Технологическая карта урока по «Истории и культуре С-Пб.» 9 класс Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».
учебно-методический материал по истории (9 класс)

Хлебак Людмила Владимировна
  1. Класс: 9 классы;
  1. Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».
  1. Цель урока: продолжить формирование у учащихся  устойчивого познавательного интереса к городу, представить каждому ученику возможность выявить уникальность петербургского наследия 20- 30-х гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_s-p_urok_11.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Описание урока по «Истории и культуре С-Пб.»

учителя истории школы №604 Хлебак Людмилы Владимировны

  1. Класс:

9 классы;

  1. Тема:

«Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».

  1. Цель урока: продолжить формирование у учащихся  устойчивого познавательного интереса к городу, представить каждому ученику возможность выявить уникальность петербургского наследия 20- 30-х гг.
  2. Задачи урока:

- обучающие: знать основные события истории Ленинграда (1921-1941гг.) ;

- развивающие: развитее образного восприятия и способствовать пробуждению у уч-ся эмоционального отклика на проблемы городской жизни 20- 30 гг;

- воспитательные: обеспечение условий духовно-нравственного развития учащихся, формирование ценностных ориентаций, формирование ценностного отношения к наследию Петербурга.

  1. Планируемый результат:

- знания:  о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия представителях; об условиях жизни горожан и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина. Формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды.

- умения: Владеть навыками коллективной деятельности в  процессе совместной творческой работы в команде   одноклассников под руководством учителя. Овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний . Умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения;

- навыки: Умение выражать собственное впечатление от памятников наследия и их создателей. Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое  проявляется в:

- словесном выражении собственного впечатления от объекта;

- в форме и содержании выполненного  по желанию творческого задания;

- в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

Тип урока: комбинированный

  1. Оборудование: компьютер;  проектор; экран.

  1.  Источники и литература:
  1. 1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб. СМИО Пресс. 2014
  2. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города. — СПб., 1999.
  3. Лебина Н. Б., Чистиков А. Н.  Обыватель и реформы. – СПб., 2003.
  4. Ленинградский Совет в годы гражданской войны и мирного строительства. 1917-1937 гг. - Л., 1986.
  5. Кино- хроника «Трамвай идет по городу».

8. Содержание урока.

№ п/п

Ход урока

Виды работ

Время

Использованное

оборудование

Результат

1.

Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Организационный момент

1 мин.

Дети настраиваются на урок.

2.

Учитель напоминает о содержании прошлого урока. Ставит перед учащимися вопросы:

  1. О каком периоде истории города Ленинграда мы говорили на прошлом уроке?
  2. Назовите особенности этого периода.
  3. Какие направления  культуры  развивались в 20-30 г. в Ленинграде?

Вступительная беседа.

2 мин.

.

Учащиеся отрабатывают материал прошлого урока.

3.

Учитель подводит итог беседы, напоминает о культуре Ленинграда 20-30-х г.

Актуализация знаний учащихся

  1. В каком году Петроград был переименован в Ленинград и почему? (26 января 1924г.)
  2. Что самое важное для горожан? ( условия жизни в городе)

Тема урока «Место жительства- Петроград- Ленинград (1921-1941гг.» (учащиеся записывают в тетради).

Краткое обобщение.

Сообщение учителя.

Демонстрация слайдов.

Работа в тетради.

5 мин.

Демонстрируются слайды:

Тема урока записана на доске.(слайд 1)

Учащиеся расширяют свои знания, узнают тему урока.

4.

 Учитель предлагает по ходу объяснения нового материала определить, есть ли сходства и различия между Ленинградцами 20-30 г и современными Петербуржцами?

Постановка проблемного задания

1 мин.

На экране демонстрируется слайд 2

Учащиеся нацелены на после-

дующую часть урока.

5.

Рассказ учителя о управление городом в 20-30 г.

Рассказ учителя.

( выступление ученика Г. Е. Зиновьев)

7 мин.

На экране демонстрируется слайд 3

Учащиеся, слушая рассказ учителя, выделяют и записывают в тетрадь основные моменты

6.

Учитель предлагает ученикам выполнить задание:

В ходе рассказа учителя и используя материал учебника выяснить какие проблемы стаяли перед городской властью и способы решения этих проблем.

Самостоятельная работа в тетрадях.

4 мин.

У учащихся формируется пространственное воображение, они отрабатывают навыки самостоятельной работы.

7.

Учащимся предлагается сверить свою работу с подлинной схемой, внести коррективы.

(слайд 5)

Учитель выставляет отметки тем, кто справился лучше других.

Самопроверка.

3 мин.

На экране демонстрируется слайд 5:

Проблемы и решения:

1.Трамваи

-Ремонт старых и выпуск новых трамваев

-Платный проезд

2.Улицы

-Булыжные мостовые

-Электрическое освещение улиц

-Уборка улиц

3.Дома

-Городское хоз-во было передано горисполкомам

-Плата за коммунальные услуги

-Ремонт канализаций и водопроводов

Сверяя и внося коррективы, учащиеся лучше запоминают материал.

8.

Физкульт- минутка!

3 мин

9.

Рассказ учителя о Жизнь города в 20-30 г.:

- Завод « Красный путиловец» (выпуск трамваев и автомобилей)

- Новое строительство в городе.

- Безопасность горожан

- Замена водопровода, канализаций и центральная отопительная система

- Здравоохранение  и скорая помощь

В ходе рассказа учителя и учеников выделить особенности жизнь города в 20-30 г.

Рассказ учителя.

Выступление учеников  (1. Завод « Красный путиловец»;

2. Центральный парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова

3. Милиция 20-30 г.

4.Здравоохранение  и скорая помощь)

Самостоятельная работа в тетрадях.

12 мин.

На экране демонстрируются слайды:6,7,8.

Учащиеся, слушая рассказ учителя и уч-ся, выделяют и записывают в тетрадь основные моменты, закрепляется умение составлять конспект.

8.

Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос поставленный в начале урока.( Есть ли сходства и различия между Ленинградцами 20-30 г и современными Петербуржцами?)

Закрепление материала.

Выставление отметок

3 мин.

Демонстрация слайда 9

Учащиеся закрепляют полученные знания. Получают оценку за свою работу.

9.

Видеоролик по теме урока

Закрепление изученного материала.

3 мин.

Демонстрация слайдов 10

 

Учащиеся закрепляют полученные знания.

10.

Учитель подводит краткий итог урока и даёт домашнее задание. 

§9. вопросы стр.102 ( 4,5)

К следующему уроку подготовить сообщения. Вот темы:

1.Коммунальные квартиры 30-х г;

2. Традиции жителей Ленинграда 30-х г;

3. Жизнь советской элиты в Ленинграде .

Подведение итога урока.

Запись домашнего задания.

3 мин.

Демонстрация слайда 11 со списком тем для сообщений.

Учащиеся получают задания для дальнейшей работы по изучению культуры и истории Санкт- Петербурга.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока №40 по физической культуре для 2 класса (по ФГОС)

Ф. И. О. учителя: Косенко Юлия АлександровнаПредмет: физическая культураКласс:  2 «Б»Тип урока: комбинированныйРаздел: гимнастика.Тема: « Мост с положения лёжа»Цель урока: Овладение способами озд...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе "Римские религия,обычаи и нравы"

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе.Используются разные виды деятельности учащихся на уроке.Урок полезен начинающим педагогам...

Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."

Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX  века с проблемами совремнных горожа...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА Тема урока: Линия и её выразительные возможности

Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получи...

Технологическая карта урока по Истории Древнего мира для 5 класса

Ни в одной из стран Древнего Востока не было такого четко определенного общественного разделения, как в Древней Индии. Население Индии делилось на касты, или варны – большие группы людей с ...