Тема: "Уроки Гражданской войны"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Нетрадиционный дискуссионный урок с элементами лабораторной работы для учащихся 9-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_grazhdanskoy_voyny.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Уроки Гражданской войны.
(Нетрадиционный дискуссионный урок с элементами лабораторной работы – 9 класс.)
Цель урока: Формирование умений анализировать исторические источники, высказывать и защищать собственную точку зрения на изучаемые события. Воспитание чувства понимания и сопереживания жертвам гражданской войны.
Домашнее задание: Написать эссе на тему «Уроки гражданской войны».
Оборудование: Мультимедийный учебник /История России XX век. Часть 2. 1918 – 1940 гг./ Текст и источниками.
Ход урока.
Эпиграф:
Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращённых в прах,
Из мук казнённых поколений,
Из душ крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь.
М. Волошин. 1920 г.
Сегодня мы поставим перед собой вопросы, на которые, возможно нет, не существует однозначного ответа. Каждое поколение россиян решало для себя эти проблемы по-своему, теперь настал наш черёд. Итак, что такое Гражданская война для вашего поколения.
- За что боролись в Гражданской войне.
Вопросы для фронтальной работы с классом.
- Какие задачи и почему ставили перед собой красные, белые, «демократическая контрреволюция» и крестьянство?
Ответ предполагает изложение собственной позиции, с примерами из изученного материала, или художественной литературы, художественных фильмов.
- Как вы представляете будущее России в случае победы белых?
- «Те, кто за это взялся, других путей, кроме насилия сверху, кроме принуждения, власти, не знали». Попытайтесь определить, к кому относятся слова одного из лидеров Белого движения – к красным или к белым? А может быть, и к тем и к другим?
Задание учащимся – самостоятельная работа с предложенными источниками.
Текст №1. (Высказывание писателя Б. Васильева.)
Вопросы: Согласны ли вы с позицией писателя Б. Васильева? Приведите аргументы в защиту своей позиции.
Текст №2. Подтвердите или опровергните свои выводы с помощью следующих высказываний.
- Праведники и мученики Гражданской войны.
Работа с мультимедийным учебником /История России XX век. Часть 2. 1918 – 1940 гг./. Раздел II. Россия в 1917 – 1927 гг.; «Гражданская война – красные»; «Красный террор».
Работа с текстом:
Текст № 3.
Вопросы: Можно ли утверждать, что террор, который применяли белые и красные был оправдан целями, которые они ставили в гражданской войне?
2. Как автор оценивает деятельность в войне Красных и Белых.
Работа с мультимедийным учебником /История России XX век. Часть 2. 1918 – 1940 гг./. Раздел II. Россия в 1917 – 1927 гг.; «Гражданская война – красные»; «Ликвидация дома Романовых» (эпизод художественного фильма – «Цареубийца»).
Вопросы: Считаете ли вы, действия Красных необходимыми и оправданными в отношении семьи последнего императора?
- Победа в гражданской войне: непомерность цены.
Потери есть в каждой войне, есть они и в Гражданской. Для характеристики можно обратиться к данным М. Денисенко («Родина», 1990. № 10).
Общее количество жертв среди мирного населения в 1918 – 1922 гг. составило около 10 млн. человек (сюда не включаются жертвы террора и боевых действий). Главными причинами смерти были голод, холод, небывалая вспышка инфекционных заболеваний. В рядах белых и Красной армии погибло 800 тыс. человек, из них убито 300 тыс., умерло от ран 50 тыс., а 450 тыс. стали жертвами эпидемий. «Получить некоторые данные о размахе террора помогут следующие цифры. В июне 1918 г – октябре 1919 года красными было расстреляно 16 тыс. человек. В. Ульрих проводил данные о применении высшей меры наказания реввоентрибуналами в 1920 году – 6543 расстрелянных…» Был и зелёный террор, который особенно трудно поддаётся учёту, петлюровский террор на Украине унёс 300 тыс. жизней. Таким образом, общее число потерь страна потеряла в связи с эмиграцией.
Гражданская война – это трагедия народа, который не смог найти другие, менее кровопролитные способы преодоления своих внутренних конфликтов, не смог найти иной путь претворения в жизнь своих идеалов. И трагедия гражданской войны состоит в том, что каждая из противоборствующих сторон, отстаивая свою святую истину, считает правой только себя. Большевики в гражданской войне тактически переиграли своих соперников.
Подведение итогов урока: (Учитель) Если определить Гражданскую войну как вооружённую борьбу за власть, вопрос о победителе достаточно прост: побеждает тот, кто захватывает или сохраняет государственную власть. Применительно к событиям Гражданской войны в России это означало, что победа – триумф красных: разбиты вооружённые силы белых и интервентов, подавлены антибольшевистские выступления крестьян. Красные отстояли государственный суверенитет Советской России, утвердили власть большевистской партии в обществе.
Но, представьте себе праздник: «день победы в Гражданской войне». Как вы думаете, приняло бы общество 20-х годов такое торжество? А как отнесутся к такому предложению наши современники? Хотели бы вы ввести такой праздник сейчас? Нужно ли знать современному обществу о гражданской войне?
Задание: Свои выводы и мысли по теме сегодняшнего урока вы напишите дома в Эссе.
Текст № 1.
«Вчерашней России уже не существовало: буржуазная революция свершилась, и Государь отрёкся от престола. Все силы общества, все партии, весь народ отказались от монархии раньше, чем Николай II прибыл на станцию Дно. Всплеск монархизма во время кровавой междоусобицы был вызван, во-первых, поисками некой общенародной идеи, способной служить идее большевистской, а во-вторых, бессмысленной жестокостью Уралсовета, расстрелявшего царскую семью. Однако крупнейшие руководители Белого движения – прежде всего Колчак и Деникин – сражались отнюдь не за трон, а за ту демократическую Россию, которую полагали справедливой, естественной и законной. Основной вопрос заключался совсем не в реставрации монархии, а в реставрации демократии».
Б. Васильев.
Вопросы: Согласны ли вы с позицией писателя Б. Васильева? Приведите аргументы в защиту своей позиции.
Подтвердите или опровергните свои выводы с помощью следующих высказываний.
Текст № 2.
Высказывание генерала М.В. Алексеева:
«относительно нашего лозунга – Учредительное собрание – необходимо иметь в виду, что выставляли мы его лишь в силу необходимости. Наши симпатии ясны, но проявлять их здесь открыто было бы ошибкой, так как населением это было бы встречено враждебно»
Высказывание генерала Врангеля.
«Белое движение является движением монархическим и консервативным».
Текст № 3.
В.В. Шульгин. Отрывок из мемуаров «1920».
«Красные – грабители, убийцы, насильники. Они бесчеловечны, они жестоки. Для них нет ничего священного. Они отвергли мораль, традиции, заповеди господни. Они презирают русский народ. Они, чтобы жить, должны пить кровь и ненавидеть. Они убивают, они пытают. Разве это люди? Это звери.
Значит, белые, которые ведут войну с красными именно за то, что они красные – совсем иные, совсем обратные. Грабёж у них – несмываемый позор.
Белые хотят быть сильными только для того, чтобы быть добрыми. Разве это люди? Это почти что святые.
«Почти что святые» и начали это белое дело. Но что из этого вышло? Боже мой!
Я видел, как почтенный полковой батюшка в больших калошах и с зонтиком в руках, увязая в грязи бегал по деревне за грабящими солдатами:
- Не тронь! Зачем! Не тронь, говорю, Оставь! Грех, говорю. Брось!
Куры, утки и белые гуси разлетались во все стороны, за ними бежали «белые» солдаты, за солдатами батюшка с белой бородой. Но по дороге равнодушно тянулся полк. Вернее, пятисотподводный обоз. Ни один из «белых» офицеров не шевельнул пальцем, чтобы помочь священнику.
В одной хате за руки подвесили… «комиссара»… Под ним разложили костёр. И медленно жарили… человека…, а кругом пьяная банда «монархистов»… выла «боже, царя храни».
Пусть свершиться над ними страшное проклятие, которое мы творим им – растлителям белой армии, предателям белого дела, убийцам белой мечты».
Вопросы: 1. Можно ли утверждать, что террор, который применяли белые и красные был оправдан целями, которые они ставили в гражданской войне?
2. Как автор оценивает деятельность в войне Красных и Белых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Тема урока:"Начало Северной войны и строительство Санкт - Петербурга."
В данной подборке выложены слайды к уроку истории в 8 классе по теме:"Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга."...
Тест к теме урока "Русско-японская война"
Тест ""Русско-японская война"...
Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.Цели урока: - используя субъектный опыт учащихся, подвести их к...
Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа
Итоги Великой Отечественной войны и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...
Тема урока: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года.
10 класс Тема: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года....
Тема урока: Великая Отечественная война на Смоленщине в цифрах и фактах.
Урок математики в 6 классе,посвященный Дню Победы...