазали хатенку - …
  • Лучистые морщины - …
  • Куга, курень, нехай - …

                                                                                                                                (слайд 14)

Чем отличается от предыдущего рассказ «Чужая кровь»?

Глубоким психологизмом

Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице?

Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям?

От чего никогда не откажется он? (Зачитайте цитаты)

Как повел себя дед Гаврила в период продразверстки?

                                                                                                                               (слайд 15)

Продразвёрстка

(сокращение от словосочетания продово́льственная развёрстка) — политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом в виде зерновых («хлеб»).

Повторно продразвёрстка введена советской властью в начале января 1919 года в условиях Гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 года «продовольственной диктатуры».

Производилась путём принудительного  изъятия у крестьян хлеба и других продуктов по установленной («развёрстанной») норме продукта и государственным ценам.

                                                                                                                             (слайд 16)

  • Как можно объяснить его желание помочь своему недавнему врагу?
  • В чем смысл рассказа?

     Война бессмысленна, жестока, но есть путь преодоления этой национальной трагедии: христианская любовь не только к другу, но и к врагу.

Дети ищут информацию,

работают с текстом , анализируют.

Установление причинно-следственных связей.

5.

Включение нового знания в систему знаний.

     

-Подберите эпитеты  к словосочетанию Гражданская война.

-Как М.А.Шолохов относится к Гражданской войне? Актуальны ли сегодня эти рассказы?

-Напишите ответ в рабочих листах (творческая работа в группах)

Работа в группах

Построение рассуждения

6.

Рефлексия. 

В конце урока звучит казачья песня «Брат»

Что нового вы узнали на уроке? Достигли цели? Кому было трудно ? Оцените свою работу на уроке в оценочных листах.

Обведите цифру.

  1. Работал отлично (5)
  2. Прочитал текст, работал хорошо, но не всегда знал ответ (4)
  3. Знал ответ, но не мог его выразить грамотно (3)
  4. Плохо понял произведение

Слушают песню

Анализ достижения учебной цели и оценка собственной деятельности на уроке.

7.

Домашнее задание. 

Написать, актуальны ли сегодня эти рассказы?

История создания романа-эпопеи "Тихий Дон". Глубина постижения исторических процессов. Чтение кн.1., гл. 1-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Гражданская война в России"

На уроке предусматриваются возможности интеграции истории и обществознания, занятие предусматриавет возможности самостоятльной работы обучающихся со справочным материалом....

Урок по теме: «Гражданская война и военная интервенция в России», 11 класс, социально-гуманитарный профиль

На уроке даётся общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне.Учащиеся должны выяснить предпосылки и специфические черты Гражданской войны в России, рассмотрет...

Схематический конспект урока по Праву "Гражданско-правовые отношения" 11 класс

схематическое изображение основных понятий темы "Гражданско-правовые отношения"...

Конспект урока и презентация Гражданская война 11 класс

Конспект урока и презентация Гражданская война 11 класс...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

Конспект урока по истории и литературе в 11 классе «Гражданская война как трагедия народа».

laquo;Гражданская война как трагедия народа». Урок рассчитан на 2 занятия.Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна....