Урок по истории с использованием технологии проектного обучения "Русь и Золотая Орда"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Острая Наталья Владимировна

Урок изучается в рамках курса "История Росии с древнейших времен до XVI века" и предполагает возможность использования технологии проектного обучения для изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx14.11 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Русь и Золотая Орда»

Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по средневековой Руси. В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. Угроза порабощения возникла и с Запада и с Востока. Так кто же вторгся в русские земли с северо-запада (картинки) – крестоносцы. А с востока (картинки) – татаро-монголы.  Итак, давайте вспомним кто же такие монголы. Для этого выполните тестовую работу в паре на листе «Задания для повторения». Для работы даю вам 5 минут.  А пока класс выполняет тест, кто хочет поработать у доски. Выполнение задания.( расположить события  в хронологической последовательности).  Давайте проверим, что у вас получилось (дети читают вопросы и ответы).  А как же стали складываться взаимоотношения Руси и монголов после нашествия? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке.  Какова тема урока – «Русь и Золотая Орда».  Записи мы будем делать на рабочих листах, возьмите их познакомьтесь с ними.

Ребята, в теме урока звучат названия двух государств. С  процессом образования  Древнерусского государства, мы с вами знакомы, а вот о Золотой Орде мы слышим с вами впервые.  Прочитайте энциклопедическую статью и заполните табличку.  Давайте проверим, что у вас получилось. Вы познакомились с этим государством, как вы  думаете, монголы ставили своей целью включить территории Руси в состав Золотой Орды?  Еще Чингисхан говорил, что можно завоевать поднебесную сидя на коне, но нельзя управлять поднебесной с коня.  Действительно кочевники монголы понимали, что они не смогут управлять Русью, поэтому их целью была дань и грабеж населения.

На протяжении последующих двухсот лет история нашего государства была связана  историей Золотой Орды. В историю этот период вошел как монголо-татарское иго. Ребята как вы думаете, что такое иго? Действительно это время зависимости Руси от Золотой Орды.  В чем же проявлялась эта зависимость. А зависимость эта была, прежде всего экономическая и политическая.  Посмотрите на экран, здесь перечислены признаки зависимости Руси от Золотой Орды. Наша задача разделить эти признаки на экономические и политические. Чтобы вы немного отдохнули, мы выполним это задание играя, у вас на столах лежат красные и зеленые кружки.  Красные обозначают политическую зависимость, а соответственно зеленые – экономическую.

Выплата ордынского «выхода» (посмотрите словарь), хан выдавал русским князьям ярлыки на княжение (посмотрели на свои рабочие листы и в словаре  нашли определение, что такое ярлык), сбор дани осуществляли баскаки (нашли слово баскак в словаре),  карательные набеги орд на русские земли, террор в отношении русских князей, отработка повинностей, извоз строительство в пользу завоевателя, создание выгодных условий для ордынских купцов, угон в Золотую Орду лучших мастеров, служба русских в ордынском войске, военный союз против запада. Заполните соответствующую схему на рабочем листе.

Какими двумя путями строились  отношения русских князей с Золотой ордой. Посмотрите два видеофрагмента. О каких двух князьях шла речь в этих видеофрагментах. Какую политику военную или мирную вел по отношению к орде  Даниил Галицкий. Ты абсолютно прав ученые называют такие действия князей политикой  войны.  Выйди к доске и помоги мне  заполнить фрагмент схемы, а вы делайте соответствующие пометки у себя в рабочем листе. Какую политику военную или мирную вел по отношению к орде  Александр Невский. Ты абсолютно прав ученые называют такие действия князей политикой  мира. Выйди к доске и помоги мне  заполнить фрагмент схемы, а вы делайте соответствующие пометки у себя в рабочем листе.  

Как вы думаете, к чему может привести  политика войны, а к чему политика мира. Теперь я вам немного помогу  результатом, какой политики стало укреплению Руси для будущей ликвидации независимости. (прикрепить к схеме). А какая политика способствовала облегчению существования в условиях зависимости от Золотой Орды. (прикрепить к схеме).

В качестве вывода давайте подведем итоги двухсотлетнего монгольского нашествия, познакомьтесь с фрагментом исторического произведения  и выберите пункты,  характеризующие последствия монголо-татарского ига на Руси.

Снижение темпов экономического и культурного развития Руси.

Нарушение традиционных политических и торговых связей с другими государствами

Упадок старинных русских городов и возникновение новых центров.

Усиление княжеского единовластия, прекращение междоусобиц.

Ребята, как вы думаете, что объединяет названия  всех этих  предметов? Вниманию детей представляются фата, серьги, детские ботинки и т.д.  Все они пришли к нам из Золотой Орды, ведь длительное общение Руси и Золотой Орды привело к обоюдному, взаимному влиянию в языке, быту.

Домашнее задание представлено на рабочем листе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

МОНГОЛО-ТАТАРЫ: БЫТ И НРАВЫ

Слайд 3

ЗАВОЕВАНИЯ ЧИНГИСХАНА. БИТВА НА КАЛКЕ

Слайд 4

ПОХОДЫ БАТЫЯ НА РУСЬ

Слайд 5

ТЕМА УРОКА Русь и Золотая Орда

Слайд 6

Познакомиться с особенностями взаимоотношений Руси и Золотой Орды ЦЕЛЬ УРОКА

Слайд 8

ЗОЛОТАЯ ОРДА Дата создания 1243 год Основатель Хан Батый Территория Поволжье, степные районы Восточной Европы до Днепра и дальше, Крым и приморские города, Кавказ (до Дербента), Западная Сибирь Столица Сарай Бату

Слайд 9

ПРИЗНАКИ ЗАВИСИМОСТИ РУСИ ОТ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ Выплата ордынского «выхода» Хан выдавал русским князьям ярлыки на княжение Создание выгодных условий для ордынских купцов Сбор дани осуществляют баскаки Карательные набеги на русские земли Угон в Золотую Орду лучших мастеров Террор в отношении русских князей Служба русских в ордынском войске Обязательные работы в пользу завоевателя

Слайд 10

Александр Невский Даниил Галицкий

Слайд 11

ПОСЛЕДСТВИЯ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА НА РУСИ ­­­­­­­­­­­­­Снижение темпов экономического и культурного развития Руси Нарушение традиционных политических и торговых связей с другими государствами Расцвет древнерусской культуры Упадок старинных русских городов, возникновение новых центров Усиление княжеского единовластия, прекращение междоусобиц

Слайд 12

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Использование технологии проектного и исследовательского обучения на уроках и во внеурочной деятельности (ФГОС основная школа)

Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня   методу проектов. В основу метода проектов положена идея о...

Использование технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания

В процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования:- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование ги...

"Моделирование урока английского языка с использованием технологий проектной деятельности, как формы сотрудничества"

Конспект урока английского языка (8 класс) с использованием технологий проектной деятельности, как формы сотрудничества....

Презентация по истории России для 6 класса "Русь и Золотая Орда

Презентация рассказывает об образовании государства Золотая Орда, наступлении ордынского владычества на Руси, повинностях русского населения, борьбе народа нашей страны против монголо-татарского ига....

План-конспект урока по Истории России в 6 классе. Тема: "Распад Золотой Орды".

План-конспект разработан для урока, рассчитаного на повторение и закрепление пройденного ранее материала в игровой форме. Используется метод мозгового штурма. План является основой, его можно дополнят...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...