Рабочая программа учебного курса по истории России для 9 класса
календарно-тематическое планирование по истории (9 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России» (9 класс). Программа предполагает использование учебника «История России. 9 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_ist_rossii_fgos.doc | 274 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю
Протокол № от «___»________ 2019 г. Заместитель директора по УВР Директор МОУ СШ №29
Руководитель МО __________Н. П.Гаевая _________ И. А. Мелешкова ___________Т. В. Шумилина
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №29 Тракторозаводского района Волгограда»
Рабочая программа учебного курса по истории России
для 9 класса на 2018 – 2019 учебный год (40 часов)
Программы обучения - Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016.
Учебник - История России 9 кл. В 2-х частях. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др. / Под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018.
Учитель: Силаева И. А.
Год составления - 2019
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России» (9 класс). Программа предполагает использование учебника «История России. 9 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
- 75-100% - отлично «5»;
- 60-74% - хорошо «4»
- 50-59% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории России.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей; • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России
Используемые сокращения:
УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний;
УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений;
УКИЗ – урок комплексного использования знаний;
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;
УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Учебник История России 9 кл. В 2-х частях. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др. / Под ред. А. В. Торкунова– М.: Просвещение, 2018.
2.Программа обучения - Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016.
Дополнительная литература для учащихся:
- Амбаров, В. Н. История : Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 1999.
- Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира : энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.
Электронные ресурсы
- http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
- http://socio.rin.ru/
- http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела. Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание предметного материала | Виды учебной деятельности | Информационно-методическое обеспечение | Планируемые результаты | Д/з | Дата | ||
предметные | УУД | план | факт | ||||||||
1 | Раздел I. Россия в первой четверти XIX в. (9 ч) Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. | 1 | УИПЗЗ | 1) Начало промышленной революции. 2) Техническая сторона промышленного переворота. 3) Социальная сторона промышленного переворота (изменения в жиз- ни общества). 4) Население Российской империи XVIII—XIX вв. 5) Экономика России на рубеже XVIII—XIX вв. 6) Политический строй России на рубеже XVIII—XIX вв. | Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в. (используя историческую карту). Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоѐв населения. | Презентация, Физическая карта. Карта территории современной России. | Ученик научится объяснять суть и главные признаки промышленной революции; анализировать основные тенденции политического, экономического и социального развития России на рубеже веков | Познавательные: Показать на карте процесс образования представительных учреждений для усиления царской власти Коммуникативные: Уметь работать с картой, выделять, систематизировать и сравнивать характерные черты явлений систематизировать исторический материал в виде таблицы. Регулятивные: Осуществлять познавательную рефлексию. понимать причины "отставания" России в политическом развитии от стран Европы. Личностные УУД: Выявить причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения. | Учебник, § 1. Задание № 3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». | ||
2 | Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского | 1 | УИПЗЗ | 1) Характеристика личности Александра I. 2) Негласный комитет. 3) Реформа управления. 4) Реформа образования. 5) Политика в отношении крестьян. 6) Реформаторская деятельность М. М. Сперанского | Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в. Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала XIX в. | CD – диск | Ученик научится давать оценку реформаторским планам Александра 1 в первые годы его правления. | Познавательные: Раскрывать противоречия в русском обществе в конце XVII в Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Личностные УУД: Высказывать своё суждение о экономическом развитии России, в данный период времени. | Учебник, § 2. Задания № 2, 6, 7 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | ||
3 | Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. | 1 | УИПЗЗ | 1) Политика России на восточном направлении. 2) Отношения России с Францией в 1801—1809 гг. 3) Русско-шведская война 1808—1809 гг. Вхождение Финляндии в со- став России. 4) Россия накануне войны с Францией | Характеризовать основные цели внешней политики России в н. XIX в. Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях. | CD – диск | Ученик научится перечислять основные события внешней политики России в указанный период и анализировать их значение | познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: Уметь сопоставлять явления, выделять причины и последствия событий и явлений. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Учебник, § 3. Задания № 1 и 2 из рубрики «Работаем с картой»; за- дания № 3 и 5 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | ||
4 | Отечественная война 1812 г | 1 | УИПЗЗ | 1) Накануне войны. 2) Начало войны. Планы и силы сторон. 3) Смоленское сражение. 4) Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. 5) Бородинское сражение. 6) Тарутинский манёвр. 7) Партизанское движение. 8) Изгнание Наполеона из России | Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г. Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору). Объяснять, в чѐм заключались последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества. | CD – диск | Ученик научится Анализировать причины, основной ход событий, итоги и значение Отечественной войны 1812 года | Познавательные УУД: Умение работать с разными источниками информациями Коммуникативные УУД: Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах). Регулятивные УУД: Объяснять изученные положения на конкретных примерах. Личностные УУД: Выразить свое отношение к русским бытовым традициям, и их роли в дальнейшем формировании менталитета российского общества. | Учебник, § 4. Задания № 5 и 6 из рубрики «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа». * Одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | ||
5 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. | 1 | УКИЗ | 1) Начало Заграничных походов. 2) Смерть М. И. Кутузова. 3) Завершение разгрома Наполеона. 4) Венский конгресс. 5) Священный союз. 6) Восточный вопрос. 7) Россия и Америка | Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в первой четверти XIX в. | CD - диск | Ученик научится Работать с картой, определять причины, ход событий, основные битвы, итоги и последствия внешней политики России в указанный период времени | Познавательные УУД Умение работать с разными источниками информациями Коммуникативные УУД Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах). Регулятивные УУД планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Личностные УУД Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Учебник, § 5. * Одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». При составлении экскурсии-презентации по Казанскому собору можно вос- пользоваться сайтом http://kazansky-spb.ru/ | ||
6 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. | 1 | УИПЗЗ | 1) Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество. 2) Продолжение реформ. 3) Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. 4) Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг. 5) Итоги внутренней политики Александра I | Называть либеральные и консервативные меры Александра I. Объяснять причины изменения внутриполитического курса Александра I. | CD – диск | Ученик научится Давать общую оценку внутренней политики Александра 1 | Познавательные УУД Умение работать с разными источниками информациями. Коммуникативные УУД Объяснять изученные положения на конкретных примерах. Регулятивные УУД Давать и оценивать этого периода истории. Личностные УУД Выражать свое отношение к роли личности в истории. | Учебник, § 6. Задание № 5 из рубрики «Вопросы и задания для рабо- ты с текстом параграфа». * Задания № 3 и 4 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | ||
7 | Национальная политика Александра I | 1 | УОСЗ | 1) Финляндия в составе России. 2) Царство Польское и его конституция. 3) Прибалтика в составе России. 4) Народы Кавказа. 5) Население Сибири | Характеризовать национальную и религиозную политику Александра 1. Объяснять последствия проводимой политики. | CD– диск | Ученик научится Давать общую оценку национальной политики Александра 1 в многонациональной Российской империи | Познавательные УУД Уметь обобщать информацию и делать выводы. Коммуникативные УУД Систематизировать учебную информацию; выявить причинно- следственные связи. Регулятивные УУД Представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы. Личностные УУД Давать оценку деятельности политического лидера; выражать свое отношение к роли нравственного фактора в истории. | Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной дея- тельности учащихся «Национальная политика Александра I». Задания № 1 и 6 из рубрики «Вопросы и задания для работы с текстом пара- графа». Мини-проект: задания № 2 и 3 из рубрики «Думаем, сравни- ваем, размышляем» | ||
8 | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | 1 | УИПЗЗ | 1) Экономический кризис. 2) Развитие сельского хозяйства. 3) Отмена крепостного права в Прибалтике в 1816—1819 гг. 4) Проекты освобождения крестьян. 5) Военные поселения. 6) Развитие промышленности, торговли, путей сообщения | Объяснять смысл понятий: военные поселения, аракчеевщина. Давать характеристику личности и деятельности Александра I. | CD– диск | Ученик научится Объяснять проявление капиталистических тенденций в экономике России в первой четверти 19 века | Познавательные УУД Выделять ключевые понятия. Коммуникативные УУД Систематизировать учебную информацию; выявить причинно- следственные связи.. Регулятивные УУД Уметь давать развернутую характеристику исторической личности. Личностные УУД Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Учебник, § 7. Вопрос № 3 из рубрики «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа». Задание № 3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | ||
9 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 1 | УИПЗЗ | 1) Зарождение организованного общественного движения. 2) Первые тайные общества. 3) Южное и Северное тайные общества. 4) «Русская Правда» П. И. Пестеля. 5) «Конституция» Н. М. Муравьёва. 6) Власть и тайные общества. 7) Династический кризис. Междуцарствие. 8) Выступление 14 декабря 1825 г. 9) Следствие и суд над декабристами. 10) Историческое значение и последствия восстания декабристов | Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Составлять биографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения (по выбору) на основе научно-популярной литературы. Излагать оценку движения декабристов. Определять и аргументировать своѐ отношение к ним и оценку их деятельности. | CD– диск | . Ученик научится Объяснять суть понятия «общественные движения» и анализировать работу тайных обществ России в первой четверти 19 века | Познавательные УУД Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события. Коммуникативные УУД Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Регулятивные УУД Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Личностные УУД Выразить свое отношение к роли личности в истории. | Учебник, § 8—9. Задания № 4 и 5 из рубрики «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа»; задания № 1 и 5 из рубрики «Думаем, сравниваем, раз- мышляем». * Подготовка к дискуссии «Выступление декабристов: поступок или преступление?». * Сообщение «Константиновский рубль: политическое событие и ну- мизматическая редкость». * Презентация «Просветительская деятельность декабристов в Сибири» | ||
10 | Раздел II. Россия во второй четверти XIX в. (8 ч) Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | 1 | УИПЗЗ | 1) Император Николай I. 2) Укрепление роли государственного аппарата. 3) Укрепление опоры самодержавной власти. 4) Попытки решения крестьянского вопроса | Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществлѐнных во второй четверти XIX в. Оценивать их последствия. Объяснять смысл понятий: кодификация законов, корпус жандармов. Давать характеристику (составлять исторический портрет) Николая I. | CD– диск | Ученик научится Понимать основные тенденции во внутренней политике Николая 1 и смена вектора развития страны после правления Александра 1 | Познавательные УУД самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. Коммуникативные УУД Анализировать художественное произведение с исторической точки зрения. Регулятивные УУД ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Личностные УУД Выражать личностное отношение к духовному, нравственному опыту наших предков. | Учебник, § 10. Задания № 3 и 6 из рубрики «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа»; задания № 1 и 3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | ||
11 | Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 1 | УИПЗЗ | 1) Положение в деревне. 2) Развитие промышленности. 3) Города. 4) Транспорт и торговля. 5) Реформа Е. Ф. Канкри | Характеризовать социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. (в том числе в сравнении с западно-европейскими странами). Рассказывать о начале промышленного переворота, используя историческую карту. Давать оценку деятельности М.М. Сперанского, П.Д. Кисе лѐва, Е.Ф. Канкрина. | CD– диск | Ученик научится Осознавать проявление кризиса феодально – крепостнической системы в указанный период | Познавательные УУД самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. Коммуникативные УУД Раскрывать на примерах уровень развития хозяйства и торговли, в том числе с опорой на карту. Регулятивные УУД Выделять основные направления хозяйственного развития страны. Личностные УУД Выражать свое отношение к роли новых явлений в развитии страны. | Учебник, § 11. * Задания № 1—5 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | ||
12 | Общественное движение при Николае I | 1 | УИПЗЗ | 1) Консервативное направление. 2) Либеральное направление. 3) Радикальное направление | Объяснять смысл понятий: западники, славянофилы, теория официальной народности, утопический социализм. Характеризовать основные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западни ков и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты. | CD– диск | Ученик научится Объяснять суть теории официальной народности; анализировать отличительные черты основных типов общественного движения при Николае 1 | Познавательные УУД Уметь обобщать информацию и делать выводы. Коммуникативные УУД Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. Регулятивные УУД Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Характеризовать деятельность исторических персоналий, сравнивать результаты Личностные УУД Выражать свое отношение к роли народных масс в истории. | Учебник, § 12. * Задания № 2—4 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | ||
13 | Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны | 1 | УИПЗЗ | 1) Положение в Царстве Польском. 2) Политика по отношению к Финляндии. 3) Положение в Западном крае. 4) Положение евреев в Российской империи. 5) Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX в. 6) Политика России в Средней Азии | Характеризовать национальную и религиозную политику Николая 1 и объяснять последствия проводимой политики. Характеризовать этнокультурный облик страны | CD– диск | Ученик научится Объяснять суть теории официальной народности; анализировать отличительные черты основных типов общественного движения при Николае 1 | Познавательные УУД Уметь самостоятельно строить рассказ на основе нескольких источников. Коммуникативные УУД Представлять результаты своей деятельности в форме таблицы. Регулятивные УУД Дать собственную оценку культурной деятельности человека Личностные УУД Формировать уважение к истории культурным и историческим памятникам | Учебник, материалы для самостоятельного изучения и проектной де- ятельности «Национальная и религиозная политика Николая I. Этно- культурный облик страны». * Одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | ||
14 | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817— 1864 гг. | 1 | УКИЗ | 1) Причины и этапы Кавказской войны. 2) Движение Шамиля. 3) Окончание и итоги войны. 4) Россия и Западная Европа. 5) Восточный вопрос. 6) Русско-иранская война 1826—1828 гг. | Характеризовать основные на правления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях — войнах с Перси ей и Турцией, Кавказской войне, характеризовать их итоги. Составлять характеристики за щитников Севастополя. Показывать на карте территориальный рост Российской империи в первой половине XIX в. Рассказывать о положении на родов Российской империи, национальной политике власти . | CD– диск | Ученик научится Анализировать причины, основной ход событий, итоги и значение кавказской войны 1817 – 1864 гг | Познавательные УУД Формулировать и обосновывать выводы. Коммуникативные УУД участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные УУД Находить информацию из разных исторических источников. Оценивать мнения и позиции представителей разных групп. Личностные УУД Высказывать собственное отношение к событиям | |||
15 | Крымская война 1853— 1856 гг. | 1 | ЗУОС | 1) Обострение восточного вопроса в начале 1850-х гг. 2) Начальный этап войны. 3) Вступление в войну Англии и Франции. 4) Героическая оборона Севастополя. 5) Окончание и итоги Крымской войны | Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1853–1856 гг. Подготовить сообщение об одном из участников Крымской войны (по выбору). Объяснять, в чѐм заключались последствия Крымской войны для российского общества. | CD– диск | Ученик научится Анализировать причины, основной ход событий, итоги и значение крымской войны 1853 – 1856 гг | Познавательные УУД Выделять основные этапы войны, конкретизировать их примерами. На основе анализа текста учебника представлять информацию в виде схемы. Коммуникативные УУД Давать сравнительную характеристику Регулятивные УУД Уметь самостоятельно анализировать исторические источники и давать развернутые характеристики исторических личностей Личностные УУД Выразить свое отношение к роли личности в истории. | Учебник, § 13—14. * Подготовить сообщения о П. С. Нахимове, В. А. Корнилове, В. И. Ис- томине, Э. И. Тотлебене, Петре Кошке, Дарье Севастопольской. * Подготовить презентацию о памятниках в честь обороны Севастополя 1854—1855 гг. | ||
16 | Культурное пространство империи в первой половине XIX в | 1 | ЗУОС | 1) XIX век — золотой век русской культуры. 2) Естественно-математические науки. 3) Русские путешественники. 4) Реформы Александра I в области образования. 5) Образовательная политика Николая I. | Характеризовать достижения отечественной культуры рассматриваемого периода. Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору). Проводить поиск информации о культуре края в рассматриваемый период, представлять еѐ в устном сообщении, эссе и т. д. | CD– диск | Ученик научится Определять события, оказавшие определяющие воздействие на развитие русской науки и культуры в первой половине 19 века Ученик научится Определять важнейшие особенности развития художественной культуры России в первой половине 19 века | Познавательные УУД Давать оценку деятельности исторической персоны. Составлять развёрнутую характеристику исторического деятеля Коммуникативные УУД Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Регулятивные УУД Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Личностные УУД Использовать приёмы анализа источников при формулировании и аргументации собственных выводов и оценок | Учебник, материал для самостоятельной работы и проектной деятель- ности учащихся «Культурное пространство империи в первой полови- не XIX в.: наука и образование». * Задания № 2 и 3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | ||
17 | Повторительно-обобщающий урок по темам I и II | 1 | УКИЗ | 1) Внутренняя и внешняя политика Николая I. 2) Национальная политика Николая I. 3) Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. 4) Общественное движение во второй четверти XIX в. 5) Культурное пространство России первой половины XIX в. | Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории первой половины XIX в., давать оценку еѐ деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и миро вой истории первой половины XIX в. | CD– диск | Ученик научится обобщать и систематизировать полученные в ходе изучения раздела знания; определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Познавательные УУД самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные УУД Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Представлять результаты своей деятельности в форме таблицы. Регулятивные УУД Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Личностные УУД Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Написать характеристику деятельности Николая I. Написать эссе «Николаевская Россия глазами современников» | ||
18 | Раздел III. Россия в эпоху Великих реформ (7 ч) Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1 | УОСЗ | 1) Европейская индустриализация. 2) Промышленный переворот в России. 3) Развитие сельского хозяйства, торговли. 4) Предпосылки отмены крепостного права в России | Характеризовать предпосылки отмены крепостного права | CD– диск | Ученик научится Объяснять суть процесса индустриализации и особенности промышленного переворота в России и причины ограничения его масштабов. | Познавательные УУД Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события Коммуникативные УУД Систематизировать информацию в виде краткого конспекта. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом Регулятивные УУД Характеризовать основные этапы преобразований. Личностные УУД Дать оценку переменам произошедшим в государственном устройстве. | Учебник, § 15. Задание № 2 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | ||
19 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | УИПЗЗ | 1) Вступление на престол Александра II. 2) Причины отмены крепостного права. 3) Подготовка реформы. 4) Содержание и сущность реформы. 5) Значение реформы | . Называть основные положения крестьянской реформы. Объяснять смысл понятий: редакционные комиссии, временно- обязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники. | CD– диск | Ученик научится Анализировать причины, содержание и сущность и значение реформы | Познавательные УУД самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные УУД Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Регулятивные УУД планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Личностные УУД Дать оценку экономической ситуации в России. | Учебник, § 16. Задание № 7 из рубрики «Вопросы и задания для ра- боты с текстом параграфа». * Задания № 1—3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | ||
20 | Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | 1 | УКИЗ | 1) Земская реформа. 2) Городская реформа. 3) Судебная реформа. 4) Военные реформы. 5) Реформы в области народного просвещения | Приводить оценки характера и значения реформ 1860– 1870_х гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку. Объяснять смысл понятий: земства, городские управы, мировой суд. | CD– диск | Ученик научится Объяснять суть основных либеральных реформ в период правления Александра 2 и их значения в истории России | Познавательные УУД Выделять и объяснять понятия и термины. Коммуникативные УУД Определять особенности своеобразие российского абсолютизма. Регулятивные УУД Определять задачи, направления в области управления. Личностные УУД Выразить свое отношение к реформам. | Учебник, § 17. Задание № 2 из рубрики «Думаем, сравниваем, раз- мышляем» | ||
21 | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период | 1 | УКИЗ | 1) Состояние сельского хозяйства. 2) Пореформенное развитие промышленности. 3) Финансовая политика правительства. 4) Железнодорожное строительство. 5) Промышленный подъём | Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия на основе информации исторической карты. Раскрывать, в чѐм заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Рассказывать об экономическом состоянии России, положении основных слоѐв населения пореформенной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы по истории края (устное сообщение, эссе и др.). | CD– диск | Ученик научится Определять влияние реформ на развитие экономики страны | Познавательные УУД Выделять и объяснять понятия и термины. Коммуникативные УУД Использовать репродукции картин художников при рассказе об исторических событиях. Регулятивные УУД Определять изменения, произошедшие в положении России. Личностные УУД Дать оценку развития России в данный период времени. | Учебник, § 18. Задания № 1, 2, 6 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | ||
22 | Общественное движение при Александре II и политика правительства | 1 | УКИЗ | 1) Консервативное направление. 2) Либеральное направление. 3) Радикальное направление. 4) Народничество в 1870-е гг. 5) Реакция власти на общественное движение. 6) М. Т. Лорис-Меликов и его «конституция» | Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения. Объяснять, в чѐм заключалась эволюция народнического движения в 1870–1880е гг. Давать характеристики участников народнического движения на основе материалов учебника и дополнительной литературы. Объяснять, в чѐм заключалась эволюция народнического движения в 1870–1880е гг. Давать характеристики участников народнического движения на основе материалов учебника и дополнительной литературы. Излагать оценку значения народнического движения, высказывать своѐ отношение к ним. | CD– диск | Ученик научится Определять основные направления и характер общественного движения в пореформенный период | Познавательные УУД Формулировать и обосновывать выводы. Коммуникативные УУД Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Регулятивные УУД Определять изменения, произошедшие в сознании и образе жизни, культуре русского народа. Личностные УУД Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий | Учебник, § 19—20. * Подготовить презентацию об одном из деятелей общественного дви- жения | ||
23 | Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе | 1 | УОСЗ | 1) Национальный вопрос в Европе. 2) Польское восстание. 3) Преобразования в Финляндии. 4) Политика правительства на Кавказе. | Давать оценку национальной политики самодержавия при Александре II. | CD– диск | Ученик научится Определять основные направления национальной и религиозной политики Александра 2 | Познавательные УУД Выделять и объяснять понятия и термины. Коммуникативные УУД Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Регулятивные УУД Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Личностные УУД Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся «Национальный вопрос в Европе и в России. Национальная политика Александра II». Задание № 6 из рубрики «Думаем, сравни- ваем, размышляем» | ||
24 | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг | 1 | УЗЗВУ | 1) Европейская политика. 2) Утверждение России в Средней Азии. 3) Дальневосточная политика России. 4) Продажа Аляски. 5) Русско-турецкая война 1877—1878 гг. | Характеризовать внешнюю политику Александра II. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870е гг. Показывать на карте территории, включѐнные в состав Российской империи во второй половине XIX в. | CD– диск | Ученик научится Анализировать восстановление международного престижа России дипломатическим и военным путем | Познавательные УУД Анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Коммуникативные УУД Систематизировать исторический материал в виде схемы. Регулятивные УУД Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Личностные УУД Осознание своей идентичности как гражданина страны. | Учебник, § 21. Задания № 3 и 4 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | ||
25 | Раздел IV. Россия в 1880—1890-е гг. (7 ч) Александр III: особенности внутренней политики | 1 | УЗЗВУ | 1) Новый император: Александр III. 2) Перемены во внутренней политике. 3) Укрепление государственной власти. 4) Политика в области просвещения и цензуры. 5) Попечительская политика | Характеризовать внутреннюю политику Александра III. Излагать оценки деятельности императора Александра III, приводимые в учебной литера туре, высказывать и аргументировать свою оценку. | CD– диск | Ученик научится анализировать причины, суть и значение основных контрреформ во время правления Александра 3 | Познавательные УУД Анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Коммуникативные УУД Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Регулятивные УУД Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Личностные УУД Давать оценку изучаемого периода русской истории. | Учебник, § 22. Составить таблицу «Реформы Александра II и контрреформы Александра III» | ||
26 | Перемены в экономике и социальном строе | 1 | УКИЗ | 1) Основные цели экономической политики Александра III. 2) Деятельность Н. X. Бунге. 3) Экономическая политика И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте. 4) Сельское хозяйство. 5) Социальная структура пореформенного общества | . Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. | CD– диск | Ученик научится Анализировать особенности социальной структуры общества второй половины 19 века | Познавательные УУД Объяснять понятия и термины. Коммуникативные УУД Составлять рассказ, извлекая необходимую информацию из документов, помещенных в учебнике. Регулятивные УУД Определять изменения, произошедшие в положении дворян, крестьян. Личностные УУД Давать оценку изучаемого периода русской истории. | Учебник, § 23. Подготовить характеристику деятельности одного из министров финансов. * Подготовить презентацию о строительстве железной дороги в цар- ствование Александра III. * Мини-проект «Путешествие по Транссибу» | ||
27 | Общественное движение при Александре III | 1 | УКИЗ | 1) Революционное народничество. 2) Русский марксизм. 3) Либеральное движение | Излагать оценки значения общественного движения, высказывать своѐ отношение к ним. | CD– диск | Ученик научится Определять основные направления и характер общественного движения в указанный период | Познавательные УУД Объяснять изученные положения на конкретных примерах. Коммуникативные УУД Составлять рассказ, извлекая необходимую информацию из документов, помещенных в учебнике. Регулятивные УУД Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Личностные УУД Давать оценку изучаемого периода русской истории. | Учебник, § 24 | ||
28 | Национальная и религиозная политика Александра III | 1 | УКИЗ | 1) Русская православная церковь в период Великих реформ. 2) Религиозная политика Александра III. 3) Иоанн Кронштадтский. 4) Национально-религиозная политика на окраинах Российской империи. 5) Положение нехристианских религий | Характеризовать национальную и религиозную политику Александра III. Объяснять последствия проводимой политики. | CD– диск | Ученик научится Определять основные направления национально – конфессиональной политики 1880 – 1890 гг | Познавательные УУД Рассказывать о основных направлениях и итогах Коммуникативные УУД Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий. Регулятивные УУД Описывать новые явления в развитии сельского хозяйства и промышленности. Личностные УУД Излагать собственные суждения, делать выводы | Учебник, материал для самостоятельной работы и проектной деятельно- сти учащихся «Национальная и религиозная политика Александра III». * Составить характеристику деятельности К. П. Победоносцева, Иоанна Кронштадтского, Н. И. Ильминского | ||
29 | Внешняя политика Александра III | 1 | УПОКЗ | 1) Обострение противоречий с Германией. 2) Русско-французский союз. 3) Присоединение Средней Азии | Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. | CD– диск | Ученик научится Ориентироваться в основных направлениях внешней политики в указанный период | Познавательные УУД Анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Коммуникативные УУД Систематизировать информацию в виде краткого конспекта. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Учебник, § 25. Охарактеризовать цели Тройственного и франко-русско- го союзов. Ответить на вопрос: «Какие внешнеполитические противо- речия закладывались созданием этих блоков?» | ||
30 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | 1 | УКИЗ | 1) Достижения науки и образования. 2) Русская литература ХIХ в. 3) Развитие литературы народов России. 4) Художественная культура народов России | . Характеризовать достижения культуры России второй пол. XIX в. Составлять описание памятников культуры рассматриваемо го периода (для памятников, находящихся в крае, городе, может быть составлен сценарий экскурсии). Подготовить сообщение о творчестве известного деятеля российской культуры второй половины XIX в. (по выбору). Проводить поиск информации для сообщения о культуре края во второй половине XIX в. Давать оценку вклада российской культуры в мировую культуру XIX в. | CD– диск | Ученик научится Ориентироваться в основных достижениях науки и образования, литературы и художественной культуры второй половины 19 века; | Познавательные УУД Анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Коммуникативные УУД Систематизировать информацию в виде краткого конспекта. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Учебник, материал для самостоятельной работы и проектной деятель- ности учащихся «Культурное пространство империи во второй поло- вине XIX в.»; электронное приложение. Проекты по теме «Культурное пространство Российской империи второй половины XIX в.» | ||
31 | Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. | 1 | УКИЗ | 1) Рост населения. Изменение облика городов. 2) Жизнь городских «верхов». 3) Жизнь и быт городских окраин. 4) Досуг горожан. 5) Изменения в деревенской жизни | Рассказывать о положении основных слоѐв российского общества в этот период, характеризовать его. Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., давать оценку еѐ деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мир. истории XIX в. | CD– диск | Ученик научится Ориентироваться в основных изменениях в повседневной жизни населения | Познавательные УУД Анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Коммуникативные УУД Систематизировать информацию в виде краткого конспекта. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Учебник, материал для самостоятельного изучения и проектной деятель- ности учащихся «Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.». * Презентации «Родной край во второй половине XIX в.», «Выдающие- ся люди родного края», сценарий экскурсии по памятникам родного края второй половины XIX в. | ||
32 | Раздел V. Россия в начале XX в. (9 ч) Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития | 1 | УКИЗ | 1) Мир к началу ХХ в. 2) Территория и население Российской империи. 3) Особенности российской модернизации. 4) Политический строй. Государственные символы. 5) Социальная структура | Давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX в., используя ин формацию исторической карты. Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории края). Сравнивать темпы и характер экономической модернизации в России и других странах. Объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России в начале XX в. Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в. | CD– диск | Ученик научится Анализировать на каком уровне находилась экономика России в начале 20 века; | Познавательные УУД Анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Коммуникативные УУД Систематизировать информацию в виде краткого конспекта. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Учебник, § 26. Задание № 3 из рубрики «Думаем, сравниваем, раз- мышляем» | ||
33 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX— XX вв. | 1 | УКИЗ | 1) Российская экономика на рубеже ХIХ—ХХ вв. 2) Роль государства в экономике. 3) Иностранный капитал. 4) Российский монополистический капитализм. 5) Сельское хозяйство | Давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX в., используя ин формацию исторической карты. Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории края). Сравнивать темпы и характер экономической модернизации в России и других странах. Объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России в начале XX в. Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в. | CD– диск | Ученик научится перечислять изменения, которые происходили в социальной структуре общества в указанный период | Познавательные УУД Анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Коммуникативные УУД Систематизировать информацию в виде краткого конспекта. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Учебник, § 27. На основе данных, приведённых в дополнительном материале, составь- те диаграммы, отражающие место России в мировой экономике в на- чале XX в. Мини-проект: соберите сведения о составе российского экспорта и им- порта в начале ХХ в. Сделайте на основе этих данных выводы о ха- рактере экономики России того периода | ||
34 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. | 1 | УОСЗ | 1) Николай II и его окружение. 2) Нарастание противоречий между властью и обществом. 3) «Зубатовский социализм». 4) Создание РСДРП. 5) Партия социалистов-революционеров. 6) Либеральные организации. 7) Либеральные проекты П. Д. Святополк-Мирского | Объяснять, в чём заключалась необходимость политических реформ в России в начале XX в. Раскрывать содержание и давать оценку планов и опыта реформ в России в начале XX в. Давать характеристику императора Николая II. Объяснять причины радикализации общественного движения в России в н.XX в. Систематизировать материал об основных политических течениях в России в н. XX в., характеризовать их определяющие черты. | CD– диск | Ученик научится Характеризовать политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг. | Познавательные УУД Анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Коммуникативные УУД Систематизировать информацию в виде краткого конспекта. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Учебник, § 28. Презентация об одной из политических партий начала XX в.: история создания и программа | ||
35 | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. | 1 | УКИЗ | 1) Основные направления внешней политики России на рубеже XIX— XX вв. 2) Гаагская конференция. 3) Дальневосточная политика. 4) Начало русско-японской войны. 5) Осада Порт-Артура. 6) Ход военных действий в 1905 г. 7) Окончание войны. Сближение России и Ан | Характеризовать основные направления внешней политики России, причины русско-японской войны, планы сторон. Рассказывать о ходе боевых действий, используя историческую карту. Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значение на основе информации учебника и исторических документов. Раскрывать воздействие войны на общественную жизнь России. | CD– диск | Ученик научится Описывать причины, основные события, итоги и значение русско – японской войны 1904 – 1905 гг. | Познавательные УУД Анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Коммуникативные УУД Систематизировать информацию в виде краткого конспекта. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Учебник, § 29. Задание № 1 из рубрики «Думаем, сравниваем, раз- мышляем». Подготовить (возможно, в электронном варианте) карту с указанием мест основных сражений Русско-японской войны | ||
36 | Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. | 1 | УКИЗ | 1) Причины революции. 2) Начало революции. 3) Развитие революции весной—летом 1905 г. 4) Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. 5) Формирование монархических партий. 6) Формирование либеральных политических партий. 7) Декабрьское вооружённое восстание. 8) Основные законы 1906 г. 9) Деятельность I Государственной думы. 10) Деятельность II Государственной думы. 11) Итоги революции | Раскрывать причины и характер российской революции 1905–1907 гг. Рассказывать об основных событиях революции 1905–1907 гг. и их участниках. Объяснять смысл понятий: Государственная дума, кадеты, октябристы, социал-демократы. Характеризовать обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России. Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебной литературе, формулировать и аргументировать свою оценку. | CD– диск | Ученик научится определять причины, повод, характер, основные события , итоги и значение революции 1905 – 1907 гг. | Познавательные УУД Анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Коммуникативные УУД Систематизировать информацию в виде краткого конспекта. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Учебник, § 30. Задание № 3 из рубрики «Думаем, сравниваем, раз- мышляем» | ||
37 | Социально-экономические реформы П. А. Столыпина | 1 | УКИЗ | 1) П. А. Столыпин. 2) Аграрная реформа. 3) Результаты аграрной реформы. 4) Программа преобразований Столыпина | Излагать основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина, давать оценку её итогов и значения. Объяснять смысл понятий: отруб, хутор, переселенческая политика. Составлять характеристику (исторический портрет) П.А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию. | CD– диск | Ученик научится оценивать вклад деятельности Столыпина в социально – экономическое развитие России в начале 20 века | Познавательные УУД Анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Коммуникативные УУД Систематизировать информацию в виде краткого конспекта. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Учебник, § 31. Подготовить презентацию о жизни крестьян, пересе- лившихся в Сибирь в начале XX в. | ||
38 | Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. | 1 | УКИЗ | 1) Новый избирательный закон. III Государственная дума. 2) Национальная политика. 3) Общество и власть после революции. 4) Нарастание революционных настроений. 5) IV Государственная дума | Раскрывать основную сущность и последствия изменений в политической и общественной жизни России после революции 1905 г. | CD– диск | Ученик научится определять основной вектор политического развития в указанный период | Познавательные УУД Анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Коммуникативные УУД Систематизировать информацию в виде краткого конспекта. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Учебник, § 32. Составьте характеристику деятельности П. А. Столыпи- на. Подготовьте сообщение о взглядах и деятельности лидера одной из российских политических партий начала ХХ в. | ||
39 | Серебряный век русской культуры | 1 | УКИЗ | 1) Духовное состояние общества. 2) Просвещение. 3) Наука. 4) Литература. 5) Живопись. 6) Скульптура. Архитектура. 7) Музыка, балет, театр, кинематогра | Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве н.XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения. Составлять описание произведений и памятников культуры рассматриваемого периода (в том числе находящихся в городе, крае и т. д.), давать оценку их художественных достоинств и т. д. Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов). Собирать информацию о культурной жизни своего края, города в н. XX в., представлять её в устном сообщении (эссе, презентации с использованием изобразительных материалов). | CD– диск | Ученик научится Давать оценку развития культуры в начале 20 века. | Познавательные УУД Анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Коммуникативные УУД Систематизировать информацию в виде краткого конспекта. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной дея- тельности учащихся «Серебряный век русской культуры». Узнайте, кто из художников, писателей, поэтов Серебряного века от- разил жизнь вашего города/региона в своих произведениях. Составьте список этих произведений | ||
40 | Повторительно-обобщающий урок по темам III—V | 1 | УОСЗ | 1) Геополитическое положение России в начале XX в. 2) Личность Николая II. 3) Внешняя политика. Русско-японская война. 4) Революция 1905—1907 гг. 5) Начало российского парламентаризма. 6) Столыпинские реформы. 7) Серебряный век российской культуры | Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории второй половины XIX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории в начале XX в. | CD– диск | Ученик научится проводить самоанализ, систематизацию знаний, планированию учебных достижений в следующем году | Познавательные УУД Анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Коммуникативные УУД Систематизировать информацию в виде краткого конспекта. Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом Регулятивные УУД Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Эссе «Когда мы проскочили поворот?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на о...
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...
Рабочая программа учебного курса по истории для 6 класса «История Средневековья в лицах»
Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе фор...
Рабочая программа учебного курса по истории России
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по исто¬рии для 5-9 классов образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Всеобщая история» в 7-х классах на 2019-2020 учебный год
Цель курса:Главная цель школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Реализация эт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ»
Программа курса «Военная история России» направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению...