Урок по теме "Русь и Золотая Орда" 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Максимова Татьяна Викторовна

Разработка урока по теме "Русь и Золотая Орда" к учебнику Данилова, Косулиной 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus_i_zolotaya_orda.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

История России 6 класс

Тема: «Русь и Золотая Орда»

Цели урока:

  • Обучающие:     охарактеризовать отношения Руси и Орды

                             выяснить последствия установления власти Орды над Русью

  • Развивающие:  развивать умения работать с картой, с текстом учебника, с документом

                             Развивать интерес к истории

  • Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому,

                                  Формированию гуманистической и гражданской позиции

Основные понятия: ярлык, баскак, владычество, выход.

Оборудование: учебник Данилов А.А. Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVIв.», карта «Русь в середине XIII в.», презентация к уроку.

Проверка домашнего задания:

  1. Когда и почему князь Александр Ярославович получил прозвище «Невский»?
  2. Расскажите о Ледовом побоище.
  3. Каково значение побед Александра Невского?

Новый материал:   План:

  1. Образование Золотой Орды
  2. Власть Орды над Русью
  3. Борьба русского народа с монгольским владычеством
  4. Последствия установления монгольского владычества

  1. Образование Золотой Орды.

Работа с картой.

В 1243г, вернувшись из похода в Центральную Европу, Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав Монгольской империи – Золотой Орды.

Золотая Орда включала земли волжских булгар, половецкие степи, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, часть Средней Азии. Столицей Золотой Орды был город Сарай ( Дворец), расположенный на р. Волге.

Вошли ли русские земли в состав Золотой Орды? Нет.  Но Русь попала в зависимость от Орды. В чем же проявилась власть Орды над Русью? –проблемный вопрос на урок

  1. Власть Орды над Русью.

Русь попала в политическую и экономическую зависимость от Орды.

  1. Русские князья должны были явиться к Батыю с изъявлением покорности.

Каждому князю выдавалась ханом особая грамота – ярлык – подтверждающая его права на княжение.

Главным стал ярлык на великое владимирское княжение, не киевский, а владимирский князь получил  старшинство.

Поездки русских князей в Орду были небезопасны.

Работа с документом: «Древнерусская летопись о смерти черниговского князя Михаила в Золотой Орде»

  1. Все русское население должно было нести повинности .

Работа с учебником стр.122-124 Прочитать текст, ответить на вопрос: Какие повинности должны были нести русские люди?

  • Выход – регулярная дань Золотой Орде
  • Принимать и содержать ордынских постов со свитами
  • Служить в монгольском войске

Работа с документом: стр.127 Прочитайте отрывок из народной песни и подумайте, кто такой баскак Щелкан, насколько тяжелой была выплата дани?

Беседа с классом : в чем проявилась власть Орды над Русью. Использование картины с123.

3.Борьба Руси с ордынским владычеством.

В разных русских княжествах возникало стремление освободиться от ига. Воспротивиться Орде пытался галицко-волынский князь Даниил Романович, но был жестоко наказан разорением от батыевых войск.

В 1257г. Орда послала в Новгород своих численников, чтобы подчинить Новгородскую Землю. Новгородцы оказали сопротивление. Тогда Александр Невский, получив ярлык на великое владимирское княжение, сам возглавил подавление восстания в Новгороде. Почему?  Имея врагов на западе, Александр считал необходимым поддерживать мирные отношения с ханом, предотвращая набеги монголов на Русь.

4.Последствия ордынского владычества.

Работа с учебником стр.125

  1. Разорены и разрушены города.
  2. Забыты ремесла
  3. Экономическое отставание Руси
  4. Усиление личной власти князя
  5. Людские потери

Закрепление материала:

Дайте определения: ярлык, баскак, выход

Домашнее задание:&14, вопрос 1,2,4,5, термины стр.127-128.

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Соперник золота" 8 класс (химия, география, биология)

Поваренная соль  - хлорид натрия - единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. По словам А.Е.Ферсмана:"...Среди всех солей самая главная и основна...

Интегрированный урок (литература и искусство) в 9 классе "Золотые" и "сербряные" пушкинские нити в русской культуре XIX - XX веков".

Данный урок создан в содружестве с учителем искусства Ахмедовой Г.Н. Он проводится в 9 классе после изучения монографической темы "Жизнь и творчество А.С.Пушкина". Известный русский философ И.А.Ильин ...

По следам черного золота (интегрированный урок географии и химии в 10 классе)

Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть, историки назовут нефтяным или пластмассовым на...

Презентация к уроку истории на тему "Золотой век русской культуры" в 9 классе (VIII вид обучения)

Презентация для урока истории на тему "Золотой век русской культуры", разработанного для 9 класса, обучающихся по программе  VIII вида...

Презентация к уроку истории на тему "Золотой век русской культуры" в 9 классе

Презентация к уроку истории на тему "Золотой век русской культуры" в 9 классе для обучающихся по программе VIII вида. Урок обобщения знаний и закрепления изученного материала (презентация с заданиями)...

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе)

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе) Тип урока: интегрированный (2 часа).Форма проведения: урок развития речи.Обучающие цели...

Урок-игра «Старик и золотая рыбка» с тестом на сервере БАНКТЕСТОВ. 5 класс.

Урок-игра «Старик и золотая рыбка» 5 класс- это итоговый урок....