Рабочая программа кружка "Наследие Нижегородского края", 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс)

Хозычева Елена Ивановна

Данный материал пригодится при разработке программ кружка по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_nasledie_nizhegorodskogo_kraya_.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному курсу

«Наследие Нижегородского края»

для 7-х классов

Г. Нижний Новгород

2022-2023 уч.год

Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года, на основе авторской программы курса истории Нижегородского края с древнейших времен до наших дней для 6-10 классов общеобразовательных организаций авторов В.К. Романовского, Ф.А. Слезнева. Б.Л. Гинзбург, Э.С. Иткин  (НИРО).

Учебный курс «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней»  предназначен для учащихся 7-х классов общеобразовательных организация и рассчитан на 27 часов учебного времени (1 час в неделю).

Цель учебного курса – формирование систематических знаний по нижегородской истории как неотъемлемой части истории Отечества, воспитание у подрастающего поколения базовых национальных ценностей, уважения к истории. Культуре, традициям родного края и малой родины, формирование региональной и гражданской российской идентичности.

Основные задачи учебного курса:

- раскрыть основные этапы, ведущие тенденции, ключевые события истории родного края в ее неразрывной связи с общероссийской историей;

- способствовать развитию и воспитанию личности учащихся, способных к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего родного края и малой родины, активно и творчески применяющих исторические знания в учебной и социальной деятельности;

- показать достижения предшествующих поколений нижегородцев, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;

- способствовать осмыслению роли Нижегородского края в истории России, выявлению особенных черт в развитии Нижегородчины;

- содействовать формированию интереса учащихся к истории родного края, к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;

- помочь учащимся закреплять умения и навыки самостоятельно адаптировать и оценивать исторические события и явления, аргументировать свои суждения, опираясь на знание региональной истории;

- создать условия для приобретения опыта разнообразной деятельности (коллективной и индивидуальной). Опыта вовлечения в самостоятельную исследовательскую работу, активного участия в деятельности школьных музеев, в разнообразных историко-краеведческих проектах;

- содействовать укреплению преемственности и связи поколений на материалах истории, культуры и духовного богатства родного края.

Планируемые результаты

Результатом изучения учебного курса «История Нижегородского края» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать основные периоды нижегородской истории, ключевые социально-экономические процессы, а также даты важнейших событий нижегородской истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий в истории Нижегородского края.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место. Обстоятельства. Участников, результаты важнейших исторических событий в нижегородской истории;

- группировать (классифицировать) факты родной истории по различным признакам.

Работа с историческими источниками (вещественными, письменными, устными и т.д.):

- читать историческую карту, уметь находить на ней местоположение и границы Нижегородского края в разные исторические эпохи;

- искать необходимую информацию в разных источниках;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических, общественно-политических, социально-экономических и культурных событиях нижегородской истории, их участниках;

- характеризовать исторических события, факты, явления нижегородской истории, основные этапы истории родного края с древности до современности;

- на основе текста и иллюстраций учебных пособий. А также дополнительного материала составлять описание материальных, письменных объектов, памятников.

Анализ, объяснение:

 - различать факт и его описание;

- соотносить единичные исторические факты, общие явления, традиции и тенденции нижегородской истории;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений из истории Нижегородского края;

- раскрывать смысл и значение важнейших терминов и понятий, связанных с нижегородской историей, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах, следствиях и значении исторических событий Нижегородского края.

Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, связанных с историей Нижегородского края, отраженных в учебной литературе;

- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям нижегородской истории.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять знания учебного курса для раскрытия причин и оценки сущности современных событий России и мира;

- использовать знание нижегородской истории в общении со сверстниками и другими социальными группами в школе и внешкольной жизни как основу для диалога и формирования коммуникативной среду;

- способствовать сохранению исторических и культурных памятников Нижегородской земли.

Содержание учебного курса «Наследие Нижегородского края»

Часть 1

История Нижегородского края с древнейших времен до конца XV века.

Введение

Раздел 1. Древние жители Нижегородского края

Нижегородская земля в первобытную эпоху. Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле. Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края. Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли.

Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII века

Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском

Городец на Волге в конце XII – начале XIII века

Основатель Нижнего Новгорода – князь Юрий Всеволодович

Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия

Юрий Всеволодович и монгольское нашествие

Александр Невский в истории Нижегородского края

Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII – начале XV века

Нижегородские земли во второй половине XIII – первой половине XIV века

Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341-1392 гг.)

Нижегородские земли в составе Московского княжества (конец XIV – первая половина XV века)

Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI)

Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII – XV веках

Духовная культура Нижегородского Поволжья

Материальная культура Нижегородской земли

Часть 2

История Нижегородского края XVI-XVII века.

Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век)

Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века

Нижегородский край в системе обороны Русского государства

Раздел 2. Смута и Нижегородский край в начале XVII века

Нижегородский край в начале смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601-1607гг.)

Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608-1611 гг.

Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611г.)

Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612-1613гг.)

Патриоты земли русской – Минин и Пожарский

Места исторической памяти Нижегородского ополчения в Нижнем Новгороде

Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых

Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века и управление ими

Социальный и этнонациональный состав населения Нижегородского края

Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода

Промышленно-торговые центры Нижегородского края

Макарьев-Желтоводский монастырь и начальная история Макарьевской ярмарки

Нижегородский край и церковный раскол

Нижегородский край и народные волнения в 1660-е-1670-е гг.

Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI-XVII веках

Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI веке

Распространение грамотности и письменности в крае

Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке

Средневековый Нижний Новгород. Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в XVII веке

Тематическое планирование

№ урока п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Раздел 1. Древние жители Нижегородского края Введение. Нижегородская земля в первобытную эпоху. Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле

1

2

Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края. Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли

1

3

Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII века Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском. Городец на Волге в конце XII–начале XIII века

1

4

Основатель Нижнего Новгорода – князь Юрий Всеволодович

1

5

Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия Юрий Всеволодович и монгольское нашествие. Александр Невский в истории Нижегородского края

1

6

Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII – начале XV века Нижегородские земли во второй половине XIII – первой половине XIVвека

1

7

Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341-1392 гг.)

1

8

Нижегородские земли в составе Московского княжества (конец XIV–первая половина XV века)

1

9

Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI)

1

10

Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIII – XV веках Духовная и материальная культура Нижегородского Поволжья

1

История Нижегородского края XVI-XVII века.

11

Раздел 1. Нижегородская земля – пограничный край Русского государства (XVI век)Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века

1

12

Нижегородский край в системе обороны Русского государства

1

13

Раздел 2. Смута и Нижегородский край в начале XVII века Нижегородский край в начале смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601-1607гг.)

1

14

Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608-1611 гг.

1

15

Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611г.)

1

16

Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612-1613гг.). Патриоты земли русской – Минин и Пожарский

1

17

Раздел 3. Нижегородский край при первых Романовых Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века и управление ими. Социальный и этнонациональный состав населения Нижегородского края

1

18

Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода.

1

19

Промышленно-торговые центры Нижегородского края

1

20

Макарьев-Желтоводский монастырь и начальная история Макарьевской ярмарки

1

21

Нижегородский край и церковный раскол

1

22

Нижегородский край и народные волнения в 1660-е-1670-е гг.

1

23

Раздел 4. Культура Нижегородского края в XVI-XVII веках Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI веке

1

24

Распространение грамотности и письменности в крае.

1

25

Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке

1

26

Средневековый Нижний Новгород.

1

27

Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в XVII веке

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа История Красноярского края 8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «История Красноярского края» в 8 классе составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента гос...

Рабочая программа факультатива Оренбургский край в русской литературе

      Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературного краеведения в 9 классе и со­ставлена на основе Программы регионального компонента литературного образования уч...

Рабочая программа кружка "Мой край"

Пояснительная записка к программе, тематическое планирование....

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...

Рабочая программа "История родного края", 5 класс

Рабочая программа дополнительного образования "История родного края". План краеведческой работы  с учащимися 5 класса.Краеведческая работа предполагает изучение особенностей истории Саратов...

Рабочая программа истории Нижегородского края 6-9 классы.

Актуальность изучения региональной истории. Общая характеристика учебного курса «История Нижегородского края». Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образо...