Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."
план-конспект урока по краеведению (8 класс)

Жданова Галина

Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX  века с проблемами совремнных горожан Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta._8_kl._iik_spb.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.

Урок в 8 классе «Такие разные петербуржцы, а проблемы общие…». (Предмет «История и культура Санкт-Петербурга»)

Цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев начала XIX века с проблемами современных горожан.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

- обучающие: изучение обучающимися материала о составе населения Санкт-Петербурга первой половины XIX века и их проблемах;

  • развивающие: дальнейшее формирование у обучающихся метапредметных умений (см. Планируемые результаты);
  • воспитывающие: способствовать пробуждению у обучающихся эмоционального отклика на проблемы городской жизни двухсотлетней давности.

Планируемые результаты освоения темы:

  • личностные: воспитывать чувства уважения к Отечеству, его истории и народу; осознание своей этнической принадлежности; знание основ культурного наследия народов своего края,  уметь высказать собственное мнение о проблемах городской жизни;  проявлять положительное отношение к процессу обучения и творчество при выполнении заданий.
  • метапредметные умения:

* познавательные — осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать информацию и переводить её в разные формы;

* регулятивные — определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

* коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать свою деятельность, преодолевать затруднения;

  • предметные: уметь извлекать необходимую информацию из текста учебника и карт Приложения; уметь объяснить особенности формирования населения Санкт-Петербурга в первой половине  XIXвека;  изменение условий жизни горожан на разных этапах развития города; объяснить причины отличий в быту жителей Санкт-Петербурга в прошлом и сегодня.

Подход к обучению: развивающее обучение.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Средства обучения: вербальные — речь учителя, визуальные — иллюстрации, схемы, таблица учебника.

Образовательные ресурсы: учебник — Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век и начало XX века). Учебник по Истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 8 класса/ Л.К. Ермолаева, Н.Г. Захарова, Е.В. Калмыкова, И.М. Лебедева, Ю.А. Смирнова, Н.Г. Шейко – СПб, СМИО Пресс, 2017.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Межпредметные связи: история России.

Основные понятия и термины: состав населения, управление, Городская дума, генерал-губернатор, управа, приставы, квартальные надзиратели, околоточные, купцы, ремесленники, почётные граждане.

Технологическая карта урока

Этап технологии развивающего обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения

Организа-ционный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль.

Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места.

1. Естественное действие

1.Актуализация знаний.

Прочитайте фрагмент из романа «Евгений Онегин» (Учебник, с. 90). Как вы полагаете, на какой улице города могли встретиться петербуржцы, о которых пишет поэт? Люди каких профессий и каких сословий можно было встретить на улице Петербурга. Выслушивает ответы детей, корректирует их. Задаёт вопрос: «Как вы думаете, о чём или о ком мы будем говорить на уроке?»

Выполняют задание, предлагают ответы.

Формулируют тему урока: «О населении Петербурга, их жизни».

 Пр: Уметь извлекать информацию из текста учебника.

2.Самоопределение к деятельности.

Предлагает обучающимся проблемную ситуацию: «Справедливо или нет суждение о том, что многие проблемы горожан, живших в первой половине XIX века, существуют и сегодня?» Ответ необходимо обосновать.

Формулирует практикоориентированное задание: оформить таблицу «Проблемы горожан» (См. Приложение 1)

Обсуждают ситуацию, предлагают свои варианты ответа. Осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют для себя цель изучения темы.

Л: определять потребности в освоении учебной темы.

П: извлекать информацию в соответствии с целью; анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

К: участвовать в диалоге.

Р: оценивать свои возможности для выполнения задания.

2.Освоение информации по проблеме.

1.Учебно-познаватель-ная деятельность

1. Кто жил в Санкт-Петербурге.

    Работа с таблицей «Количество жителей столицы Российской империи» на с. 91 учебника: задание - проанализировать данные таблицы и ответить на вопросы. 1) Как изменялось количество жителей Петербурга с 1725 по 1750 гг. и с 1750 по 1782 гг.? 2) Как изменилось количество жителей Петербурга за первую половину XIX века? Попробуйте объяснить причины. Даёт задание: прочитать перечень горожан Петербурга первой половины XIX века и высказать своё мнение: по какому принципу сгруппированы в нём петербуржцы.

    Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Устный контроль результатов выполнения задания.       2. Кто управлял горожанами. Учитель рассказывает об управлении городом и горожанами по рисункам и схеме на с. 92 учебника и предлагает высказать своё мнение: справедливо или нет назвать Городскую думу независимым самостоятельным органом власти, представляющим интересы всех горожан; какую роль играл Император в решениях Городской думы.

3. Проблемы горожан. Как решались проблемы в первой половине XIX века.

   Учитель говорит о том, что все проблемы горожан можно разделить на три группы: проблемы, создаваемые петербургской природой; проблемы, создаваемые людьми; проблемы крупно населённого города. Просит привести примеры каждой группы проблем.

   Учитель выслушивает и корректирует ответы детей.

Пр: знать термины «Графы», «Принцы», «Князья», «Банкиры, «Предприниматели», «Крепостные», «Мастеровые».

П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию и предъявлять её в различных формах.

К: работать в паре, внимательно слушать партнёра. Адекватно отвечать на поставленные вопросы.

Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

2. Учебно-познаватель-ная деятельность (диагностика освоения содержания темы)

Диагностика освоения содержания темы.

Предлагает обучающимся познакомиться с текстом на с. 93-96 и заполнить два первых столбика таблицы: Проблемы горожан и кто их решал в первой половине XIX века.(См. Приложение 1)

Визуальный контроль за ходом выполнения задания.

Выполняют диагностическое задание. Представляют учителю результаты своей работы для проверки.

П: предъявляют информацию в различных формах.

3.Улучшенное действие.

1.Интеллекту-ально-преобразова-тельная деятельность

Предлагает обучающимся выполнить практикоориентированное задание, полученное в начале урока. Проанализировать все выписанные проблемы и заполнить два последних столбика таблицы. Предлагает ответить на вопросы: 1) «Какие проблемы решали власти?»; 2) «За что несли ответственность сами домовладельцы?»

Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Оказывает помощь обучающимся, у которых возникли затруднения с выполнением задания. Устный контроль результатов выполнения задания. Корректирует результаты. Систематизирует и обобщает материал по теме урока.

Выполняют практикоориентирован-ное задание. Предъявляют свои варианты ответов, обосновывают их.

Пр: понимать значение проблем горожан того времени и настоящего времени.

П: уметь анализировать. сравнивать, классифицировать и обобщать информацию. Самостоятельно создавать способы выполнения практикоориентированного задания.

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

4.Рефлексивная деятельность

1.Рефлексия.

2.Домашнее задание.

Подведение итогов.

Предлагает обучающимся ответить на вопрос: «Сможете ли вы сейчас, после изучения темы ответить, Справедливо или нет суждение о том, что многие проблемы горожан, живших в первой половине XIX века, существуют и сегодня? Обоснуйте свой ответ.

Формулирует домашнее задание. Изучить пункт 4 параграфа 12 (с. 96) и найти ответ на вопросы: как наказывали владельцев домов за неисполнение своих обязанностей; какие наказания ждали нарушителей общественного порядка.

 Учитель формулирует практикоориентированное задание (по желанию): на основе текста параграфа 12 и дополнительных источников информации дать письменный ответ на задание 4 на с. 98 «Имели ли петербуржцы какие-либо права?

Самоанализ. Самооценка. Высказывают своё отношение к уроку.

Воспринимают домашнее задание, уточняют.

Л: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности.

К: правильно выражать свои мысли.

Р: оценивать результат своей деятельности на уроке и планировать дальнейшее развитие.

Р: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Преодолевать затруднения.

Литература: учебник — Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век и начало  XX века). Учебник по Истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 8 класса/ Л.К. Ермолаева, Н.Г. Захарова, Е.В. Калмыкова, И.М. Лебедева, Ю.А. Смирнова, Н.Г. Шейко – СПб, СМИО Пресс, 2017.

Ермолаева Л.К. Освоение культурного наследия Санкт-Петербурга школьниками. Концепция краеведческого образования. Примерная программа предмета «История и культура Санкт-Петербурга».  Методические рекомендации. СПб, СМИО Пресс, 2017.

Приложение 1. Проблемы горожан.

№ п/п

Проблемы горожан XIX века.

Кто решал проблемы

Проблемы петербуржцев XXI века.

Кто решает проблемы в настоящее время.

1

Порядок в городе.

Команда полицейских.

-//-

-//-

2

Благоустройство города.

Городские власти.

-//-

-//-

3

4

5

6

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Петербург Александра III" урок по истории и культуре Санкт-Петербурга. 8 класс

Авторский урок по истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием приемов и методов международной программы Критическое мышление...

Методическая разработка урока по истории и культуре Санкт-Петербурга, 9 класс

Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Урок рассчитан на 45 минут. В соответстви...

Технологическая карта урока по «Истории и культуре С-Пб.» 9 класс Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».

Класс: 9 классы;Тема: «Место жительства –Петроград – Ленинград (1921-1941гг.)».Цель урока: продолжить формирование у учащихся  устойчивого познавательного интере...

Контрольная работа № 2 по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»7 класс. Тема: «Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.)»

Тестовые завдания для контрольной работы для 7 класса по теме: " Первоначальный Санкт- Петербург (1703- 1725 гг)"...

Итоговый Урок-Викторина "История и культура Санкт-Петербурга" 9 класс. Внеурочная деятельность

Нравственно-патриотическое воспитание школьников, знакомство с историей Санкт-Петербурга и его достопримечательностями через игровую деятельность. Развитие интеллектуальных способности обучающихся, их...