«Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале различных учебных областей (Обществознание. 6 класс / Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др.)»
учебно-методический материал по обществознанию (6 класс) на тему
Работа
«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.docx | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации
«Региональный социопсихологический центр»
Итоговая работа
по вариативному блоку Именного образовательного чека
«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»
по теме «Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий
на материале различных учебных областей
(Обществознание. 6 класс / Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др.)»
Проект выполнила:
Левшенкова Лилия Владимировна
учитель истории и обществознания
МБУ средней школы № 31 г.о.Тольятти
Работу проверила:
Кормухина Е.В.,
начальник методического отдела
Самара
2014
Тема: «Сферы жизни общества»
Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода
Тип урока: проблемно-диалогический
Цели урока:
1.Получить новые знания об устройстве общества
2. Выделить существенные признаки общества.
3.Показать на конкретных примерах содержание основных сфер общественной жизни.
Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование,раздаточный материал для работы в группах, учебник для 6 класса по обществознанию Д.Д. Данилова,Е.В.Сизова «Как устроен мир людей?», рабочая тетрадь к учебнику.
Содержание урока | Формируемые УУД |
I.Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации. | |
Постановка проблемы. Определение темы урока. Вступительное слово учителя. Учитель задает вопрос классу: - Вы живете в обществе, а задумывались ли вы о том,что такое общество? Дайте определение этому понятию с вашей точки зрения. Учащиеся дают несколько определений. - Обратите внимание, не кажется ли вам, что некоторые определения противоречат друг другу? На доске учитель условно (символами) может отобразить различные точки зрения. - В чем эти противоречия? Вступая в диалог с учителем учащиеся выявляют их, осознают и проговаривают. Формулировка проблемы. Учитель и дети формулируют и записывают проблему: Общество-это сложное, многогранное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных элементов. Формулировка цели урока. Учитель и дети формулируют и записывают цель урока: «Определить составные части жизни общества» | Познавательные: ПО3 - структурирование знаний; ПО4 - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ПЛ1- анализ объектов с целью выделения признаков; ПЛ2 - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Регулятивные: РВС- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные:
позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
отличную от собственной, уважение иной точки зрения; 2.3 Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору. Личностные: Формирование гражданской идентичности личности. Познавательные: ПП1 - формулирование проблемы ПО4 - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: РЦ - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; РВС- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные (как интеракция):
различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; 2.3 Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору. Личностные: Формирование гражданской идентичности личности. |
II. Поиск решения (открытие нового знания) | |
Работа с текстом. Пункт «Сферы человеческих отношений» стр.10 - 11, отвечаем на вопросы на стр.10. - Внимательно прочитайте название этого текста и предположите, о чем он сможет нам рассказать. - Проверьте свои предположения,прочитав текст. Совпали они или нет и в чем. - Сделайте выводы. | Познавательные: ПО4 - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ПО6 - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ПО7 - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста. ПЛ5 - установление причинно- следственных связей; ПЛ6 - построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: РО - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; РВС- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Личностные: Формирование гражданской идентичности личности. |
Учитель обобщает выводы учащихся. Итак, мы сделали несколько выводов: - о том, что общество состоит из 4 сфер,областей; - мы узнали названия этих сфер; - мы определили, что эти сферы взаимосвязаны между собой. А теперь давайтепосмотрим, что включено в эти сферы, какие виды деятельности людей. | |
Работа в группах по 5-6 учащихся«Проверь себя» (переддетьми раздаточный материал: пронумерованные цветные вырезки из газет и журналов, фотографии,представляющие собой разныестороныжизни общества,таблички с названиями сфер общественнойжизни) 1.Задача –разложить эти картинки по сферам, зафиксировать результат перечнем цифр. 2.Открыв учебник, самостоятельно изучить материал на стр.12-14. 3.Выявить ошибки (откаждой группы выступает 1 учащийся с анализом допущенных ошибок.Я считаю…, мы пришли к выводу….,мы допустили ошибку….потому,что… ит.д.) | Познавательные: ПО2 - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; ПО3 - структурирование знаний; ПО7 - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; ПО6 - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ПЛ1 - анализ объектов с целью выделения признаков; ПЛ2 - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; ПЛ3 - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; ПЛ4 - подведение под понятие, выведение следствий; ПЛ5 - установление причинно-следственных связей. Регулятивные: РКон - контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; РКор- коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; РО - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; РВС- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные (как кооперация):
общее решение,
предложение, убеждать и уступать;
доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, 3.4 Взаимоконтроль и взаимопомощьпо ходу выполнения задания. |
III.Применение нового знания. | |
Первичное закрепление. На интерактивной доске небольшой тест, ответынакоторыйнужно записать и сдать учителю для проверки от групп. Тест. А1.Производство материальных благ относится к 1.духовнойсфере 2.политической сфере. 3.экономической сфере. 4.социальной сфере. А2.Распредели по сферам: 1.нации А.духовная сфера 2.президент Б.экономическая сфера 3.религия В.политическая сфера 4.книги Г.социальная сфера 5.фабричное производство А3. Выпиши лишнее слово в этом логическом ряду: Православие, христианство, католицизм, мусульманство, наука, иудаизм, индуизм. А4. К экономической сфере не относится: Банковская карта, кредит, деньги, трудовое законодательство, производство сельскохозяйственной техники, торговля. | Познавательные: ПО3 - структурирование знаний; ПЛ1 - анализ объектов с целью выделения признаков; ПЛ2 - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; ПЛ3 - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; ПЛ4 - подведение под понятие, выведение следствий; ПЛ5 - установление причинно-следственных связей. Регулятивные: РВС- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. |
Вторичное закрепление. Домашнее задание: выполнить задание из учебника на стр.14. 1. Заполни таблицу (письменно) 2. Утверждение Альфонса Алле (устно) | Познавательные: ПО3 - структурирование знаний; ПО8 - знаково-символическое моделирование; ПЛ1 - анализ объектов с целью выделения признаков; ПЛ2 - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; ПЛ4 - подведение под понятие, выведение следствий; ПП2 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: РВС- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные (как интеракция):
позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,
обосновать собственное. Личностные: Формирование гражданской идентичности личности. |
Рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности. Учитель может устроить это в виде блиц- опроса. -Чему вы научились сегодня на уроке? - Что нового узнали? -Что вам понравилось? -Что вам не понравилось? - Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке? | Познавательные: ПО3 - структурирование знаний; ПО4 - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ПО6 - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ПЛ1 - анализ объектов с целью выделения признаков; ПЛ2 - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; Регулятивные: РО - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; РВС- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные (как интеракция):
различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; 2.3 Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору. Личностные: Формирование гражданской идентичности личности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Формирование универсальных учебных действий - основная задача, которая стоит перед педагогом в современной школе. В данной статье рассматривается как интеграция учебных предметов помогает повышению эф...
Анализ формирования универсальных учебных действий УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Авторы Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт) Издательство РУССКОЕ СЛОВО
материал содержит анализ формирования универсальных учебных действий ( личностных, межпредметных, предметных и коммуникативных) УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учрежден...
Тема: Проблемы иммиграции во Франции. Цель: формирование универсальных учебных действий. Задачи: Формирование универсальных учебных знаний:
урок в 10 классе " Проблемы иммиграции во Франции"...
Организация работы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания как способ повышения качества образования.
В материале представлены конкретные примеры формирования УУД на уроках истории и обществознанияя в соответствии с требованиями ФГОС...
Контрольно-диагностические материалы для формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе
Материал содержит диагностические задания по формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу "Словообразование. Орфография. Культура речи"...
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания
Современное общество выдвигает новые требования в подготовке обучающихся и определяет основную цель образования – развитие личности ученика. Одно из основных положений Концепции ФГОС &nda...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 5 – 6 КЛАССАХ
Основные отличия стандартов образования нового поколения...