Программа внеурочной деятельности «Мифы и легенды Древнего мира»
рабочая программа по мхк
Изучение курса «Мифы и легенды Древнего мира» - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на них не в политическом измерении, а в человеческом. Организация учителем обсуждения проблем дает возможность оказывать влияние на формирование отношений школьников к Человеку как к основной ценности современного общества, развивать в них гуманистическое мировоззрение, воспитывать чувство уважения к другим людям и жизни вообще. Это позволяет создать благоприятную почву для включения учащихся в различные гуманитарные акции, которые позволяют приобретать им важный для собственного развития опыт социальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mify_i_legendy_drevnego_mira.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании педагогического совета | приказом директора |
Протокол № 1 | МБОУ «СШ №32 им. С.А. Лавочкина» |
от «_____» августа 2019 г. | Приказ от «_____» августа 2019 г. № ________-од |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНЕГО МИРА
Классы: 4 «А», «Б», «В»
Уровень общего образования: начальное общее образование
Учитель: Шупегин Андрей Александрович
Срок реализации программы, учебный год: 2019/2020
Количество часов по учебному плану: 1 ч; I п/г – 16 часов, II п/г – 18 часов; всего за год – 34 часа
Составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочую программу составил: ___________________ Шупегин А.А.
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность по основным направлениям развития личности. Целью внеурочной деятельности является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся, проявления и развития их творческих способностей. Основные задачи образования сегодня не просто вооружить ученика набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать сообща. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать познавательную деятельность учащихся. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику главной целью становится развитие способности ученика умения учиться. Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию должно прослеживаться на всех учебных занятиях.
Актуальность программы внеурочной деятельности «Мифы и легенды Древнего мира» определяется тем, что все большее значение приобретает идея гуманизации и гуманитаризации содержания образования. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условии достижения высокого качества образования. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
Цель программы внеурочной деятельности «Мифы и легенды Древнего мира» - погружение в мир художественной культуры, пробуждение у школьников интереса к искусству, к восприятию мира через гуманитарное знание; развитие культуры речи и творческих способностей учащихся.
Задачи:
Познавательные:
- дать представление об истоках и основных этапах исторического развития мировой художественной культуры;
- на материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих мастеров;
- познакомить обучающихся с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи и литературы, созданными народами Древнего мира.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся в процессе просмотра и обсуждения произведений искусства народов мира и при выполнении творческих заданий, исследовательских работ;
- стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познание окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитывать сознательное отношение к процессу обучения;
- воспитывать уважение к наследию Древнего мира.
Общая характеристика курса
Изучение «Мифы и легенды Древнего мира» - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на них не в политическом измерении, а в человеческом. Организация учителем обсуждения проблем дает возможность оказывать влияние на формирование отношений школьников к Человеку как к основной ценности современного общества, развивать в них гуманистическое мировоззрение, воспитывать чувство уважения к другим людям и жизни вообще. Это позволяет создать благоприятную почву для включения учащихся в различные гуманитарные акции, которые позволяют приобретать им важный для собственного развития опыт социальной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
На занятиях внеурочной деятельности планируются результаты личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы),
Метапредметные результаты:
- способность организовывать и регулировать свою деятельность (учебную, общественную),
- владение умением работать с учебной и внешкольной информацией,
- использовать современные источники информации,
- способность решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в форме презентации, реферата, сообщения;
- готовность к коллективной работе.
Предметные результаты:
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личностей;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников;
- способность применять исторические знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности прошлого и настоящего
В ходе внеурочной деятельности у учащихся развиваются компетентности:
- гражданственная,
- познавательная,
- информационно-технологическая
- коммуникативная.
Целесообразность данного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Описание места курса в учебном плане
Предлагаемый объем – 34 часа в год, 1 час в неделю (теоретические занятия + творческие практикумы). Программа адресована школьникам 1-4 классов.
Содержание курса
Разделы:
- Боги Древнего мира.
- Герои Древнего мира.
Программа «Мифы и легенды Древнего мира» предполагает различные виды работ:
- лекция с элементами беседы;
- работа со словарем (этимологический анализ, морфемный анализ) и справочной литературой;
- подготовка развернутого устного высказывания (составление характеристик мифологических персонажей, устное словесное рисование);
- исследовательские и творческие работы;
- рисование, лепка, работа с бумагой;
- выразительное чтение;
- оформление слайдов.
При построении занятий используются следующие методические приемы:
- создание игровых ситуаций;
- самостоятельная поисково-исследовательская деятельность;
- принятие определенных социальных ролей;
- моделирование;
- дидактические игры и игровые задания, развивающие восприятие, мышление, воображение, память, речь и мелкую моторику.
Формы работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
В рамках реализации образовательного курса используются следующие технологии:
- диалог культур;
- интеграция предметов гуманитарного цикла;
- проектная деятельность;
- технология групповой деятельности (работа с разновозрастными группами);
- технология коллективной творческой деятельности.
Принципы программы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Планируемые результаты изучения курса
Первый уровень результатов — приобретение школьником знаний о культуре Древнего мира, знакомство с классификацией искусств культуры Древнего мира.
Второй уровень результатов — развитие понятий об особенностях культуры Древнего мира, постижение системы знаний о многообразии культур различных народов мира.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельной творческой деятельности (создание проектно-исследовательских работ); освоение основных этапов развития культуры Древнего мира как уникального явления, имеющего непреходящее мировое значение.
В результате изучения программы по внеурочной деятельности «Мифы и легенды Древнего мира» учащиеся должны получить следующие знания и умения:
- основные этапы в художественном развитии человечества;
- эстетические идеалы народов Древнего мира;
- основные стили и направления в мировой художественной культуре;
- роль и место классического наследия в художественной культуре современности;
- выдающиеся памятники и произведения искусства Древнего Египта, Древнего Рима, Древней Греции, Древней Руси;
- основные художественные музеи мира.
- отличать произведения искусства различных стилей;
- самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов;
- сформулировать свое оценочное суждение;
- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.
Программа внеурочной деятельности «Мифы и легенды Древнего мира» способствует развитию у учащихся ключевых образовательных компетенций, таких, как информационная, коммуникативная, интегративная и общекультурная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности.
Образовательный результат программы состоит в совершенствовании навыков индивидуальной и коллективной исследовательской работы, навыков анализа художественного слова, образа; в развитии образного мышления и реализации творческого потенциала личности, в развитии навыков рисования по памяти, по представлению, в повышении культуры интеллектуального и творческого общения.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение:
- методические пособия,
- интернет-ресурсы,
- мультимедийный блок «Культура Древнего мира».
Материально-техническое обеспечение:
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
- материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудиоматериалы и видеотехника,
- компьютеры,
- телевизор,
- проектор,
- экран.
Литература
- Грушко Е. А. Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии. - Нижний Новгород, Русский купец и братья славяне, 1995.
- Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. - СПб., Литера, 1996.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. -- М.: Просвещение, 2008.
- Костомаров Н. И. Славянская мифология. - М., Чарли, 1995.
- Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - Смоленск, Русич, 1995.
- Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов общеобразовательных школ. – Обнинск: Титул, 1998.
- Мировая художественная культура. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. / Сост. Н.Н.Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.
- Ривкин Б.И. Античное искусство. – М., 1972.
- Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., Эллис Лак, 1995.
- Соболев А. Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. - СПб.. 1995.
- Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. – М., 1971.
- Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.
- Шмелёв И.П. Феномен Древнего Египта. – Минск, 1993.
Литература для учащихся
- Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 1995. 480с.
- ancient.gerodot.ru - сайт «Древний Мир». Древний мир - история далеких веков, забытых цивилизаций и стран. Войны и восстания, правители и завоеватели, легенды и мифы, история и вымысел, философия и религия, гипотезы и свежие новости из мира археологии. Подборки материалов по Древней истории и культуре по странам: Египет, Индия, Греция, Персия, Китай, Рим.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
Мифы и легенды Древнего мира (34 часа)
№ п/п | По плану | По факту | Название темы |
1 | Миф о начале мира. | ||
2 | Война титанов. | ||
3 | Боги – олимпийцы. | ||
4 | Аид, Посейдон. | ||
5 | Аполлон, Афродита. | ||
6 | Артемида, олень Актеон, Афина Паллада. | ||
7 | Гермес, Гефест. | ||
8 | Деметра и Персефона. | ||
9 | Аргус и Ио. | ||
10 | Геракл. | ||
11 | Подвиги Геракла. | ||
12 | Персей. | ||
13 | Прометей. | ||
14 | Голова Горгоны. | ||
15 | Дионис и Пенфей. | ||
16 | Тантал, Пелопс. | ||
17 | Сизиф, Салмоней, Беллелофронт. | ||
18 | Европа, Кадм. | ||
19 | Царь Мидас. | ||
20 | Гиацинт, Адонис, Кипарис. | ||
21 | Братья Кастор и Полидевк, Ниоба. | ||
22 | Нарцисс и Эхо, Орфей и Эвридика. | ||
23 | Кеик и Алкиона, Дедал и Икар. | ||
24 | Тесей. | ||
25 | Фаэтон, Арахна. | ||
26 | Пан, Сатир Марсий и Аполлон. | ||
27 | Ящик Пандоры, Детский рай. | ||
28 | Химера. | ||
29 | Три золотых яблока. | ||
30 | Чудесный кувшин. | ||
31 | Миф о потопе, Девкалион и Пирра. | ||
32 | Калидонская охота. | ||
33 | Презентация проектов. | ||
34 | Презентация проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности художественного направления "Знаменитые памятники мира".
Материал может быть полезен учителям, занимающимся внеурочной деятельностью в основной школе....
Рабочая программа внеурочной деятельности классного руководителя "Я в мире. Мир во мне."
Рабочая программа внеурочной деятельности классного руководителя....
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "В мире чисел и задач" 6 класс
Программа кружка «В мире чисел и задач» соответствует целям ФГОС. Кружок «В мире чисел и задач» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное разви...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире Английского языка. Занимательная грамматика» 1й год обучения для учащихся 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире Английского языка. Занимательная грамматика» 1й год обучения для учащихся 5 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по социальному направлению «В мире Английского языка. Страноведение.» для учащихся 8 класса
Курс разработан в соответствии с учебным планом школы и с выделением часов на групповые занятия в 8-х классах. Настоящая программа рассчитана на 35 часов, при 1 часе в неделю, на один год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «В мире информации»
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "В мире информации"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ « В МИРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» 8 КЛАСС
Целью курса внеурочной деятельности является углубленное изучение наиболее сложных правил по грамматике английского языка...