рабочая программа кружка история сар края 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа кружка история сар края 10 | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка.
Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.
Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно – исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего.
Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.
Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл кружка «Краеведение. История Саратовского края».
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
В общей направленности:
- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, села, рачительных хозяев;
- выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
В содержании:
- изложение содержания с территориально – хронологических позиций;
понимание краеведения как курса, позволяющего учащегося увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир.
В организации:
- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио – и визуальных материалов, средств масс – медиа, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии и туристические походы.
Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью Саратовского края.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно – ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- позитивно – сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально – экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Срок реализации программы: 2011 – 2012 учебный год
Программа рассчитана на учащихся 7 – 9 классов
Формы и режим занятий:
Данная программа рассчитана на 1 год и составляет 35 часа учебного времени. Занятия проводятся в одновозрастных группах в режиме – 1 занятие в неделю.
Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально – групповая.
Формы занятий:
- Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
- Викторина;
- Индивидуальная самостоятельная работа;
- Консультация
Формами подведения итогов реализации программы являются:
1. Защита проектных выпускных работ, организованная в форме конкурса между учениками класса;
2. Викторина «Знаешь ли ты свой край».
II. Учебно – тематический план.
№ | Содержание учебного материала | Сроки проведения | Количество часов |
1 | Введение в предмет «Краеведение» Что изучает краеведение? Виртуальная экскурсия по Саратову | Сентябрь 1 – я неделя | 1 |
2 | Геральдика нашего края. Геральдика Советского района. | 2 – я неделя | 1 |
3 | Древний человек на территории края. Древнейшее прошлое Приволжья | 3 – я неделя | 1 |
4 | Следы пребывания Золотой Орды в Поволжье. | 4 – я неделя | 1 |
5 | Основание Саратова. | Октябрь 1 – я неделя | 1 |
6 | Левобережный Саратов. | 2 – я неделя | 1 |
7 | Степан Разин в Поволжье. | 3 – я неделя | 1 |
8 | Пугачев на земле Саратовской. | 4 – я неделя | 1 |
9 | Образование Саратовской губернии. | Ноябрь 1 – я неделя | 1 |
10 | Саратовская губерния в войне 1812 года. | 2 – я неделя | 1 |
11 | Саратовцы – декабристы. | 3 – я неделя | 1 |
12 | Вклад иностранных поселенцев в хозяйственное развитие края в XIX веке. | 4 – я неделя | 1 |
13 | Саратов в начале XX века. | Декабрь 1 – я неделя | 1 |
14 | Саратовский край в годы Первой Мировой войны. | 2 – я неделя | 1 |
15 | Культура Саратовского края в XVIII – XIX вв. | 3 – я неделя | 1 |
16 | Саратовский край в годы первой русской революции. | 4 – я неделя | 1 |
17 | Саратовский край между двумя революциями. | Январь 2 – я неделя | 1 |
18 | Саратовский край в годы Великой Отечественной войны. | 3 – я неделя | 1 |
19 | Судьба немцев Поволжья. | 4 – я неделя | 1 |
20 | Саратовский край в послевоенные годы. | Февраль 1 – я неделя | 1 |
21 | Города Саратовской области. | 2 – я неделя | 1 |
22 | Саратовские просторы. | 3 – я неделя | 1 |
23 | Этнография Приволжских земель. | 4 – я неделя | 1 |
24 | Деревни нашего края | Март 1 – я неделя | 1 |
25 | Легенды нашего края. | 2 – я неделя | 1 |
26 | Великие стройки на берегах Волги. | 3 – я неделя | 1 |
27 | Улицы города. | 4 – я неделя | 1 |
28 | Современный облик города. | Апрель 1 – я неделя | 1 |
29 | Храмы Саратова. | 2 – я неделя | 1 |
30 | Гербы районов Саратовской области. | 3 – я неделя | 1 |
31 | Советский район на карте Саратовской области. | 4 – я неделя | 1 |
32 | Природа родного края. | Май 1 – я неделя | 1 |
33 | Загадочный мир названий. Поле чудес «Топонимы нашего края» | 2 – я неделя | 1 |
34 | Викторина «Знаешь ли ты свой город?» | 3 – я неделя | 1 |
35 | Защита проекта «Народы Поволжья» | 4 – я неделя | 1 |
Итого: | 35 |
IV. Содержание программы
1. Вводное занятие. Введение в предмет «Краеведение» Что изучает краеведение? Виртуальная экскурсия по Саратову. 1 час
2. Геральдика нашего края. Геральдика Советского района. 1 час
3. Древний человек на территории края. Древнейшее прошлое Приволжья. 1 час
4. Следы пребывания Золотой Орды в Поволжье. 1 час
5. Основание Саратова. 1 час
6. Левобережный Саратов. 1 час
7. Степан Разин в Поволжье. 1 час
8. Пугачев на земле Саратовской. 1 час
9. Образование Саратовской губернии. 1 час
10. Саратовская губерния в войне 1812 года. 1 час
11. Саратовцы – декабристы. 1 час
12. Вклад иностранных поселенцев в хозяйственное развитие края в XIX веке. 1 час
13. Саратов в начале XX века. 1 час
14. Саратовский край в годы Первой Мировой войны. 1 час
15. Культура Саратовского края в XVIII – XIX вв. 1 час
16. Саратовский край в годы первой русской революции. 1 час
17. Саратовский край между двумя революциями. 1 час
18. Саратовский край в годы Великой Отечественной войны. 1 час
19. Судьба немцев Поволжья. 1 час
20. Саратовский край в послевоенные годы. 1 час
21. Города Саратовской области. 1 час
22. Саратовские просторы. 1 час
23. Этнография Приволжских земель. 1 час
24. Деревни нашего края. 1 час
25. Легенды нашего края. 1 час
26. Великие стройки на берегах Волги. 1 час
27. Улицы города. 1 час
28. Современный облик города. 1 час
29. Храмы Саратова. 1 час
30. Гербы районов Саратовской области. 1 час
31. Советский район на карте Саратовской области. 1 час
32. Природа родного края. 1 час
33. Загадочный мир названий. Поле чудес «Топонимы нашего края». 1 час
34. Викторина «Знаешь ли ты свой город?». 1 час
35. Защита проекта «Народы Поволжья». 1 час
Итого: 35 часов.
V. Требования к уровню подготовки учащихся. Предполагаемые результаты освоения программы.
В ходе изучения курса «Краеведение. История Саратовского края» у учащиеся должны сформироваться:
- знания основных дат и событий истории Саратовского края;
- знания об истории основания Саратова и Саратовской губернии;
- знания о развитии края с древности до наших дней;
- знания важнейших достижений культуры и системы ценностей Саратовского края;
- знания культуры народов края, конфессии;
- умения высказывать собственные суждения об историческом наследии народов Саратовского края;
- умения использовать знания об историческом пути и традициях народов Саратовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- умения определять приблизительный возраст архитектурных памятников;
- умения ориентироваться в специфике различных наций и народностей, конфессий, представленных в нашем регионе;
- умения объяснять смысл изученных исторических событий и явлений;
- умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, касающихся различных периодов истории края.
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации
VI. Учебно – методическое обеспечение.
1. Булычев М.В. Воронежцев А.В. История Саратовского края, Саратов. 1996 г.
2. Кравцов В.М. Край родной, навек любимый. – Саратов, «Аквариус», 2003 г.
3. Хреков А.А. Древности Прихоперья. Балашов, 2004 г.
4. Гусков З.Е., Дзякович Г.А., Петров Б.Л. Твои четыре город Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1990
5. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зеленый остров. Серый ключ. Красная речка. Саратов. Приволж. кн. изд – во, 1991
6. Худяков Д.С. Земля Саратовская. Несколько портретов на фоне истории Поволжья. Саратов. Соотечественник, 1998.
7. Вардугин В.И., В.Б. Герасимов, М.В. Коптилкин. Черты Саратовской губернии. Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1997
8. Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. Исторический очерк. – Саратов, 1976.
9. Ванчинов Д.П., Данилов В.Н., Ченакал Д.Д. Трудящиеся Поволжья – фронту: Оборонно – массовая работа в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. – Саратов, 1984
10. Ванчинов Д.П. Шабанов Н.И., Саратов – прифронтовой город (1941 – 1945) – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1985
11. Максимов Е. Два века губернии. Саратовский край из прошлого в настоящее. Саратов: Кадр, 1997
12. Женщины Саратовской области в Отечественной войне. Саратовское кн. изд – во, 1945
13. Ильин Б.И. Трудящиеся Саратовской области в борьбе за коренной перелом в ходе Великой Отечественной войне. – Саратов, 1950
14. Казаков А.П. Вклад саратовцев в дело победы советского народа Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. – Саратов, 1970
15. Кублицкий З.Г. На Волге широкой. М.: Советская Россия, 1986
16. Кононов В.С. Полувековой путь саратовской оборонной организации. – Саратов, 1979
17. Левин И.С. Грозные годы. – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1984
18. Малинин Г.А. Саратов: Очерк – путеводитель. – 2 – е издательство. – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1980
19. Палькин Н.Е. Город волжской судьбы. – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1990
20. Разгонов С.Н. Саратов – столица Поволжья. // Памятники Отечества – М.: Красный пролетарий, 1999. №39, 40
21. Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1968
22. Саратовская область. Историко – экономический очерк. – Саратов, 1947.
23. Саратовская область за 40 лет. – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1957
24. Саратовская область за 50 лет. – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1967
25. Саратовской губернии черты. Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1997
26. Фролов Ф.Д. Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну. – Саратов, 1972
27. Ченакал Д.Д. Военное небо Поволжья. Противоздушная оборона Поволжья в годы Великой Отечественной войны. – Саратов: изд – во СГУ, 1986.
28. Энциклопедия Саратовского края. / Под. редакцией А.И. Авруса. Саратов: Приволж. кн. изд – во, 2002
29. Яшин А.И., Валеев В.Х. Сто страниц о Саратове. Саратов: Коммунист, 1990.
30. Саратовская область за 70 лет. – Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1987
31. Степанов И.М. Военные годы Поволжья. Учебное пособие по истории края. – Саратов: изд – во СГУ, 1980.
32. Сборник // Краеведческие чтения/под. ред. В.Н. Данилова – Саратовский областной музей краеведения. Саратовский гос. университет, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Топонимы родного края"
Методическая разработка кружка по краеведению. Топонимы - различные географические названия. Программа расчитана на 1 год обучения для средних классов....
Рабочая программа кружка "О любимом крае на английском"
Данная рабочая программа предназначена для работы во внеурочное время ( кружок, факультатив) с учащимися 2-5 классов. Программа основана на материале о Хабаровском крае....
Программа кружка "История Саратовского края"
Программа кружка "История Саратовского края"...
Рабочая программа кружка "Летопись родного края"
В рабочей программе рассматривается процесс привлечения учащихся к декоративно-прикладному искусству Кубани, рассказывает обыте и жизни казаков....
рабочая программа кружка "История родного края"
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возр...
Рабочая программа кружка "История родного края"
Рабочая программа дополнительного образования "История родного края" возраст 12-13 лет...
Рабочая программа кружка "Наследие Нижегородского края", 7 класс
Данный материал пригодится при разработке программ кружка по краеведению....