Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» для 10 класса. Тема: «Русь и Золотая Орда»
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» по теме: «Русь и Золотая Орда». Игра проводится как обобщающий урок по теме или как внеклассное мероприятие. Это позволяет систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся; формировать историческое мышление, рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определять собственное отношение к проблемам прошлого, сравнивать, анализировать, оценивать исторические события; воспитывать гордость за свой народ и его историю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filimon.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» для 10 класса.
Тема: «Русь и Золотая Орда»
Цели: - систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме;
- формировать историческое мышление, рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определять собственное отношение к проблемам прошлого, сравнивать, анализировать, оценивать исторические события;
- воспитывать у школьников гордость за свой народ и его историю.
В игре принимают участие: ведущий, ареопаг (жюри), участники конкурса («умники и умницы») - 3 человека, теоретики, зрители.
Правила:
Выбор дорожки. Перед игрой проводится соревнование между участниками для определения первого, второго и третьего мест.
Игрок, занявший первое место, имеет право на выбор дорожки. После него выбирает дорожку игрок, занявший второе место. Третьему игроку достаётся оставшаяся дорожка
Дорожки:
- красная: без права на ошибку (игрок в случае неверного ответа выбывает из игры), но самая короткая;
- жёлтая: позволяет игроку совершить одну ошибку (после второй игрок выбывает), но путь к финишу становится на один ход длиннее;
- зелёная: позволяет игроку совершить две ошибки, но при этом удлиняется путь к финишу на два хода.
Игрокам по очереди задают вопросы, на которые они должны ответить как можно точнее и полнее. Ареопаг определяет правильность ответов и решает, имеет ли право участник перейти к следующему вопросу. В случае отсутствия ответа, вопрос предлагается теоретикам – ответившему правильно вручается «орден».
Подведение итогов.
Задание для определения мест.
Поручая широкоразведывательные операции на русских землях двум своим известным полководцам Субудаю и Джебе, Чингисхан чётко ориентировал их в существовавшей на Руси политической ситуации. Составьте фразу из предложенных слов, которая раскроет понимание ордынцами всех политических сложностей на русских землях. (хан, кочевье, колчан, Чингисхан, собаки, «конязы», много).
«У руссов много ханов …. и все эти ханы - «конязы» между собой грызутся …. как собаки из разных кочевий. Поэтому разгромить их будет нетрудно. Никто не собрал их «конязей» в один колчан, и нет у них своего Чингисхана».
В. Ян. «Чингисхан
Вопросы для красной дорожки
- Воинам Батыя через сделанный ими пролом в стене удалось ворваться в город, но там сражение разгорелось с новой силой. Лишь когда все заступники, которые еще могли держать оружие, пали, город оказался в руках врага. Русских пленных не оказалось. Горожане погибали, но не сдавались. По приказу Батыя, который не знал на ком выместить свою злобу, русским отрубали головы и складывали в высокую пирамиду, а город был уничтожен. О каком городе идет речь?
(Козельск)
- Боеспособность армии Чингисхана основывалась на общих социальных интересах у воинов-кочевников, на существовании строго соблюдаемой десятеричной системы, на ….
На чем была основана боеспособность армии Чингисхана?
(На многочисленной личной гвардии, которая в случае необходимости могла взять под контроль ту или иную часть монгольского войска)
Вопросы для желтой дорожки
- Рать, насчитывающая более 1 тыс. воинов, не поспешила на помощь союзникам. Русские отбивались три дня, потом поверили монголо-татарам, пообещавшим отпустить их на Родину, сдались и были перебиты. Трое князей подверглись позорной казни: были задавлены досками, поверх которых, постелив ковры, пировали победители. Едва ли десятая часть воинов, выступивших в поход вернулись домой…
О каком событии идет речь?
(Битва на р. Калка)
- В 40-х годах XIII монголо-татары провели перепись населения на Руси. Какие цели она преследовала?
(Определить внутренние ресурсы населения Руси для возможного использования их в военных походах;
организовать упорядоченный сбор дани)
- Обычно нашествие 1237 года называют «нашествием Батыя». Это не точно. Уточните
(Батый был не только ханом улуса Джучи, но и в кокой-то степени
соправителем ханов Каракорума. На Русь двинулось все моноголо-
татарское войско, во главе его туменов стояли почти все принцы
крови)
Вопросы для зелёной дорожки
- Тверская летопись: …послали своих послов, женщину-чародейку и двух татар с ней, к князьям, требуя у них десятого из князей, каждого десятого из людей и коней … и десятой части из всего. Князья решили сражаться с ними, не пуская в свою землю. Вышли они против татар и так ответили послам: «Когда нас всех не будет в живых, то все это ваше будет». Жители, какого княжества так ответили монголо-татарам?
(Жители Рязанского княжества)
- К весне 1380 г. Дипломатическая и военная подготовка с обеих сторон была завершена. Москва могла выжидать, Мамай – нет. Почему?
(1380 г. Должен был стать решающим для Мамая. Исход битвы определял, как
поведут себя Тохтамыш и Тимур)
- …тогда Джебэ и Субудай призвали монаха, умевшего петь песни про битвы богатырей, и медленно пропели ему свое донесение «единственному и величайшему». Они заставили монгола повторить их слова девятью девять раз и затем послали его к Чингисхану в его стоянку…, для охраны гонца было выделено 300 надежных нукеров. Зачем Джебэ и Субудай заставили повторить их слова девятью девять раз?
(Монгольские вожди, не знавшие письменности, чтобы послать важное донесение,
и боясь, что гонец его исказит, составляли его в виде песни, которую гонец
заучивал наизусть. Число 9 у монголов считалось священным)
- Его имя переводится как «выкованный из железа», а титул «царь царей». Этот великий завоеватель сказал: «Впереди моего войска идет страх, а сабли лишь завершают дело». Назовите его имя.
(Чингисхан)
Вопросы для теоретиков
- Каждому монголу еще в раннем детстве передавали знания о родственных связях. Почему?
(Монголы были многоженцами. Чтобы исключить браки между родственниками предавали знания)
- Первый из московских князей, получивший от ордынского хана право на сбор дани?
(Иван Калита)
- Читаем в романе «Чингисхан»: «… Однажды Чингисхан сказал несколько слов своему секретарю… и приказал, чтобы запечатанное письмо повез гонец, увешанный бубенчиками с соколиными перьями на шапке». Почему гонец так выглядел?
(Знак спешности)
- Легендарный русский богатырь, рязанский боярин. В 1237 г. С отрядом воинов героически сражался против монголо-татар в суздальской земле. Убит в бою. О его подвигах рассказывается в «Повести о разорении Рязани Батыем».
(Евпатий Коловрат)
- В романе «Чингисхан» читаем: «…Делая длинные переходы, русские иногда днем останавливались, и всадники ловили кипчакских быков, которые разбредались по весенним лугам. Эти стада были пригнаны по приказу Джебэ. Татарские пастухи охраняли стада, пока не приближались русские и кипчакские воины; тогда пастухи убегали, присоединяясь к татарам. Зачем татары пригнали стада?
(Джебэ делал все, чтобы растянуть силы русских, чтобы ослабить их зоркость, чтобы они на привалах отъедались бычьим мясом и не ожидали грозы).
- О каком событии идет речь в отрывке? «Сошлись оба войска, крепко бились не только оружием, но и в рукопашную убивали друг друга, умирали под конскими копытами, задыхаясь от великой тесноты, ибо невозможно им было уместиться на…. (Куликовская битва 1380 г)
- В романе В. Г. Яна «Чингисхан» читаем: «…А Чингисхан, сощурив злые глаза, все молчал, смотря в одну точку. Затем он повернулся к ожидавшему на коленях писцу и сказал:
- Напиши так: «Ты хотел войны – ты её получишь». Точно очнувшись, Коган выхватил из рук Елю Чу-цая золотую печать, смоченную синей краской, и притиснул её к письму. На пергаменте появился оттиск. Какого цвета была печать на обыкновенных документах?
(Красного)
- Литературный памятник, посвященный Куликовской битве («Задонщина»)
- По мнению некоторых военных историков, этот поход закончившийся битвой при Калке, был глубокой стратегической разведкой для подготовки намеченного Чингисханом вторжения монголов в Восточную Европу. Этот поход был предпринят Батыем в 1327 г. Причем главным военным советником и руководителем этого похода был человек, сделавший указанную разведку. О ком идет речь?
(Субудай – багатур)
- В детстве его звали Варфоломеем. Он решил посвятить свою жизнь Богу, поэтому ему было дано новое имя. Был уверен в победе на Куликовом поле. Это он благословил князя Дмитрия на битву и отпустил туда двух богатырей – Пересвета и Ослябю. (Сергей Радонежский.)
- «Ясы Чингисхана», «Яса», «Ясак». О чем речь?
Сборник записанных постановлений и изречений Чингисхана, долго
служивший для монголов кодексом законов. Теперь «Яса»
совершенно забыта, и от неё сохранились незначительные отрывки)
- Монголы беспощадно уничтожали города, не говоря уже о крестьянских поселениях. Жители некоторых городов, в отличие от Владимира и Козельска, откупались от кочевников, отдавая тем лошадей, продовольствие и каждую десятую женщину. Из летописи известен случай, как одна деревня, жители которой сотрудничали с врагами была переименована в… Как стала называться деревня?
(Поганкино)
- Какова традиционная ордынская тактика ведения боя?
(- дезориентация противника путем имитации якобы беспорядочного отступления монгольских войск;
- провоцирование перехода противника в контрнаступление;
- организация окружения армии, оказавшейся таким образом в ловушке)
- Разрушенные и сожженные монгольскими завоевателями города, через какое-то время, восстав из пепла, возродились, и вновь там кипела и била ключом жизнь. Иные города подвергались нападению и разорению монголов неоднократно: Переславль-Залесский – 4 раза, Муром, Суздаль, Рязань – 3 раза, Владимир 2 раза. Но иные города Батыево нашествие и последующих ордынских ханов не затронули.
Они платили дань, местное население уцелело. Какие русские города избежали разорения?
( Смоленск, Великий Новгород, Псков, Изборск, Брянск, Великий Устюг.
Почти 50 городов из 74 превратились в руины, причем 14 из них так и не возродились)
- 1378 г. Бегич остановился перед Вожей, не решаясь вступить в бой. На противоположном берегу Вожи, в отдалении от реки, неколебимо стоял строй пеших воинов. Старый искушенный во многих битвах воин и темник понимал, что этот пеший строй в поле страшнее городского острога. Почему пеший строй на берегу реки Вожжи испугал Бегича?
(Воины, облаченные в кольчуги, прикрытые щитами, со склоненными
копьями были страшнее городского острога.)
- Ордынец умел поражать цель стрелой на скаку, сбивал птицу на лету, зверя на бегу. Как ордынцы учились этому мастерству и сколько приблизительно лет надо, чтобы овладеть ордынским мастерством?
(Приблизительно 20 лет, приучали с малолетства)
17. Чиновники монгольского хана, ведавшие сбором дани и учетом населения в завоеванных землях. Имели военные отряды, с помощью которых подавляли выступления коренного населения против монголо-татарского ига. На Руси они появились с середины XIII в.. В начале XIV в. в связи с усилением борьбы угнетенных народов ханы были вынуждены прекратить их посылку на Русь. О каких чиновниках здесь говориться?
(Баскаки)
Герой Куликовской битвы, монах Троице-Сергиева монастыря; его поединок с татарским богатырем Темир-Мурзой в котором оба погибли, стал сигналом к началу сражения. (Пересвет Александр)
- Монголы брали в плен молодых и здоровых. Для чего их брали в плен?
(Их связывали веревками и посылали заваливать рвы возле крепостей своими телами, гнали на стены под кипящую смолу и стрелы)
- О ком идет речь? Великий князь московский и владимирский,
возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-
татарских завоевателей, проявил выдающийся полководческий талант.
(Дмитрий Донской)
20. Джучиев Улус, Дегит-и Кипчак, Бария-тель Баракат, страна Узбека, Ак Урда, Алтын Урда. Какое государство скрывается под этими названиями?
(Золотая Орда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСТОРИЯ 6 класс Тема: Русь и Золотая Орда
6 класс, учебник А.А.Данилова «История. Россия с древнейших времен до конца VII века», изд. «Просвещение», СФЕРЫ. На уроке учащиеся определяют процесс складывания отношений между Золотой О...
Русь и Золотая Орда
Презентация содержит краткий материал о Руси и Золотой Орде...
Русь и Золотая Орда
Данная работа является методической разработкой урока по предмету история в 6 классе. Разработка включает в себя архив Win Rar, в который входят: технологическая карта урока и презентация к уроку по У...
Урок по теме "Русь и Золотая Орда"
Цели урока по линиям развития личности: Линия 1. Историческое мышление. Найти доказательства установления государственной зависимости Руси от Золотой Орды. Объяснить, в чём выражал...
Урок по теме "Русь и Золотая Орда" 6 класс
Разработка урока по теме "Русь и Золотая Орда" к учебнику Данилова, Косулиной 6 класс...
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...
Игра Русь и Золотая Орда
Настольная игра рассчитана на закрепление знаний по теме Наше государство и Золотая Орда. Позволяет выявить и развить организаторские способности учеников....