"Русь и Золотая Орда"
презентация к уроку по истории (6 класс)
Наука «история» не стоит на месте, как и любая другая, появляются новые исторические источники, исследования новых фактов, помогающих понять, переосмыслить заново то или иное событие, выявить проблемы.
В истории есть много спорных вопросов, которые требуют дополнительного изучения.
Одной из спорных тем в исторической науке является тема, которая перекликается с темой нашего урока – «монгольское нашествие и его последствия».
Об этом говорят многие исторические исследования. Историки до сих пор ведут дискуссии по проблеме влияния ордынского владычества на экономическую, политическую жизнь русского народа.
Одни историки утверждают, что монгольское влияние на Русь было только отрицательное. Другие утверждают, что были и отрицательные и положительные моменты.
Исходя из этих рассуждений, попробуйте определить цель нашего урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наука «история» не стоит на месте, как и любая другая, появляются новые исторические источники, исследования новых фактов, помогающих понять, переосмыслить заново то или иное событие, выявить проблемы. В истории есть много спорных вопросов, которые требуют дополнительного изучения. Одной из спорных тем в исторической науке является тема, которая перекликается с темой нашего урока – «монгольское нашествие и его последствия ». Об этом говорят многие исторические исследования. Историки до сих пор ведут дискуссии по проблеме влияния ордынского владычества на экономическую, политическую жизнь русского народа. Одни историки утверждают, что монгольское влияние на Русь было только отрицательное. Другие утверждают, что были и отрицательные и положительные моменты. Исходя из этих рассуждений, попробуйте определить цель нашего урока .
Цель: Какое влияние ордынское владычество оказало на жизнь русского народа.
ЗАДАНИЕ 1 Распредели слова на три группы - Назовите, какое событие объединяет каждую группу. шведы, Чудское озеро , монголы , Козельск , рыцари-крестоносцы, Нева, хан , « свинья ». Назовите даты этих событий? - С именами каких исторических деятелей связаны эти события?
ответ Невская битва Ледовое побоище 15 июля 1240 5 апреля 1242 шведы Чудское озеро Нева рыцари-крестоносцы «свинья» Монголо-татарское нашествие 1237-1241 гг монголы Козельск хан
Ответы: - Александр Невский, Батый.
Задание 2. Используя схему, сделайте вывод - в каком положении оказалось Древнерусское государство в XIII веке?
План. 1. Образование Золотой Орды. 2. Повинности русского населения. 3. Борьба русского народа против ордынского владычества. 4. Последствия монголо-татарского нашествия.
1. Образование Золотой Орды. После возвращения из похода в Западную Европу в 1243 году Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав Монгольской империи. В это государство вошли земли волжских булгар, Половецкая степь, Крым, Приуралье , Западная Сибирь, часть Средней Азии . Это было одно из самых больших государств Средневековья. На Руси это государство называли Золотой Ордой . Его столицей стал город Сарай .
Запишем в тетради: Золотая Орда – государство, созданное ханом Батыем. Сарай («дворец») – столица Золотой Орды.
Работа с картой по вопросам: - Найдите и покажите территорию Золотой Орды и ее столицу (земли волжских болгар, половецкую степь, Крым, Приуралье , Западную Сибирь, часть Средней Азии); - На какой реке располагалась столица Золотой Орды? - Определите по карте, входила ли Русь в состав Золотой Орды?
РУССКИЕ ЗЕМЛИ НЕ ВОШЛИ В СОСТАВ, НО ОНИ ПОПАЛИ В ВАССАЛЬНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ОРДЫ
Вопрос: Что означает понятие вассальное государство?
Вассальное государство — государство , находящееся в подчинении другому государству, но сохраняющее своего правителя.
ЯРЛЫК – ХАНСКАЯ ГРАМОТА НА КНЯЖЕНИЕ Самым привлекательным был ярлык на владимирское княжество, т.к. теперь не киевский князь, а владимирский имел право на старшинство.
Запишем определение: «Ярлык» - это ханская грамота на (великое) княжение. «Владычество» - господство
2. Повинности русского населения. Вопрос: В чем же еще выражалась зависимость Руси от Золотой Орды? Чтобы ответить на этот вопрос вам понадобится учебник. Работа с учебником. Задание: прочитать текст учебника на с. 123-125 пункт «Повинности русского населения» и ответить на вопросы :
1. Кто такие «баскаки»? 2. Что такое «выход»? 3. Что делали с людьми, отказавшимися платить выход? 4. Кто такие «численники»? 5. Кого монголо-татары освобождали от выплаты дани? Почему?
ЗАПИШЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ: - Баскаки – сборщики дани на Руси - Выход – регулярная дань на Руси для хана Золотой Орды - Число – перепись населения - Численники – монгольские чиновники, переписчики
3. Борьба русского народа против ордынского владычества В 1257-1259 годах монголы провели на Руси перепись населения. Во все города приехали численники (переписчики). Все жители были переписаны для того, чтобы никто не ушел от дани. В 1262г в Ростове, Суздале, Владимире начались народные волнения. Многие баскаки были убиты, остальные изгнаны из городов. - Ребята, кто мог защитить народ от угнетения? - Почему?
Работа с текстом учебника. Учитель: Прочитайте текст учебника на с. 125 пункт «Борьба русского народа против ордынского владычества» 2-й и 3-й абзацы и ответьте на вопрос : Какую политику проводил Александр Невский по отношению к Золотой Орде??
Вопрос: Итак, как можно охарактеризовать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде?
Вопрос: Что удалось сделать Александру Невскому благодаря такой политической мудрости?
Ответы: 1. Удалось предотвратить разгром городов. 2. Орда пошла на уступки – право сбора дани было передано русским князьям. 3. В результате власть князей укрепилась.
Вопрос: Выбор какого из князей вам кажется наиболее верным и необходимым русскому государству в этот период?
4. Последствия монголо-татарского нашествия. - Самостоятельная работа в парах. Прочитайте текст учебника - «Последствия ордынского владычества» на с. 126-127 , обсудите этот вопрос в парах, и определите какие из них были положительные, а какие отрицательные и заполните таблицу.
«Последствия ордынского владычества» Отрицательные («-») Положительные(«+»)
Отрицательные («-») Положительные(«+») Утрата многих ремесел Появление многих центров (Тверь, Москва, Нижний Новгород) Разрушены города Усиление власти князей Выплата дани Духовенство освобождалось от дани Отставание в хозяйственном развитии на 50-100 лет Взаимообогащение Руси и Золотой Орды в хозяйстве и быту Угасание вечевых традиций Сократилась численность населения Русская культура пришла в упадок (из – за пожаров погибло множества произведений исскуства , письменных источников)
Учитель: Вернемся к нашему главному вопросу : - Какое влияние оказало ордынское иго на жизнь русского народа? - Как мы можем ответить на наш вопрос?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф 14 учебника Составить синквейн на тему «Золотая Орда» Творческое задание: написать мини – сочинение на тему «Сбор дани баскаками»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСТОРИЯ 6 класс Тема: Русь и Золотая Орда
6 класс, учебник А.А.Данилова «История. Россия с древнейших времен до конца VII века», изд. «Просвещение», СФЕРЫ. На уроке учащиеся определяют процесс складывания отношений между Золотой О...
Русь и Золотая Орда
Презентация содержит краткий материал о Руси и Золотой Орде...
Русь и Золотая Орда
Данная работа является методической разработкой урока по предмету история в 6 классе. Разработка включает в себя архив Win Rar, в который входят: технологическая карта урока и презентация к уроку по У...
Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» для 10 класса. Тема: «Русь и Золотая Орда»
Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» по теме: «Русь и Золотая Орда». Игра проводится как обобщающий урок по теме или как внеклассное мероприятие. Это позволяет систематизировать, обобщить и за...
Урок по теме "Русь и Золотая Орда"
Цели урока по линиям развития личности: Линия 1. Историческое мышление. Найти доказательства установления государственной зависимости Руси от Золотой Орды. Объяснить, в чём выражал...
Урок по теме "Русь и Золотая Орда" 6 класс
Разработка урока по теме "Русь и Золотая Орда" к учебнику Данилова, Косулиной 6 класс...
Урок по истории с использованием технологии проектного обучения "Русь и Золотая Орда"
Урок изучается в рамках курса "История Росии с древнейших времен до XVI века" и предполагает возможность использования технологии проектного обучения для изучения нового материала...