«Схема анализа учебного занятия в различных технологиях обучения».
статья по теме
Организовывать учебную деятельность на уроке в школе VIII вида приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач.
Поэтому учителю приходится использовать в школе VIII вида приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции.
Это находит свое отражение в структуре урока. Урок в школе VIII вида состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_analiza.docx | 39.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Схема анализа учебного занятия
в различных технологиях обучения».
Урок в школе VIII вида требует особых навыков и подхода со стороны учителя. Прежде всего, учитель должен помнить, что урок для особенных детей и обычные педагогические технологии могут оказаться бездейственными. Подготовка урока в школе VIII вида – ответственный и кропотливый труд, требующий самоотдачи педагога.
Урок в школе VIII вида – это урок с использованием специальных коррекционных воспитательных и образовательных методов с целью обучения детей с проблемами умственного развития.
На уроке в школе VIII вида должны осуществляться инновационные процессы.
Необходимо введение в обучение компьютеров.
Специальные требования к уроку в школе VIII вида:
Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
Опора на более развитые способности ребенка;
Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Организовывать учебную деятельность на уроке в школе VIII вида приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач.
Поэтому учителю приходится использовать в школе VIII вида приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции.
Это находит свое отражение в структуре урока. Урок в школе VIII вида состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока.
Особенности урока в школе VIII вида.
Из-за чередования различных звеньев уроки различаются по типам и имеют свои особенности. В зависимости от задач в одних уроках в школе VIII вида главное место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в третьих - повторение и систематизация усвоенного.
Урок–экскурсия в школе VIII вида - это выход к месту объекта познания. Обучение на этом уроке осуществляется в виде наблюдения, беседы, действия. Экскурсия разделяется по содержанию на тематическую и комплексную и проводится на разных этапах обучения.
Любой урок в школе VIII вида, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока в школе VIII вида предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика.
Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся.
Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
Типы урока в школе VIII вида.
Тип урока в школе VIII вида - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности.
В практике специальных школ VIII вида различают пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.
1. Пропедевтический урок в школе VIII вида.
Пропедевтический урок в школе VIII вида используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе), для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика.
2. Урок изучения нового материала в школе VIII вида.
Урок изучения нового материал в школе VIII вида это - процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.
3. Урок закрепления знаний в школе VIII вида.
Урок, направленный на закрепление знаний в школах VIII вида, очень важны для детей. Они помогают знаниям не «пройти мимо» учащихся, а отложиться в памяти и навыках детей.
4. Урок обобщения и систематизации знаний в школе VIII вида.
В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этом уроке в школе VIII вида объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков в школе VIII вида используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобщения.
5. Урок проверки и оценки знаний в школе VIII вида.
Урок проверки и оценки знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение познавательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип урока в школе VIII вида практической работой в классе.
6. Коррекционный урок в школе VIII вида.
Коррекционный урок в школе VIII вида применяют для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т.д. На этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении. При этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.
6. Комбинированный урок в школе VIII вида.
В практике работы специальной школы VIII вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот урок в школе VIII вида пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.
Примерная схема комбинированного урока вМКСКОУ Белоомутская школа-интернат VIII вида:
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. Коллектив школы-интерната использует следующие группы технологий:
1. Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.
2. Игровая тенология используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более общей технологии;
в качестве урока или его части (введение, контроль);
как технология внеклассной работы.
3. Технология компенсирующего обучения, то есть создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, в котором предусматриваются компенсация недостатков школьного образования, устранение нарушений работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.
4. Личностно-ориентированные технологии включают технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний т.д. Эти технологии позволяют педагогическому коллективу учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия с ними.
5. Педагогика сотрудничества. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
А Н А Л И З
УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА______________________________________________________________________
КЛАСС_______________________
ДАТА «___»_____________20 __ г.
ЦЕЛЬ_______________________________________________________________________
I. Введение в урок.
- Создание психологического настроя.
- Постановка целей.
- Формирование мотивов учения.
II. Оснащенность урока.
- Готовность доски, наличие плакатов, дидактического материала, инструментов, раздаточного материала (заготовок), ТСО.
- Целесообразность использования средств наглядности.
III. Охрана труда на уроке.
- Готовность помещения (освещенность, чистота, состояние воздуха).
- Наблюдение за посадкой учащихся.
- Инструктаж по технике безопасности.
- Обеспечение мер безопасности по ходу работы.
IV. Содержание урока, формы реализации.
- Соответствие методической структуры урока целям.
- Учет возможностей класса, доступность изложения материала.
- Дифференциация заданий.
- Практическая целесообразность трудовой деятельности, возможность применения трудовых навыков в быту.
- Использование нетрадиционных педагогических технологий (изучение материала крупными блоками, использование опор, приёма, опережения и т.д.);
- Оптимальность выбора учителем сочетания форм обучения – индивидуальной, парной, групповой, коллективной в рамках фронтальной;
- Методика развития общих учебных умений и навыков;
- Эстетическое воздействие урока.
- Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль.
- Привитие учащимся интереса к предмету.
- Работа по расширению осведомленности учащихся, формирование понятийного аппарата.
V. Психологические аспекты урока.
- Смена видов деятельности на уроке.
- Учет времени активного внимания.
- Учет объема оперативной памяти на слух и при письме.
- Использование различных видов памяти (образной, словесно – логической, двигательной, эмоциональной, зрительной).
VI. Оценка деятельности учащихся.
- Степень активности учащихся.
- Навыки самостоятельной деятельности.
- Организованность и дисциплина.
- Умение работать с технологическими картами, инструментом, на столярном станке.
- Аккуратность, состояние рабочих мест.
VII. Взаимодействие ученика и учителя.
- Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя (темп, дикция, эмоциональность).
- Наличие обратной связи с учащимися.
- Обеспечение доброжелательного психологического климата.
- Наличие индивидуальной работы с учащимися.
- Организация коллективной деятельности.
VIII. Итоги урока
- Выполнение намеченного плана, степень достижения цели, качественный уровень выполнения изделия.
- Использование воспитательных возможностей оценки.
- Эффект последействия.
Оценка: « 5 » - 100 - 75 %
« 4 » - 75 - 50 %
« 3 » - 50 – 25 %
« 2 » - 25 % и ниже
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА_______________________________________
Выводы по уроку:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись администрации:
Подпись учителя:
Анализ урока с позиций здоровьесберегающих технологий.
Дата: __________________________
Класс: _________________________
Учитель: _______________________
Тема урока: ___________________________________________________________
Цель урока: ___________________________________________________________
Задачи урока: __________________________________________________________
Цель посещения: ___________________________________________________________
Оборудование: ___________________________________________________________
1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)
Что наблюдается | ДА | НЕТ | ПРИМЕЧАНИЕ |
1) учащиеся в перемену находятся в кабинете |
|
|
|
2) готовность помещения:освещенность,чистота, состояние воздуха. |
|
|
|
2. Ход урока.
Что наблюдается | Результат (указать: выше нормы, норма или ниже нормы) |
1. Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма 6-9 видов) |
|
2. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 мин.) |
|
3. Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7 – 10 мин) |
|
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и т.п. (норма: не менее 3) |
|
5. Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10 – 15мин.) |
|
6. Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность проявить самостоятельность: самостоятельные работы, ролевые игры и т.п. (норма: не менее 7 – 10 мин.) |
|
7. Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-ой минуте урока 1 минута из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями) |
|
3.Психологический климат на уроке.
Что наблюдается | Средний балл |
1. Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. |
|
2. Наличие обратной связи с учащимися. |
|
3. Взаимоотношение между учащимися |
|
4. Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.) |
|
5. Коррекционные упражнения. | |
6. Релаксационная пауза. | |
7. Познавательные задания. | |
8.Оценка деятельности учащихся: степень активности, организованность и дисциплина, навыки самостоятельной деятельности. | |
9. Итоги урока: выполнения намеченного плана, степень достижения цели. Домашнее задание: объем, посильность, вариантность. |
Оценка: «5»-100-75%
«4»-75-50%
«3»-50-25%
«2»-25% и ниже.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА_______________________________________
Выводы по уроку:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись администрации:
Подпись учителя:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема анализа логопедического занятия.
Предлагается примерная схема анализа лопедического занятия....
Схема анализа учебного занятия
Схема анализа учебного занятия...
Анализ учебного занятия по формированию УУД на материале различных учебных областей
В этой методической разработке представлен анализ урока по формированию УУД в 8 классе по теме "Здоровый образ жизни"....
«Проектирование учебного занятия на основе технологии проблемного обучения»
Итоговая работа , написанная на курсах повышения квлификации, в которой я попыталась обобщить материал о применении технологии проблемного обучения на уроках русского языка....
«Проектирование учебного занятия на основе технологии проблемного обучения»
Итоговая работа , написанная на курсах повышения квлификации, в которой я попыталась обобщить материал о применении технологии проблемного обучения на уроках русского языка....
Схема анализа логопедического занятия
ФИОкарта позволяет проанализировать занятие педагога....
«Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале различных учебных областей (Обществознание. 6 класс / Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др.)»
Работа«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»...