Технологическая карта открытого урока по истории "Путешествие в Древнюю Грецию"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок "Путешествие в Древнюю Грецию" 5 класс
Повторительно-обобщающий урок в форме игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_unn.docx | 57.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»
МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я)
МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Егорова»
Муниципальный конкурс «Учитель года – 2020»
Путешествие в Древнюю Грецию.
Технологическая карта открытого урока по истории Древнего мира.
5 класс
Уваровская Ньургустана Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Мастахская СОШ имени Н.П. Егорова»
Мастах, 2020
Технологическая карта урока по истории древнего мира.
Класс: 5
Предмет: История
Тема: Путешествие в Древнюю Грецию
Учитель: Уваровская Ньургустана Николаевна
Урок «Путешествие в Древнюю Грецию»
Педагогические цели | Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
|
Тип урока | Повторительно-обобщающий урок в форме игры |
Предметные результаты | Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; овладение целостными представлениями об историческом пути Древней Греции; умение определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи. |
Личностные результаты | Умеют слушать, излагать свои мысли, делать выводы; осознают возможность самореализации; стремятся к совершенствованию; формируется коммуникативная компетентность. |
Регулятивные результаты |
|
Коммуникативные результаты |
|
Метапредметные результаты | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно. Владение навыками работы с картой. Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения |
Основные понятия и термины | Балканский полуостров, полис, аристократ, демос, архонт, стратег, боги, мифы, олимпийские игры. |
Образовательные ресурсы | Учебник «История Древнего мира», пособие ВПР по истории для 5 классов, презентация, видеофрагменты Раздаточные материалы: контурные карты, задания из ВПР, викторина по мифам, карточки «Древнегреческие боги» |
Организационная структура урока
Этапы урока | Время | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД | |||||
Организационный момент Цель этапа: подготовить учащихся к началу работы на уроке, мобилизую учащихся на работу в группе. | 1 | Беседа. | Приветствие. Создание положительного настроя на продуктивную работу, проверка готовности учащихся к уроку. - Добрый день, ребята. Я приветствую всех на открытом уроке по истории. | Слайд №1. Приветствие учащихся. Визуальный контроль готовности рабочего места к уроку. | Личностные: мотивация к учебной деятельности. Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем, отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей. | |
Вводное слово Цель этапа: побудить к активному сознательному воспроизведению, повторению и систематизации учебного материала. | 1 | Беседа. | - Меня зовут Ньургустана Николаевна. А теперь давайте познакомимся с вами. - Очень приятно. Начнем наш урок. | Обучающиеся приветствуют учителя, знакомятся. Создается рабочая атмосфера, настрой на работу. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. | |
Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | 3 | Устное разъяснение, метод фронтальной беседы, метод «Кроссенс» | (на слайде: иллюстрации достопримечательностей Древней Греции) - Ребята, мы с вами познакомились с историей многих государств, существовавших в древнем мире. Они дали миру много выдающихся имен и достижений. А теперь давайте посмотрим картины и вспомним. - Что связывает все эти картины? К какой стране они все относятся? (Слайд №7– Греция) - Верно, ребята, и я приглашаю всех на путешествие в Древнюю Грецию. Тема урока «Путешествие в Древнюю Грецию». | Слайд №3-6. 3 - Акрополь 4 - Парфенон 5 – греческий театр 6 – Архимед Учащиеся отвечают. Древняя Греция. Слайд №7. «Путешествие в Древнюю Грецию» | Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. Регулятивные: умение принимать учебную задачу, сформированную учителем; умение оценивать результаты своей деятельности и деятельности других участников учебного процесса. Личностные: устойчивый познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Предметные: умение строить высказывание. | Тест по картинкам |
Постановка учебной задачи. Цель этапа: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность | 2 | Устное разъяснение, срабатывает метод эвристики. | - Ребята, как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? Каковы цели нашей работы? Что вы хотите узнать на уроке? (Если дети затрудняются в формулировке цели, учитель им помогает, направляет и поправляет). - Из всех ваших предложений мы поставили цель урока. Цель урока – повторить местоположение, природные условия Древней Греции, их влияние на занятия древних греков, древнегреческие мифы, богов и основные события. Постановка проблемы: Как вы думаете, с чего лучше начать путешествие в Древнюю Грецию? Смотрите, вот у нас Греция, какие моря омывают Древнюю Грецию? Верно, с одной стороны Ионическое море, с другой Эгейское море. | Слайд №8. Дети должны сформулировать цели урока. Слайд №9. Слайд №10. Варианты ответов учащихся. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач Коммуникативные: умение работать с товарищем Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного Личностные: умение публичного выступления, не бояться высказать свое мнение. | Ответы на вопросы |
Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала | 2 | Метод фронтальной беседы. | - На чем мы поедем в Древнюю Грецию? Мы отправимся на триерах. Кто знает, что такое триеры? У нас 4 триеры: Аристократы Демосы Архонты Стратеги Все занимаем свои места. Мы отправляемся в Древнюю Грецию, а для этого мы должны грести. Давайте попробуем. | Слайд №11. Триеры – это греческий военный корабль. Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос, показывая знание основных понятий. Дети сидят по группам: аристократы, демосы, архонты, стратеги. Объясняют определения понятий. Делают движение «грести веслами» под музыку. | Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. | Определение терминов |
Построение проекта выхода игровой ситуации Цель этапа: Выявить степень усвоения знаний по Древней Греции, развивать эрудицию и общий кругозор учащихся, культуру общения, способствовать развитию чувства товарищества, взаимовыручки. | 17 из них: 1 2 1 2 1 2 1 2 1 3 2 | Метод стимулирования мыслительной деятельности, сочетание игры и исследовательского метода работы с картой. Метод фронтальной беседы. |
- Мы приехали в торговый порт Пирей. Добро пожаловать. - У всех команд на столах отрывки из исторического источника. Прочтите внимательно отрывок и отметьте на контурной карте страну, с которой связан источник. На задание дается 2 мин.
Подведение итогов работы команд. Учитель проверяет работы на контурной карте и дает по 1 баллу за правильный ответ. Максимальный балл – 2. | Слайд №12. Дети по командам читают отрывок из исторического источника и определяют страну, потом на контурной карте отмечают ее. Делают движение «грести веслами» под музыку. | Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение, умение работать с картами. Регулятивные: умение принимать учебную задачу, сформированную учителем; умение оценивать результаты своей деятельности и деятельности других. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Личностные: устойчивый познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Предметные: умение строить высказывание. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение, умение работать с картами. Регулятивные: умение принимать учебную задачу, сформированную учителем; умение оценивать результаты своей деятельности и деятельности других. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Личностные: устойчивый познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Предметные: умение строить высказывание. | Определение стран по историческим источникам Работа на контурной карте. Ответы на вопросы. Заполнение таблицы Задания на соответствие. Тест Ответ на вопрос |
- Ребята, мы приехали в географический порт, где каждая команда должен заполнить таблицу «Природные условия и занятия в Древней Греции». Давайте вспомним, какой климат был в Древней Греции и чем занимались жители Древней Греции. На задание – 2 мин. Подведение итогов работы команд. Максимальный балл за ответ 3 балла. | Слайд №13. Записывают ответы в таблицу, которая есть у каждого на столе, а потом читают вслух (2-3 ученика): 1. географическое положение; 2. климатические и природные условия; 3. занятия жителей Древней Греции. Представители команд защищают свои ответы. Делают движение «грести веслами» под музыку. | |||||
- Добро пожаловать в Порт богов. Вам нужно выполнить задание на соответствие: найдите к картинам Богов определения за 2 мин. Подведение итогов. За верный ответ по 1 баллу. Максимальный балл – 8 баллов. - Едем дальше в Мифический порт. | Слайд №14. Обучающиеся выполняют задания на соответствия:
Делают движение «грести веслами» под музыку. | |||||
Дальше отправимся на остров Крит. Здесь вас ожидает Мифический порт. Вам предстоит ответить на вопросы викторины. (презентация) Подведение итогов. За верный ответ по 1 баллу. Максимальный балл – 6 баллов. | Слайд №15-20. Дети отвечают на вопросы викторины по мифам Древней Греции. Учащиеся самостоятельно выполняют задания теста и осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном. (Ответы на слайде) Делают движение «грести веслами» под музыку. | |||||
Далее нас ждет Олимпийский порт. Каждая команда показывает олимпийский вид, написанный на листочках, а другие должны угадать. За правильный ответ по 1 баллу. Подведение итогов. | Слайд №21. Обучающиеся показывают олимпийский вид, а другие команды угадывают название олимпийского вида. Делают движение «грести веслами» под музыку. | |||||
Закрепление по теме урока. Зачетная работа Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | 12 из них: 3 5 4 | Наглядный метод сочетается с устным рассказом. Поисковый метод из различных источников знаний. Составление интеллект-карты | Учитель предлагает выполнить самостоятельно следующее задание: - Я предлагаю в качестве закрепления зачетную работу. Все совместно составим интеллект-карту по теме «Древняя Греция». Для этого каждая команда получает конверты, угадывает направление конверта и выбирает соответствующую по теме картинку. У вас 3 минуты. Затем предстоит аргументировать свой выбор. Подведение итогов игры. Выявление победителей. | Слайд №22.
Делают движение «грести веслами» под музыку. | Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: Умение взаимодействовать в команде, уважать мнение своих товарищей Коммуникативные: сотрудничество в умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | зачетная работа, публичное выступление |
Рефлексия Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | 4 | Метод мотивации обучения | - Что вам больше всего понравилось на уроке? - Вы получили ответы на вопросы, которые были в начале урока? - Что еще вы узнали нового о Древней Греции? - За хорошую работу, я всем хочу подарить закладки «Древняя Греция». | Слайд №23. Ответы учащихся. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. | |
Заключительное слово учителя. Домашнее задание | 3 | Беседа. | - Ребята, какие были трудности у вас? О чем вы еще хотите узнать? - И это будет вашим домашним заданием. Сегодня мы с вами завершили путешествие по прекрасной и удивительной стране древнего мира – Греции. Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно. Наш урок окончен. Благодарю всех за внимание. | Слайд №27. Ответы учащихся. Дети выявляют трудности и темы, о которых дополнительно хотят узнать. Эта тема дается на домашнее задание. | Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи Коммуникативные: умение слушать. |
Раздаточные материалы:
Боги и определения
Зевс | Властитель неба |
Гера | Покровительница семьи |
Афина | Богиня мудрости |
Посейдон | Бог моря |
Аид | Владыка царства мертвых |
Аполлон | Покровитель искусства |
Афродита | Богиня красоты |
Гефест | Бог огня |
Вопросы викторины:
- Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
- На каком острове властвовал царь Минос? (Крит)ё67
- Как звали птиц с женским лицом, заманивающих моряков своим пением? (Сирены)
- Назовите какой греческий миф изображен? (По картинке: Миф о Тесее и Минотавре)
- 12 подвигов Геракла
- Персей и медуза Горгона
Список использованной литературы:
- Атлас. История Древнего мира. 5 класс. – М. : Дрофа, 2014. – 39 с.
- Всеобщая история. Древний мир. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / В. И. Уколова – М.: Просвещение, 2019. – 176 с.
- Вяземский, Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем : пособие для учителей общеоразоват. учрежлений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова.- М. : Просвещение, 2012. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Гевуркова Е. А. История : Всероссийская проверочная работа: 5 класс : типовые задания. ФГОС / Е.А. Гевуркова. – М. : Экзамен, 2020. – 54 с.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – http://school-collection.edu.ru/ .
- История Древней Греции [Электронный ресурс] . – http://ellada.spb.ru
- История. 5-11 классы : технологии современного урока / авт.-сост. В. В. Гукова и др.–Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.:ил.
- История.ру [Электронный ресурс]. – http://www.istorya.ru
- Михайловский Ф. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. – М. : Русское слово, 2012. – 295 с.
- Программы по Всеобщей истории учебно-предметной линии «Вертикаль». 5-9 классы / авторский коллектив Колпаков С.В., Селунская Н.А., Ведюшкин В.А. и др.. – М. : Дрофа, 2013. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта на тему: "Олимпийские игры в Древней Греции", 5 класс
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок рассчитан на развитие творческого мышления и развитие у учащихся представлений об истории происхождения Олимпийских игр. В дан...
Технологическая карта к уроку в 5 классе «Древнейший храм златой вершиной блещет ярко…»
Технологическая карта к уроку в 5 классе, 3 четверть, 25 урок (по программе Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина). Технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел....
Открытый урок "Олимпийские игры в Древней Греции" 5 класс
Конспект открытого урока "Олимпийские игры в Древней Греции" и презентация к уроку...
Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"
Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...
Технологическая карта к уроку истории 5 класс "Древнейший Рим"
Урок соответствует ФГОС...
Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы"
Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы".I четверть. Учащиеся знакомятся с декоративно - прикладным искусством России и Осетии....