Урок по теме "Русь и Золотая Орда"
учебно-методический материал по истории (6 класс) по теме
Цели урока по линиям развития личности:
Линия 1. Историческое мышление.
Найти доказательства установления государственной зависимости Руси от Золотой Орды. Объяснить, в чём выражалась политическая и экономическая зависимость русских земель от Золотой Орды,
Линия 2.Картина мира в фактах и понятиях.
Выделить особенности монгольского владычества на Руси и процессы взаимовляния двух цивилизаций.
Линия 3. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Создать условия для осознания не только отрицательного, но и положительного влияния господства Золотой орды над Русью и неуспешности восстаний народа против ордынского владычества.
Дать возможность осознать трудность выбора, сделанного русскими князьями в пользу владычества Золотой орды. Давая оценку деятельности Александра Невского, учитывать экономические, политические и психологические условия того времени.
Задача: способствовать формированию умений характеризовать особенности развития русской земли под властью Золотой Орды.
Планируемые результаты:
- Воспитание умения общаться, уважительное отношение к историческому прошлрму монгольского народа.
- Овладение умениями работать с учебной информацией (выделять главное в тексте, характеризовать политику Александра невского по отношению к Золотой Орде, анализировать факты, формулировать выводы)
- Овладение представлениями о политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды, применять исторические понятия для раскрытия событий прошлого.
Основные понятия и термины:
- Повинности
- Баскаки
- Ордынский выход
- Численник
- Ярлык
Ресурсы:
Основные: учебник «История России с древнейших времён до конца ХVI в.», параграф 14
Атлас , с. Презентация, слайды электронного приложения «Русь и Золотая Орда», фрагмент кинофильма «Александр Невский».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План проведения урока | 29.68 КБ |
Самоанализ урока | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Русь и Золотая Орда» (1 час)
Цели урока по линиям развития личности:
Линия 1. Историческое мышление.
Найти доказательства установления государственной зависимости Руси от Золотой Орды. Объяснить, в чём выражалась политическая и экономическая зависимость русских земель от Золотой Орды,
Линия 2.Картина мира в фактах и понятиях.
Выделить особенности монгольского владычества на Руси и процессы взаимовляния двух цивилизаций.
Линия 4. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Создать условия для осознания не только отрицательного, но и положительного влияния господства Золотой орды над Русью и неуспешности восстаний народа против ордынского владычества.
Дать возможность осознать трудность выбора, сделанного русскими князьями в пользу владычества Золотой орды. Давая оценку деятельности Александра Невского, учитывать экономические, политические и психологические условия того времени.
Задача: способствовать формированию умений характеризовать особенности развития русской земли под властью Золотой Орды.
Планируемые результаты:
- Воспитание умения общаться, уважительное отношение к историческому прошлрму монгольского народа.
- Овладение умениями работать с учебной информацией (выделять главное в тексте, характеризовать политику Александра невского по отношению к Золотой Орде, анализировать факты, формулировать выводы)
- Овладение представлениями о политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды, применять исторические понятия для раскрытия событий прошлого.
Основные понятия и термины:
- Повинности
- Баскаки
- Ордынский выход
- Численник
- Ярлык
Ресурсы:
Основные: учебник «История России с древнейших времён до конца ХVI в.», параграф 14
Атлас , с. Презентация, слайды электронного приложения «Русь и Золотая Орда», фрагмент кинофильма «Александр Невский».
Ход урока:
- Организационный момент
Здравствуйте. Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Улыбнитесь гостям, друг другу, пожелайте себе хорошей работы на уроке.
- Актуализация знаний. Прочитайте стихотворение средневекового китайского поэта Су Дун По: (Слайд 1)
«Взгляни горе в лицо — тупа вершина,
А сбоку погляди — она остра.
Иди навстречу — и гора все выше,
Иди назад — и ниже все гора...
О нет, она свой облик не меняет,
Гора одна и та же — в этом суть.
А превращенья от того зависят,
с какого места на нее взглянуть».
Вопрос: Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, можно ли применить данное высказывание к оценке, которую дают историческому явлению, событию разные его участники, очевидцы, современники, историки, потомки? Всегда ли совпадают мнения историков, изучающих это событие? Почему это происходит?
Вывод: Наука «история» не стоит на месте, как и любая другая, появляются новые исторические источники, исследования новых фактов, помогающих понять, переосмыслить заново то или иное событие, выявить проблемы. Это происходит в любой науке: в биологии (происхождение человека), физике (деление частиц на более мелкие), химии. Наука История - не исключение. В ней тоже есть много спорных вопросов, которые требуют дополнительного изучения. Одной из спорных тем в исторической науке является Монгольское нашествие и его последствия. Об этом говорят многие исторические исследования. Историки до сих пор ведут дискуссии по проблеме влияния ордынского владычества на экономическую, политическую жизнь русского народа. Одни историки утверждают, что монгольское влияние на Русь было только отрицательное. Другие утверждают, что были и отрицательные и положительные моменты. Исходя из этих рассуждений, попробуйте определить цель нашего урока.
Цель: Какое влияние ордынское владычество оказало на жизнь русского народа.
- Давайте вспомним материал прошлого урока , обратите внимание на иллюстрации, помещённые на доске.
Задание 1 : предлагаю вам выполнить задание:
дан ряд слов: Шведы, Чудское озеро, монголы, Козельск, рыцари-крестоносцы, Нева, хан, «Свинья». Распределите данные слова на три группы. Назвать, какое событие объединяет каждую группу. (Слайд 2)
Ответы: Невская битва, Ледовое побоище, монгольское нашествие (Слайд 3)
Задание 2. Используя схему, сделайте вывод – в каком положении оказалась Русь в ХIII веке? (Слайд 4)
Ученик: В очень тяжёлом: с Запада нам угрожали немецкие рыцари и шведы, с востока монголы. В результате войн нам удалось остановить натиск с Запада, а вот с монголами завершилась разгромом русских княжеств и установлением зависимости от Золотой Орды.
Учитель: Тяжким испытанием для русских людей стало не только нашествие Батыя, но и его последствия. Сегодня на уроке мы будем рассматривать взаимоотношения Руси и Золотой Орды. Поэтому тема урока будет звучать так «Русь и Золотая Орда».
Задание: Что такое Золотая Орда? Откроем учебник, параграф 14, стр 122.
Золотая Орда – государство, созданное ханом Батыем после похода в Центральную Европу входившее в состав Монгольской империи.
Вопрос: Какие земли входили в состав Золотой Орды (с помощью карты, учебника). Какой город стал столицей этого государства? (электронная карта).
Государственное устройство Золотой Орды (электронное приложение)
Вывод: русские земли в состав Золотой Орды не входили, но это не значит, что оно осталось свободным , над Русью установилась вассальная зависимость, иго.
Словарь. Вассальное государство – это государство, находящееся в подчинении другому государству, но сохраняющее своего правителя.
Постановка учебной задачи. Работа в парах.
Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача определить, в какой зависимости находился русский народ, заполнив схему ..
1 ряд: Политическая зависимость
2 ряд: экономическая зависимость
Перечень видов зависимости: Княжение по ярлыку, контроль за деятельностью князей, вмешательство в порядок управления, жестокая расправа с неповиновением, ежегодная уплата дани-«ордынский выход», содержание ханских послов, регулярная перепись населения – численники, угон в рабство.
3 ряд : решить кроссворд (электронное приложение).
Проверка задания.
Работа с новыми понятиями: ярлык, баскаки, выход.
Вопрос: какие виды зависимости мы с вами выделили? Сделайте вывод из сказанного.
Вывод: Русь находилась в политической и экономической зависимости от Орды (слайд электронное приложение).
Учитель: Ребята, какие чувства испытывал наш народ, оказавшись в таком положении? Что он мог сделать?
В 1257-1259 годах монголы провели на Руси перепись населения. Во все города приехали численники (переписчики). Все жители были переписаны для того, чтобы никто не ушёл от дани. В 1262 году в Ростове, Суздале, Владимире начались народные волнения. Многие баскаки были убиты, остальные изгнаны из городов. Как вы думаете, кто мог защитить народ от угнетения? (князья). Почему? Народ им верил, уважал, у них была дружина, князья были мудрыми.
Русские князья по –разному восприняли установленные порядки. Одни князья пытались сопротивляться и искать союзников в этой борьбе. Другие, наоборот, считали разумным на время подчиниться монголам.
Кто были эти князья?
Задание. Зачитать отрывок. Черниговский князь Михаил Всеволодович, приехав к Батыю, не пожелал пройти монгольский религиозный обряд, за что был зверски убит. И рязанского князя Романа Ольговича, также не предавшего своей веры, ордынцы жестоко казнили. Эти князья-мученики почитаются Русской православной церковью как святые. На северо-востоке сопротивление монголам возглавил младший брат Александра Невского - Андрей Ярославович. Но его постигла неудача. В 1252 году отряды князя Андрея потерпели поражение от карательного отряда ордынца Неврюя – «Неврюева рать». В этом же году ярлык на великое княжение Батый передал Александру Невскому.
Задание. Прочитать отрывок из Жития Александра Невского.
«Батый: « Александр, разве ты не знаешь, что бог покорил мне многие народы? Если хочешь уберечь землю свою, то немедля приходи ко мне, чтобы увидеть славу царства моего». Задумал князь поехать к царю в Орду (подчиниться), и благословил его митрополит Кирилл. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны (против Ливонского Ордена) … и возвратился он со множеством пленников и добычей»
Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский».
Вопросы: Как относился князь Александр Невский к Орде? Какую политику проводил по отношению к ней? Объясните своё отношение к политике князя.
Учитель . Политику Александра Невского можно охарактеризовать как политику подчинения или умиротоворения. Александр Невский - -князь мудрый, предвидел будущее. Понимал, что у него недостаточно сил, чтобы идти войной на монголов. Тем более, что враги были и на Западе. Надо было сохранить на время мир, чтобы уберечь землю от новых разорений.
Вывод: Иногда в конфликтной ситуации нужно идти на уступки даже врагу, чтобы сохранить жизнь другим людям, собрать силы для отпора, успокоить врага.
Что удалось сделать князю:
- Удалось предотвратить разгром городов.
- Орда пошла на уступки – право сбора дани было передано русским князьям
- В результате власть укрепилась
Вывод: Политика Александра Невского оказалась на тот момент более правильной и разумной.
Домашнее задание: параграф 14.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока истории в 6 классе по теме: «Русь и Орда»
Данный урок занимает важное место в системе уроков по теме «Борьба русского народа с иноземными захватчиками». Является уроком получения новых знаний. Урок комбинированный. Сочетает формы работы: фронтальную, групповую (работа в паре), индивидуальную. Инновационные технологии, используемые на уроке: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии. Считаю оптимальным сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.
Цели учебного занятия:
Линия 1. Историческое мышление. Найти доказательства установления государственной зависимости Руси от Золотой Орды. Объяснить, в чём выражалась политическая и экономическая зависимость русских земель от Золотой Орды,
Линия 2.Картина мира в фактах и понятиях.
Выделить особенности монгольского владычества на Руси и процессы взаимовлияния двух цивилизаций.
Линия 3. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Создать условия для осознания не только отрицательного, но и положительного влияния господства Золотой орды над Русью и неуспешности восстаний народа против ордынского владычества.
Дать возможность осознать трудность выбора, сделанного русскими князьями в пользу владычества Золотой орды. Давая оценку деятельности Александра Невского, учитывать экономические, политические и психологические условия того времени.
Задача: способствовать формированию умений характеризовать особенности развития русской земли под властью Золотой Орды.
Планируемые результаты:
- Воспитание умения общаться, уважительное отношение к историческому прошлому монгольского народа.
- Овладение умениями работать с учебной информацией (выделять главное в тексте, характеризовать политику Александра невского по отношению к Золотой Орде, анализировать факты, формулировать выводы)
- Овладение представлениями о политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды, применять исторические понятия для раскрытия событий прошлого.
Основные понятия и термины:
- Повинности
- Баскаки
- Ордынский выход
- Численник
- Ярлык
Ресурсы:
Основные: учебник «История России с древнейших времён до конца ХVI в.», параграф 14,
атлас , с. презентация, слайды электронного приложения «Русь и Золотая Орда», фрагмент кинофильма «Александр. Невская битва» (режиссёр И. Каленов).
Считаю важным на уроке сосредоточить внимание на взаимоотношениях Золотой Орды с русскими князьями, сущности выбора , совершённого исторической личностью (смирение Александра Невского, самого знаменитого и удачливого русского князя-полководца, который отказывается от возможной поддержки католического Запада и выбирает подчинение монголам, становится «побратимом»-данником Бату-хана. Помочь обучающимся понять, что данный путь развития нашей страны не был единственно возможным и скорее всего мало вероятным, но на тот исторический момент наиболее верным. Данный вид деятельности помогает обучающимся осознать значение выбора исторической личностью альтернативы в развитии страны, способствующей её укреплению и процветанию. С этой целью была организована система развивающих заданий по схеме, группировке событий и фактов, анализ документов с решением дискуссионных вопросов, познавательных задач. Ставилась задача: преподнести информацию ярко, необычно, интенсивно, чтобы вызвать эмоционально - оценочное восприятие событий; воспитывать потребность в духовном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «Я» к прошлому и настоящему, формировать чувство ответственности перед будущим. Проблема урока: «Почему русские князья сотрудничали с Золотой Ордой» требовала от обучающихся выдвижением гипотез, предположений, анализа различных исторических источников.
Поставленные цели и задачи урока обусловлены необходимостью воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития подростков в условиях существования разных оценок и суждений по проблеме влияния монгольского нашествия на Русь в исторической и научно-популярной литературе. В них отражаются современные подходы к целям и содержанию школьного исторического образования.
Учебный материал урока, постановка проблемы, выводы по теме, структура и содержание урока соответствуют требованиям к содержанию образовательной области «История». В содержании занятия отражены новые данные исторической науки, современные подходы к анализу и оценкам прошлого, наличие неоднозначных версий и суждений по поводу изучаемых фактов и событий.
Основным источником информации для обучающихся по теме является учебный материал, сведения, полученные из дополнительных источников (словарь, учебная карта).
В ходе разрешения проблемных задач отсутствовали единственные и безапелляционные суждения, допускались разные мнения в оценке исторических событий, тем самым учитель обучал школьников приёмам критического анализа исторических источников.
Учебная работа детей заключалась в постановке и разрешении проблемных ситуаций, в попытке оценить события с позиции критического мышления. Познавательная деятельность была организована на всех этапах урока. Этапы урока были взаимосвязаны, наблюдалась преемственность. Занятие получалось целостным и внутренне логичным.
Урок способствовал формированию картографических знаний и умений при изучении темы, знаний хронологии, фактического материала. Широко использовались наглядные средства обучения для формирования ярких образов исторической эпохи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по истории и информатике в 10 А кл на примере темы «Александр Невский и Золотая Орда»
Данный конспект раскрывает подробный ход интегрированного урока по истории и информатике по теме "Александр Невский и Золотая Орда". На уроке используются разные познавательные задания по информатике ...
Открытый урок по теме: "Русские земли под властью Золотой Орды"
Урок для учащихся 6 класса, изучающих курс истории России с древнейших времен до конца 16 века по учебнику Е.В. Пчелова...
Урок "Русь под властью Золотой Орды"
Урок для 10 класса, по программе это второй урок, отведенный на изучение темы "Ордынское владычество на Руси". На уроке формируются новые знания (представления о последствиях золотоордынск...
Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")
В разработке урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяе...
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...
Методическая разработка урока истории по теме "Золотая Орда" для 6 класса.
Данная методическая разаработка предназначена для проведения урока по курсу Истории России в 6 классе по теме "Золотая Орда". Данный урок проводится в игровой форме путешествия в Золоту...