урок по теме "Прмчины гражданской войны и интервенции в Росссии"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
данной разработкой урока можно воспользоваться в 9 и 11 классах, учитывая возрастные особенности учащихся, к уроку можно подготовить презентацию с иллюстративным материалом и перечисленными сведениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_9.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории 9(11) класс по теме: «Причины гражданской войны и иностранной военной интервенции»
Цель урока - в соответствии с ФГОС создать условия для усвоения исторического материала по теме «Гражданская война и иностранная военная интервенция» с тем, чтобы обеспечить возможность учащимся осмыслить историческое значение деятельности людей, выявить в событиях новейшей истории многообразие социальных ситуаций и ролей, знать пути преодоления социальных конфликтов, уяснить основные этапы и тенденции истории России, мотивы и результаты деятельности разных слоев населения. В итоге учащиеся должны знать и уметь формулировать: причины гражданской войны, интервенции, их участников. Продолжить работу над развитием учебно-информационных умений (работа с документом, умение анализировать, выделять главное, использовать разные источники знаний) Дальнейшее развитие нравственных и коммуникативных качеств личности
Форма урока: комбинированный урок.
Оборудование: Карта: «Гражданская война в России 1918-1921гг.», учебник «История России» авторы: Данилов, Косулина (9), Шестаков(11-профильный), Н.В.Загладин и Симония(11-базовый), компьютер, проектор, экран. Основные понятия: гражданская война, интервенция.
План урока: 1. Причины Гражданской войны. 2. Интервенция: причины, участники, последствия. 3. Выступления с сообщениями о Таганроге в годы гражданской войны.
ХОД УРОКА
Вводное слово учителя: Гражданская война – это трагедия для всего народа, всей страны. Здесь все виновны в насилиях, разрушениях. Это самая страшная война. В войне между странами виден враг. Он пришел незвано на твою землю, его надо уничтожать. В Гражданской войне по-иному. Бывшие друзья становятся врагами, брат идет против брата, отец против сына, сын против отца. Поэтому любая гражданская война кровавое пятно в истории пережившей её страны. Увы, не была исключением и Россия. Гражданская война охватила всю страну. Эпиграфом к нашей теме могут служить строки из стихотворения Роберта Рождественского, которые родились после посещения поэтом кладбища во Франции, на котором похоронены многие участники «белого движения»: «Я прикасаюсь ладонью к истории,
Я прохожу по Гражданской войне». Стихотворение М. Волошина « Гражданская Война»: «И здесь и там между рядами Звучит один и тот же глас: Кто не за нас, тот против нас, Нет безразличных, правда с нами! А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. На доске написаны цифры – 35% бывших царских офицеров служили в РККА (среди них дворяне С.Лазо, М.Тухачевский, Н. Шапошников, генерал Брусилов и другие); 45% бывших царских офицеров служили в белой армии (среди них внук крепостного А. Деникин, сын крестьянки и простого казака Л.Корнилов, у Колчака были два рабочих полка)
- Так почему же началась братоубийственная гражданская война? Беседа по изученному материалу: 1.Чем закончился октябрьский переворот в Петрограде в октябре 1917 г.? 2.Как отреагировало на это событие население России? 3. Какие мероприятия провели большевики, прийдя к власти? 4.Какова была судьба Учредительного собрания? 5. Что такое продовольственная диктатура? Сделайте вывод о причинах гражданской войны, после ответв обобщение и запись в тетрадь: Основные причины Гражданской войны: - Борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти в октябре 1917г. Большевиков и их социальной опоры – пролетариата и беднейшего крестьянства. - Крах демократической альтернативы после разгрома Учредительного собрания. - Экономическая политика большевиков в деревне весной – летом 1918г. - Брестский мир и его последствия. –Стремление возродить великую Россию, будущее которой видели по разному (Б. Васильев об этом сказал: « Белая Россия воевала во имя восстановленя буржуазной законности, красная - во имя законности социальной; белые видели идеал в парламентской буржуазной республике, красные поворачивали на неизведанный умозрительный путь грядущего «царства» социализма». Была еще и третья сила – «зеленые» - крестьяне, которые, зачастую , воевали и с теми и с другими.(на доске рисуем треугольник – объясняя, что
«красные»»»
«белые»
«зеленые»
Гражданская война была «войной всех против всех» )
Что такое интервенция и почему она началась? (Интерве́нция (лат. interventio — вмешательство) — военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет). Предлогом для начала интервенции стало подписание Брестского мира. А что на самом деле? Учитель перечисляет сведения: в 1918г. интервенты вывезли из Украины 2млн. пудов сахара, 22 тыс. вагонов с продовольствием, 100 тыс. голов крупного рогатого скота, 100тыс. лошадей; 1919г. с Дальнего Востока – 3млн. шкурок, 14 млн. пудов сельди, из Таганрога немцы вывезли оборудования на 100 тыс. золотых рублей; этот список можно продолжать. После ответов ребят делаем вывод и записываем в тетради. Причины интервенции: - Предотвращение экономических потерь (последствия национализации собственности, возможные финансовые потери, связанные с отказом выплачивать долги), захват географических зон влияния, использование российских ресурсов. - Участие в подавлении российской революции и свержении большевистского правительства, помощь противникам большевиков. Выступления учащихся с подготовленными сообщениями «Немецкая оккупация 1918г. Таганрога», «Красный десант» Вывод: Итак, мы можем сказать, что захват власти большевиками ознаменовал собой переход гражданского противостояния в новую вооруженную фазу – гражданскую войну.
Подведение итогов – оценка участия в уроке. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: «Гражданская война и военная интервенция в России», 11 класс, социально-гуманитарный профиль
На уроке даётся общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне.Учащиеся должны выяснить предпосылки и специфические черты Гражданской войны в России, рассмотрет...
Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.
Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.материал показывает форму подачи знаний ученикам....
Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция"
Конспект открытого урока по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция". Конспект включает подробный материал для урока с элементами краеведения. Это вызывает у детей повышенны...
методическая разработка урока "Гражданская война и интервенция"
Аннотация Данный урок реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, обобщаю...
Презентация к уроку "Гражданская война и интервенция"
Презентация является наглядным материалом к уроку "Гражданская война и интервенция", который реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9;11 классов...
План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9
План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...
Урок по истории "Гражданская война и интервенция"
Урок по истории по теме "Гражданская война и интервенция"...