Технологическая карта урока по Истории Древнего мира для 5 класса
методическая разработка по истории (5 класс)

Ни в одной из стран Древнего Востока не было такого четко определенного общественного разделения, как в Древней Индии. Население Индии делилось на касты, или варны – большие группы людей с определенными правами и обя­занностями, передаваемыми по наследству. Урок истории дает возможность познакомить обучающихся с устройством индийского общества, сущностью индийских каст, позволяет дать оценку справедливости такого деления общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_5_klass_indiyskie_kasty.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по Истории древнего мира для 5 класса

(учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.)

Тема урока: Индийские касты

Педагогичес

кие цели

Образовательные цели:

1. обеспечить учащимися «касты»,

2. к того, что неравенства у было религией.

Развивающие цели:

1. формирование самостоятельно рассказ на работы с учебника и источника, в тексте главное, таблицу и опорных в тетрадях;

Воспитательные цели:

1 сформировать оценку с нравственности по к делению в Индии.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Знания, представления, умения

1. Умеют тему и проблему;

2. работать с информацией (осуществляют поиск, и результат)

3. новые понятия.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1. воспринимают своей учителем, товарищами.

2. учебные на основе того, что уже и усвоено, и того, что еще неизвестно; и учебную задачу.

Коммуникативные УУД

1. свои с полнотой и точностью,

2. монологические высказывания,

3. аргументировать позицию, принимать точку зрения.

Познавательные УУД

1. Овладевают работать с (анализируют, факты, , в или таблицы).

Личностные результаты:

Личностные УУД

1. положительное к учебной деятельности,

2. понимают и многообразие мира, уважение к вере, других народов,

3. осмысление социально-нравственного опыта поколений,

4. гуманистические и ценности.

понятия

касты, брахманы, «неприкасаемые», буддизм

Дидактический материал:

1. Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Древнего мира. 5 класс. М. – Просвещение, 2020.

2. презентация по теме урока

3. проектор, экран

4. карта

5. раздаточный материал

Ход урока

Этапы урока

Методические приемы

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Быстрое в ритм, проявляют отношение к деятельности

Приветствует учащихся.

Проверяет к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое место.

2. по ранее материалу Организация беседы

Фронтальный опрос

Проявляют к материалу

Осознанно речевые в форме.

Осознают пройденного материала.

Умеют читать карту, местоположение Индии, ее моря и океан, указывают воды.

Умеют с учебником.

Сравнивают и полученные данные.

осуществляют и выделение информации;

используют знаково-символические для учебной задачи;

извлекают информацию из рассказа;

осуществляют сравнение, делают вывод.

высказывают свое мнение, к других.

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с древней историей страны, название которой вы назовёте мне сами после моей подсказки.

Учитель читает стихотворение.

«О, древняя и мудрая страна! Страна слонов, тибетских гор, священных вод и великолепных храмов.

Загадочными танцами и песнями пленяешь ты сердца и манишь ароматом лотоса и чая»

- О какой стране мы говорили на прошлом уроке?

-Однако, мы с вами не все о ней. Это и страна и нам ответить на вопросы.

-А давайте вспомним, что мы уже успели с вами узнать?

#1041;лиц – опрос

-Где Индия? (на карте).

-воды Индию? (Показать на карте).

-главных рек по Индии? (Показать на карте)

-Где самые горы в мире? Как они называются? (Показать на в учебнике).

-животное для индийцев?

2. Работа с карточками

Индия расположена на юге…………..

Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..

Берега Индии с запада, востока и юга омывает………………….. океан.

Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….

Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.

Из сахарного тростника получали…………………..

Труднопроходимые леса называются……………

Основное занятие индийцев…………

Самое почитаемое животное в Индии……….

#1048;гра "Чудесный сундучок".

В сундучке в тканевых мешочках находятся рис, чай, сахар, перец, вата. Помощник проходит по рядам и предлагает детям взять мешочек и отгадать, что находится в сундучке. Ученики отгадывают на ощупь, по вкусу, по запаху. Совещаются в парах.

- Что же привезли из путешествия ребята?

Молодцы ребята! Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию!

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы, с картой

- в Азии

-океан, море, залив

- Инд и Ганг

- на Индии,

- корова

3. цели

(проблемной ситуации, задачи)

Слушают учителя; проблемное задание

принимают задачу, учителем

Активизирует деятельность для определения знания и для постановки задачи, надо решить.

Обращение к классу:

Ребята, что вы видите на слайде (показывает государственное устройство Древнего Египта и Двуречья). А что Вам известно о ситеме государственного устройства Древней Индии? Давайте запишем с вами тему урока «Индийские касты»

Формулируют с цель и тему урока, тему в тетрадь.

4. Усвоение знаний и действия.

Умеют анализировать, из главное, понятие касты.

Осуществляют и необходимой информации; знаково-символические для учебной задачи; необходимую из рассказа; осуществляют сравнение, вывод

Коммуникативные: свое мнение, к других

Извлекают о строе, о понятия «каста».

На основании с извлекают о каждой из каст.

Характеризуют Будды.

извлекают информацию из материала.

Организует с учебника, материалом.

И так, что же каста? Предлагаю найти данное понятие в нескольких источниках (в на стр.100, в словаре и в интернт-источниках).

Касты (варны) – это группы людей, с правами и обязанностями, по наследству. из в был запрещен (определение на слайде). Проверяем определение.

(демонстрация с Брахмой). Для главным был Брахма, из его тела и образовались касты.

Сейчас вам предстоит заполнить таблицу.

Делимся на 4 группы. Каждая группа ищет материал в учебнике о своей касте.

На дается 6 минут.

1 характеризует жрецов, 2 – воинов, 3 – касту земледельцев, 4 – слуг.

Отчёт групп.

Индийцы считали, что люди каст отличаются друг от друга, как животные пород. Ведь у не родиться жеребенок.

-Однако не все жители Древней Индии принадлежали к четырем кастам, часть населения стояла вне этих сословий. Таковыми считались — «неприкасаемые». Им запрещалось жить в деревне. Они жили в стороне от людей. Питались отбросами. Носили особые одежды, чтобы никто к ним случайно не подошёл. Они были презираемы в обществе. Запрещалось к ним прикасаться, слышать их голос и даже видеть. Когда они заходили в деревню убрать мусор или другую чёрную работу, все уходили, чтобы не оскверниться. Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией.

(Слайд Будда)

Среди мудрецов были и такие, кто не значения различиям. из мудрецов был Ситхартха Гаутама, его еще Будда, а русский Толстой его Шакьямуни. Легенда гласит, в Vв. до н.э. жил в Индии юный Гаутама. Он в дворце, думая, что жизнь также прекрасна. Но царевич стены дворца.

Прочтите на стр.103 и найдём то, чему учил Будда.

Делает вывод.

Итак, – религии буддизма, учил, что - личные человека, а не его происхождение.

Обсуждают в классе, вопросов.

- что касты?

Самостоятельная с и тетрадью.

Представляют работы. каждую касту и отвечают на вопросы:

- в чем особенности каждой группы общества?

- в чем неравенство?

Делают выводы.

Древнеиндийское делилось на касты

-Имели права и обязанности

-Самыми считались - жрецы

-всех было неприкасаемым

- было из касты в другую.

Работают с учебником, на вопросы.

Физ. минутка

Звучит музыка «Звуки природы».

Давай прогуляемся по индийским джунглям

#1079;аходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза, открываем

2. Идём по тропинке стараемся высоко поднимать ноги( вдруг нам встретятся змеи)

3. увидели птицу слева, справа

4. Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его

#1056;аздвигаем лианы на пути

6. Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками

Выполняют упражнения

(повторяем несколько раз).

(ходьба на месте)

(поворот головы влево, вправо)

(вытягиваем шею вперёд, втягиваем носом воздух)

(разводим руками: правой, левой, двумя руками)

(потягивание)

6. закрепление и знаний

Систематизируют по теме «Индийские касты»

полно и выражают свои мысли в с и коммуникации

Организация классу

#1056;ешение задач

  1. В земледельца крепкие и сыновья. Они стать воинами. Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?
  2. Что будет, если дочь и сын полюбят друг и создать семью?
  3. Сохраняется ли в Индии деление людей?

#1044;авайте поиграем в игру «Верно, не верно»

Условие игры: Учитель говорит предложение, если верно, ученики показывают руками следующий знак, руки сложены в ладони перед собой. Если не верно, руки разведены в стороны ладошками вверх.

1. Индия омывается Индийским океаном. +

2. На северо-востоке Индии расположены горы Альпы -

3. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. +

4. Из ступней бога вышла каста воинов. -

5. Жрецы - брахманы были самой высшей и главной кастой. +

6. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. - 7. #1053;еравенство между кастами казалось индийцам естественным. +

8. Религия буддизма учит, главное достоинства человека, а не его происхождение. +

1гр. Найди и подчеркни ошибки в тексте.

Возникшее неравенство в Индии было закреплено религией. Жрецы в Индии составили Сборник правил бога Яхве, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из трёх каст. Индийцы верили, что каста жрецов произошла из рук Брахмы, каста воинов – из уст, каста земледельцев – из бёдер, слуги – из запылённых ступней ног. Неравенство между кастами казалась индийцам противоестественным и не вечным. Но некоторые мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Например, Будда учил, что главное – личные достоинства человека.

2 гр. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д. (Приём "Телеграмма").

3 гр. Прием «Историческая азбука».

Описание: ребятам предлагается по 1, 2 человека за определённый временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы

7. Рефлексия.

Обобщающая беседа

Оценивают свою на уроке, воспринимают учителя.

Понимают успеха в учебной деятельности

-Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Выскажите своё мнение.

(Нет. Несправедливо. Все при рождении имеют равные права)

-Что было ценным из услышанного?

– бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и степень участия в этом процессе?

Откроем посылку.

Учитель подводит итог и вручает бумажного слонёнка.

Молодцы, все сегодня поработали хорошо.

Ребята, вы сегодня получили бумажных слонят. Вы знаете, что слон тоже священное животное в Индии. Сильное и выносливое. Но не только за эти качества уважали слонов. Индийцы верили, что они приносят человеку удачу, мудрость, счастье, здоровье, успех. Посмотрите на своих слонят. Что на них написано? (Здоровье, счастье, успех, удача и т.д.) Я желаю вам всем здоровья, счастья, успеха, удачи.

Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

Говорите доброе слово!

Отвечают на вопросы, свою работу, состояние.

8. задание

Принимают цель, и выполнения задания.

Комментирует задание.

§ 21, в тетради, в тетрадь: Древней Индии.

Воспринимают задание, уточняют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по истории Древнего мира 5класс.Финикийские мореплаватели.

Проект урока по истории Древнего мира 5класс по теме:Финикийские мореплаватели.Урок разработан  в соответсвии технологии развивающего обучения. Разработана технологическая карта урока и приложени...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира "Олимпийские игры" и презентация, 5 класс ФГОСа

Задачи урока: подвести учащихся к пониманию места Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества; дать представление об основных правилах проведения игр;  видах спортивных состязаний, выдающих...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе "Римские религия,обычаи и нравы"

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе.Используются разные виды деятельности учащихся на уроке.Урок полезен начинающим педагогам...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира: "Древнее Двуречье"

Цель урока: формирование представления учащихся о  государстве Древнее Двуречье...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...

Технологическая карта урока по истории древнего мира. 5 класс

Технологическая карта урока по истории древнего мира. 5 класс...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Искусство Древнего Египта".

Данный материал содержит технологическую карту урока истории Древнего мира по теме: Искусство Древнего Египта. Добавлен рабочий лист....