План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9
план-конспект занятия по истории (9 класс) на тему
План-конспект урока по истории России
Тема урока: «Гражданская война и интервенция».
Класс: 9
Учитель: Кузнецова Мария Александровна
Школа: МОУ Удельнинская гимназия
Базовый учебник: Российская история. XVI-XVIII века, 9 класс, А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, Просвещение 2014.
Конспект открытого урока истории в 9 классе
Задачи урока: А) усвоить определение понятий «гражданская война», «интервенция»; Б) уяснить причины гражданской войны, ее характер и особенности, основные этапы; В) усвоить организацию обороны страны, строительство вооруженных сил, содержание политики «военного коммунизма», итоги гражданской войны, источники победы большевиков в гражданской войне.
Наглядность: карта «Гражданская война и интервенция в России в 1918- 1920 гг.»; на доске диаграмма «Состав учредительного собрания»; книги В Иванова «Родные мотивы» и А. Никулова «Оскольский край», таблица «Знаменка и Оскольский край в годы гражданской войны» (составляется отдельными учениками и учителем, распечатывается заранее).
Основные понятия:
Гражданская война – организованная вооруженная борьба за власть в государстве между различными социальными группами. Особенностью гражданской войны в России было ее переплетение с иностранной интервенцией.
Интервенция – насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого целью захвата территории, установления своего господства и т.д.
«Военный коммунизм» - внутренняя политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.
Национализация – передача частной собственности в собственность государства крупных предприятий или целых отраслей.
Продразверстка – обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все излишки хлеба и продуктов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_2.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по истории России
Тема урока: «Гражданская война и интервенция».
Класс: 9
Учитель: Кузнецова Мария Александровна
Школа: МОУ Удельнинская гимназия
Базовый учебник: Российская история. XVI-XVIII века, 9 класс, А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, Просвещение 2014.
Конспект открытого урока истории в 9 классе
Задачи урока: А) усвоить определение понятий «гражданская война», «интервенция»; Б) уяснить причины гражданской войны, ее характер и особенности, основные этапы; В) усвоить организацию обороны страны, строительство вооруженных сил, содержание политики «военного коммунизма», итоги гражданской войны, источники победы большевиков в гражданской войне.
Наглядность: карта «Гражданская война и интервенция в России в 1918- 1920 гг.»; на доске диаграмма «Состав учредительного собрания»; книги В Иванова «Родные мотивы» и А. Никулова «Оскольский край», таблица «Знаменка и Оскольский край в годы гражданской войны» (составляется отдельными учениками и учителем, распечатывается заранее).
Основные понятия:
Гражданская война – организованная вооруженная борьба за власть в государстве между различными социальными группами. Особенностью гражданской войны в России было ее переплетение с иностранной интервенцией.
Интервенция – насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого целью захвата территории, установления своего господства и т.д.
«Военный коммунизм» - внутренняя политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.
Национализация – передача частной собственности в собственность государства крупных предприятий или целых отраслей.
Продразверстка – обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все излишки хлеба и продуктов.
Ход урока:
Слово учителя: мы с вами изучаем Октябрьскую революцию. На прошлом уроке мы говорили о становлении советской власти. Сегодня мы с вами поговорим, какие шаги предприняла новая власть, чтобы закрепить свое положение. Анализируя ситуацию в стране, мы будем рассматривать, каким было положение нашего Оскольского края и села Знаменка в данный период. Изучив новый материал, вы узнаете, с какими трудностями столкнулась советская власть. И так:
- Проверка домашнего задания:
1. Дата второго съезда Советов: 26 октября 1917 года.
2. Какие вопросы предложил решить Ленин на 2 съезде Советов?/о мире, о земле, о власти/.
3. Что означал Декрет о мире? /Выход России из войны, призыв к воюющим странам к миру без аннексий и контрибуций. Аннексия – насильственный захват территории другого государства. Контрибуция – платежи, налагаемые странами победителями на побежденные в войне страны./
4. В чем состоял декрет о земле? /Землю конфисковали безвозмездно у помещиков и распределили между крестьянами безвозмездно/
5. Почему Ленин пошел на это?
6. Что провозгласил Декрет о власти? /Власть повсеместно переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов./
7. Что это за документ «Декларация прав народов России»? /В ней были определены положения, определявшие национальную политику Советской власти: равенство, суверенность, право на самоопределение, отмена национальных и религиозных ограничений, свободное развитие национальных меньшинств/
8. Кто и когда принял этот документ? /2 ноября 1917 года, Советское правительство/
9. Какие еще важные решения были приняты советским правительством? /ликвидировано сословное деление общества, уравнены в правах женщины и мужчины, церковь отделена от государства, образован РКСМ/.
10. Какие вопросы должно было решить Учредительное собрание? /утвердить принятые советской властью документы/
11. Оно сделало это? /нет/
12. Какова судьба Учредительного собрания? /В ночь с 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял решение о роспуске Учредительного собрания/
13. Какой орган продолжал оставаться высшим органом народной власти?
/Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов/
14. Когда была принята первая Конституция России? /в 1918 году/
15. Высший орган власти по Конституции: Всероссийский съезд Советов.
16. А в промежутках между съездами: ВЦИК. /Высший законодательной, распорядительный и контрлирующий орган советской власти с 1918 по 1937 год/
17. Исполнительная власть: СНК. /название высшего органа исполнительной и распорядительной власти с 1918 по 1946 г./
Решить тест: восстановить соответствие:
Аннексия | резкая смена общественного строя |
Контрибуция | постановление верховной власти, имеющее силу закона |
Революция | захват территории чужого государства |
Декрет | платежи побежденного государства в пользу государства-победителя |
План:
- Определение гражданской войны; причины; понятие интервенции.
- Этапы гражданской войны в России:
- май – ноябрь 1918 года;
- ноябрь 1918 – весна 1919 года;
- весна 1919 года – весна 1920 года;
- апрель – ноябрь 1920 года.
- Политика «военного коммунизма».
- Окончание гражданской войны, причины победы большевиков.
- Оскольский край и село Знаменка в данный исторический период.
- Изложение материала:
1. Определение гражданской войны; причины; понятие интервенции.
Гражданская война – организованная вооруженная борьба за власть в государстве между различными социальными группами. Особенностью гражданской войны в России было ее переплетение с иностранной интервенцией.
Интервенция – насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого целью захвата территории, установления своего господства и т.д.
Причины начала гражданской войны в России в марте 1918 года понятны:
- конфискация помещичьих земель;
- национализация промышленности;
- создание однопартийной политической системы;
- стремление классов, потерявших власть и имущество к реваншу.
А что же послужило причиной интервенции?
- Стремление не допустить ликвидации Восточного фронта;
- избежать миллиардных потерь от конфискации собственности;
- отказ большевиков выплачивать государственные долги.
С какого события началась гражданская война?
Некоторые историки считают ее началом свержение Временного правительства и разгон Учредительного собрания. Эсеры, очень популярные в народе, не могли смириться с этим. Другие считают: восстание Чехословацкого корпуса. 45 тыс. пленных австо-венгерских славян советское правительство перебрасывало во Владивосток для дальнейшей отправки во Францию. /по согласованию с Антантой. Антанта 1904-1907 гг. сформирован – Великобритания, Франция и Россия; Тройственный союз 1882 г. – Германия, Австро-Венгрия и Италия/. Кто-то пустил слух, что пленных везут для заключения в концлагеря. Они были вооружены, составы с ними протянулись практически через всю Россию. Этим воспользовались эсеры. Задача: свержение большевиков, созыв Учредительного собрания.
2. Этапы гражданской войны в России: (см. выше).
* Северный Кавказ – Добровольческая армия генерала Деникина. /русский военачальник, генерал, в гг. первой мировой войны командовал Западным и юго-западным фронтами/, один из главных организаторов Белого движения.
* Донские казаки под руководством Краснова подошли к Царицыну. /Генерал царской армии, атаман Войска Донского в 1918 году, после поражения эмигрировал в Германию, писал труды по истрии первой мировой войны и гражданской войны в России, сотрудничал с гитлеровцами, в 1947 году казнен по приговору советского суда/.
* Уральские казаки под предводительством Дутова захватили Оренбург. /генерал царской армии, из семьи казака -офицера/
23 февраля 1918 года образована Красная армия. Первым главнокомандующим РККА с 1 сентября 1918 года по 9 июля 1919 года был И.И. Вацетис, потом стал Сергей Сергеевич Каменев, бывший полковник Российской армии, занимавший до Октябрьской революции должность начальника оперативного управления штаба армии..
Заранее подготовленный ученик: С.С. Каменев родился в семье военного инженера, получил военное образование, во время 1-й мировой войны 1914-18 гг. на штабных должностях, был начальником оперативного управления 1-й армии. С начала 1917 г. командовал пехотным полком в чине полковника. С.С. Каменев совершив головокружительную карьеру, не смог удержаться в этой должности. С 1924 года он занимал ряд высших командных постов в РККА, вплоть до момента смерти в 1936 г.
- май – ноябрь 1918 года;
Летом 1918 г. Создан Восточный фронт. Им командовал И.И. Вацетис, потом С.С. Каменев
/В мае 1918 года объявлена мобилизация рабочих и беднейших крестьян. /на основании соответствующего постановления правительства/
Это события первого этапа начала гражданской войны.
** ноябрь 1918 – весна 1919 года – английский десант высадился в Батуми, Новороссийске.
Французский десант в Одессе и Севастополе. Американцы и японцы на Дальнем Востоке. Но они все делали ставку на белогвардейских генералов, которые получали от них деньги и вооружение.
В Сибири власть захватил адмирал Колчак, на севере генерал Миллер, на северо-западе Юденич, на юге Деникин.
*** весна 1919 года – весна 1920 года.
Колчак приблизился к Волге, Но остановлен войсками Восточного фронта /Каменев/, отброшен и окончательно разбит.
Теперь самый опасный противник Деникин на юге. К началу 1920 года он захватил Украину и двинулся к Москве. Для борьбы с ним образован Южный фронт под командованием Егорова. После тяжелых боев к весне 1920 года армия Деникина разгромлена.
Попытка генерала Юденича захватить Петроград также окончилась неудачей.
**** апрель – ноябрь 1920 года.
В апреле 1920 года в войну с Советской Россией вступила Польша. Ее поддержали Франция и Англия. Против поляков были брошены войска Западного /Тухачевский/ и Юго-западного Егоров/ фронтов.
К ноябрю 1920 года гражданская война фактически была закончена. Советская Россия расправилась со всеми своими недругами.
Что же происходило в это время в нашем с. Знаменка?
Заранее подготовленный ученик: Знаменка с 1900 г. в составе Шаталовской волости, Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. В волостном комитете засели меньшевики и эсеры. Они считали революцию законченной и выполняли все указания Временного правительства.
Учитель: У вас на столах таблицы «Знаменка и Оскольский край в годы гражданской войны»; их заранее подготовили ваши товарищи, давайте посмотрим и проанализируем их.
(дети внимательно изучают таблиц,у и по очереди каждый ребенок комментирует один из пунктов таблицы)
Период | Знаменка в годы гражданской войны | Оскольский край в годы гражданской войны |
Май – ноябрь 1918 г. | Больше половины дворов – бедняцкие. Свирепствовали заразные болезни. Увеличили вдвое число коек в больнице. Конфисковали имущество помещика Байбуса. Действовали продовольственные отряды, а позднее еще и (с июня) комбеды. Комбеды население восприняло отрицательно: сами ничего не производили, а делили и забирали себе долю. В ноябре 1918 г. их распустили. (Иванов В.И. «Родные мотивы» с. 72-73) | Сами крестьяне устанавливали нормы землепользования на сельских сходах. В органах власти преобладали коммунисты и левые эсеры. Но очень скоро эсеры стали терять влияние. (Никулов А.П. с. 507-508) С сентября 1918 г. начинают налаживать предприятия: н-р, купца Лихушина – маслобойный завод). В этот период «В нашем крае мобилизационная работа шла очень плохо» (Никулов А.П. Оскольский край с. 509) |
Ноябрь 1918 – весна 1919 гг. | У власти партийная ячейка, созданная В.А. Кириловым. Положение меняется в худшую сторону. Брошен призыв вступать в ряды Красной Армии. Белогвардейцы убили председателя волостного совета. (Иванов В.И. «Родные мотивы» с. 74) | «…организовано обучение молодежи военному делу и воинской дисциплине» (Никулов А.П. Оскольский край с. 509) Обеспечено создание боеспособных отрядов резерва для последующей отправки на фронты гражданской войны. (там же). «…население высказывает недовольство» советской властью, «вызываемое недостатком продуктов…». |
Весна 1919 – весна 1920 гг. | Освобожден Нижнедевицкий уезд и Знаменка в т.ч. от белогвордейцев. Образован Знаменский сельский Совет. (Иванов В.И. «Родные мотивы» с. 75) | Агитация эсеров против советской власти, самовольные порубки леса, укрывательство дезертиров от армии, «мобилизация ниже удовлетворительного», избиение коммунистов партийной ячейки, восстания среди гражданского населения из-за неудовлетворительного экономического положения. (Никулов А.П. Оскольский край с. 514) С 22 сентября 1919 г. город на военном положении (с.516- 517 там же) |
Апрель – ноябрь 1920 г. | Весной 1920 г. запрещена свободная торговля, произошел «бабий бунт»: избили уполномоченного по продразверстке, зерно разграбиди. (Иванов В.И. «Родные мотивы» с. 75) | С мая 1920 г. вопрос о дезертирах снят (с. 519 там же) «Большинство волостей относятся к разверстке недоброжелательно» (с. 518 там же) Переход к мирному строительству (с. 519 там же). |
- Политика «военного коммунизма».
В январе 1918 года принимается декрет о введении продовольственной диктатуры. В деревню направляются продотряды, обязанность которых изъятие «лишних» продуктов у крестьян. Для помощи им в деревнях создаются комбеды. Поэтому одни исследователи считают началом периода «военного коммунизма» май 1918 года, другие начало 1919 года. Потому что именно в это время начинается проведение следующих действий, которые и составили суть «военного коммунизма»:
- национализация всей промышленности; Национализация – передача частной собственности в собственность государства крупных предприятий или целых отраслей.
- централизация экономики;
- возникает система учреждений, обязанность которых подчинение всей экономики нуждам фронта;
- запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих; бесплатные коммунальные услуги, проезд, отмена платы за почтовые и телеграфные операции, телефон, лекарства и т.д.
- уравниловка в оплате труда рабочих и служащих;
- всеобщая трудовая повинность;
- продразверстка. Продразверстка введена с февраля 1919 года – обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все - излишки хлеба и продуктов. План доводился сверху – уезд, волость, селение, крестьянский двор.
Данная система мер получила название - «Военный коммунизм» - внутренняя экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.
- Окончание гражданской войны, причины победы большевиков.
Окончанием гражданской войны считается разгром генерала Врангеля в ноябре 1920 года.
Вывод: Большевики победили в гражданской войне и сохранили государственность России. Причины победы большевиков:
- поддержка большей части населения;
- попытка «белого» движения реставрировать помещичье землевладение толкнула крестьян к большевикам;
- национальные окраины поддержали большевиков, поверив Декрету «О правах наций на самоопределение;
- массовая дисциплина в армии большевиков;
- у белого движения не было единства, не было единого управления, не было единого центра;
- поддержка большевиков международным пролетариатом: массовые выступления «Руки прочь от России».
- руководство европейских стран боялось недовольства в своих странах, война против Советской России не была популярной.
Гражданская война – это огромная трагедия для страны. Материальный ущерб составил около 50 млрд. руб. Промышленное производство сократилось с 1917 по 1920 год в 7 раз, сельскохозяйственное на 40 %. * млн. человек погибли, 2 млн. человек мигрировали.
- Закрепление материала:
Кто виноват в развязывании гражданской войны?
Сколько выделяется этапов гражданской войны?
Что такое интервенция.
Назовите лидеров белого движения.
Поразмышляйте на тему: военный коммунизм вынужденная мера или расчет большевиков таким образом перейти к коммунизму.
Мероприятия «военного коммунизма»
- На дом: 1. с.102-107, 109-110 (по учебнику).
2. Из книги Иванова «Родные мотивы» законспектировать материал по теме «Знаменка и Оскольский край в период «военного коммунизма» (возможен вариант: подготовить небольшое сообщение (для слабых учеников)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7
План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская ги...
План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7
План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Российск...
План-конспект урока по истории России Тема: Аграрная реформа П.А. Столыпина Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: Аграрная реформа П.А. СтолыпинаКласс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый уч...
План-конспект урока по истории России Тема: «Александр II. Отмена крепостного права.» Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Александр II. Отмена крепостного права.»Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия ...
План-конспект урока по истории России Тема: «Император Николай I». Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Император Николай I».Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Ро...
План-конспект урока по истории России Тема: «Начало Северной войны» Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Начало Северной войны»Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: ...
План-конспект урока по истории России Тема урока: ««Холодная война». Класс: 9
План-конспект урока по истории РоссииТема урока: ««Холодная война».Класс: 9 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: ...