рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Рабочая программа рассчитана на изучение курса в течение 36 часов учебного времени за год (второе полугодие). Количество учебных часов в неделю – 2.
Программа разработана на основе:
·Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089).
·Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312).
·Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень.
Авторской программы: «История Россия с древности до конца XVI века 6 класс» для общеобразовательных учреждений, авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Бранд М.Ю. М. «Просвещение» 2008 г.;
учебника для 6 класса общеобразовательных учреждений: «История России с древнейших времён до конца XVIвека» под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной М.: «Просвещение» 2008 г.
Программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для учащихся основной школы, которая включает в себя:
1.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы.Программы общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2008.
2.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России с древнейших времён до конца XVIвека» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2008.
3.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVIвека». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2009.
4.Колесниченко Н. Ю. «История России с древнейших времён до конца XVIвека. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной 6 класс». Волгоград: «Учитель», 2008.
- Колесниченко Н. Ю. История России конец XVI- XVIII в.в. Дидактический материал. Волгоград, «Учитель», 2009.
- Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVIв. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.
Программа позволяет сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории с древнейших времён до конца XVI века.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО учителей общественных дисциплин _________ Протокол № ___ от «____»__________2010 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ «СОШ № 2 г. Строитель» ___________ «____»____________2010 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 2 г. Строитель» _____________ Приказ № ___ от «___»____2010 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кольцовой Натальи Николаевны,
I квалификационная категория
по учебному курсу «ИСТОРИЯ РОССИИ.
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА XVI ВЕКА».
Предмет: ИСТОРИЯ.
6 «А» класс
Базовый уровень
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2010 г.
2010 - 2011 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 «А» класса. Программа разработана на основе:
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089).
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312).
Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. №379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год».
- Авторской программы: «История Россия с древности до конца XVI века 6 класс» для общеобразовательных учреждений, авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Бранд М.Ю. М. «Просвещение» 2008 г.;
- инструктивно – методического письма департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «О преподавании истории и обществознания в 2010 – 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
- учебника для 6 класса общеобразовательных учреждений: «История России с древнейших времён до конца XVI века» под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной М.: «Просвещение» 2008 г.
Программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для учащихся основной школы, которая включает в себя:
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы.Программы общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2008.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России с древнейших времён до конца XVI века» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2008.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2009.
Колесниченко Н. Ю. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной 6 класс». Волгоград: «Учитель», 2008.
- Колесниченко Н. Ю. История России конец XVI- XVIII в.в. Дидактический материал. Волгоград, «Учитель», 2009.
- Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.
Программа позволяет сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории с древнейших времён до конца XVI века.
Определенной новизной программы яв ляется обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности национальной политике. Акцентирование понятий рассчитано в соответствии с кодификатором элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.
Изучение истории в 6 классе рассчитано на достижение следующих целей обучения:
1 Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений уч-ся на основе осмысления им исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
2 Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
3 Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
4 Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
5 Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Курс «История Россия » призван решить следующие образовательные задачи:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и сво бодам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение методами исторического познания, умениями работать с раз личными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обще стве
- формирование толерантного отношения к пред ставителям других народов и стран.
Цели курса:
- Знать исторические термины, основные периоды отечественной истории с древнейших времён до конца XVI века и этапы наиболее масштабных событий.
- Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
- Называть: место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей, основные политические течения, партийные организации, выдающихся представителей и достижения науки и культуры, известных полководцев, участников военных событий.
- Показывать на исторической карте территорию России, промышленные центры, места важнейших военных сражений.
- Проводить поиск (устно или письменно) о наиболее значимых событиях отечественной истории.
Рабочая программа рассчитана на изучение курса в течение 36 часов учебного времени за год. Количество учебных часов в неделю – 2.
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; практическая работа.
Курс предполагает наличие межкурсовых связей – с курсом история Средних веков, межпредметных – обществознание, внутрикурсовых.
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, тесты, сравнительные таблицы, сообщения учащихся.
Формы итоговой аттестации: итоговые контрольные работы, итоговое тестирование.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать:
- основные периоды в истории России с IX по XVI века.;
- место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий древней и средневековой России;
- существенные черты социального положения людей в России в древности и средние века;
- существенные черты политического устройства России;
Учащиеся должны уметь:
- работать с картами и атласами;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в данную историческую эпоху;
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;
- соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ
«ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН
ДО КОНЦА XVI ВЕКА. 6 КЛАСС» - 36 часов
(к учебнику «История России с древнейших времён до конца XVI века». А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение» 2008 г).
№ П/П № урока | Наименование раздела, темы, урока. | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения материала | ||
6 «А» | Примечание | ||||
план | факт | ||||
Ведение (1 час). | |||||
1/35 | Что изучает история Отечества. | 1 | 17.01 | ||
Тема 1. «Восточные славяне». (2 часа) | |||||
2/36 | Происхождение восточных славян. | 1 | 21.01 | ||
3/37 | Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами. | 1 | 24.01 | ||
Тема 2. « Русь в IX – первой половине XII века (6 часов + 1). | |||||
4/38 | Формирование Древнерусского государства. | 1 | 28.01 | ||
5/39 | Первые киевские князья. | 1 | 31.01 | ||
6/40 | Князь Владимир. Крещение Руси. | 1 | 04.02 | ||
7/41 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Правление Ярославичей. | 1 | 07.02 | ||
8/42 | Культура Древней Руси. | 1 | 11.02 | ||
9/43 | Быт и нравы Древней Руси. | 1 | 14.02 | ||
10/44 | Контрольная работа № 1 по теме «Русь Древняя». | 1 | 21.02 | ||
Тема 3. «Русь во второй половине XII - XIII в.»(8 часов +1). | |||||
11/45 | Раздробление Древнерусского государства. | 1 | 25.02 | ||
12/46 | Главные политические центры Руси. | 1 | 28.02 | ||
13/47 | Монгольское нашествие на Русь. | 1 | 04.03 | ||
14/48 | Борьба Руси с западными завоевателями. | 1 | 07.03 | ||
15/49 | Русь и Орда. | 1 | 11.03 | ||
16/50 | Русь и Литва. | 1 | 14.03 | ||
17/51 | Культура русских земель в XII- XIII веках. | 1 | 18.03 | ||
18/52 | Родной край в древности. | 1 | 21.03 | ||
19/53 | Контрольная работа № 2 по теме «Русь во второй половине XII - XIII в.» | 1 | 25.03 | ||
Тема 4. «Образование единого русского государства» (8 часов ). | |||||
20/54 | Усиление Московского княжества в Северо – Восточной Руси. | 1 | 28.03 | ||
21/55 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | 1 | 01.04 | ||
22/56 | Московское княжество и его соседи в конце XIV– в середине XV века. | 1 | 04.04 | ||
23/57 | Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. | 1 | 11.04 | ||
24/58 | Церковь и государство в конце XV- начале XVI в | 1 | 15.04 | ||
25/59 | Культура и быт в XIV – начале XVI в. | 1 | 18.04 | ||
26/60 | Основные социальные слои Российского государства в XIV – начале XVI в. | 1 | 22.04 | ||
27/61 | Повторительно – обобщающий урок «Образование единого русского государства». | 1 | 25.04 | ||
Тема 5. «Московское государство в XVI веке» (6 часов + 2) | |||||
28/62 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 1 | 29.04 | ||
29/63 | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | 06.05 | ||
30/64 | Опричнина. | 1 | 13.05 | ||
31/65 32/66 | Культура Руси в XVI в. | 1 | 16.05 | ||
33/67 | Быт и нравы XVI в. | 1 | 20.05 | ||
34/68 | Родной край в XIV - XVI веках. | 1 | 23.05 | ||
35/69 | Контрольная работа № 3 по теме «Московское государство в XIV - XVI веке» | 1 | 27.05 | ||
36/70 | Итоговое повторение. | 1 | 30.05 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории Рос сии. Исторические источники о прошлом нашей Родины.
Тема 1. «Восточные славяне». (2 часа)
Восточные славяне и их соседи. Древние люди на терри тории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Про исхождение восточных славян. Крупнейшие племенные сою зы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотно шения восточных славян с соседними племенами и государ ствами.
Основные понятия темы
Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное зем леделие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.
Тема 2. « Русь в IX – первой половине XII века (6 часов + 1).
Формирование Древнерусского государства. Предпосыл ки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новго род и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Оль ги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины при нятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярос лав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земель ные отношения. Основные социальные слои древнерусско го общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Сис тема местного управления. Внешняя политика Ярослава Муд рого.
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярос лава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Кие ве. «Устав» Владимира Мономаха.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусско го искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Зна чение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерус ской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Основные понятия темы.
Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, лето пись, былина, патриотизм.
Тема 3. «Русь во второй половине XII - XIII в.»(8 часов +1).
Начало раздробленности Древнерусского государства .Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярос лава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Кие ве. «Устав» Владимира Мономаха.Социально-экономические и политические причины раздробления Древ нерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образо вание самостоятельных княжеств и земель. Характер полити ческой власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Пос ледствия раздробления Древнерусского государства.
Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточ ных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внут ренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйствен ные особенности Северо-Западной Руси. Особенности соци альной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Галицко- Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственнос ти на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотноше ния между боярами и князем. Даниил Галицкий.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чин гисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Ге роическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое зна чение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. По ходы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалти ки. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынско го владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государ ства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государ ства. Конфессиональная политика литовских князей. Значе ние присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное един ство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведе ниях культуры. «Слово о полку Игореве».
Родной край в древности.
Основные понятия темы.
Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордын ский выход, ярлык.
Тема 4. «Образование единого русского государства» (7 часов ).
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотноше ния Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV—-сере дине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордын ского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоедине ние Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.
Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в полити ческом строе и управлении. Усиление великокняжеской влас ти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церков ное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефаль ной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».
Основные понятия темы
Боярская дума, самодержавие, Судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.
Тема 5. «Московское государство в XVI веке» (8 часов +2).
Начало правления Ивана IV Реформы Избранной рады. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Сто главый собор. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические ус пехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астра ханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливон ской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской вой ны. Борьба с набегами крымского хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполи тического курса. Сущность и цели опричной политики. Оп ричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.
Социально-экономические последствия опричнины и Ли вонской войны.
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV— XVI в . Развитие науч ных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публи цистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зод чество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
. Исторические ус ловия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV— начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся куль туры великорусской народности. Отражение в литературе по литических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная ли тература. «Хождение…» Афанасия Никитина. Главные соору жения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.
Основные социальные слои Российского государства в XIV—начале XVI в. «Знатные люди» Российского государ ства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.
Основные понятия темы
Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дво ряне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч)
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
№ п/п | Наименование, раздела, темы , урока | Количество часов | Цель контроля | Виды и формы контроля |
10 | Контрольная работа № 1 по теме «Русь Древняя». | 1 | Обобщение и систематизация материала по теме «Русь Древняя», | Тематический. |
19 | Контрольная работа № 2 по теме «Русь во второй половине XII - XIII в.» | 1 | Обобщить и систематизировать знания учащихся о политической раздробленности Киевской Руси., о борьбе Киевской Руси с иноземными захватчиками; определить место личности в историческом развитии Руси данного периода. Продолжить развитие умений учащихся сопоставлять исторические факты и явления, обобщать исторические факты, сравнивать и делать выводы. | Тематический. Тестирование. |
35 | Контрольная работа № 3 по теме «Московское государство в XIV XVI веках» | 1 | Обобщить и систематизировать знания учащихся о процессе образования централизованного государства в России. Оценить значение образования централизованного государства в России. | Тематический. Тестирование. |
36 | Итоговое повторение. | 1 | Повторение и обобщение изученного по курсу История России в 6 классе. Проверка уровня знаний материала и овладения основными умениями и навыками. | Итоговый. Тестирование. |
Контрольная работа № 1 по теме «Русь Древняя».
1 вариант.
1. Соотнесите даты и события.
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
1. 988 г. - | А) правление князя Ярослава Мудрого; |
2. 912 – 945 г. г. - | Б) смерть Рюрика; |
3. 1019 – 1054 г.г. - | В) правление князя Игоря в Киеве; |
4. 879 г. - | Г) крещение Руси; |
Д) правление князя Олега в Киеве. |
2. Дайте определение следующим понятиям: полюдье; вотчина; житие.
3. Теоретические вопросы.
- На «5»: деятельность кого из первых русских князей внесла наибольший вклад в укрепление государства?
- На «4»: когда появились славяне в Восточной Европе? С какими народами и племенами они там встретились?
- На «3»: в чём вы видите положительное значение принятия христианства на Руси.
Контрольная работа № 1 по теме «Русь Древняя».
2 вариант.
1 вариант.
1. Соотнесите даты и события.
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
1. 882 – 912 г.г. - | А) крещение Руси; |
2. 945 – 957 г.г. - | Б) смерть князя Святослава; |
3. 988 г. - | В )правление князя Олега в Киеве; |
4. 944 г. - | Г) поход Игоря на Византию; |
Д) правление княгини Ольги. |
2. Дайте определение следующим понятиям: погосты; смерд; патриотизм.
3. Теоретические вопросы.
- На «5»: какие изменения произошли в славянском обществе к X – XI в.в. по сравнению с VI – VIII в.в.?
- На «4»: почему Владимир Святославович и его окружение из многих религий выбрали православие?
- На «3»:почему русские князья ещё до принятия христианства стремились в Византию.
Контрольная работа № 2 по теме «Русь во второй половине XII - XIII в.»
Вариант № 1.
1. Соотнесите даты и события.
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
1.1097 г. - | А) битва на реке Калке; |
2. 1219 – 1222 г.г. - | Б) княжение Александра Невского во Владимире; |
3. 31 мая 1223 г. - | В) княжеский съезд в Любече; |
4. 1252 – 1263 г.г. - | Г) завоевание Чингисханом Средней Азии и Кавказа; |
Д) Ледовое побоище. |
2. дайте определение понятиям: удел, баскаки, вече.
3. Выполните тест.
3.1 Укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания.
А) военное единство утратило свою необходимость после побед Владимира Мономаха над половцами;
Б) отсутствовали хорошие пути сообщения между княжествами;
В) княжествами маленьких размеров было легче управлять;
Г) отсутствовали прочные экономические связи между княжествами;
Д) города, достаточно уже развитые и удалённые от Киева, стремились обособиться от власти центрального князя и стать самостоятельными центрами своих территорий.
3.2 Что такое «боярская дума»:
А) судебный орган при князе;
Б) так назывался правительственный орган в Новгороде;
В) совещательный орган при князе.
3.3 В XII – XIII в.в. политический центр Северо –Восточной Руси находился в городе :
А) Москве; Б) Нижнем Новгороде; В) Твери; Г) Суздале; Д) Владимире.
3.4 Вставьте наиболее подходящее слово.
На землях Прибалтики был создан духовно – рыцарский _________ «воинов бога». Тех, кто входил в него, называли меченосцами (Союз, орден, клан, отряд, класс?)
4. Теоретические вопросы.
- На «5»:охарактеризуйте причины феодальной раздробленности Древнерусского государства.
- На «4»: какое значение имело сопротивление Руси монгольскому нашествию с точки зрения всемирной истории?
- На «3»: расскажите, как происходил сбор дани с русских земель в период ордынского владычества.
Контрольная работа № 2 по теме «Русь во второй половине XII - XIII в.»
Вариант № 2.
1. Соотнесите даты и события.
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
1. 15 июля 1240 г. - | А) битва на реке Калке; |
2. 1236 – 1242 г.г. - | Б) княжение Юрия Долгорукого (в Ростово – Суздальской земле); |
3. 1125 – 1157 г.г. - | В) Хурал монгольской знати, на котором Темучину было присвоено почётное имя – титул – Чингисхан; |
4. 1206 г. - | Г) Невская битва; |
Д) Батыево нашествие. |
2. дайте определение понятиям: улус, владычество; ярлык, республика.
3. Выполните тест.
3.1 О высоком уровне развития культуры на Руси в X – XIII в.в. свидетельствуют:
А) рост числа городов, становившихся центрами культуры;
Б) широкая переписка горожан;
В) массовая грамотность населения;
Г) открытие школ в городах;
Д) высокий уровень развития ремесла и торговли.
(ответы обозначьте номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости, принимая во внимание причинно – следственные связи между указанными явлениями).
- Объединение литовских земель в Великое княжество Литовское было вызвано:
А) опасностью нашествия немецких рыцарей;
Б) зарождением и развитием товарно – денежных отношений;
В) ослаблением Руси;
Г) ростом силы и могущества литовских феодалов;
Д) стремлением захватить земли бывшего Киевского княжества
(обозначьте указанные причины номерами в порядке убывания в зависимости от степени их значимости)
- Какой князь в народе заслужил прозвище «Большое Гнездо» за то, что имел 12 сыновей:
А) Андрей Юрьевич; Б) Всеволод Юрьевич; В) Константин Всеволодович;
3.4 Должность главы городской администрации в Новгороде:
А) мэр; Б) тысяцкий; В) посадник; Г) бургомистр.
4. Теоретические вопросы.
- На «5»:каковы масштабы и значение Невской битвы и Ледового побоища? Чем вызвано особое внимание к ним в российской истории? .
- На «4»: расскажите о сопротивлении ордынскому владычеству любого русского города.
- На «3»: охарактеризуйте деятельность одного из русских удельных князей периода феодальной раздробленности.
Контрольная работа № 3
по теме «Московское государство в XIV XVI веках».
Вариант № 1.
1. Причины возвышения Москвы среди других русских земель:
А) удачное географическое положение; Б) умелая политика московских князей;
В) союз Москвы и Новгорода; Г) поддержка церкви.
2. Как должны были ремесленники и купцы отнестись к образованию единого централизованного государства:
А) выступить против, так как, появилась конкуренция в производстве и реализации;
Б) им было безразлично, так как они производили товар и продавали его в своём городе;
В) это их должно было радовать, так как представлялась возможность сбывать свой товар в других регионах?
3. Главным соперникам был:
А) Новгород; Б) Киев; В) Тверь.
4. Как действовал во время восстания в Твери в 1327 году Иван Калита?
А) выступил совместно с восставшими против владычества Орды;
Б) ничего не предпринимал; В) совместно с ордынцами подавил восстание.
5. При каком правителе процесс объединения земель вокруг Москвы практически завершился:
А) при Василии Тёмном; Б) при Иване III; В) при Василии Шемяке.
6. Значение победы на Куликовом поле заключалось:
А) в окончании ордынского ига;
Б) в моральном успехе победы;
В) в значительном разгроме главных сил Орды.
7. Что являлось причиной феодальной войны второй четверти XV века?
А) борьба за ханский ярлык;
Б) не сложился порядок престолонаследия;
В) захват новых земель.
8. Территория Руси разделялась в XV- начале XVI в.в.:
А) на губернии; Б) губернии и уезды; В) уезды.
9. Свод законов 1497 года:
А) запретил крестьянам уходить от своих господ;
Б) ограничил уход одним днём – Юрьевым;
В) ограничил уход одной неделей до Юрьева дня и одной неделей после Юрьева дня.
10. Дворяне до XVI века – это:
А) помещики, владевшие большими наделами земли с крепостными крестьянами;
Б) представители служилого сословия;
В) слуги князя, жившие в его дворе и наделённые административными функциями.
Контрольная работа № 3
по теме «Московское государство в XIV XVI веках».
Вариант № 2.
1. Что такое «местничество»:
А) особый порядок назначения на должность; Б) удельная власть князя; В) власть общин.
2. Первая ересь на Руси называлась:
А) стригольничество; Б) нестяжательство; В) иосифляне.
3. Теория «Москва – Третий Рим» означала:
А) власть князя должна быть ограничена неким органом так же, как в Риме власть императора ограничена Сенатом;
Б) что церковная власть выше светской;
В) возвеличивание московских государей и роли Русской православной церкви
4. Какова была цель состоявшегося в 1551 году Церковного собора:
А) унификация церковных обрядов;
Б) введение патриаршества на Руси;
В) принятие решения о церковной реформе.
5. Расставьте события в хронологической последовательности:
А) Венчание на царство Ивана IV;
Б) Принятие царского Судебника;
В) Учреждение опричнины.
Г) Взятие Казани.
Д. Начало боярского правления.
Е) Окончание Ливонской войны.
Ж) Стоглавый собор.
З) Начало деятельности Избранной рады.
6. Опричнина привела к тому, что:
А) государственная экономика укрепилась;
Б) изменился характер земельной собственности – главными землевладельцами стали дворяне;
В) страна пришла к запустению и разрухе.
7. результаты опричнины вынудили Ивана Грозного пойти на следующие меры:
А) была дана некоторая свобода крестьянам;
Б) запустевшие земли были розданы крестьянам;
В) было усилено крепостное право.
8. Россия времён Ивана Грозного по форме правления была:
А) раннефеодальная монархия;
Б) абсолютная монархия;
В) конституционная монархия.
9. Кто из зодчих возвёл Успенский собор на территории Московского Кремля:
А) Алоиз Фрязин; Б) Аристотель Фиораванти; В) Фёдор Грек; Г) Максим Грек.
10. Кто написал «Троицу»:
А) Дионисий; Б) Феофана Грек В) Андрей Рублёв.
Итоговая контрольная работа
по теме «История России с древнейших времён до конца XVI века».
Вариант № 1.
1. Столица Древнерусского государства Киев находилась на землях
А) кривичей; Б) полян; В) древлян; Г) северян.
2. Первым правителем Руси принявшим христианство был (а)
А) Ярослав; Б) Олег; В) Ольга; Г) Владимир.
3. Древнейшей летописью дошедшей до нас является:
А) «Слово о законе и благодати»; Б) «Слово о полку Игореве»;
В) «Повесть временных лет»; Г) «Чтение о житии и погублении».
4. Феодальная раздробленность возникла потому что…
А) военное единство утратило свою необходимость после побед Владимира Мономаха над половцами;
Б) отсутствовали хорошие пути сообщения между княжествами;
В) князья ненавидели друг друга;
Г) княжеством маленького размера было легче управлять;
Д) отсутствовали прочные экономические связи между княжествами;
Е) города, достаточно уже развившиеся и удалённые от Киева, стремились обособиться от власти центрального князя и стать самостоятельными центрами своих областей.
(укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания)
5. «Слово о полку Игореве» было написано:
А) после правления Ярослава Мудрого; Б) в годы правления Владимира Мономаха;
В) во время княжения Всеволода Большое Гнездо.
6. Успехи завоевательных походов монголо – татар объясняются:
А) их многочисленностью;
Б) высоким уровнем военной организации и жесточайшей дисциплиной в войсках;
В) стремлением их знати к обогащению за счёт более развитых стран и народов;
Г) хорошо поставленной разведкой;
Д) применением военных машин;
Е) феодальной раздробленностью стран, на которые они нападали.
(укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания)
7. Русь в XIII – XV веках была:
А) колонией Золотой Орды; Б) завоёвана Золотой Ордой и стала её составной частью;
В) независимым государством; Г) сохраняла свою государственность, но была поставлена в вассальную зависимость от ордынских ханов.
8. Объединение Литовских земель в Великое княжество Литовское было вызвано:
А) опасностью нашествия немецких рыцарей;
Б) зарождением и развитием феодальных отношений;
В) ростом силы и могущества литовских феодалов;
Г) ослаблением Руси;
Д) стремлением захватить земли бывшего Киевского княжества.
(обозначьте указанные причины номерами в порядке убывания в зависимости от степени их значимости)
9. Основателем Московского княжества был:
А) Дмитрий Донской; Б) Юрий Долгорукий;
В) Даниил Александрович; Г) Александр Невский
10. Постройте цепочку причинно – следственных связей:
Развитие городов, освобождение от ордынского ига; усиление общения между русскими землями, подъём хозяйства на Руси, оживление торговли, объединение русских земель.
11. Усиление боярской думы привело:
А) к усилению централизованного государства;
Б) ослаблению власти Великого князя;
В) усилению позиций церкви;
Г) обострению противоречий между Великим князем и Думой;
Д) ограничению власти Великого князя;
Е) возрастанию роли дворян в управлении государством.
(укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания)
12. Расположите в хронологической последовательности:
1. Судебник Ивана III; 2) стояние на реке Угре; 3) Судебник Ивана IV; 4) первый Земский собор; 5) основание Архангельска; 5) венчание Ивана IV на царство;
13. Опричнина возникла в результате:
А) стремления царя путём массового террора нанести окончательный удар по крупным феодалам;
Б) болезненной реакции Ивана IV на неудачи в Ливонской войне;
В) проявления чрезмерной подозрительности и недоверчивости Ивана IV;
Г) намерения царя запугать народ и подавить малейшие очаги сопротивления его политике;
Д) стремления царя пресечь боярские заговоры.
14. В каком году на Руси было установлено патриаршество?
А) 1582; Б) 1589; В) 1592; Г) 1595
15. Первым русским царём был:
А) Иван III; Б) Василий III; В)Иван IV; Г) Михаил Романов.
Итоговая контрольная работа
по теме «История России с древнейших времён до конца XVI века».
Вариант № 2.
1. Основателем древнерусского государства летописи называют
А) Олега; Б) Рюрика; В) Игоря; Г) Святослава.
2. Древнерусское государство с центром в Киеве было:
А) раннефеодальным; Б) развитым феодальным;
В) позднефеодальным; Г) рабовладельческим
3. Древнерусское государство достигло расцвета в период правления князя:
А) Игоря; Б) Святослава; В) Владимира; Г) Ярослава.
4. Соотнесите правителей и территорию:
ПРАВИТЕЛЬ | ТЕРРИТОРИЯ |
1. Ярослав Осмысл, | А) Галицко – Волынское княжество; |
2. Даниил Галицкий, | |
3. Юрий Долгорукий, | Б) Владимиро – Суздальское княжество. |
4. Андрей Боголюбский, | |
5. Всеволод Большое Гнездо. |
5. О высоком уровне развития культуры на Руси в X – XIII в.в. свидетельствуют:
А) рост числа городов, становившихся центрами культуры;
Б) широкая переписка горожан;
В) массовая грамотность населения;
Г) открытие школ в городах;
Д) высокий уровень развития ремесла и торговли.
(ответы обозначьте номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости, принимая во внимание причинно – следственные связи между указанными явлениями).
6. Битва на Калке произошла:
А) до первого крестового похода в Европе;
Б) после гуситских войн в Чехии;
В) после принятия христианства на Руси;
Г) после правления Владимира Мономаха.
7. Расположите исторические события в хронологической последовательности:
1) Битва на Чудском озере; 2) Битва на Калке; 3) В нашествие Батыя; 4)Невская битва; 5)Битва на реке Вожже;6) строительство каменного Кремля в Москве;7) княжение Ивана Калиты.
8. Значение Куликовской битвы состояло в том, что она привела к следующему событию:
А) падению ордынского ига; Б) объединению русских земель;
В) разгрому главных сил Орды; Г) распаду Орды.
9. В феодальной войне XV века борьба велась:
А) за первенство Москвы в деле объединения русских земель;
Б) присвоение московскому князю титула «государя всея Руси»;
В) власть на московском престоле;
Г) получение ордынского ярлыка на великое княжение.
10. Ордынское владычество было свергнуто:
А) до Великих географических открытий;
Б) во время Столетней войны;
В) после завоевания Бабура в Индии;
Г) во время правления во Франции Людовика XI.
11. Земля передавалась дворянам:
А) в награду за верную службу;
Б) в целях скорейшего освоения вновь присоединённых земель;
В) для того, чтобы они могли обеспечить себя всем необходимым для несения военной службы.
Г) для надзора за крестьянами и их усмирения в случае проявления ими недовольства.
12. Волжский водный путь в XVI веке приобрёл большое значение, потому что:
А) к России были присоединены большие территории и Волга стала внутренней рекой;
Б) в те годы отсутствовали хорошие дороги, и перевозить товары удобнее было по воде;
В) он соединил Северо –Восточную Русь со странами Востока;
Г) были ликвидированы ханства, владевшие землями в Поволжье;
Д) интенсивно развивались торговые связи между различными землями и областями страны.
(обозначьте указанные факторы порядковыми номерами в убывающей последовательности в зависимости от степени их значимости).
13. Выберите наиболее точную формулировку:
А) опричное войско, созданное Иваном IV для борьбы с крупными феодалами, положило начало переходу к новой форме государственного устройства – опричнине.
Б) опричнина явилась формой борьбы Ивана IV с крупными феодалами, в ходе которой он использовал специальное опричное войско;
В) система мер, принятых Иваном IV для окончательного установления самодержавной власти, называлась опричнина;
Г) личная охрана Ивана IV;
Д) правительство, составленное из приближённых к Ивану IV людей.
14. В каких годах проводились реформы избранной Рады?
А) 1533- 1584; б) 1533 – 1538; В) 1549 – 1560; Г) 1558 – 1583.
15. Соборное уложение 1649 года сыграло решающую роль в следующем:
А) становлении просвещённого абсолютизма;
Б) закрепощении крестьян;
В) установлении сословно – представительной системы;
Г) замене приказов коллегиями.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы.Программы общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2008.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России с древнейших времён до конца XVI века» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2008.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2009.
Колесниченко Н. Ю. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной 6 класс». Волгоград: «Учитель», 2008.
- Колесниченко Н. Ю. История России конец XVI- XVIII в.в. Дидактический материал. Волгоград, «Учитель», 2009.
- Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.
Атлас: История России: IX-XVI вв.с контурными картами : 6 класс Изд. 7-е, перераб., доп. М.: Дрофа, 2009.
- Электронное приложение к учебнику История России : с древнейших времен до конца XVI века : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.
ЛИТЕРАТУРА.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 1999.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М., 1999.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – ВЛАДОС, 2001.
- Забелин И.Е Домашний быт русского народа в XVI - XVII веках. -М., 1995.
- История внешней политики России. XVIII век. -М., 2000.
- История государства российского. Хрестоматия. XVII век. – М., 2000
- Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1997.
- Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.- М., 1996.
- Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1998.
- Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М.: «ВЛАДОС». 2000.
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т.1-3., М., 2005.
- Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. – М.: Вече, 2000.
- Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М.: Аванта – Плюс, 2002.
- Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.1. От древних славян до Петра Великого. М.: Аванта – Плюс, 2002.
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитетура, изобразительное искусство и декоративно – прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. М.: Аванта – Плюс, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...
Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...
Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)
Тип урока: повторительно-обобщающий. Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения котор...
Обобщение по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)
Тип урока: повторительно-обобщающий. Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения котор...
Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)
Задания для проверки знаний по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI века" для учащихся 6 класса....
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» 6 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории - МО РФ 2009...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...
Комментарии
Большое спасибо за рабочую