Программа внеурочной деятельности «Мифы и легенды Древнего мира»
рабочая программа по мхк

Шупегин Андрей Александрович

Изучение курса «Мифы и легенды Древнего мира» - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на них не в политическом измерении, а в человеческом. Организация учителем обсуждения проблем дает возможность оказывать влияние на формирование отношений школьников к Человеку как к основной ценности современного общества, развивать в них гуманистическое мировоззрение, воспитывать чувство уважения к другим людям и жизни вообще. Это позволяет создать благоприятную почву для включения учащихся в различные гуманитарные акции, которые позволяют приобретать им важный для собственного развития опыт социальной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mify_i_legendy_drevnego_mira.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

приказом директора

Протокол № 1

МБОУ «СШ  №32 им. С.А. Лавочкина»

от «_____» августа 2019  г.

Приказ от «_____» августа 2019  г. № ________-од

Рабочая программа

Наименование учебного предмета: МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНЕГО МИРА                                      

Классы: 4 «А», «Б», «В»

Уровень общего образования: начальное общее образование

Учитель: Шупегин Андрей Александрович

Срок реализации программы, учебный год: 2019/2020

Количество часов по учебному плану: 1 ч; I п/г – 16 часов, II п/г – 18 часов; всего за год –  34 часа

Составлена на основе:

Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочую программу составил:      ___________________         Шупегин А.А.

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность по основным направлениям развития личности. Целью внеурочной деятельности является создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся, проявления и развития их творческих способностей. Основные задачи образования сегодня не просто вооружить ученика набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать сообща. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать познавательную деятельность учащихся. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику главной целью становится развитие способности ученика умения учиться. Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию должно прослеживаться на всех учебных занятиях.

Актуальность программы внеурочной деятельности «Мифы и легенды Древнего мира» определяется тем, что все большее значение приобретает идея гуманизации и гуманитаризации содержания образования. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условии достижения высокого качества образования. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Цель программы внеурочной деятельности «Мифы и легенды Древнего мира» - погружение в мир художественной культуры, пробуждение у школьников интереса к искусству, к восприятию мира через гуманитарное знание; развитие культуры речи и творческих способностей учащихся.

Задачи:

Познавательные:

  1. дать представление об истоках и основных этапах исторического развития мировой художественной культуры;
  2. на материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих мастеров;
  3. познакомить обучающихся с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи и литературы, созданными народами Древнего мира.

Развивающие:

  1. развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся в процессе просмотра и обсуждения произведений искусства народов мира и при выполнении творческих заданий, исследовательских работ;
  2. стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познание окружающего мира.

Воспитательные:

  1. воспитывать сознательное отношение к процессу обучения;
  2. воспитывать уважение к  наследию Древнего мира.

Общая характеристика курса

Изучение «Мифы и легенды Древнего мира» - это повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на них не в политическом измерении, а в человеческом. Организация учителем обсуждения проблем дает возможность оказывать влияние на формирование отношений школьников к Человеку как к основной ценности современного общества, развивать в них гуманистическое мировоззрение, воспитывать чувство уважения к другим людям и жизни вообще. Это позволяет создать благоприятную почву для включения учащихся в различные гуманитарные акции, которые позволяют приобретать им важный для собственного развития опыт социальной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

На занятиях внеурочной деятельности планируются результаты личностные, метапредметные и предметные.

 Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2.        Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3.        Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  1. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  1. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
  2. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
  3. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
  4. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
  5. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы),

 Метапредметные результаты:

  - способность организовывать и регулировать свою деятельность (учебную, общественную),

  - владение умением работать с учебной и внешкольной информацией,

  - использовать современные источники информации,

  - способность решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в форме презентации, реферата, сообщения;

  - готовность к коллективной работе.

 Предметные результаты:

  - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личностей;

  - умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников;

  - способность применять исторические знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности прошлого и   настоящего

В ходе внеурочной деятельности у учащихся развиваются компетентности:

    - гражданственная,

    - познавательная,

    - информационно-технологическая

    - коммуникативная.

Целесообразность данного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Описание места курса в учебном плане

Предлагаемый объем – 34 часа в год, 1 час в неделю (теоретические занятия + творческие практикумы). Программа адресована школьникам 1-4 классов.

Содержание  курса

Разделы:

  1. Боги Древнего мира.
  2. Герои Древнего мира.

Программа «Мифы и легенды Древнего мира» предполагает различные виды работ:

  •  лекция с элементами беседы;
  •  работа со словарем (этимологический анализ, морфемный анализ) и справочной литературой;
  •  подготовка развернутого устного высказывания (составление характеристик мифологических персонажей, устное словесное рисование);
  •  исследовательские и творческие работы;
  •  рисование, лепка, работа с бумагой;
  •  выразительное чтение;
  •  оформление слайдов.

При построении занятий используются следующие методические приемы:

  1. создание игровых ситуаций;
  2. самостоятельная поисково-исследовательская деятельность;
  3. принятие определенных социальных ролей;
  4. моделирование;
  5. дидактические игры и игровые задания, развивающие восприятие, мышление, воображение, память, речь и мелкую моторику.

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная.

В рамках реализации образовательного курса используются следующие технологии:

  • диалог культур;
  • интеграция предметов гуманитарного цикла;
  • проектная деятельность;
  • технология групповой деятельности (работа с  разновозрастными группами);
  • технология коллективной творческой деятельности.

Принципы программы:

  1. Включение учащихся в активную деятельность.
  2. Доступность и наглядность.
  3. Связь теории с практикой.
  4. Учёт возрастных особенностей.
  5.       Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  6.      Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Планируемые результаты изучения курса

Первый уровень результатов — приобретение школьником знаний о культуре Древнего мира, знакомство с классификацией искусств культуры Древнего мира.

Второй уровень результатов  — развитие понятий об особенностях культуры Древнего мира, постижение системы знаний о многообразии культур различных народов мира.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельной творческой деятельности (создание проектно-исследовательских работ); освоение основных этапов развития культуры Древнего мира как уникального явления, имеющего непреходящее мировое значение.

В результате изучения программы по внеурочной деятельности «Мифы и легенды Древнего мира» учащиеся должны получить следующие знания и умения:

- основные этапы в художественном развитии человечества;

- эстетические идеалы народов Древнего мира;

- основные стили и направления в мировой художественной культуре;

- роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

- выдающиеся памятники и произведения искусства Древнего Египта, Древнего Рима,   Древней Греции, Древней Руси;

- основные художественные музеи  мира.

- отличать произведения искусства различных стилей;

- самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов;

- сформулировать свое оценочное суждение;

- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.

Программа внеурочной деятельности «Мифы и легенды Древнего мира» способствует развитию у учащихся ключевых образовательных компетенций, таких,  как информационная, коммуникативная, интегративная и общекультурная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности.

        Образовательный результат программы состоит в совершенствовании навыков индивидуальной и коллективной исследовательской работы, навыков анализа художественного слова, образа; в развитии образного мышления и реализации творческого потенциала личности, в развитии навыков рисования по памяти, по представлению,  в повышении культуры интеллектуального и творческого общения.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение:

  • методические пособия,
  • интернет-ресурсы,
  • мультимедийный блок «Культура Древнего мира».

Материально-техническое обеспечение:

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
  • материалы для оформления и творчества детей,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • аудиоматериалы и видеотехника,
  • компьютеры,
  • телевизор,
  • проектор,
  • экран.

Литература

  1. Грушко Е. А. Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии. - Нижний Новгород, Русский купец и братья славяне, 1995.
  2. Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. - СПб., Литера, 1996.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. -- М.: Просвещение, 2008.
  4. Костомаров Н. И. Славянская мифология. - М., Чарли, 1995.
  5. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - Смоленск, Русич, 1995.
  6. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры: Учебное пособие для учащихся  6-7 классов общеобразовательных школ. – Обнинск: Титул, 1998.
  7. Мировая художественная культура. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. / Сост. Н.Н.Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  8. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.
  9. Ривкин Б.И. Античное искусство. – М., 1972.
  10. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., Эллис Лак, 1995.
  11. Соболев А. Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. -    СПб.. 1995.
  12. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. – М., 1971.
  13. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.
  14. Шмелёв И.П. Феномен Древнего Египта. – Минск, 1993.

Литература для учащихся

  1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 1995. 480с.
  2. ancient.gerodot.ru - сайт «Древний Мир».  Древний мир - история далеких веков, забытых цивилизаций и стран. Войны и восстания, правители и завоеватели, легенды и мифы, история и вымысел, философия и религия, гипотезы и свежие новости из мира археологии. Подборки материалов по Древней истории и культуре  по странам: Египет, Индия, Греция, Персия, Китай, Рим.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

Мифы и легенды Древнего мира (34 часа)

№ п/п

По плану

   По факту

Название темы

1

Миф о начале мира.

2

Война титанов.

3

Боги – олимпийцы.

4

Аид, Посейдон.

5

Аполлон, Афродита.

6

Артемида, олень Актеон, Афина Паллада.

7

Гермес, Гефест.

8

Деметра и Персефона.

9

Аргус и Ио.

10

Геракл.

11

Подвиги Геракла.

12

Персей.

13

Прометей.

14

Голова Горгоны.

15

Дионис и Пенфей.

16

Тантал, Пелопс.

17

Сизиф, Салмоней, Беллелофронт.

18

Европа, Кадм.

19

Царь Мидас.

20

Гиацинт, Адонис, Кипарис.

21

Братья Кастор и Полидевк, Ниоба.

22

Нарцисс и Эхо, Орфей и Эвридика.

23

Кеик и Алкиона, Дедал и Икар.

24

Тесей.

25

Фаэтон, Арахна.

26

Пан, Сатир Марсий и Аполлон.

27

Ящик Пандоры, Детский рай.

28

Химера.

29

Три золотых яблока.

30

Чудесный кувшин.

31

Миф о потопе, Девкалион и Пирра.

32

Калидонская охота.

33

Презентация проектов.

34

Презентация проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности художественного направления "Знаменитые памятники мира".

Материал может быть полезен учителям, занимающимся внеурочной деятельностью в основной школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности классного руководителя "Я в мире. Мир во мне."

Рабочая программа внеурочной деятельности классного руководителя....

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "В мире чисел и задач" 6 класс

Программа кружка «В мире чисел и задач» соответствует целям ФГОС. Кружок «В мире чисел и задач» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное разви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире Английского языка. Занимательная грамматика» 1й год обучения для учащихся 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире Английского языка. Занимательная грамматика» 1й год обучения для учащихся 5 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по социальному направлению «В мире Английского языка. Страноведение.» для учащихся 8 класса

Курс разработан в соответствии с учебным планом школы и с выделением часов на групповые занятия в 8-х классах.  Настоящая программа рассчитана на 35 часов, при 1 часе в неделю,  на один год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «В мире информации»

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "В мире информации"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ « В МИРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» 8 КЛАСС

Целью курса внеурочной деятельности  является углубленное изучение наиболее сложных правил по грамматике английского языка...