«Схема анализа учебного занятия в различных технологиях обучения».
статья по теме
Организовывать учебную деятельность на уроке в школе VIII вида приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач.
Поэтому учителю приходится использовать в школе VIII вида приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции.
Это находит свое отражение в структуре урока. Урок в школе VIII вида состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Схема анализа учебного занятия
в различных технологиях обучения».
Урок в школе VIII вида требует особых навыков и подхода со стороны учителя. Прежде всего, учитель должен помнить, что урок для особенных детей и обычные педагогические технологии могут оказаться бездейственными. Подготовка урока в школе VIII вида – ответственный и кропотливый труд, требующий самоотдачи педагога.
Урок в школе VIII вида – это урок с использованием специальных коррекционных воспитательных и образовательных методов с целью обучения детей с проблемами умственного развития.
На уроке в школе VIII вида должны осуществляться инновационные процессы.
Необходимо введение в обучение компьютеров.
Специальные требования к уроку в школе VIII вида:
Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
Опора на более развитые способности ребенка;
Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Организовывать учебную деятельность на уроке в школе VIII вида приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач.
Поэтому учителю приходится использовать в школе VIII вида приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции.
Это находит свое отражение в структуре урока. Урок в школе VIII вида состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока.
Особенности урока в школе VIII вида.
Из-за чередования различных звеньев уроки различаются по типам и имеют свои особенности. В зависимости от задач в одних уроках в школе VIII вида главное место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в третьих - повторение и систематизация усвоенного.
Урок–экскурсия в школе VIII вида - это выход к месту объекта познания. Обучение на этом уроке осуществляется в виде наблюдения, беседы, действия. Экскурсия разделяется по содержанию на тематическую и комплексную и проводится на разных этапах обучения.
Любой урок в школе VIII вида, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока в школе VIII вида предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика.
Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся.
Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
Типы урока в школе VIII вида.
Тип урока в школе VIII вида - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности.
В практике специальных школ VIII вида различают пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.
1. Пропедевтический урок в школе VIII вида.
Пропедевтический урок в школе VIII вида используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе), для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика.
2. Урок изучения нового материала в школе VIII вида.
Урок изучения нового материал в школе VIII вида это - процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.
3. Урок закрепления знаний в школе VIII вида.
Урок, направленный на закрепление знаний в школах VIII вида, очень важны для детей. Они помогают знаниям не «пройти мимо» учащихся, а отложиться в памяти и навыках детей.
4. Урок обобщения и систематизации знаний в школе VIII вида.
В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этом уроке в школе VIII вида объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков в школе VIII вида используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобщения.
5. Урок проверки и оценки знаний в школе VIII вида.
Урок проверки и оценки знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение познавательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип урока в школе VIII вида практической работой в классе.
6. Коррекционный урок в школе VIII вида.
Коррекционный урок в школе VIII вида применяют для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т.д. На этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении. При этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.
6. Комбинированный урок в школе VIII вида.
В практике работы специальной школы VIII вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот урок в школе VIII вида пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.
Примерная схема комбинированного урока вМКСКОУ Белоомутская школа-интернат VIII вида:
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. Коллектив школы-интерната использует следующие группы технологий:
1. Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.
2. Игровая тенология используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более общей технологии;
в качестве урока или его части (введение, контроль);
как технология внеклассной работы.
3. Технология компенсирующего обучения, то есть создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, в котором предусматриваются компенсация недостатков школьного образования, устранение нарушений работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.
4. Личностно-ориентированные технологии включают технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний т.д. Эти технологии позволяют педагогическому коллективу учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия с ними.
5. Педагогика сотрудничества. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
А Н А Л И З
УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА______________________________________________________________________
КЛАСС_______________________
ДАТА «___»_____________20 __ г.
ЦЕЛЬ_______________________________________________________________________
I. Введение в урок.
- Создание психологического настроя.
- Постановка целей.
- Формирование мотивов учения.
II. Оснащенность урока.
- Готовность доски, наличие плакатов, дидактического материала, инструментов, раздаточного материала (заготовок), ТСО.
- Целесообразность использования средств наглядности.
III. Охрана труда на уроке.
- Готовность помещения (освещенность, чистота, состояние воздуха).
- Наблюдение за посадкой учащихся.
- Инструктаж по технике безопасности.
- Обеспечение мер безопасности по ходу работы.
IV. Содержание урока, формы реализации.
- Соответствие методической структуры урока целям.
- Учет возможностей класса, доступность изложения материала.
- Дифференциация заданий.
- Практическая целесообразность трудовой деятельности, возможность применения трудовых навыков в быту.
- Использование нетрадиционных педагогических технологий (изучение материала крупными блоками, использование опор, приёма, опережения и т.д.);
- Оптимальность выбора учителем сочетания форм обучения – индивидуальной, парной, групповой, коллективной в рамках фронтальной;
- Методика развития общих учебных умений и навыков;
- Эстетическое воздействие урока.
- Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль.
- Привитие учащимся интереса к предмету.
- Работа по расширению осведомленности учащихся, формирование понятийного аппарата.
V. Психологические аспекты урока.
- Смена видов деятельности на уроке.
- Учет времени активного внимания.
- Учет объема оперативной памяти на слух и при письме.
- Использование различных видов памяти (образной, словесно – логической, двигательной, эмоциональной, зрительной).
VI. Оценка деятельности учащихся.
- Степень активности учащихся.
- Навыки самостоятельной деятельности.
- Организованность и дисциплина.
- Умение работать с технологическими картами, инструментом, на столярном станке.
- Аккуратность, состояние рабочих мест.
VII. Взаимодействие ученика и учителя.
- Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя (темп, дикция, эмоциональность).
- Наличие обратной связи с учащимися.
- Обеспечение доброжелательного психологического климата.
- Наличие индивидуальной работы с учащимися.
- Организация коллективной деятельности.
VIII. Итоги урока
- Выполнение намеченного плана, степень достижения цели, качественный уровень выполнения изделия.
- Использование воспитательных возможностей оценки.
- Эффект последействия.
Оценка: « 5 » - 100 - 75 %
« 4 » - 75 - 50 %
« 3 » - 50 – 25 %
« 2 » - 25 % и ниже
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА_______________________________________
Выводы по уроку:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись администрации:
Подпись учителя:
Анализ урока с позиций здоровьесберегающих технологий.
Дата: __________________________
Класс: _________________________
Учитель: _______________________
Тема урока: ___________________________________________________________
Цель урока: ___________________________________________________________
Задачи урока: __________________________________________________________
Цель посещения: ___________________________________________________________
Оборудование: ___________________________________________________________
1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)
Что наблюдается | ДА | НЕТ | ПРИМЕЧАНИЕ |
1) учащиеся в перемену находятся в кабинете |
|
|
|
2) готовность помещения:освещенность,чистота, состояние воздуха. |
|
|
|
2. Ход урока.
Что наблюдается | Результат (указать: выше нормы, норма или ниже нормы) |
1. Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма 6-9 видов) |
|
2. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 мин.) |
|
3. Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7 – 10 мин) |
|
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и т.п. (норма: не менее 3) |
|
5. Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10 – 15мин.) |
|
6. Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность проявить самостоятельность: самостоятельные работы, ролевые игры и т.п. (норма: не менее 7 – 10 мин.) |
|
7. Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-ой минуте урока 1 минута из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями) |
|
3.Психологический климат на уроке.
Что наблюдается | Средний балл |
1. Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. |
|
2. Наличие обратной связи с учащимися. |
|
3. Взаимоотношение между учащимися |
|
4. Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.) |
|
5. Коррекционные упражнения. | |
6. Релаксационная пауза. | |
7. Познавательные задания. | |
8.Оценка деятельности учащихся: степень активности, организованность и дисциплина, навыки самостоятельной деятельности. | |
9. Итоги урока: выполнения намеченного плана, степень достижения цели. Домашнее задание: объем, посильность, вариантность. |
Оценка: «5»-100-75%
«4»-75-50%
«3»-50-25%
«2»-25% и ниже.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА_______________________________________
Выводы по уроку:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись администрации:
Подпись учителя:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема анализа логопедического занятия.
Предлагается примерная схема анализа лопедического занятия....

Анализ учебного занятия по формированию УУД на материале различных учебных областей
В этой методической разработке представлен анализ урока по формированию УУД в 8 классе по теме "Здоровый образ жизни"....

«Проектирование учебного занятия на основе технологии проблемного обучения»
Итоговая работа , написанная на курсах повышения квлификации, в которой я попыталась обобщить материал о применении технологии проблемного обучения на уроках русского языка....

«Проектирование учебного занятия на основе технологии проблемного обучения»
Итоговая работа , написанная на курсах повышения квлификации, в которой я попыталась обобщить материал о применении технологии проблемного обучения на уроках русского языка....

«Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале различных учебных областей (Обществознание. 6 класс / Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др.)»
Работа«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»...