Комплексный анализ учебного занятия
презентация по теме
В данной презентации расскрыта методикаоценки качества занятия основанная на применении аппарата и достижений педагогической квалиметрии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для осуществления комплексного анализа учебного занятия может быть использована методика оценки качества занятия, основанная на применении аппарата и достижений педагогической квалиметрии.
Квалиметрия – научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексного количественного оценивания и качества объектов любой природы (одушевленных или неодушевленных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы), имеющих материальный или духовный характер, имеющих искусственное или естественное происхождение.
Термин квалиметрия был предложен в 1968 году группой советских научных работников (экономистов, инженеров). Корень «метрео» - общеупотребительный в международном научном лексиконе. Корень «квали» в языках большинства стран мира означает «качество».
Таким образом, термин квалиметрия очень удобен: он лаконичен и достаточно передаёт содержание понятия «изменение качества»; составные его части понятны для людей, говорящих на разных языках; характер термина позволяет легко образовывать любые нужные производные слова: например, ученый, исследователь, занимающийся квалиметрией, - квалиметролог; подход к изучению какого-то объекта с точки зрения измерения, оценивания его качества, - квалиметрический подход и т.д.
Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.
Предлагаемая методика оценки качества учебного занятия включает в общей сложности 20 параметров, по которым происходит оценивание. Каждый из 20 показателей качества учебного занятия отнесён к одному из 5 блоков.
Оценка содержания учебного материала. Научность, доступность. Актуальность материала и его связь с жизнью (единство теории и практики). Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации. Оптимальность объёма предложенного для усвоения материала.
2. Оценка эффективности способов деятельности педагога на занятии, технологий обучения. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия. Степень наглядности, целесообразности и эффективности использования учебно- методического комплекта, дидактических материалов, технических средств обучения, оборудования кабинета. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков. Место и роль оценки знаний, умений, навыков на занятии. Степень эстетического воздействия занятия на учащихся. Использование валеологических технологий, соблюдение правил охраны труда в ходе занятия.
3. Общая и коммуникативная культура педагога, стиль поведения. Общая эрудиция педагога. Культура речи, темп, дикция, внешний вид, мимика. Тактичность и демократичность.
4. Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии. Степень познавательной активности учащихся, творчества, самостоятельности. Уровень развития специальных умений и навыков. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности учащихся на занятии.
5. Оценка целей и результатов проведенного занятия. Реальность, четкость постановки целей и их выполнение. Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся ( чему и в какой степени научились) Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало их развитию). Степень воздействия занятия на развитие учащихся ( что и в какой степени способствовало их развитию). 6.Самоанализ занятия педагогам.
Для определения степени проявления каждого из 20 признаков качества занятия устанавливаются три уровня оценки: 0 - признак не проявляется 1 - проявляется частично 2 - проявляется в полной мере.
Оценка качества занятия (К) выражается в процентном отношении суммарного числа набранных баллов по всем показателям (∑К), использовавшимся на том или ином занятии к максимально возможному их числу (К max ): K у = (∑ K/Kmax) • 100%.
Например, (К max ) для показателей будет составлять 4о баллов, для 19 – 38 баллов, для 18 – 36 баллов и т. д.
При использовании данной методики, оперируя статистическими данными средних показателей за учебный год по отдельным творческим объединениям, целесообразно вести речь не только о качестве знаний, но и о приемлемости реализации тех или иных программ дополнительного образования.
С помощью оценки качества занятия можно определять эффективность деятельности того или иного педагога. Для этого данные целесообразно представить в сводной таблице. Ф.И.О. педагога Объединение Качество знания Средний показатель качества знания 1-е занятие 2-е занятие 3-е занятие 4-е занятие …… занятие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные требования к уроку физической культуры. Анализ учебного занятия с позиции здоровъесбережения"
Знание современных требований к урокам физической культуры позволит педагогам проводит занятия на более высоком профессиональном уровне....

«Схема анализа учебного занятия в различных технологиях обучения».
Организовывать учебную деятельность на уроке в школе VIII вида приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных зада...

Анализ учебного занятия по формированию УУД на материале различных учебных областей
В этой методической разработке представлен анализ урока по формированию УУД в 8 классе по теме "Здоровый образ жизни"....

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
В слайд-презентации раскрываются основные виды анализа занятия...

Карта комплексного анализа учебного заняти.
Карта комплексного анализа учебного занятия с позиции компетентностного подхода....

«Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале различных учебных областей (Обществознание. 6 класс / Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др.)»
Работа«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»...