Технологическая карта к уроку истории 5 класс "Древнейший Рим"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Кузасева Татьяна Васильевна

Урок соответствует ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_drevneyshiy_rim.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Технологическая карта урока « Древнейший Рим»

Класс 5

Цель урока:

-содействовать развитию умения работать с картой и дополнительным материалом

-создать условия для ознакомления с устройством римского общества, управлением в древнем Риме

-способствовать формированию представлений о местоположении и природных условиях Италии, образе жизни римлян

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-исследование ( изучение и первичное закрепление новых знаний)

Планируемые результаты:

Предметные:

Сравнивать природные уссловия Греции и Рима, общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Сформировать историко-географический  образ, включая представление о территории и границах Древнего Рима, его географических особенностях.

Метапредметные:

Познавательные

Сравнивать  природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия древних римлян. Раскрывать значение понятий  патриций, плебей,  сенат, республика.

Выделять главное.Владеть смысловым чтением. Анализировать,обобщать,доказывать, делать выводы. Выявлять причинно-следственные связи.

Регулятивные

Планирование последовательности действий

Определять цель-проблему. Выдвигать версии.Планировать деятельность.Работать по плану.Оценивать степень и способы достижения цели.

Коммуникативные

Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками.

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию,необходимую для решения задачи

Личностные:

Формирование уважительного отношения к другому  народу, его культуре, языку, вере, к истории, религии и традициям.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Выступать перед одноклассниками, представляя результаты своей познавательной и творческой деятельности.

 

Основные понятия, термины.

Этруски, патриции, плебеи, весталка, ликтор,  Сенат, народное собрание.

Персоналии.

 царь Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем, Тарквиний  Гордый.

Даты: 753 год до н.э.-основание Рима

Образовательные ресурсы:

Карта « Древний Рим» Схема «Управления в Древнем Риме царского периода»

План урока

  1. Географическое положение  и природа Древнейшего Рима
  2. Легенда об основании Рима
  3. Занятия жителей Древнейшего Рима
  4. Управление в Риме царского периода

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Оргмомент

Добрый день  юные знатоки истории.

Класс делится на  три группы

II.Актуализации знаний

Слайд 1  Мы с вами живем в прекрасных условиях: в домах из камня и бетона, с водопроводом и канализацией, дороги выможены камнем, есть бани, пожарные команды, центральное отопление и многоквартирные дома. Есть среди вас и те, кто исповедует хритианскую веру,  христианство. Все это впервые появилось в этой стране, в этом городе. Отгадайте логическую цепочку, чтобы назвать тему  нашего урока.

На трех картинках изображены   корзинка, волчица, пастух.  Что объединяет эти картинки?

Столицей какой страны является Рим?

Учащиеся высказывают свои догадки.

       

Италии

Учащиеся называют тему урока

III. Мотивация к учебной  деятельности

 На ваших столах Дерево успеха. На нем еще не распустились листочки. В процессе работы на уроке  давайте оживим деревце своими знаниями и ускорим приход весны.  Каждый из вас после ответа на уроке прикрепит на него листочки. Посмотрим чье дерево будет более зеленым. В конце урока мы проведем  показ зеленой аллеи.

Ученики по ходу урока после ответов самостоятельно прикремляют листочки на деревце

IV. Постановка целей и задач урока

Ребята, определите цели нашего урока

У -

р-

о-

к -

Составьте на доске план урока « Древнейший Рим»

Ответы учащихся

V. Изучение нового материала

Слайд  «Аппенинский п-ов»

Где жили греки?

Найдите в учебнике и на карте и назовите какими морями омывается Аппенинский п-ов?

Латины-племена живущие по левому берегу Тибра

Территория какого государства сейчас расположена на Аппенинском полуострове?

Почему туристы едут отдыхать в Италию?

Красным цветом на контурной карте обведите сапожок ( Аппенинский п-ов)

Синим цветом реку Тибр.  Зеленым -пастбища, коричневым-горы.

В I тыс  до н.э Италию населяло много народностей: этруски, италики,латины.

Слайд «Эней» К какому народу  принадлежал Эней ?( к латинам или троянцам).  Узнали ли Вы тех,  кто перечислен на слайде? Что Вы помните о них?

Его сын основал в Лации город и назвал его Альба-Лонга. Пройдут годы и в этом городе будет править Нумитор ( потомок Энея).

На слайде «7 холмов»  учащиеся у доски по очереди показывают и называют их.( Палатинский , Капитолийский и др. )

Слайд «Весталки»

Работа с документом « Весталки» ( карточка № 2 )

До рождения Иисуса было еще 700 лет. В это время в Древнем Риме правил царь Нума Помпилиус. Жреца сказали ему, что богиня Веста может защитить его государство от врагов. Для этого нужно зажечь магический огонь в её честь и никогда не позволять этому огню гаснуть. Следить за этим божественным огнем должны были жрицы-девушки с чистым сердцем, не замужние, им  запрещено было иметь детей. А если они нарушат этот запрет, то огонь Весты переметнется на улицы и сожжет город дотла. Весталками были  только до 30 лет. Потом девушки могли жить обычной жизнью, создавать семью и иметь детей. Весталки пользовались большим уважением, ведь они предохраняли Рим от уничтожения. Они обладали рядом привилегий,, могли участвовать в голосовании, имет ь собственность, им доверяли работу  с важными документами и на стадионах для весталок были зарезервированы места в первом ряду. За случайное ранение весталки полагалась смертная казнь.  Весталки могли помиловать приговоренного к смертной казни. Если весталка прикоснется  к рабу, его тут же отпускали на свободу. Если весталка встретила преступника, которого вели на казнь, его миловали. За тысячу лет огонь в храме Весты ни разу не погас, но в 394 году нашей эры  император Феодосий потушил священный огонь. Его  племянница украла ожерелье со статуи богини, думая,  что  ничего плохого не случится, но 16 лет спустя Рим будет разрушен   воинствующими племенами- готами. Великой весталкой Рима была Рея Сильвия.  

Вопросы к документу:

1. Почему девушки безропотно шли служить в храм Весты?

а) В Древнем Риме существовал культ отца и дочь обязана была ему подчиняться

б) весталки были уважаемыми в народе людьми

в) девушек привлекало безбедное существование в будущем

2. Выделите  + и — профессии весталки

 Каждый из вас  в начальной школе сотавлял        родословную своей семьи. Сейчас и мы поможем Ромулу сотавить его родословную

Схема  чертят дети по рассказу учителя или по учебнику.  Один ученик у доски расскладывает карточки: Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Марс, Ромул, Рем.

Историки до сих пор спорят Рея Сильвия дочь Энея или дочь Нумитора?

Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент Основание Рима. У вас на столах лежат задания -карточки № 1

Вопросы к ролику: ( по группам)

1. Кто остался в живых из братьев -близнецов?

2.В каком году основан Рим?

3. Что случилось с Амулием?

4. Кто воспитал  братьев?

5.Из-за чего братья поссорились?

 Римляне верили в легенду  о братьях -близнецах и гордились, тем , что основалелем  их горда был сын бога войны марса. Однако Ромул существовал  на самом деле. В наше время археологи провели раскопки и доказали , что город возник не сразу.Дата его основания 753 г. до н.э. На холмах р.Тибр. Недалеко от этой реки существовало несколько поселений, которые впоследствии объединились.

Воспрос: Мог  ли  Ромул что-то слышать об Олимпийских играх в Греции? Мог ли он в них принимать участие?

Царствование Ромула ?

Задание:  Прочитайте текст « Закон Ромула»-фрагмент из сочинения древнегреческого историка Дионисия Галекорнасского.

-Определите, кого считали римляне основателем закона и порядка в Риме;

-Назоваите, кто по закону считался в Риме низшим, а кто высшим;

-Объясните, какие обязанности имели патриции , а какие плебеи;

-Назовите, какие обязанности по отношению друг к другу имели патриции-покровители и плебеи, выбравшие покровителя.

Слайд Система управления в Риме

Текст « Закон Ромула»

    Ромул,отделив высших от нисших,дал законы и установил, что кому из них делать; патрициям-управлять и исполнять жреческие должност, плебеям-возделывать землю, кормить скот и заниматься доходными ремеслами. Он поручил патрициям народ, разрешив каждому избирать кого он захочет себе покровителем. Патриции -покровители должны были объяснять законы тем, кто вступил под ихпокровительство, присутствовать и помогать им в суде. А те, в свою очередь обязаны были помогать покровителюмпри выдаче замуж дочерей, если родителям недостает средств, выкупать их у врагов, если они сами или их дети взяты в плен, а также платить за них штрафы государству, если они будут осуждены.

Слайд Тарквиний Гордый

Тарквиний Гордый - последний царь.

Царь- работа с понятием.

Римская система нумирации не похожа на ту, к которой мы привыкли? Какой мы пользуемся?

( арабскими цифрами) Но она нам известна. Мы называем их римские цифры. Около 6-5 веков до н.э. Изобрели римскую систему нумерации. Она состоит из 7  букв.

I-1

X-10

C-100

M-1000

V-5

L-50

D-500

753 г.до н.э.

Предлагаю каждой группе попытаться решить хронологические задачи, листы с заданиями у вас на столах.

1 группа Запишите дату основания Рима римскими цифрами. ( ответ DCCLIII)

2 группа запишите римскими цифрами дату основания нашего поселка Шемышейка

3 группа Что возникло раньше: Шемышейка или Рим? На сколько лет раньше? Подсчитайте и запишите ответ римскими цифрами.

Ребята , а Вы знаете где нам с Вами может пригодиться в жизни знание римской системы счета ?

- в магазине, при определении размера одежды

- на уроке истории , для обозначения  веков (т.е. исторических дат)

- в часах, для определения времени

-в библиотеке, для нахождения нужного тома в собрании сочинений

-в школьных учебниках название глав в содержании

-порядковый номер ступени в звукоряде

- порядкове номера монархов ( Петр I, Екатерина II)

-нумирация важнейших событий ( XXII олимпийские игры)

Ученики: Греки жили на Балканском п-ве ( показывают на карте)

С учебником по карте показывают

Работают в контурных картах

Италия

Обсуждение

Работа в контурной карте

Учащиеся вспоминают Ахилеса и других  героев по ранее изученному материалу по Древней Греции

Учащиеся работают с текстом документа.

Физкультми-нутка

В Риме мы сегодня были,

В водах Тибра руки мыли.

Мы немного поиграли

И нисколько не устали.

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо,слево

Тихо сели, вновь за дело.

Вперед к занимательным играм !

VI. Итоговое закрепление

Свяжите между собой историю Древнего Рима и цифру 7 и назовите 3 пункта этой связи.

Игра « Верю». «Не верю». Игру проводит в группе капитан команды.

1 группа

1. Италия переводится как страна телят (+)

2. Весталки служили в храме бога Марса (-)

3. Этруски -коренные жители побережья реки Тибр (+)

4. По традиции  личные имена полагались только первым четырем сыновьям в семье.Если были еще, то их нарекали порядковыми числительными. Например, Quintus-пятый, Sextus- шестой. Со временем эти имена превратились в общепринятые. ( +)

5 Апеннинский полуостров  омывается  морями (+)

2 группа

1.782г. до н.э. -основание города Рима (-)

2.Ромул и Рем-сыновья Реи Сильвии ( +)

3. В Древнем Риме богатые жители вместо салфеток и полотенец во время застолья  вытирали руки о головы кудрявых детей - прислуг (+)

 4. На территории Апеннинского полуострова нет ни одной реки(-)

5. На территории Аппенинского п-ова холодный климат ( -)

3 группа

1. Рим уделял большое внимание строительству дорог  На  момент гибели там насчитывалось более 54 тысяч км  дорог, что в 11 раз превышает протяженость России с Запада на Восток ( +)

2.Рим возник на холмах ( +)

3. Основателями Рима считаются  Рея Сильвия и Марс (-)

4. Лация- древняя область Италии ( +)

5. Ромул и Рем, согласно  мифу-сыновья бога Марса

Игра  «Лото»  Цветные карточки на столах у детей. По 14 на каждый стол. Кто первый правильно пересортирует карточки в две колонки: 1) по теме нашего урока « Древнейший Рим», 2) по истории других стран.

Капитанов команд прошу  сдать эксперту на проверку ( эксперт проверяет выполнение задания и подводит итоги ).

Ребята называют что город Рим возник на 7 холмах, в истории было 7 царей и 7 цифр в римской системе счета.                                    

VII. Рефлексия

На этом наше первое знакомство с Древним Римом подошло к концу . Я хочу, чтобы Вы  поделились своими впечатлениями.

Ребята, а кому бы Вы хотели в своей группе поблагодарить за сотрудничество?  

Выбираем оценку, которую, на ваш взгляд, Вы заслуживаете за работу на уроке.

-Я мог бы поработать получше!

-Молодец!

-Я больше всех работал на уроке

Прошу СМС сообщением отправить мне оценку нашего урока.

Обучающиеся анализируют работу группы и благодарят лучших. Проверяется умение оценивать работу членов группы.

Ребята прикрепляют к доске магнитами карточки на свой выбор

IX. Домашнее задание

Д.з выводится на слайде. Параграф 44. Это могут быть разноуровневые задания. Одно из них: в библиотеке подобрать литературу о Древнем Риме. В дальнейшем она нам пригодится для создания презентаций и подготовки сообщений.  

Записывают задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”

Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок  отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:·          уметь обобщать и систематизировать зна...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...

Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"

обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....