Рабочая программа и КТП по истории России 8 класс ФГОС
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Рабочая программа и КТП по истории России для 8 класса ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8klass_istoriya_rossii_fgos.docx | 65.16 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России для 8 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; на основе примерной программы основного общего образования по истории //http://standart.edu.ru/, согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО), в соответствии с учебным планом на 2015-2016 учебный год, годовым календарным учебным графиком на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа по истории России для 8 класса рассчитана на 42часа (1,4 часа в неделю); Контрольные работы – 2 ч. (в том числе промежуточная аттестация в форме теста – 1 ч.).
Рабочая программа предусматривает реализацию целей изучения истории России в основной школе:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории России как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- охарактеризовать наиболее яркие личности, их роль в истории России и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;
- сформировать у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях Отечественной истории.
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном.
Основными формами и видами контроля уровня обученности учащихся по истории Росси, согласно Уставу школы и Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, являются:
- Самостоятельная работа
- Практическая работа
- Тестовые задания
- Защита творческого проекта
- Устный опрос
- Диктанты
- Эссе
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
- Технология развития критического мышления учащихся;
- Технология проектного обучения;
- Технология проблемного обучения;
- Технология формирования универсальных учебных действий;
- Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.
Основными формами организации учебной деятельности являются:
- Исследование
- Презентация творческих работ
- Защита исследовательских проектов
- Ролевые и интеллектуальные игры
- Викторины и конкурсы
- Решение и составление познавательных задач
- Репортаж с места событий
- Домашнее задание исследовательского характера
Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплекс: История России, XIX век: 8 класс. /Данилов А. А..- М.П, 2014г.
2.Общая характеристика учебного предмета
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Хронологические границы этапов всеобщей и отечественной истории для удобства изучения синхронизированы между собой и привязаны к годам обучения. Для этого в качестве рубежей выбраны крупные исторические процессы всемирной истории, охватывающие максимально широкий круг народов, государств и цивилизаций, и аналогичные процессы отечественной истории.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Преподавание построено на системе понятий, обеспечивающих теоретическое осмысление школьниками исторических фактов и процессов. В основу этой системы понятий заложены сочетание разных подходов к изучению истории (цивилизационно-локального, цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного).
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
- формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю
Данная программа рассчитана на 42 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обобщать выводы и др.), использовать современные источники информации, в том числе и материалы на электронных носителях;
- Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- Активное применения знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной среде и социуме.
Предметные результаты:
- Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- Способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
5.Содержание учебного предмета
Россия в первой половине XIX в.(19ч.)
Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие.
Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике.
Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение российского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза.
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.
Отечественная война 1812 г. Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Герои войны. Причины победы России в войне.
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг. Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка.
Внутренняя политика в 1815—1825 гг. Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Общественное движение при Александре I. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и тайные общества.
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. Попытки решения крестьянского вопроса, реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы.
Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.
Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Польский вопрос. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия.
Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «общинного социализма» А. И. Герцена.
Крымская война 1853—1856 гг. Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Образование и наука. Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции. Русское географическое общество.
Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Театр. Становление национальной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
Быт и обычаи. Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.
Россия во второй половине XIX в.(19ч.)
Начало царствования Александра II. Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России.
Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 1860—1870-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: формирование буржуазии, рост пролетариата.
Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.
Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.
Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра П.
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев общества. Социальная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество.
Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Просвещение и наука. Развитие образования: достижения и проблемы. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.
Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура.
Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Основное содержание по темам | Всего часов | В том числе на: | Основные виды учебной деятельности | |
Лаб., пр.работы, экскурсии, и т.п. | к/р | |||
Раздел 1.Россия на рубеже XVI – XVII веков (19) | ||||
1. Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг. 2.Внешняя политика Александра I в 1801-1806 гг. 3. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского 4. Отечественная война 1812 г. 5. Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг. 6.Внутренняя политика Александра I в 1815-1820 гг 7.Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г. 8. Общественное движение при Александре I 9. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов 10. Внутренняя политика Николая I 11.Социально- экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в. 12. Внешняя политика Николая I 13. Общественное движение в годы правления Николая I 14. Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя 15. Образование и наука. 16. Русские первооткрыватели и путешественники 17. Художественная культура 18. Быт и обычаи 19. Обобщающий урок « Россия в первой половине XIX в» Раздел 2.Россия во второй половине XIX века (23ч.) 20.Накануне отмены крепостного права. 21. Крестьянская реформа 1861 г 22. Либеральные реформы 60-70- х гг. 23. Либеральные реформы 60-70- х гг. 24. Национальная политика Александра II 25. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права 26. Общественное движение: либералы и консерваторы 27. Зарождение революцион-ного народничества и его развитие. 28. Революционное народничество второй половине 60-начала 80-х гг. 29. Внешняя политика Александра II. 30. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. 31. Внутренняя политика Александра III. 32. Внутренняя политика Александра III 33. Экономическое развитие в годы правления Александра III. 34. Положение основных социальных слоев общества. 35. Положение основных социальных слоев общества. 36. Общественное движение в 80-90 –х гг. 37. Внешняя политика Александра III 38. Просвещение и наука 39. Литература и изобразительное искусство 40. Архитектура, музыка, театр, народное творчество 41. Быт: новые черты в жизни города и деревни | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | Изучают содержание параграфа, учебника. Анализируют знания по курсу истории России 18 в. Характеризуют источники по истории 19 в., территорию и геополитическое положение Российской империи (используя карту). Рассказывают о политическом строе Определяют основные направления внутренней и внешней политики Александра I. Называют причины и итоги Отечественной войны Характеризуют социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами). Объясняют смысл понятий и терминов: западники, славянофилы, теория официальной народности, общинный социализм. Составляют описание памятников культуры первой половины XIX в Систематизируют исторический материал об изученном периоде. Высказывают суждения о значении наследия 2 половины 19 века для современного общества. Выполняют тестовые контрольные задания по образцу ОГЭ (упрощенный вариант) Характеризуют социально-экономическую ситуацию середины XIX в., предпосылки и причины отмены крепостного права Приводят оценки характера и значения реформ 1860-1870-х гг., высказывать и обосновывать свою оценку. Характеризуют экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты Приводят оценки характера и значения реформ 1860-1870-х гг., высказывать и обосновывать свою оценку Характеризуют внутреннюю и внешнюю политику Александра III Характеризуют достижениия представителей русской культуры второй половины XIX в. | |
42. Промежуточная аттестация | 1 | |||
Итого | 42 | 2 |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности | Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности |
Для учащихся | |
Учебники: История России. XIXв.:Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений /А.А Данилов., Л. Г. Косулина, М.:Просвещение,2014. Дополнительная учебная литература: Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половины XIX века. – М., 1994. Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. - Л., 1989. Ильин С. В. Витте. – М., 2006. Киянская О. И. Пестель. - М., 2006. Левандовский А. А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции. - М. 1990. Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762 – 1914 гг. – М., 1995. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIXв. – М., 1989. Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. – М., 1990. Москва. Быт XIV - XIX вв. – М., 2005. Пантин И. К., Плимак Е. Г., Хорос В. Г. Революционная традицияв России. . – М., 1996. Песков А. М. Павел I. – М., 2003. Попова Т. Российская монархия. Эпохи. События. Судьбы. – М., 2006. Российские консерваторы. – М., 1997. Семенкова Т. Г., Семенков А. В. Денежные реформы России в XIX в. – СПб., 1992. Соловьева А. М. Промышленная революция в России в XIX в. – М., 1990.. Федоров В. А. Декабристы и их время. – М., 1992. Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. – М., 1997. Цымбаев Н. И. Славянофильство. – М., 1986. Электронные ресурсы http://www.lib-historv.info - историческая библиотека http://www.old.russ.ru/ist sovr/exprcss - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»: http://www.oldgazette.narod.ru - сайт «Старые газеты» http://www.praviteli.narod.ru - сайт-информация о главах Российского государства, правительства http://www.vciom.ru - Всероссийский Центр изучения общественного мнения http:/www.patriotica.ru/subiects/stalinism.html - библиотека думающего о России www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по Истории России: 1. Виртуальная школа КМ. Уроки отечественной истории КМ XIX-XX века. 2. Виртуальная школа КМ. Уроки всемирной истории КМ. Новая история. 3. Большая энциклопедия России. Великие люди России. 4. Русские императорские дворцы. 5. Император Павел I. 6. Император Александр I. 7. Император Николай I. 8. Александр II. 9. Император Александр III. | - экран, -ноутбук - системный блок, - монитор, -2 звуковые колонки, - клавиатура, - мышь; - принтер; - проектор; - единая локальная сеть школы. - доступ к сети Интернет. |
Для учителя | |
Интернет-ресурсы: http://lesson-history.narod.ru http:// vm.kemsu.ru http://www/hrono.ru http://artclassik.edu.ru http://ellada.spb.ru http://ancientrome.ru/ http://scool-collection.edu.ru http://www.istorya.ru | - экран, -ноутбук - системный блок, - монитор, -2 звуковые колонки, - клавиатура, - мышь; - принтер; - проектор; - единая локальная сеть школы. - доступ к сети Интернет. |
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- Знание хронологии, работа с хронологией:
- Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- Характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- Группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3.Работа с историческим источниками:
- Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;
- Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4.Описание (реконструкция):
- Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет- ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5.Анализ, объяснение:
- Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- Соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- Различать причину и следствие исторических событий, явлений;
- Выделять характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;
- Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6.Работа с версиями, оценками:
- Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7.Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- Использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- Способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
9.Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Элемент содержания | Учащиеся научатся | Контрольно-оценочная деятельность | ||
Пред- полаг. | По факту | ||||||
Вид | Форма |
Раздел 1. Россия в первой половине XIX в. (19часов) | |||||||
1 | Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг. | Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет, указ о вольных хлебопашцах. Учреждение министерств. Попытки проведения реформы | Знать годы царствования Александра I; называть характерные черты внутренней политики Александра I. Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М. М. Сперанского; причины их неполной реализации и последствия принятых решений | Текущий | Участие в дискуссии, устный опрос. | ||
2 | Внешняя политика Александра I в 1801-1806 гг | Внешняя политика. Войны со Швецией, Турцией, Ираном, Францией. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада | Называть основные цели, задачи и направления (и показывать на карте) внешней политики страны; оценивать ее результативность | Текущий | Составление таблицы «Внешняя политика Александра I | ||
3 | Реформаторская деятельность М.М.Сперанского | Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. | Определять содержание реформаторских проектов М.М.Сперанского, причины их неполной реализации. | Текущий | Устный опрос. | ||
4 | Отечественная война 1812 г. | Отечественная воина 1812 г.Причины, планы сторон ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России | Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г.; планы сторон, характер войны, ее основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения | Текущий | Работа по карте, устный опрос. | ||
5 | Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг. | Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз | Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях. | Текущий | Работа по карте, устный опрос. | ||
6 | Внутренняя политика Александра I в 1815-1820 гг | Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консервативных тенденций | Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1820 гг.; давать оценку внутренней политики. | Текущий | Записи в тетрадь | ||
7 | Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г. | Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли | называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг. | Текущий | Опрос. Письменные задания. Схема. | ||
8 | Общественное движение при Александре I | Тайные общества Северное и Южное, их программы. Общественное движение, либерализм, общество, конституция | Называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы развития общественного движения | Текущий | Участие в дискуссии, устный опрос. | ||
9 | Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов | Движение декабристов. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами | Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов | Текущий | Блиц-опрос. Решение логических и познавательных заданий | ||
10 | Внутренняя политика Николая I | Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. Ill Отделение полиции. А. X. Бенкендорф. Кодификация законов | Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I | Текущий | Устный опрос. | ||
11 | Социально- экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в. | Противоречия хозяйственного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах» | Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую политику Е. Ф. Канкрина | Текущий | Участие в дискуссии, устный опрос. | ||
12 | Внешняя политика Николая I | Внешняя политика России. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война | Называть основные направления (и показывать на карте) внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада | Текущий | Составление таблицы «Внешняя политика Николая I» | ||
13 | Общественное движение в годы правления Николая I | Общественная мысль: западники и славянофилы, утопический социализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы | Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку | Текущий | Участие в дискуссии, устный опрос. | ||
14 | Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя | Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения | Знать дату войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора | Текущий | Работа с картой и записи в тетради. | ||
15 | Образование и наука. | Создание системы общеобразовательных учреждений. Достижения науки. Н. И. Лобачевский. | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки | Текущий | Участие в дискуссии, устный опрос. | ||
16 | Русские первооткрыватели и путешественники | Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции. Русское географическое общество. | Называть крупнейшие географические открытия русских исследователей, знать выдающихся русских первооткрывателей и путешественников | Текущий | Работа с картой и записи в тетради. | ||
17 | Художественная культура | Достижения культуры и искусства. Основные стили в художественной культуре. «Золотой век» русской поэзии | Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры | Текущий | Участие в дискуссии, устный опрос. | ||
18 | Быт и обычаи | Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды. | Описывать быт различных слоёв населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете, на непосредственные наблюдения. Рассказывать о нравах и быте русского общества XIX вв | Текущий | Участие в дискуссии, устный опрос. | ||
19 | Обобщающий урок « Россия в первой половине XIX в» | Повторение по теме «Россия в первой половине XIX века» | Систематизировать исторический материал по теме | Контрольный | |||
Раздел 2. Россия во второй половине XIX в.(23ч.) | |||||||
20 | Накануне отмены крепостного права. | Александр II. Накануне отмены крепостного права. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. | Называть предпосылки и перечислять причины отмены крепостного права. Называть альтернативные варианты отмены крепостного права. | Текущий | Устный опрос, работа с карточками. Логические задания у доски. | ||
21 | Крестьянская реформа 1861 г | Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. выкуп и выкупная операция. Повинности временно- обязанных крестьян. | Знать основные положения реформы. Значение отмены крепостного права. | Текущий | Записи в тетради. | ||
22 | Либеральные реформы 60-70- х гг. | Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь.Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России | Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки хар-ра и значения соц. реформ. | Текущий | Записи в тетради. | ||
23 | Либеральные реформы 60-70- х гг. | Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России | Определять основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки хар-ра и значения соц. реформ. | Текущий | Устный опрос, работа с карточками. Логические задания у доски. | ||
24 | Национальная политика Александра II | Польское восстание. Преобразования в Финляндии. Политика правительства на Кавказе. Возникновение национального движения на Укранине. Отношение к еврейскому народу. Политика правительства в Поволжье | Рассказывать основные направления национальной политики Александра II. | Текущий | Блиц-опрос. Решение логических и познавательных заданий | ||
25 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. | Называть основные направления эконом.политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства; называть и показывать на карте | Текущий | Опрос. Письменные задания. Схема. | ||
26 | Общественное движение: либералы и консерваторы | Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. А. И. Герцен, Н. И. Огарев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Журнал «Современник» | Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма | Текущий | Участие в дискуссии, устный опрос. | ||
27 | Зарождение революцион-ного народничества и его развитие. | Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. | Называть существенные черты идеологии и практики радикального общественного движения | Текущий | Участие в дискуссии, устный опрос. | ||
28 | Революционное народничество второй половине 60-начала 80-х гг. | Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра II | Знать цели и методы борьбы революционных организаций. Объяснять как проходила подготовка и проведение убийства Александра II. | Текущий | Участие в дискуссии, записи в тетрадь | ||
29 | Внешняя политика Александра II. | Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны. | Знать цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг. | Текущий | Работа по карте, устный опрос. | ||
30 | Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. | Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига. | Знать причины и характер рус- ско-турецкой войны. Работа с картой, хронология. Объяснять значение и итоги Сан- Стефанского мирного договора. | Текущий | Работа по карте, устный опрос. | ||
31 | Внутренняя политика Александра III. | Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». | Проводить оценку личности Александра III; называть основные черты внутренней политики Александра III. | Текущий | Участие в дискуссии, устный опрос. | ||
32 | Внутренняя политика Александра III | Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III. | Проводить оценку личности Александра III; называть основные черты внутренней политики Александра III. | Текущий | Устный опрос. | ||
33 | Экономическое развитие в годы правления Александра III. | Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Аграрный кризис 80-90 гг. экономическая политика Александра III | Называть основные черты экономической политики Александра III; сравнивать экономические программы Н. X. Бунге и И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте. Объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте | Текущий | Участие в дискуссии, записи в тетрадь | ||
34 | Положение основных социальных слоев общества. | Социальная структура пореформенного общества. Крестьянская община.. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество | Называть классы капиталисти- ческого общества, их экономи- ческое положение в обществе | Текущий | Опрос. Письменные задания. Схема. | ||
35 | Положение основных социальных слоев общества. | Социальная структура пореформенного общества. Крестьянская община.. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество | Называть классы капиталистического общества, их экономическое положение в обществе | Текущий | Устный опрос. | ||
36 | Общественное движение в 80-90 –х гг. | Земское движение. Идеология народничества. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский. Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» | Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных) | Текущий | Участие в дискуссии, записи в тетрадь | ||
37 | Внешняя политика Александра III | Внешняя политика России в конце XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А. М. Горчаков. Присоединение Средней Азии.Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров» | Называть цели и основные направления внешней политики Александра III, показывать на кате основные направления внешней политики Александра III | Текущий | Работа с картой, записи в тертадь | ||
38 | Просвещение и наука | Развитие образования: достижения и проблемы. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский. | Текущий | Устный опрос. | |||
39 | Литература и изобразительное искусство | Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура. | Текущий | Устный опрос. | |||
40 | Архитектура, музыка, театр, народное творчество | Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение. | Определять основные архитектурные стили России XIX века, рассказывать о деятельности русского профессионального театра, народном творчестве Называть имена крупнейших деятелей русской культуры, названия памятников русской культуры, стили и направления в русской литературе, архитектуре, живописи, скульптуре. | Текущий | Устный опрос. | ||
41 | Быт: новые черты в жизни города и деревни | Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. | Характеризовать основные преобразования в быту русского народа; Раскрывать новые черты быта и нравов русских людей в городе и деревни Определять отношениие русских людей к изменениях в их быту | Текущий | Устный опрос. | ||
42 | Промежуточная аттестация | Систематизируют и обобщать исторический материал по истории России XIX в. | Итоговый | Выполняют тестовые контрольные задания по образцу ОГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Рабочая...
Рабочая программа и КТП по Истории России и мира 10-11 класс
Рабочая программа и КТП составлены на основе авторской программы "История. История России и мира Н.В. Загладина и С.И. Козленко, Х.Т.Загладина. М. "Русское слово". 2007."...
Рабочая программа и КТП по Истории России 6-9 классы
Материал составлен на основе авторской программы А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной "История России с древнейших времен до начала XXI века". М. "Просвещение", 2007...
Рабочая программа по физической культуре в 1 классе (ФГОС, "Школа России", автор учебника В.И. Лях "Мой друг – физкультура").
Программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)- Примерной программы начально...
Рабочая программа по русскому языку в 3 классе ФГОС "Школа России"
В программе представлены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 3 (коррекционного) класса 7 вида...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ФГОС "Школа России" (Канакина, Горецкий"
В программе представлены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 (коррекционного) класса (УМК "Школа России", ФГОС второго поколения...
Рабочая программа и КТП по истории 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС) разработана на основе авторской программы к учебнику История Древнего мира, автор Михайловский...