Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."
план-конспект урока по краеведению (8 класс)
Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX века с проблемами совремнных горожан Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta._8_kl._iik_spb.docx | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.
Урок в 8 классе «Такие разные петербуржцы, а проблемы общие…». (Предмет «История и культура Санкт-Петербурга»)
Цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев начала XIX века с проблемами современных горожан.
Тип урока: комбинированный.
Задачи:
- обучающие: изучение обучающимися материала о составе населения Санкт-Петербурга первой половины XIX века и их проблемах;
- развивающие: дальнейшее формирование у обучающихся метапредметных умений (см. Планируемые результаты);
- воспитывающие: способствовать пробуждению у обучающихся эмоционального отклика на проблемы городской жизни двухсотлетней давности.
Планируемые результаты освоения темы:
- личностные: воспитывать чувства уважения к Отечеству, его истории и народу; осознание своей этнической принадлежности; знание основ культурного наследия народов своего края, уметь высказать собственное мнение о проблемах городской жизни; проявлять положительное отношение к процессу обучения и творчество при выполнении заданий.
- метапредметные умения:
* познавательные — осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать информацию и переводить её в разные формы;
* регулятивные — определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания;
* коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать свою деятельность, преодолевать затруднения;
- предметные: уметь извлекать необходимую информацию из текста учебника и карт Приложения; уметь объяснить особенности формирования населения Санкт-Петербурга в первой половине XIXвека; изменение условий жизни горожан на разных этапах развития города; объяснить причины отличий в быту жителей Санкт-Петербурга в прошлом и сегодня.
Подход к обучению: развивающее обучение.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Средства обучения: вербальные — речь учителя, визуальные — иллюстрации, схемы, таблица учебника.
Образовательные ресурсы: учебник — Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век и начало XX века). Учебник по Истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 8 класса/ Л.К. Ермолаева, Н.Г. Захарова, Е.В. Калмыкова, И.М. Лебедева, Ю.А. Смирнова, Н.Г. Шейко – СПб, СМИО Пресс, 2017.
Методы контроля: визуальный, устный, письменный.
Межпредметные связи: история России.
Основные понятия и термины: состав населения, управление, Городская дума, генерал-губернатор, управа, приставы, квартальные надзиратели, околоточные, купцы, ремесленники, почётные граждане.
Технологическая карта урока
Этап технологии развивающего обучения | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Умения |
Организа-ционный момент | Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль. | Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места. | ||
1. Естественное действие | 1.Актуализация знаний. | Прочитайте фрагмент из романа «Евгений Онегин» (Учебник, с. 90). Как вы полагаете, на какой улице города могли встретиться петербуржцы, о которых пишет поэт? Люди каких профессий и каких сословий можно было встретить на улице Петербурга. Выслушивает ответы детей, корректирует их. Задаёт вопрос: «Как вы думаете, о чём или о ком мы будем говорить на уроке?» | Выполняют задание, предлагают ответы. Формулируют тему урока: «О населении Петербурга, их жизни». | Пр: Уметь извлекать информацию из текста учебника. |
2.Самоопределение к деятельности. | Предлагает обучающимся проблемную ситуацию: «Справедливо или нет суждение о том, что многие проблемы горожан, живших в первой половине XIX века, существуют и сегодня?» Ответ необходимо обосновать. Формулирует практикоориентированное задание: оформить таблицу «Проблемы горожан» (См. Приложение 1) | Обсуждают ситуацию, предлагают свои варианты ответа. Осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют для себя цель изучения темы. | Л: определять потребности в освоении учебной темы. П: извлекать информацию в соответствии с целью; анализировать, сравнивать, обобщать информацию. К: участвовать в диалоге. Р: оценивать свои возможности для выполнения задания. | |
2.Освоение информации по проблеме. | 1.Учебно-познаватель-ная деятельность | 1. Кто жил в Санкт-Петербурге. Работа с таблицей «Количество жителей столицы Российской империи» на с. 91 учебника: задание - проанализировать данные таблицы и ответить на вопросы. 1) Как изменялось количество жителей Петербурга с 1725 по 1750 гг. и с 1750 по 1782 гг.? 2) Как изменилось количество жителей Петербурга за первую половину XIX века? Попробуйте объяснить причины. Даёт задание: прочитать перечень горожан Петербурга первой половины XIX века и высказать своё мнение: по какому принципу сгруппированы в нём петербуржцы. Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Устный контроль результатов выполнения задания. 2. Кто управлял горожанами. Учитель рассказывает об управлении городом и горожанами по рисункам и схеме на с. 92 учебника и предлагает высказать своё мнение: справедливо или нет назвать Городскую думу независимым самостоятельным органом власти, представляющим интересы всех горожан; какую роль играл Император в решениях Городской думы. 3. Проблемы горожан. Как решались проблемы в первой половине XIX века. Учитель говорит о том, что все проблемы горожан можно разделить на три группы: проблемы, создаваемые петербургской природой; проблемы, создаваемые людьми; проблемы крупно населённого города. Просит привести примеры каждой группы проблем. Учитель выслушивает и корректирует ответы детей. | Пр: знать термины «Графы», «Принцы», «Князья», «Банкиры, «Предприниматели», «Крепостные», «Мастеровые». П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию и предъявлять её в различных формах. К: работать в паре, внимательно слушать партнёра. Адекватно отвечать на поставленные вопросы. Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения. | |
2. Учебно-познаватель-ная деятельность (диагностика освоения содержания темы) | Диагностика освоения содержания темы. Предлагает обучающимся познакомиться с текстом на с. 93-96 и заполнить два первых столбика таблицы: Проблемы горожан и кто их решал в первой половине XIX века.(См. Приложение 1) Визуальный контроль за ходом выполнения задания. | Выполняют диагностическое задание. Представляют учителю результаты своей работы для проверки. | П: предъявляют информацию в различных формах. | |
3.Улучшенное действие. | 1.Интеллекту-ально-преобразова-тельная деятельность | Предлагает обучающимся выполнить практикоориентированное задание, полученное в начале урока. Проанализировать все выписанные проблемы и заполнить два последних столбика таблицы. Предлагает ответить на вопросы: 1) «Какие проблемы решали власти?»; 2) «За что несли ответственность сами домовладельцы?» Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Оказывает помощь обучающимся, у которых возникли затруднения с выполнением задания. Устный контроль результатов выполнения задания. Корректирует результаты. Систематизирует и обобщает материал по теме урока. | Выполняют практикоориентирован-ное задание. Предъявляют свои варианты ответов, обосновывают их. | Пр: понимать значение проблем горожан того времени и настоящего времени. П: уметь анализировать. сравнивать, классифицировать и обобщать информацию. Самостоятельно создавать способы выполнения практикоориентированного задания. К: с достаточной полнотой выражать свои мысли. Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения. |
4.Рефлексивная деятельность | 1.Рефлексия. 2.Домашнее задание. | Подведение итогов. Предлагает обучающимся ответить на вопрос: «Сможете ли вы сейчас, после изучения темы ответить, Справедливо или нет суждение о том, что многие проблемы горожан, живших в первой половине XIX века, существуют и сегодня? Обоснуйте свой ответ. Формулирует домашнее задание. Изучить пункт 4 параграфа 12 (с. 96) и найти ответ на вопросы: как наказывали владельцев домов за неисполнение своих обязанностей; какие наказания ждали нарушителей общественного порядка. Учитель формулирует практикоориентированное задание (по желанию): на основе текста параграфа 12 и дополнительных источников информации дать письменный ответ на задание 4 на с. 98 «Имели ли петербуржцы какие-либо права? | Самоанализ. Самооценка. Высказывают своё отношение к уроку. Воспринимают домашнее задание, уточняют. | Л: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности. К: правильно выражать свои мысли. Р: оценивать результат своей деятельности на уроке и планировать дальнейшее развитие. Р: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Преодолевать затруднения. |
Литература: учебник — Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век и начало XX века). Учебник по Истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 8 класса/ Л.К. Ермолаева, Н.Г. Захарова, Е.В. Калмыкова, И.М. Лебедева, Ю.А. Смирнова, Н.Г. Шейко – СПб, СМИО Пресс, 2017.
Ермолаева Л.К. Освоение культурного наследия Санкт-Петербурга школьниками. Концепция краеведческого образования. Примерная программа предмета «История и культура Санкт-Петербурга». Методические рекомендации. СПб, СМИО Пресс, 2017.
Приложение 1. Проблемы горожан.
№ п/п | Проблемы горожан XIX века. | Кто решал проблемы | Проблемы петербуржцев XXI века. | Кто решает проблемы в настоящее время. |
1 | Порядок в городе. | Команда полицейских. | -//- | -//- |
2 | Благоустройство города. | Городские власти. | -//- | -//- |
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Петербург Александра III" урок по истории и культуре Санкт-Петербурга. 8 класс
Авторский урок по истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием приемов и методов международной программы Критическое мышление...
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга 6 класс Тема: «Хранители и хранилища античного литературного наследия»
Методическая разработка с использованием игровой технологии...
Методическая разработка урока по истории и культуре Санкт-Петербурга, 9 класс
Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Урок рассчитан на 45 минут. В соответстви...
Методическая разработка: технологическая карта урока по истории и культуре Санкт-Петербурга по теме "Петербургские сфинксы - младшие "братья" и "сёстры" сфинксов египетских"
Урок для 5 класса. Разработан с учётом ФГОС....
Технологическая карта урока по «Истории и культуре С-Пб.» 9 класс Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».
Класс: 9 классы;Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».Цель урока: продолжить формирование у учащихся устойчивого познавательного интере...
Контрольная работа № 2 по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»7 класс. Тема: «Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.)»
Тестовые завдания для контрольной работы для 7 класса по теме: " Первоначальный Санкт- Петербург (1703- 1725 гг)"...
Итоговый Урок-Викторина "История и культура Санкт-Петербурга" 9 класс. Внеурочная деятельность
Нравственно-патриотическое воспитание школьников, знакомство с историей Санкт-Петербурга и его достопримечательностями через игровую деятельность. Развитие интеллектуальных способности обучающихся, их...