Рабочая программа кружка "Наследие Нижегородского края", 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс)
Данный материал пригодится при разработке программ кружка по краеведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_nasledie_nizhegorodskogo_kraya_.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному курсу
«Наследие Нижегородского края»
для 7-х классов
Г. Нижний Новгород
2022-2023 уч.год
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года, на основе авторской программы курса истории Нижегородского края с древнейших времен до наших дней для 6-10 классов общеобразовательных организаций авторов В.К. Романовского, Ф.А. Слезнева. Б.Л. Гинзбург, Э.С. Иткин (НИРО).
Учебный курс «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» предназначен для учащихся 7-х классов общеобразовательных организация и рассчитан на 27 часов учебного времени (1 час в неделю).
Цель учебного курса – формирование систематических знаний по нижегородской истории как неотъемлемой части истории Отечества, воспитание у подрастающего поколения базовых национальных ценностей, уважения к истории. Культуре, традициям родного края и малой родины, формирование региональной и гражданской российской идентичности.
Основные задачи учебного курса:
- раскрыть основные этапы, ведущие тенденции, ключевые события истории родного края в ее неразрывной связи с общероссийской историей;
- способствовать развитию и воспитанию личности учащихся, способных к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего родного края и малой родины, активно и творчески применяющих исторические знания в учебной и социальной деятельности;
- показать достижения предшествующих поколений нижегородцев, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;
- способствовать осмыслению роли Нижегородского края в истории России, выявлению особенных черт в развитии Нижегородчины;
- содействовать формированию интереса учащихся к истории родного края, к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;
- помочь учащимся закреплять умения и навыки самостоятельно адаптировать и оценивать исторические события и явления, аргументировать свои суждения, опираясь на знание региональной истории;
- создать условия для приобретения опыта разнообразной деятельности (коллективной и индивидуальной). Опыта вовлечения в самостоятельную исследовательскую работу, активного участия в деятельности школьных музеев, в разнообразных историко-краеведческих проектах;
- содействовать укреплению преемственности и связи поколений на материалах истории, культуры и духовного богатства родного края.
Планируемые результаты
Результатом изучения учебного курса «История Нижегородского края» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать основные периоды нижегородской истории, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий нижегородской истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий в истории Нижегородского края.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место. Обстоятельства. Участников, результаты важнейших исторических событий в нижегородской истории;
- группировать (классифицировать) факты родной истории по различным признакам.
Работа с историческими источниками (вещественными, письменными, устными и т.д.):
- читать историческую карту, уметь находить на ней местоположение и границы Нижегородского края в разные исторические эпохи;
- искать необходимую информацию в разных источниках;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических, общественно-политических, социально-экономических и культурных событиях нижегородской истории, их участниках;
- характеризовать исторических события, факты, явления нижегородской истории, основные этапы истории родного края с древности до современности;
- на основе текста и иллюстраций учебных пособий. А также дополнительного материала составлять описание материальных, письменных объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
- различать факт и его описание;
- соотносить единичные исторические факты, общие явления, традиции и тенденции нижегородской истории;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений из истории Нижегородского края;
- раскрывать смысл и значение важнейших терминов и понятий, связанных с нижегородской историей, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах, следствиях и значении исторических событий Нижегородского края.
Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, связанных с историей Нижегородского края, отраженных в учебной литературе;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям нижегородской истории.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять знания учебного курса для раскрытия причин и оценки сущности современных событий России и мира;
- использовать знание нижегородской истории в общении со сверстниками и другими социальными группами в школе и внешкольной жизни как основу для диалога и формирования коммуникативной среду;
- способствовать сохранению исторических и культурных памятников Нижегородской земли.
Содержание учебного курса «Наследие Нижегородского края»
Часть 1
История Нижегородского края с древнейших времен до конца XV века.
Введение
Раздел 1. Древние жители Нижегородского края
Нижегородская земля в первобытную эпоху. Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле. Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края. Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли.
Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII века
Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском
Городец на Волге в конце XII – начале XIII века
Основатель Нижнего Новгорода – князь Юрий Всеволодович
Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия
Юрий Всеволодович и монгольское нашествие
Александр Невский в истории Нижегородского края
Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII – начале XV века
Нижегородские земли во второй половине XIII – первой половине XIV века
Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341-1392 гг.)
Нижегородские земли в составе Московского княжества (конец XIV – первая половина XV века)
Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI)
Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII – XV веках
Духовная культура Нижегородского Поволжья
Материальная культура Нижегородской земли
Часть 2
История Нижегородского края XVI-XVII века.
Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век)
Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века
Нижегородский край в системе обороны Русского государства
Раздел 2. Смута и Нижегородский край в начале XVII века
Нижегородский край в начале смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601-1607гг.)
Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608-1611 гг.
Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611г.)
Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612-1613гг.)
Патриоты земли русской – Минин и Пожарский
Места исторической памяти Нижегородского ополчения в Нижнем Новгороде
Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых
Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века и управление ими
Социальный и этнонациональный состав населения Нижегородского края
Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода
Промышленно-торговые центры Нижегородского края
Макарьев-Желтоводский монастырь и начальная история Макарьевской ярмарки
Нижегородский край и церковный раскол
Нижегородский край и народные волнения в 1660-е-1670-е гг.
Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI-XVII веках
Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI веке
Распространение грамотности и письменности в крае
Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке
Средневековый Нижний Новгород. Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в XVII веке
Тематическое планирование
№ урока п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Древние жители Нижегородского края Введение. Нижегородская земля в первобытную эпоху. Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле | 1 |
2 | Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края. Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли | 1 |
3 | Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII века Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском. Городец на Волге в конце XII–начале XIII века | 1 |
4 | Основатель Нижнего Новгорода – князь Юрий Всеволодович | 1 |
5 | Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия Юрий Всеволодович и монгольское нашествие. Александр Невский в истории Нижегородского края | 1 |
6 | Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII – начале XV века Нижегородские земли во второй половине XIII – первой половине XIVвека | 1 |
7 | Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341-1392 гг.) | 1 |
8 | Нижегородские земли в составе Московского княжества (конец XIV–первая половина XV века) | 1 |
9 | Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI) | 1 |
10 | Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII – XV веках Духовная и материальная культура Нижегородского Поволжья | 1 |
История Нижегородского края XVI-XVII века. | ||
11 | Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век)Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века | 1 |
12 | Нижегородский край в системе обороны Русского государства | 1 |
13 | Раздел 2. Смута и Нижегородский край в начале XVII века Нижегородский край в начале смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601-1607гг.) | 1 |
14 | Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608-1611 гг. | 1 |
15 | Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611г.) | 1 |
16 | Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612-1613гг.). Патриоты земли русской – Минин и Пожарский | 1 |
17 | Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века и управление ими. Социальный и этнонациональный состав населения Нижегородского края | 1 |
18 | Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода. | 1 |
19 | Промышленно-торговые центры Нижегородского края | 1 |
20 | Макарьев-Желтоводский монастырь и начальная история Макарьевской ярмарки | 1 |
21 | Нижегородский край и церковный раскол | 1 |
22 | Нижегородский край и народные волнения в 1660-е-1670-е гг. | 1 |
23 | Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI-XVII веках Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI веке | 1 |
24 | Распространение грамотности и письменности в крае. | 1 |
25 | Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке | 1 |
26 | Средневековый Нижний Новгород. | 1 |
27 | Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в XVII веке | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа История Красноярского края 8 класс
Рабочая программа по учебному предмету «История Красноярского края» в 8 классе составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента гос...
Рабочая программа факультатива Оренбургский край в русской литературе
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературного краеведения в 9 классе и составлена на основе Программы регионального компонента литературного образования уч...
Рабочая программа кружка "Мой край"
Пояснительная записка к программе, тематическое планирование....
Рабочая программа "Экология Алтайского края"
Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...
Рабочая программа "История родного края", 5 класс
Рабочая программа дополнительного образования "История родного края". План краеведческой работы с учащимися 5 класса.Краеведческая работа предполагает изучение особенностей истории Саратов...
Рабочая программа истории Нижегородского края 6-9 классы.
Актуальность изучения региональной истории. Общая характеристика учебного курса «История Нижегородского края». Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образо...