Рабочая программа внеурочной деятельности по истории "Франция времен трех мушкетеров"
рабочая программа по истории (7 класс)
Авторская рабочая программа по истории для 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frantsiya_vremen_treh_mushketerov_.docx | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Франция времен трех мушкетеров»
интеллектуального направления
7 класс
на 2020-2021 уч. г.
Разработана
Горшковой Я.А.
учителем истории
Предлагаемая рабочая программа внеурочных занятий «Франция времен трех мушкетеров» направлена на углубление знаний по предмету «История Нового времени» в 7 классе. При этом основной акцент ставится на изучение дискуссионных, «проблемных» событий, явлений и персонажей истории Нового времени.
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
• Федеральный государственный образовательный стандарт;
• Методические рекомендации по вопросам введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Письмо Минобрнауки России от 07.09.2015 г. № 08-1228);
В школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало времени уделяется изучению всеобщей истории, в частности французскому абсолютизму и обычаям Франции данной эпохи.
Данная программа, ориентированная на учеников 7 класса. Она позволит расширить представление учащихся об истории Франции XVI-XVII веков. Именно в этот период происходили события, которые отражены в романе А.Дюма «Три мушкетера», а также события эпохи абсолютизма.
Программа курса рассчитана на формирование у подрастающего поколения интереса к другому государству, а также сопоставление истории Франции с историей России.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Франция времен трех мушкетеров»
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- целостное представление об историческом развитии Франции XVI-XVII вв., о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Франции XVI-XVII вв.;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Франции XVI-XVII вв., их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Франции XVI-XVII вв.;
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Франции XVI-XVII вв, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Франции XVI-XVII вв, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Франции XVI-XVII вв., выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры Франции XVI-XVII вв., в том числе, по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Франции XVI-XVII вв.;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
В результате изучения истории ученик должен:
Знать:
- знать основные этапы и ключевые события истории Франции XVI-XVII вв. и выдающихся деятелей истории;
- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- знать изученные виды исторических источников.
Уметь:
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий истории;
- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
- уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
Цели курса:
1. Получение систематизированных знаний о государственном устройстве Франции, ее культуре и обычаях.
2. Воспитание гражданских качеств учащихся, формирование интереса и личного отношения к истории Франции.
3. Стимуляция желания самостоятельного поиска информации.
4. Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.
5. Способствовать формированию осознанного выбора учащимися гуманитарного образования.
Задачи курса:
1. Способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества.
2. Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории.
3. Развивать умения грамотно и логично излагать материал, акцентируя внимание на главном; сравнивать, анализировать и давать собственную оценку историческим событиям, грамотно и правильно писать рефераты, работать с источниками и дополнительной литературой.
4. Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений всеобщей истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем.
Условия реализации курса
Занятия по изучению данного курса проводятся в кабинете истории, имея следующее оборудование: карты по Всеобщей истории, иллюстрированный материал, научная литература, мультимедийное устройство, компьютер, интерактивная доска.
Миссия:
В результате прохождения данного курса, учащиеся должны познакомиться с историей Франции XVI-XVII веков. Они будут иметь представление о развитие всеобщей истории.
Основные методы работы:
- лекции;
- эвристические беседы;
- работа с разноплановыми источниками
- исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
- сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
- анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
- опросы;
- семинары;
- анализ альтернативных ситуаций;
- дискуссии;
- практические занятия;
- конференции;
- сюжетно-ролевая игра;
- «мозговой штурм»;
- работа в группах, парах, индивидуально;
- творческие работы;
- защита проектов.
Учащиеся в ходе курса приобретают опыт ведения диалога и способность моделировать ситуацию. Обсуждение вопросов неоднозначной этической оценки личности, хода событий, альтернативности в оценке проблем прошлого, приобщают учащихся к творческой деятельности, системно-деятельностному подходу в изучении общественно-исторического процесса и поступкам его ключевых участников.
Содержание тем курса (18 часов)
Вводная часть (1 ч.)
Во введении рассматривается общий ход истории Франции. Предлагается кратко рассмотреть становление Франции как единого государства, а также нравы и обычаи эпохи Раннего и Позднего средневековья, Раннего Нового времени.
Раздел 1. Франция XVI века (8 ч.)
На рубеже XV-XVI вв. страны Западной Европы вступили в новый этап своего развития. В них происходило формирование абсолютизма – такой формы государственной власти, когда личное правление государя становится практически неограниченным. Наиболее завершенную форму абсолютизм приобрел во Франции.
В XVI в. Франция вступила сильным объединенным государством. Ее население составляло более 15 млн человек, причем 300 тыс. проживало в столичном Париже – одном из крупнейших городов Западной Европы. Объединив страну территориально, королевская власть стремилась достичь политической централизации – охватить свои владения единой системой управления, а всех подданных подчинить монарху.
Особое внимание будет уделяться отдельным, конкретным личностям, которые в той или иной мере оставили большой след в истории государства. В частности, Франциск I, Генрих II, Генрих IV.
К тому же большое внимание будет уделяться развитию культуры и обычаев Франции данного периода. В культуре Франции XVI век был веком Возрождения: преобразованием идейной и художественной жизни, обновлением французского языка, созданием нового стиля в искусстве, формированием нового типа мышления н новых граней национального характера. Вместе с тем культурные процессы второй половины столетия находились под влиянием Реформации и Контрреформации. Это воздействие проявилось в попытке религиозного осмысления ренессансного открытия мира и человека и носило антиренессансную направленность.
Многовековые традиции Франции показывают индивидуальность и характер французов, а так же уникальность страны. Стиль, элегантность, шарм и изысканность – это и есть Франция. Главное правило французов – соблюдение этикета во всех жизненных ситуациях.
Раздел 2. Франция в XVII в. (7 ч.)
В XVII веке во Франции продолжалось усиление королевской власти, и в отличие от Англии здесь полностью сложился абсолютизм. Генеральные штаты, орган сословного представительства, не созывались с 1614 г. Политику абсолютизма успешно проводил первый министр Людовика XIII кардинал Ришелье (1585-1642), подавлявший своеволие знати. Его преемник на этом посту, кардинал Мазарини, управлявший страной с 1643 по 1661 г. при малолетнем короле Людовике XIV, продолжал эту политику. В 1648-53 гг. городские парламенты и феодальная знать сделали попытку, опираясь на народные выступления против роста налогов и притеснений королевских властей, вернуть свое прежнее независимое от короля положение. Мазарини удалось подавить их оппозицию. Связанные с этим события получили название «фронда» или «игра в пращу», что в переносном смысле стало обозначать несерьезную оппозицию.
После смерти Мазарини Людовик XIV взял государственное управление в свои руки и не назначал первого министра. При нем королевская власть достигла наивысшего могущества. Предание приписывает ему слова: «Государство – это я». Городские парламенты утратили свои прежние законодательные функции и превратились в судебные учреждения. Непокорных гугенотов стали усиленно вытеснять из страны, особенно после отмены в 1685 г. Нантского эдикта, предоставлявшего им свободу вероисповедания. До 400 тысяч ремесленников, торговцев, крестьян, были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от преследований. Французские гугеноты обосновались в Голландии, Англии, Бранденбурге, способствуя хозяйственному развитию этих стран.
Блеску двора Людовика XIV содействовали выдающиеся представители французской культуры XVII века. Король оказывал писателям, художникам и ученым свое покровительство, назначал им премии, пенсии. Политике абсолютизма как нельзя более соответствовали принципы классицизма, ставшего официальным художественным методом во Франции ХVII века, основой теории которого является учение о вечности, абсолютности идеала прекрасного. Из писателей той эпохи наиболее известными были драматурги Корнель (1606-84), Расин (1639-99), автор комедий Мольер (1622-99), баснописец Лафонтен (1628-1703). Выдающимся французским художником, представителем классицизма, был Никола Пуссен (1594-1665). Для картин, написанных в стиле классицизма характерна строго уравновешенная композиция, создающая чувство покоя и величия, а также колорит, построенный на сочетании сильных, насыщенных тонов, в основном, красного, синего и золотистого цвета. Герои драм Корнеля, Расина, так же как и персонажи картин Пуссена и других приверженцев классицизма, как правило, люди сильных характеров, обладающие чувством долга перед обществом и государством.
Также, в рамках данного раздела, внимание будет уделяться мушкетерам, о которых был написан замечательный роман А.Дюма «Три мушкетера».
Защита проектов (1 ч.)
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Вводная часть (1 ч.) | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | ||
Раздел 1. Франция в XVI в. (8 ч.) | ||||
2 | Абсолютизм в истории Франции. | 1 | ||
3 | Франциск I – основатель французского абсолютизма. | 1 | ||
4 | Победоносные войны Генриха II. | 1 | ||
5 | Появление гугенотов на политической арене Франции. Религиозные войны. | 1 | ||
6 | Генрих IV Бурбон. Единоличный правитель. | 1 | ||
7 | Французский королевский двор: придворные, интриги. | 1 | ||
8 | Особенности французского быта. | 1 | ||
9 | Новые веяния в жизни двора при первых Бурбонах. | 1 | ||
Раздел 2. Франция в XVII в. (7 ч.) | ||||
10 | Кардинал Ришелье – властитель Франции. | 1 | ||
11 | Три мушкетера – благородные воины или разбойники? | 1 | ||
12 | Д’Артаньян – сторонник Ришелье или де Тревиля? | 1 | ||
13 | Преемник Ришелье – Мазарини. | 1 | ||
14 | Людовик XIV – король-солнце. | 1 | ||
15 | Фаворитки короля-солнце. | 1 | ||
16 | Двор блестящего Людовика XIV: мифы и действительность. Версаль – рукотворное чудо. | 1 | ||
Итоговое повторение (1 ч.). | ||||
17 | Защита проектов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Программа внеурочной деятельности "Память сильнее времени" 6 класс
Вся наша история — продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с ...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Программа внеурочной деятельности "Память сильнее времени"
Программа определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...