Рабочая программа и КТП по истории России в 7 классе (УОД)
рабочая программа по истории (7 класс)
Данная рабочая программа по истории разработана на основе программы О.И.Бородиной, В.М.Мозговой, Л.С.Сековец программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка история России 7 класс УОД | 29.94 КБ |
КТП история России 7 класс УОД | 43.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательная область, предмет – история.
Данная рабочая программа по истории разработана на основе программы О.И.Бородиной, В.М.Мозговой, Л.С.Сековец программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета история отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
По учебному плану школы в 7 классе отведено 2 часа в неделю, (68 часов в год).
Содержание учебной программы по истории сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению исторических представлений, знаний об исторических событиях, формированию личностных качеств гражданина, практическому применению этих знаний при подготовке подростков с нарушением интеллекта к жизни, учитывая степень выраженности и структуру дефекта каждого ученика.
Используемый учебно-методический комплект:
Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с.; История России : учеб. для 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида / [Б.П.Пузанов и др.] – М.: Гуманитар. изд. центр . ВЛАДОС, 2014.- 311 с.
Бгажнокова И.М. История Отечества. 7 класс: учеб. для специальных (коррекционных) образоват.учреждений VIII вида/И.М.Бажнокова, Л.В.Смирнова. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с.
История России с Древнейших времён до XVI века. Атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014. – 48 с.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал, задания графического характера, практические упражнения творческого характера, набор исторических и контурные карт, исторические атласы.
Программа адресована обучающимся 7 б класса.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности. Данная рабочая программа по истории России предполагает учет индивидуально-личностной природы обучающихся, их потребностей и интересов, определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения подростков как личности, поэтому данную программу можно определить как личностно-ориентированную. Рабочая программа по истории России определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по начальному курсу истории, который доступен обучающимся. Структурным принципом построения программы является линейно-концентрический принцип. Он даёт возможность широко использовать межпредметные и метапредметные связи истории с географией, естествознанием (биологией), математикой, литературой, физкультурой, СБО, рисованием и др. Изучение истории нашей страны расширяет кругозор школьников, их знаний об окружающем мире, событиях, формирующих жизнь и быт людей в определённый исторический период. В то же время данный учебный предмет для семиклассников является подготовительным этапом, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, исторических и других общеразвивающих знаний, служащих подготовкой подростков с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовой и правовой адаптации и дальнейшем вхождением в социум. Ученики учатся наблюдать за изменениями в истории страны, наблюдать, описывать, сравнивать изучаемые исторические объекты, устанавливать несложные причинно-следственные связи, работать с символическими пособиями. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов, способствует развитию абстрактного мышления, накоплению социального опыта, развитию дефицитарных форм ВПФ. Основные методы обучения истории: объяснение, рассказ, демонстрация, беседа, наблюдение, работа с книгой (историческим текстом), упражнения, самостоятельная работа, видеометоды, проблемное обучение. Обучение истории носит элементарно-практический характер. В тех случаях, когда выбранный материал труден для вербального восприятия :учащимися, программа предусматривает проведение специально организованных практических работ, экскурсий, использование видеопрезентаций, игр и т.п. для введения обучающихся в мир новых теоретических знаний.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- сообщение учащимся знаний об истории, как науке об изучении развития человеческого общества;
- формирование доступных исторических представлений и понятий;
- сообщить начальные сведения и привить учащимся интерес к истории страны;
- соединение знаний обучающихся с практической подготовкой к жизни, посильному сознательному участию в жизни социума;
- формирование умения читать и понимать исторические карты;
- формирование умения выстраивать хронологию исторических событий;
- раскрытие вопросов культуры, взаимоотношений людей в обществе;
- обучение детей анализу, сравнению, обобщению исторических фактов их связи с развитием опыта человека с учётом временных векторов смены цивилизаций на Земле;
- воспитание социально значимых качеств личности;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
- коррекция речи и мышления.
Интеграция с другими предметами:
русский язык, чтение, математика, окружающий мир, природоведение, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), СБО, биология, география, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, специально организованные коррекционные занятия, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: поурочный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, тестовые задания, составление отчётов по экскурсии и проделанной практической работе, тестовые контрольные задания, рисунки, рефераты.
Планируемые результаты:
На всех уроках истории проводится коррекция логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания; крупной и мелкой моторики. Урок истории активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность подростков, облегчается усвоение исторических событий; помогает обучающимся выражать свои мысли историческими терминами; увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия материала, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости событий, делать выводы. Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (Дёминов М., Логинова Д.) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные домашние и классные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- какие исторические даты называются точными, приблизительными;
- когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
- кто руководил основными сражениями;
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
В авторской программе О.И.Бородиной, В.М.Мозговой, Л.С.Сековец дана сетка рабочих часов на изучение всех тем, при этом количество часов на прохождение материала по темам «Введение», «Повторение за год» распределено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем связано с их расположением в учебнике «История России».
Содержание рабочей программы
№ п/п | Тема | Кол-во уч. часов (в авторск ой прог-ме) | Кол-во уч. часов (в рабочей программе) |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 4 | 6 |
2 | ИСТОРИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА | 12 | 12 |
3 | КИЕВСКАЯ РУСЬ | 16 | 16 |
4 | РАСПАД КИЕВСКОЙ РУСИ | 10 | 10 |
5 | БОРЬБА РУСИ С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ | 12 | 12 |
6 | НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА | 10 | 10 |
7 | ПОВТОРЕНИЕ ЗА ГОД | 4 | 2 |
Итого: | 68 | 68 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.
Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены
При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению и других принципов:
- цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;
- экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
- объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.
Перечисленные выше принципы подсказывают учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.
В каждой программе выделены разделы с соответствующей тематической рубрикацией и примерным распределением часов для изучения темы.
Большие разделы, охватывающие определенный этап истории, завершаются сведениями из области культуры, науки и искусства. В программу включены требования для примерной оценки и контроля знаний учащихся с учетом их разноуровневых возможностей. Перечень требований не предполагает их безусловного использования в качестве инструмента аттестации учащихся или педагогов со стороны администрации. Они в основном направлены на ориентацию учителя в программном материале и определяют то, что желательно и важно не упустить при обучении истории разных групп детей. Поэтому требования выступают в качестве методического самоконтроля, так как есть опасность, что учитель истории, не имеющий дефектологического образования, может завысить уровень требований к учащимся, а дефектолог, не являющийся историком, может недооценить смысловые компоненты программы.
Особо следует подчеркнуть важность подготовки учителя к каждому уроку (выбор текстов, иллюстраций, картографических сведений, словарной работы, видеофрагментов и других средств).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень
- удовлетворительное осмысление и реализация основных понятий и представлений из всех разделов программы, их использование в самостоятельной речи, в пересказах, ответах на вопросы;
- умение участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;
- умение высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;
- сформированность основных компонентов учебной деятельности:
- понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно и с помощью учителя;
- овладение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
- овладение элементами оценки и самооценки;
- интерес к изучению истории.
2-й уровень
- усвоение наиболее доступных понятий на уровне их понимания и узнавания;
- использование части понятий в активной речи;
- умение последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
- сформированность основных компонентов учебной деятельности:
- умение слушать учителя, самостоятельное выполнение предложенных видов заданий;
- использование помощи учителя при выполнении учебных задач, умение самостоятельно исправить ошибки;
- усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
- адекватная реакция на оценку учебных действий.
Содержание рабочей программы
№ п/п | Тема | Кол-во учебных часов (в авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
Раздел I. Древняя Русь | 38 | 28 | |
Повторение | 2 | 1 | |
Тема 1. Происхождение славян | 4 | 3 | |
Тема 2. Восточные славяне (VI—IX вв.) | 3 | 3 | |
Тема 3. Хозяйство и образ жизни восточных славян | 4 | 2 | |
Тема 4. Культура и верования восточных славян | 3 | 2 | |
Тема 5. Создание Древнерусского государства | 6 | 8 | |
Тема 6. Крещение Киевской Руси (X в.) | 4 | 2 | |
Тема 7. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (ок. 978—1054) | 4 | 1 | |
Тема 8. Феодальная раздробленность в русских землях (XI—XV вв.) | 5 | 5 | |
Тема 9. Культура Руси X—XIII вв. (до монгольского нашествия) | 3 | 2 | |
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями (XIII—XV вв.) | 13 | 19 | |
Тема 1. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь | 5 | 7 | |
Тема 2. Объединение русских земель против татаро-монгольского нашествия | 4 | 10 | |
Тема 3. Образование единого Московского государства | 4 | 2 | |
Раздел III. Единое Московское государство | 16 | 21 | |
Тема 1. Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530—1584) | 6 | 6 | |
Тема 2. Смутное время. Начало царской династии Романовых | 6 | 10 | |
Тема 3. Культура в Российском государстве XVI—XVII вв. | 4 | 5 | |
Итого | 67 | 68 |
В связи с тем, что в авторской программе Бгажноковой И.М. сетка рабочих часов на изучении тем дана из расчёта 67 часов в год, то количество часов на прохождение отдельных тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «История Отечества».
Тематический поурочный план
N п/п | Тема урока | Кол-во часов | Словарь |
Раздел I. Древняя Русь | |||
Повторение | 1 | ||
Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Счет лет в истории | 1 | История, предки. Лента времени | |
Тема 1. Происхождение славян | 3 | ||
Кто такие восточные славяне. Природные и климатические условия мест проживания славян | 1 | Странники, древляне, вятичи | |
Культура славян и соседних народов | 1 | Каган, варяги | |
Облик славян и черты их характера. Торговый путь «из варяг в греки» | 1 | Невзгоды, волок, меновая торговля, купец | |
Тема 2. Восточные славяне (VI-IX вв.) | 3 | ||
Хозяйство и уклад жизни восточных славян | 1 | Подсечно-огневое земледелие | |
Организация жизни славян | 1 | Община, старейшина | |
Как менялась жизнь людей в общине | 1 | Бояре, холопы | |
Тема 3. Хозяйство и образ жизни восточных славян | 1 | ||
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян | 1 | Обереги, амулеты, огниво, височные кольца, гривны, кровная месть | |
Тема 4. Культура и верования восточных славян | 2 | ||
Языческие традиции восточных славян. Фольклор | 1 | Язычество, идолы | |
Обобщающий урок по главе «Древняя Русь» | 1 | ||
Тема 5. Создание Древнерусского государства | 8 | ||
Как возникло Древнерусское государство | 1 | Купа, тиуны | |
О чем рассказывает древняя летопись | 1 | Обильна, по нраву | |
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию | 1 | Предания, патриарх, молебен | |
Князь Олег. Правление Олега в Киевской Руси | 1 | Мудрый, наместник | |
Князь Игорь из рода Рюриковичей (913–945) | 1 | Вещий, печенеги, данники, отроки, платилась с каждого «дыма», каменные пороги | |
Как княгиня Ольга отомстила древлянам. | 1 | Расхищал, любезно, мужья, долгая осада, урок, становище, погост | |
Сын князя Игоря и Ольги – Святослав | 1 | Потник, пошлина, ремесленники | |
Обобщающий урок по главе «Древнерусское государство Киевская Русь» | 1 | ||
Тема 6. Крещение Киевской Руси (X в.) | 2 | ||
Сыновья князя Святослава | 1 | Наставник, родовитый, угодья | |
Князь Владимир | 1 | Херсонес, от мала до велика, баян | |
Тема 7. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019–1054) | 1 | ||
История прихода к власти Ярослава Мудрого. Русская Правда | 1 | Окаянный, свод законов, казна, гривна | |
Тема 8. Феодальная раздробленность в русских землях (XI–XVвв) | 5 | ||
Русь после смерти Ярослава Мудрого. Князь Владимир Мономах | 1 | Сел на столе, бармы, венчание на царство, провозгласил, царь, поучения, держава | |
Распад Руси на отдельные княжества в XII в. | 1 | После кончины, по старшинству, несговорчивые, могущество, вотчина | |
Новгородская республика. Господин Великий Новгород. Занятия и торговые пути новгородцев | 1 | Распалась, посадник, слобода, тысяцкий, усадьба | |
Князь Юрий Долгорукий (1132–1157) | 1 | ||
История возникновения Москвы | 1 | Пограничная застава | |
Тема 9. Культура Руси X–XIII вв | 2 | ||
Культура Руси в X–XIII веках. Развитие письменности на Руси, распространение грамотности | 1 | Иконописец, благословение, усмирить | |
Обобщающий урок по главе «Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства» | 1 | ||
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями (XIII—XV вв.) | |||
Тема 1. Образование монгольского государства. Нашествие на Русь | 7 | ||
Монгольские племена. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. | 1 | Стойбище, аркан | |
Битва на реке Калке | 1 | Повсеместно, перебежчики | |
Нашествие монголов на Русь | 1 | Оборона | |
Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска. Походы Батыя на южнорусские земли | 1 | Положить жизнь | |
Новгородский князь Александр Невский (1236–1263) | 1 | Яростно | |
Ледовое побоище | 1 | Верста, чудь | |
Власть Золотой Орды над русскими князьями | 1 | Ярлыки, предает волю, баскаки, чадо, лавра | |
Тема 2. Объединение русских земель против татаро-монгольского нашествия | 10 | ||
Русские княжества в XIII–XIV веках. Борьба Москвы с Тверью | 1 | ||
Московский князь Иван Калита (1325–1340) | 1 | Свита, заветный, митрополит | |
Наследники Калиты | 1 | ||
Изменения в Золотой Орде | 1 | ||
Московский князь Дмитрий Иванович (1350–1389) | 1 | ||
Благословение Сергия Радонежского. Куликовская битва | 1 | Ратники, паника | |
Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году | 1 | Не имут давати | |
Наследники Дмитрия Донского. Василий II Темный (1425–1462) | 1 | Мурза | |
Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода | 1 | Латинская вера, вдова | |
Освобождение Руси от Золотой Орды | 1 | ||
Тема 3. Образование единого Московского государства | 2 | ||
Управление государством Иваном III | 1 | Волостели, взятки, Юрьев день, дьяк | |
Повторение по главе «Русь в борьбе с завоевателями» | 1 | ||
Раздел III. Единое Московское государство | |||
Тема 1. Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530–1584) | 6 | ||
Иван Грозный. Начало Правления Ивана IV. Близкое окружение царя | 1 | Кровопролитие, опекал, самодержец | |
Земский собор, реформы Избранной рады | 1 | Высшее духовенство | |
Войны Ивана Грозного. Войны с западными странами | 1 | Вельможа, литейщики, ливонские рыцари | |
Опричнина | 1 | Гнев, по своему разумению, покаяние, опричнина | |
Погромы в Новгороде и конец опричнины | 1 | ||
Покорение Сибири | 1 | Казаки | |
Тема 2. Смутное время. Начало царской династии Романовых | 10 | ||
Россия после Ивана Грозного | 1 | Карает, династия | |
Лжедмитрий I – самозванец | 1 | Самозванец | |
Лжедмитрий II. Семибоярщина | 1 | ||
Ливонская война за выход в Балтийское море. | 1 | ||
РПЦ в Смутное время. Минин и Пожарский: за веру и Отечество | 1 | Гарнизон | |
Воцарение династии Романовых | 1 | Сословия | |
Царь Алексей Михайлович Романов (1645–1676) | 1 | Батоги, розги | |
Раскол в РПЦ | 1 | Монастырь | |
Укрепление южных границ России. О казаках | 1 | ||
Развитие России в XVIII веке | 1 | Ярмарки | |
Тема 3. Культура в Российском государстве XVI–XVII | 5 | ||
Завершение формирования русской народности и единого русского языка на основе московского говора | 1 | Народность, просвещение | |
Развитие книгопечатания | 1 | Печатный двор | |
Развитие архитектуры и живописи | 1 | Шедевр | |
Быт народа и высшего сословия | 1 | ||
Обобщающий урок-повторение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Рабочая...
Рабочая программа и КТП по Истории России и мира 10-11 класс
Рабочая программа и КТП составлены на основе авторской программы "История. История России и мира Н.В. Загладина и С.И. Козленко, Х.Т.Загладина. М. "Русское слово". 2007."...
Рабочая программа и КТП по Истории России 6-9 классы
Материал составлен на основе авторской программы А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной "История России с древнейших времен до начала XXI века". М. "Просвещение", 2007...
Рабочая программа и КТП по истории России 8 класс ФГОС
Рабочая программа и КТП по истории России для 8 класса ФГОС....
рабочая программа по элективному курсу "История России" 10 классс
рабочая программа по элективному курсу "История России" 10 классс...
Рабочая программа учебного курса по истории России
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по исто¬рии для 5-9 классов образов...
Рабочая программа учебного курса по истории России для 9 класса
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов обр...