Русь и Золотая Орда
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Митракова Екатерина Михайловна

Данная работа является методической разработкой урока по предмету история в 6 классе. Разработка включает в себя архив Win Rar, в который входят: технологическая карта урока и презентация к уроку по УМК А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История Отечества с древнейших времен до конца 16 века» ( Просвещение, 2012). Презентация «Русь и Золотая Орда» используется в течение всего урока, в технологической карте в ходе урока указана последовательность применения презентации. Минимальное программное обеспечение для использования данного материала: Microsoft Word 2007, Microsoft Power Point 2007, программа – архиватор Win Rar.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_i_zolotaya_orda.rar889.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Русь и Золотая Орда»

Класс: 6

Курс: история России

УМК: А.А.Данилов, Л.Г., Косулина. История Отечества с древнейших времен до конца 16 век, - М.:Просвещение, 2012. – 272 с.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карта «Борьба Руси с иноземными захватчиками, 13 век», учебник, атлас

Цель: ученик научится объяснять, в чем выражалась политическая и экономическая зависимость русских земель от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против завоевателей; раскрывать, каковы были последствия ордынского владычества.

Задача: способствовать формированию умений характеризовать особенности развития русской земли под властью Золотой Орды.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Осознание своей этнической принадлежности
  2. Формирование основ социально-критического мышления

Метапредметные:

  1. Умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи,
  2. Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщений,  установления аналогий
  3. Умение строить причинно-следственные связи, строить логические умозаключения,
  4. Умение преобразовывать текст в знаково-символические средства для решения учебных и познавательных задач
  5. Смысловое чтение, усвоение его содержания, поиска информации на основе следующих операций - выделение основной идеи, причинно-следственной и логической связи описываемых событий

Предметные:

  1. Характеризовать взаимодействие Руси и Золотой Орды,
  2. Выявлять формы вассальной зависимости Руси из исторических источников,
  3. Называть характерные черты зависимости Руси от Золотой Орды
  4. Характеризовать повинности русского населения
  5. Устанавливать последовательность событий
  6. Излагать суждения о причинах борьбы русского народа против Орды и о последствиях для Руси зависимости от монгол.

Основные термины и понятия:

•        повинности

•        ярлык

•        баскаки

•        ордынский выход

•        численник

Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте. Ребята,  сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Улыбнитесь  друг другу,  пожелайте  себе хорошей работы на уроке.

II.Актуализация знаний

Ребята, скажите, в каком положении находилось Древнерусское государство в 13 веке? Какие события происходили?

(ответы учащихся: нападение монгол, борьба с немецкими и шведскими рыцарями).

Я предлагаю вам заполнить пропуски в таблице, чтобы проверить, как хорошо вы помните материал предыдущих уроков  (слайд 1)

III.Определение цели урока.

Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока «Русь и Золотая Орда».  Как вы  думаете, о чем мы с вами сегодня узнаем? (сайд 2)

Историки до сих пор ведут дискуссии по проблеме влияния ордынского владычества на экономическую, политическую жизнь русского народа. Почему ведутся споры по этому вопросу?(одни историки утверждают, что монгольское влияние на Русь было только отрицательное. Другие утверждают, что были и отрицательные и положительные моменты)

 Исходя из этих рассуждений,  попробуйте определить цель нашего урока -   Какое влияние ордынское иго оказало на  жизнь русского народа? (слайд 3)

IV. Изучение нового материала.

Учитель. Итак, что же  представляла собой Золотая Орда?  (рассказ учителя о формировании государства Золотая Орда) (слайды 4,5)

1. Работа с картой  по вопросам:

- найдите и покажите  территорию Золотой Орды и ее столицу (земли волжских болгар, половецкую степь, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, часть Средней Азии);

- на какой реке  располагалась столица Сарай-Бату  (Волга)

Послушаем еще некоторые интересные факты об этом государстве – сообщение ученика

- определите по карте, входила ли Русь в состав Золотой Орды, докажите (разные границы).

Ребята, если Русь не входила в состав Золотой Орды, то какие же отношения складывались между этими государствами? (предположения детей)

Учитель: Древнерусское государство не вошло в состав Золотой Орды, но это не значит, что оно осталось свободным. Монголы установили над Древнерусским государством власть, сделав его вассальным государством.

 Что означает понятие вассальное государство. (Вассальное государство — государство, находящееся в подчинении другому государству, но сохраняющее своего правителя или в вассальной зависимости) – запись в тетрадь.

Что значит находиться в подчинении,  в зависимости? (предположения учащихся).

Учитель: Русь находилась в зависимости от Орды и поэтому несла определённые повинности в пользе монгол. (слайд 6, 7)

Попытайтесь определить характер данных повинностей, какие из них были экономическими, а какие политическими?

2.Работа с текстом. (слайд 8)

О какой форме зависимости рассказывает современник?

  1. Самостоятельная индивидуальная работа с текстом учебника

Учитель: Как вы думаете, могли русские люди спокойно воспринимать свою зависимость от Золотой Орды?

О том, как русские земли боролись против монгол вы узнаете, прочитав учебник на с.125-126 и составив таблицу «Борьба русского народа против ордынского владычества»  (слайд 10). После заполнения таблицы. Подумайте о причинах, подтолкнувших русский народ на борьбу,  почему она не имела успеха?

  1. Работа в парах

А сейчас, в парах прочитайте текст о последствиях ордынского владычества (с.126) и определите  какие из них были положительные, а какие отрицательные. (слайд 11)

  1. Работа с историческими документами (в группах)

Учитель: у вас в учебнике есть документы той эпохи, прочитайте и в группах попытайтесь ответить на поставленные вопросы. ( слайд 12)

V.Рефлексия деятельности (итог урока).

Вопросы (слайд 13):

1.Что такое Золотая Орда?

2.Какие отношения складывались между Русью и Золотой Ордой?

3.В каких условиях жили русские люди под властью Орды?

И главный вопрос урока: Какое влияние ордынское иго оказало на  жизнь русского народа? Только ли отрицательное?

Формирование собственного оценочного суждения (слайд 14)

Учитель: а теперь, каждому я предлагаю написать синквейн по теме «Владычество Золотой Орды». Какую мысль или вывод лично для  себя вы запомнили, чтобы использовать в жизни?

VI. Домашнее задание. (слайд 15)

Учебник: § 14,  составить кроссворд по теме «Русь и Золотая Орда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСТОРИЯ 6 класс Тема: Русь и Золотая Орда

6 класс, учебник А.А.Данилова «История. Россия с древнейших времен до конца VII века», изд. «Просвещение», СФЕРЫ. На уроке учащиеся определяют  процесс складывания отношений между Золотой О...

Русь и Золотая Орда

Презентация содержит краткий материал о  Руси и Золотой Орде...

Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» для 10 класса. Тема: «Русь и Золотая Орда»

Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» по теме: «Русь и Золотая Орда». Игра проводится как обобщающий урок по теме или как внеклассное мероприятие. Это позволяет систематизировать, обобщить и за...

Урок по теме "Русь и Золотая Орда"

Цели урока по линиям развития личности: Линия 1.  Историческое мышление.  Найти доказательства установления государственной зависимости Руси  от Золотой Орды. Объяснить, в чём выражал...

Урок по теме "Русь и Золотая Орда" 6 класс

Разработка урока по теме "Русь и Золотая Орда" к учебнику Данилова, Косулиной 6 класс...

Урок по истории с использованием технологии проектного обучения "Русь и Золотая Орда"

Урок изучается в рамках курса "История Росии с древнейших времен до XVI века" и предполагает возможность использования технологии проектного обучения для изучения нового материала...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...