Рабочая программа внеурочной деятельности по истории "Франция времен трех мушкетеров"
рабочая программа по истории (7 класс)

Авторская рабочая программа по истории для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frantsiya_vremen_treh_mushketerov_.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Франция времен трех мушкетеров»

интеллектуального направления

7 класс

на 2020-2021 уч. г.

Разработана

  Горшковой Я.А.

учителем истории

Предлагаемая рабочая программа внеурочных занятий «Франция времен трех мушкетеров» направлена на углубление знаний по предмету «История Нового времени» в 7 классе. При этом основной акцент ставится на изучение дискуссионных, «проблемных» событий, явлений и персонажей истории Нового времени.

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

•        Федеральный государственный образовательный стандарт;

•        Методические рекомендации по вопросам введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Письмо Минобрнауки России от 07.09.2015 г. № 08-1228);

В школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало времени уделяется изучению всеобщей истории, в частности французскому абсолютизму и обычаям Франции данной эпохи.

Данная программа, ориентированная на учеников 7 класса. Она позволит расширить представление учащихся об истории Франции XVI-XVII веков. Именно в этот период происходили  события, которые отражены в романе А.Дюма «Три мушкетера», а также события эпохи абсолютизма.

Программа курса рассчитана на формирование у подрастающего поколения интереса к другому государству, а также сопоставление истории Франции с историей России.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Франция времен трех мушкетеров»

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение,  презентация);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • целостное представление об историческом развитии Франции XVI-XVII вв., о важном периоде всеобщей истории;
  • яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Франции XVI-XVII вв.;
  • способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Франции XVI-XVII вв., их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
  • умения датировать события и процессы в истории Франции XVI-XVII вв.;
  • уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Франции XVI-XVII вв, анализировать и обобщать данные карты;
  • уметь характеризовать важные факты истории Франции XVI-XVII вв, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
  • уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Франции XVI-XVII вв., выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
  • умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры Франции XVI-XVII вв., в том числе, по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
  • умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Франции XVI-XVII вв.;
  • готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

В результате изучения истории ученик должен:

Знать:

  • знать основные этапы и ключевые события истории Франции XVI-XVII вв. и выдающихся деятелей истории;
  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • знать изученные виды исторических источников.

Уметь:

  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий истории;
  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и  иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и  связей между ними;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира, достижениям культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

Цели курса:

1. Получение систематизированных знаний о государственном устройстве Франции, ее культуре и обычаях.

2. Воспитание гражданских качеств учащихся, формирование интереса и личного отношения к истории Франции.

3. Стимуляция желания самостоятельного поиска информации.

4. Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.

5. Способствовать формированию осознанного выбора учащимися гуманитарного образования.

Задачи курса:

1. Способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества.

2. Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории.

3. Развивать умения грамотно и логично излагать материал, акцентируя внимание на главном; сравнивать, анализировать и давать собственную оценку историческим событиям, грамотно и правильно писать рефераты, работать с источниками и дополнительной литературой.

4. Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений всеобщей истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем.

Условия реализации курса

Занятия по изучению данного курса проводятся в кабинете истории, имея следующее оборудование: карты по Всеобщей истории, иллюстрированный материал, научная литература, мультимедийное устройство, компьютер, интерактивная доска.

Миссия:

В результате прохождения данного курса, учащиеся должны познакомиться с историей Франции XVI-XVII веков. Они будут иметь представление о развитие всеобщей истории.

Основные методы работы:

  • лекции;
  • эвристические беседы;
  • работа с разноплановыми источниками
  • исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
  • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
  • анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
  • опросы;
  • семинары;
  • анализ альтернативных ситуаций;
  • дискуссии;
  • практические занятия;
  • конференции;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • «мозговой штурм»;
  • работа в группах, парах, индивидуально;
  • творческие работы;
  • защита проектов.

Учащиеся в ходе курса приобретают опыт ведения диалога и способность моделировать ситуацию. Обсуждение вопросов неоднозначной этической оценки личности, хода событий, альтернативности в оценке проблем прошлого, приобщают учащихся к творческой деятельности, системно-деятельностному подходу в изучении общественно-исторического процесса и поступкам его ключевых участников.

Содержание тем курса (18 часов)

Вводная часть (1 ч.)

Во введении рассматривается общий ход истории Франции. Предлагается кратко рассмотреть становление Франции как единого государства, а также нравы и обычаи эпохи Раннего и Позднего средневековья, Раннего Нового времени.

Раздел 1. Франция XVI века (8 ч.)

На рубеже XV-XVI вв. страны Западной Европы вступили в новый этап своего развития. В них происходило формирование абсолютизма – такой формы государственной власти, когда личное правление государя становится практически неограниченным. Наиболее завершенную форму абсолютизм приобрел во Франции.

В XVI в. Франция вступила сильным объединенным государством. Ее население составляло более 15 млн человек, причем 300 тыс. проживало в столичном Париже – одном из крупнейших городов Западной Европы. Объединив страну территориально, королевская власть стремилась достичь политической централизации – охватить свои владения единой системой управления, а всех подданных подчинить монарху.

Особое внимание будет уделяться отдельным, конкретным личностям, которые в той или иной мере оставили большой след в истории государства. В частности, Франциск I, Генрих II, Генрих  IV.

К тому же большое внимание будет уделяться развитию культуры и обычаев Франции данного периода. В культуре Франции XVI век был веком Возрождения: преобразованием идейной и художественной жизни, обновлением французского языка, созданием нового стиля в искусстве, формированием нового типа мышления н новых граней национального характера. Вместе с тем культурные процессы второй половины столетия находились под влиянием Реформации и Контрреформации. Это воздействие проявилось в попытке религиозного осмысления ренессансного открытия мира и человека и носило антиренессансную направленность.

Многовековые традиции Франции показывают индивидуальность и характер французов, а так же уникальность страны. Стиль, элегантность, шарм и изысканность – это и есть Франция. Главное правило французов – соблюдение этикета во всех жизненных ситуациях. 

Раздел 2. Франция в XVII в. (7 ч.)

В XVII веке во Франции продолжалось усиление королевской власти, и в отличие от Англии здесь полностью сложился абсолютизм. Генеральные штаты, орган сословного представительства, не созывались с 1614 г. Политику абсолютизма успешно проводил первый министр Людовика XIII кардинал Ришелье (1585-1642), подавлявший своеволие знати. Его преемник на этом посту, кардинал Мазарини, управлявший страной с 1643 по 1661 г. при малолетнем короле Людовике XIV, продолжал эту политику. В 1648-53 гг. городские парламенты и феодальная знать сделали попытку, опираясь на народные выступления против роста налогов и притеснений королевских властей, вернуть свое прежнее независимое от короля положение. Мазарини удалось подавить их оппозицию. Связанные с этим события получили название «фронда» или «игра в пращу», что в переносном смысле стало обозначать несерьезную оппозицию.

После смерти Мазарини Людовик XIV взял государственное управление в свои руки и не назначал первого министра. При нем королевская власть достигла наивысшего могущества. Предание приписывает ему слова: «Государство – это я». Городские парламенты утратили свои прежние законодательные функции и превратились в судебные учреждения. Непокорных гугенотов стали усиленно вытеснять из страны, особенно после отмены в 1685 г. Нантского эдикта, предоставлявшего им свободу вероисповедания. До 400 тысяч ремесленников, торговцев, крестьян, были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от преследований. Французские гугеноты обосновались в Голландии, Англии, Бранденбурге, способствуя хозяйственному развитию этих стран.

Блеску двора Людовика XIV содействовали выдающиеся представители французской культуры XVII века. Король оказывал писателям, художникам и ученым свое покровительство, назначал им премии, пенсии. Политике абсолютизма как нельзя более соответствовали принципы классицизма, ставшего официальным художественным методом во Франции ХVII века, основой теории которого является учение о вечности, абсолютности идеала прекрасного. Из писателей той эпохи наиболее известными были драматурги Корнель (1606-84), Расин (1639-99), автор комедий Мольер (1622-99), баснописец Лафонтен (1628-1703). Выдающимся французским художником, представителем классицизма, был Никола Пуссен (1594-1665). Для картин, написанных в стиле классицизма характерна строго уравновешенная композиция, создающая чувство покоя и величия, а также колорит, построенный на сочетании сильных, насыщенных тонов, в основном, красного, синего и золотистого цвета. Герои драм Корнеля, Расина, так же как и персонажи картин Пуссена и других приверженцев классицизма, как правило, люди сильных характеров, обладающие чувством долга перед обществом и государством.

Также, в рамках данного раздела, внимание будет уделяться мушкетерам, о которых был написан замечательный роман А.Дюма «Три мушкетера».

Защита проектов (1 ч.)

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

п/п

Тема занятия

Количество часов

Вводная часть (1 ч.)

1

Вводное занятие.

1

Раздел 1. Франция в XVI в. (8 ч.)

2

Абсолютизм в истории Франции.

1

3

Франциск I – основатель французского абсолютизма.

1

4

Победоносные войны Генриха II.

1

5

Появление гугенотов на политической арене Франции. Религиозные войны.

1

6

Генрих IV Бурбон. Единоличный правитель.

1

7

Французский королевский двор: придворные, интриги.

1

8

Особенности французского быта.

1

9

Новые веяния в жизни двора при первых Бурбонах.

1

Раздел 2. Франция в XVII в. (7 ч.)

10

Кардинал Ришелье – властитель Франции.

1

11

Три мушкетера – благородные воины или разбойники?

1

12

Д’Артаньян – сторонник Ришелье или де Тревиля?

1

13

Преемник Ришелье – Мазарини.

1

14

Людовик XIV – король-солнце.

1

15

Фаворитки короля-солнце.

1

16

Двор блестящего Людовика XIV: мифы и действительность. Версаль – рукотворное чудо.

1

Итоговое повторение (1 ч.).

17

Защита проектов.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Программа внеурочной деятельности "Память сильнее времени" 6 класс

        Вся наша история — продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с ...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Программа внеурочной деятельности "Память сильнее времени"

Программа определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...