Учебное занятие по источниковедческому анализу.
учебно-методический материал по истории (11 класс)

Материал рассчитан на углубленное изучение истории в старшей школе, на одно 90минутное занятие. 

Цель учебного занятия:

Через понимание и анализ текста «Сказания о житии Александра Невского» передать школьникам основные принципы источниковедческого анализа.

Содержательные задачи учебного занятия:

  1. Сформулировать основные принципы источниковедческого анализа текстов.

  2. Формирование навыков создание системы аргументов, нахождения аргументов в поддержку мнения.

  3. Формирование умения обосновывать правильность выводов, оценок, пользуясь различными способами доказательств.

  4. Формирование умений обоснованно оценивать изучаемые события в конкретных исторических условиях, опираясь на теоретические знания, полученные в курсе истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istochnikovedcheskiy_analiz.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие

Схема источниковедческого анализа текстов на примере «Сказания о житии Александра Невского»

 

Цель учебного занятия:

Через понимание и анализ текста «Сказания о житии Александра Невского» передать школьникам основные принципы источниковедческого анализа.

Содержательные задачи учебного занятия:

  1. Сформулировать основные принципы источниковедческого анализа текстов.
  2. Формирование навыков создание системы аргументов, нахождения аргументов в поддержку мнения.
  3. Формирование умения обосновывать правильность выводов, оценок, пользуясь различными способами доказательств.
  4. Формирование умений обоснованно оценивать изучаемые события в конкретных исторических условиях, опираясь на теоретические знания, полученные в курсе истории.

Тексты и задания.

Работа с источником по группам.

Фрагменты «Сказания о житии Александра Невского»

Перевод В.И. Охотниковой.

Услышав о ... доблести князя Александра, король страны Римской из Северной земли подумал про себя: "Пойду и завоюю землю Александрову". И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря:

—Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою.

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться. <... >

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу, Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря:

— Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца [т.е. царя Давида], который сказал: Одни с оружием, а другие на конях; мы же имя Господа Бога Нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо.

Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на святую Троицу.<...>

И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море, <... >

Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад [речное судно], плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис:

—Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру. <...>

Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. <... >

После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами [т.е. с католиками, людьми западной веры], и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего. <... >

После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время пошел он с великой силой на землю Немецкую, чтобы не хвастались, говоря:

—Покорим себе славянский народ.

А был ими уже взят город Псков, и наместники немецкие посажены, Он же [Александр] вскоре изгнал их из Пскова, и немцев перебил, а иных связал, и город освободил от безбожных немцев, а землю их повоевал и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, дерзкие, соединились и сказали:

— Пойдем, и победим Александра, и захватим его.

Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи, Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули:

—О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя.

Князь же Александр воздел руки к небу и сказал:

—Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка [Амалик—вождь племени, враждовавшего с евреями во время их исхода из Египта] .<...>

И так победил [Александр] врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. <...>

И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя Божьими рыцарями. <...>

В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд, и многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали они [литовцы] с того времени бояться имени его. <... >

В то же время был в восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал:

—Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы? Что же— один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего. <... >

Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим:

—Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему.

Почтив же его достойно, он отпустил Александра.

После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исайя-пророк: "Князь хороший в странах – тих, приветлив, кроток, смиренен – и тем подобен Богу» (…).

Однажды пришли к нему [Александру Невскому] послы от папы из великого Рима с такими словами:

—Папа наш так говорит: "Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших—Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем".

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему [папе] такой ответ: "От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида -царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и воскресения, от воскресения же Его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого—обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем", Они же возвратились восвояси. 

Вопросы и задания к тексту источника (общее обсуждение)

Предварительный анализ источника проходит по следующим вопросам.

1. Как в "Сказании..." описываются правители западноевропейских держав?

2. Кого создатели "Сказания..."считают главными врагами православной Руси - латинян или ордынцев?

3. Какие деяния Александра Невского ставятся ему в заслугу?

4*. О каких событиях, известных Вам по иным источникам, в "Сказании..." говорится невразумительно, скороговоркой? Как Вы полагаете, почему?

5. Какие приемы используют создатели "Сказания…", чтобы подчеркнуть религиозный смысл борьбы Александра Невского с латинянами?

Вопросы, связанные с источниковедческим анализом текста.

1. Подумайте, в каком случае мы сможем извлечь из текста "Сказания..." больше сведений:

  • если мы будем рассматривать это произведение как источник сведений о политических и военных событиях на Руси в середине XIII века;
  • если мы попытаемся на основе текста оценить особенности мировосприятия, самосознания обитателей Руси ХШ-ХУ вв.;
  • если нашей целью будет воссоздание образа реального исторического деятеля - князя Александра Ярославича.

Что дает текст "Сказания..." для решения каждой из этих задач?

2. Стремились ли авторы "Сказания..." к объективному описанию событий? К четкому обозначению собственных взглядов?

3. Подкрепите цитатами из источника (или обоснованно опровергните) следующее утверждение: цель создателей произведения — прославить князя, боровшегося с Западом, с католицизмом.

4*. Присутствуют ли противоречия в суждениях авторов "Сказания..." об Александре Невском?

5. Какие из описанных в произведении деяний князя Александра кажутся Вам заслуживающими порицания?

Как к этим деяниям относятся создатели "Сказания..."?

6. Можно ли из текста "Сказания..." понять, какую роль сыграл князь Александр в разорении Суздальской земли Неврюем?

7*. Сравните описания Неврюевой рати и похода Александра Ярославича на литовцев. Обратите внимание на то, какие роли в этих двух эпизодах играют хан и его воевода, князь и его слуги?

8. Как создатели произведения пишут о хане Батые:

  • с восторгом, стремясь прославить его деяния;
  • сдержанно и вполне уважительно;
  • со скрытым осуждением;
  • как о злодее и тиране?

 

Определение принципов источниковедческого анализа.

? Что необходимо учитывать (на что обращать внимание) при работе над историческими источниками?

1. Школьники по группам определяю не менее пяти пунктов ответа на вопрос.

После представления их работы, общего обсуждения вырабатывается совместная схема источниковедческого анализа.

 

  1. Вторым шагом происходит сопоставление с эталоном и сравнение их собственной схемы с эталоном. На данном этапе обращается внимание на то, что было пропущено или не доработано учащимися.

Схема источниковедческого анализа исторического источника.

Внешняя характеристика:

  1. Классификация источников, т.е.

определите группу (письменные, вещественные, устные и т.д.), 

тип источника (для письменных – юридические, документальные, повествовательные и т.п.),

вид источника (исторические сочинения, литературные произведения, летописи, переписка, житие и т.п.)

  1. Место и время создания.
  1. Подлинность и степень сохранности.
  1. Авторство (определенный автор, неизвестный автор и т.д.)
  1. Я зык подлинника (переводы на русский язык)
  1. Терминология, летоисчисление, обозначение мер, весов, площади, географические названия.

Внутренняя характеристика:

  1. Определение исторических условий, в которых возник источник.
  2. Цель его создания
  3. Социальное происхождение  и социальный статус автора.
  4. Политические интересы автора
  5. Мировоззрение автора.
  6. Каковы источники информации автора.
  7. Какова степень объективности и тенденциозности автора.
  8. Полнота, точность, достоверность сведений, содержащихся в источнике.
  9. Выявление «подтекста» источника («проговорки» автора, «эзопов язык»)
  10. Выводы о роли и месте источника в изучении данной темы.

 

Проведение рефлексии.

? Чем описание политики Александра Невского отличается в учебнике и учебном пособии от описания жизни и деятельности в «Сказании…»?

? Что дает нам изучение источников? (Для чего необходимы источники в изучении исторического события?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ учебного занятия

В данной презентации расскрыта методикаоценки качества занятия основанная на применении аппарата и достижений педагогической квалиметрии....

"Современные требования к уроку физической культуры. Анализ учебного занятия с позиции здоровъесбережения"

Знание современных требований к урокам физической культуры позволит педагогам проводит занятия на более высоком профессиональном уровне....

«Схема анализа учебного занятия в различных технологиях обучения».

Организовывать учебную деятельность на уроке в школе VIII вида приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных зада...

Схема анализа учебного занятия

Схема анализа учебного занятия...

Анализ учебного занятия по формированию УУД на материале различных учебных областей

В этой методической разработке представлен анализ урока по формированию УУД в 8 классе по теме "Здоровый образ жизни"....