Открытый урок "Олимпийские игры в Древней Греции" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Котлягина Екатерина Владимировна

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в Древней Греции" и презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И. О. автора: Котлягина Екатерина Владимировна – учитель истории

Место работы: МБОУ КСОШ №2

Название урока: Олимпийские игры в Древней Греции.

Номинация: урок

Участники – 5 класс, 12 лет

Олимпийские игры в Древней Греции.

Цель урока:

Познакомить учащихся с Олимпийскими играми   в Древней Греции.

Задачи:

- Обобщение знаний об одном из самых важных в истории человечества событиях – Олимпийских играх;

- Развитие умение практического использования полученных знаний и навыков, учиться сопоставлять факты, анализировать их и делать выводы, развитие познавательной активности и умение работать в группах;

- Формирование у учащихся стремления серьезно заниматься каким-либо видом спорта.

- Формирование интереса к истории.

Тип урока:

Комбинированный урок.

Форма урока: игра - состязание с элементами самостоятельной, познавательной деятельности учащихся.

Используемое оборудование:

1.    Презентация (слайд-шоу по теме урока)

2.    Раздаточный материал.

3.    Черный ящик.

4.     Венки из оливковых листьев.

5.    Жетоны для оценивания в форме листика оливкового дерева.

План урока
1. Мифы об основании Олимпийских игр.
2. Правила проведения игр.
3. Пять незабываемых дней.
4. Слава победителям!
Организационный блок
Учитель:   Здравствуйте ребята, как вы думаете, какое мероприятия жители всех стран ждут с нетерпеньем? (дети отвечают – Олимпийские игры). Где нынче будут проходить Олимпийские игры? ( в Сочи). Ребята, а вы в какой-нибудь спортивной секции занимаетесь? Какой вид спорта вам больше всего нравится? Что развивает спорт?

Ребят, в данный момент Олимпийские игры проходят в Сочи, вы бы хотели поучаствовать в соревнованиях?

Я предлагаю поучаствовать вам в состязаниях на лучшего знатока Олимпийских игр в Древней Греции. Состязаться вы будете командами. Табличка с названием команды у вас стоит на столе. Вы приехали из разных городов Греции.  Вы пройдёте  4 агона  (АГОН – борьба или состязание у греков). В ходе  честной борьбы команды  будут получать награду – листочек оливкового дерева. Команда, набравшая наибольшее количество листочков, станет победительницей нашего состязания. А себе на этих состязаниях я отвожу роль судьи. Я обещаю вам честное судейство. Но прежде нам надо добраться до Олимпии.
АГОН 1   «На пути в Олимпию»
Учитель:   У вас на столе табличка с указанием города, откуда прибыла ваша команда. Найдите город на карте  и обозначьте  его первой заглавной буквой. Проложите наиболее оптимальный маршрут из своего города («Спарта», «Афины») до Олимпии. Объясните, как и на чём вы добрались до Олимпии.
(Учащиеся отмечают путь на интерактивной доске, рассказывают, как и на чем они добираются до Олимпии)

Каждая команда за проложенный маршрут получает по жетону.
Учитель:   - Объясните, почему центром Олимпийских игр стала Олимпия, а не другая территория?

АГОН 2  «Мифы»

Учитель:   Итак,  друзья,  мы прибыли в Олимпию. Древние греки сложили много мифов о том, как появились Олимпийские игры.
        Учащаяся готовит и рассказывает одноклассникам Миф об основании Олимпийских игр.

В древние времена миром правил отец Зевса бог -  Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец.  Но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону  не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Не заметив обмана, Крон проглотил камень.
      Когда Зевс возмужал, он опоил отца волшебным зельем, благодаря которому Крон изрыгнул проглоченных им детей-богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устроить состязания атлетов на земле Олимпии.
Вопросы к документу (дополнительные):
1.    О каких богах рассказывает миф? Назовите их имена.
2.    Назовите событие, в честь которого возмужавший Зевс повелел устроить состязания атлетов.
3.    Благодаря чему Олимпийские игры получили своё название?
4.    В память какого легендарного события были устроены первые  состязания?
5.  Какой бог стал покровителем Олимпийских игр и почему?
6.   Откуда, по-вашему, появилось название «Олимпийские игры»?
АГОН  3  «Правила проведения Олимпийских игр»
 Вопрос: Составьте  список  требований   к участнику  Олимпийских  игр в древней Олимпии?
(
каждая команда отвечает по очереди, за каждый ответ – оливковый листочек)
                                                   Работа с текстом на слайде:

Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…
Вопрос: Как вы думаете, что произошло с этой женщиной?
Ответ:  Несчастную должны были казнить, но из уважения к её сыну – победителю помиловали.

Рассказали, что однажды незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили  враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе.

Вопрос: Как вы думаете, какое наказание понесли спартанцы?

Ответ: Спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.
 
(за правильный ответ на вопрос по одному жетону)
АГОН 4    «5 незабываемых дней»

Учитель: В первый день соревнований атлеты приносят жертвоприношение. Во второй  день атлеты приносят клятву.
(Работа с текстом клятвы. Задание выдаётся каждой команде на парту).
     Археологами была найдена клятва  древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать  очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва, и допишите  недостающие слова!
Клятва чести:
 «Я - ……………   полиса…(название)…… - подтверждаю   перед ………..…, что тренировался, как требуют древние …………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы  буду ……………………..…».
     Прочитайте приведённый выше текст, в котором пропущен ряд слов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1. боги
2. статуей Геракла
3. статуей бога Зевса
4. гражданин
5. соблюдать  правила
6. подкупать судей
7. обычаи
Ответ:  «Я - гражданин  полиса  Афины - подтверждаю перед  статуей Зевса, что тренировался, как требуют древние обычаи великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду нарушать правила».
(Выходит по одному человеку от команды и записывают правильные слова.)
Учитель: После того как принесли жертву богам, атлеты и судьи дали  клятвы,  в храме зажигали священный огонь. Эта  церемония дошла и до наших дней.

Следующие три дня отводились состязаниям. Ребята, в Древней Греции атлеты перед началом соревнований проводили разминку, давайте тоже  разомнёмся.

Физкультминутка Хомка-хомка-хомячок

Хомка, хомка, хомячок –

Полосатенький бочок.

(Ритмичные поглаживания по бокам туловища)

Хомка раньше всех встает,

(Подтягивание)

Щечки моет,

(Поглаживание шеи)

Подметает хомка хатку

(Имитация движения подметания)

И выходит на зарядку.

(Шаг на месте)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Руки вверх в стороны – вверх – в стороны – вниз)

Хомка хочет сильным стать!

(Энергичные сгибания рук к плечам)

Учитель: В следующие три дня проходили игры. Представьте себе: лето, конец июля, жарко. Огромный стадион продолговатой формы. 60 тыс. зрителей заняли места  с вечера или с раннего утра. Зрители стоят, сидят или лежат, здесь же корзины с едой.  С первыми лучами солнца раздавался звук трубы.  На стадионе  появлялись судьи с венками на голове. За ними шли  атлеты из всех городов Греции. Атлеты по очереди выходили на середину арены, чтобы представиться  зрителям. Глашатай громко  объявлял имя и родину каждого. Зрители приветствовали   участников игр громкими криками и аплодисментами. Затем начинаются  соревнования.

По каким видам спорта проходили соревнования?

- Как часто проходили олимпийские игры?

Учитель: Ребята, давайте сравним древние олимпийские игры и современные.

Сходство

Различие


Итак, пятый день Олимпийских игр.
Чёрный ящик. Вам интересно узнать, что там находится? (Открываем черный ящик - банка оливок.). Что это? Какое отношение оливки имеют к 5-ому дню соревнования?
 (Первая правильно ответившая команда получает призовой жетон).
Учитель:  А какие  другие награды получал победитель Олимпийских игр?  А какие награды его ждали дома, в родном городе?   И наше соревнование тоже  завершается.

Настало время узнать победителя. Команды, подсчитайте свои баллы. Прошу выйти команду города……., победившую в честной и упорной борьбе. (награждение оливковыми венками). Победителю аплодисменты. В отдельных видах состязаний победу одержали следующие ученики…… и награда для  них «5».

Закрепление

Кроссворд

По горизонтали:

1. Городок в Южной Греции, где проводились Олимпийские игры.

3. Место проведения большинства состязаний.

5. Бог, в честь которого посвящались Олимпийские игры.

6. Место проведения гонок на колесницах.

По вертикали:

2. Участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач.

4. Одно из главных состязаний.

7. Вид состязаний, где проявлялась сила и ловкости

2

3

4

7

1

6

5

Стадия Рефлексия
Учитель: Ребята, оцените урок смайликами.
Домашнее задание:

  1. Параграф – 33,
  2. Творческое задание: составить рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока истории в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции"

Конспект открытого урока истории  в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции"  включает в себя все основные эт...

Интегрированный открытый урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"

Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.Задачи урока: познакомить учащихся с историей Олимпийс...

Интегрированный открытый урок история + физкультура по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"

Цель урока: Рассказать об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.Задачи урока:рассказать ученикам историю Олимпийских игр, пе...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА (5 КЛАСС) «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ»

План открытого урока по истории в 5 классеТип урока: урок «открытия» нового знанияТема. «Олимпийские игры в древности»Продолжительность урока. 45 минЦели урока:1. Познакомить у...

Открытый урок-игра «Traffic rules» 3 класс совместно с инспектором отдела пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по городскому округу Подольск.

Открытый урок-игра «Traffic rules» 3 класс совместно с  инспектором отдела пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по городскому округу Подольск. 25 апреля 2019 ...

Открытый урок - игра в 6 «а» классе «Царство русского языка.»

Открытый урок - игра  в 6 «а» классе "Царство русского языка!"Цель: повторить разделы русского языка: фонетику, графику, орфоэпию и орфограммы, которые мы повстречали в этих...