Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе по истории
рабочая программа по истории (6 класс)
Программа «История русской культуры IX–XVI вв.» имеет научно-познавательную (общекультурную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 6 класса в рамках реализации ФГОС.
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной общеобразовательной программы основного общего образования..
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью более основательного изучения культуры народов России, важностью создания условий для формирования у шестиклассников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 6 класса.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории культуры и быта народов России и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими культурных исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа состоит из 70 часов, в неделю - 2 часа.
Цели и задачи
Цель - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Задачи:
- повысить мотивацию обучающихся за счет нетрадиционных форм подачи материала, проектной деятельности;
- активизировать участие обучающихся в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории культуры народов России;
- сформировать умения обучающихся работать с разноплановыми историческими и историографическими источниками;
- развивать на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей обучающихся осмысливать процессы, события и явления в российской культуре; развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность;
- формировать общечеловеческие ценности;
- приобщатьобучающихся к культурным ценностям народов России;
- формировать основы культуры межэтнического общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_6_klass.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» г. Холма
ОБСУЖДЕНО РМО учителей истории Руководитель РМО: _______________ | УТВЕРЖДЕНО Педагогический совет МАОУ СОШ г. Холма Протокол №_____ от 27 августа 2014 года Директор школы: ______________ Л.И. Тарасова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общекультурного направления
«ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ IX – XVI ВЕКОВ»
Составитель:
Краюшкина В.В.,
учитель истории
Холм
2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «История русской культуры IX–XVI вв.» имеет научно-познавательную (общекультурную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 6 класса в рамках реализации ФГОС.
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной общеобразовательной программы основного общего образования..
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью более основательного изучения культуры народов России, важностью создания условий для формирования у шестиклассников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 6 класса.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории культуры и быта народов России и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими культурных исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа состоит из 70 часов, в неделю - 2 часа.
Цели и задачи
Цель - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Задачи:
- повысить мотивацию обучающихся за счет нетрадиционных форм подачи материала, проектной деятельности;
- активизировать участие обучающихся в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории культуры народов России;
- сформировать умения обучающихся работать с разноплановыми историческими и историографическими источниками;
- развивать на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей обучающихся осмысливать процессы, события и явления в российской культуре; развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность;
- формировать общечеловеческие ценности;
- приобщатьобучающихся к культурным ценностям народов России;
- формировать основы культуры межэтнического общения.
Содержание программы внеурочной деятельности
I.Введение (2 часа).Понятие «культура». Материальная и духовная культура. Основные формы и разновидности культуры.
II.Культура раннего Средневековья. (6 часов).Первые храмы и монастыри. Искусство рукописной книги. Культура Византийской империи. Развитие образования. Научные знания. Архитектура, храм Святой Софии. Живопись (иконы, мозаика, фрески). Создание славянской азбуки. Культурные связи Византии. Культура стран Арабского халифата. Образование. Наука. Литература, Фирдоуси, «Шахнаме».Архитектура, Альгамбра, мечети.
III.Культура Западной Европыв зрелое Средневековье. (10 часов).Феодальные замки. Средневековая деревня. Средневековый европейский город. Быт горожан. Образование и философия. Средневековые университеты. Рыцарская и городская литература. Романские и готические храмы. Живопись. Витражи. Книжная миниатюра.
IV. Культура Древней Руси (IX-начало XIII вв.) (24 часов). Особенности архитектуры Древней Руси. Первые столетия русского зодчества. Деревянная архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Средневековые города в Древней Руси, Волжской Булгарии. Язык древнерусской живописи. Древнерусская икона. Настенная живопись. Письменность. Древнерусская литература. «Слово о законе и благодати». Летописание. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Средневековая книга. Ювелирное искусство. Древнерусский костюм. Старинное русское оружие. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Жилище и утварь. Трапеза. Крестьянская семья. Положение женщины. Дети и их воспитание. Народные праздники и обряды.
V. Культура Руси XIII-XV вв. (20 часов). Отличительные черты архитектуры Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. Московский Кремль. Феофан Грек и Андрей Рублев. Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в раннемосковский период. Быт великих московских князей. Русский посольский обычай. Культура Казанского ханства.
VI.Наследие культуры Средних веков в истории человечества (8 часов).
Календарно-тематическое планирование
№ | Название разделов и тем занятий | Характеристика деятельности учащихся |
1-2 | Введение. Основные формы и разновидности культуры. | Составление схемы и словаря по теме. |
Культура раннего Средневековья. | ||
3-5 | Культура Византийской империи. | Подготовка сообщений по теме. Написание сочинения от имени путешественника-франка, который впервые увидел храм Святой Софии. Создание творческого проекта «Византийская мозаика», информационного проекта «Создание славянской азбуки». |
6-8 | Культура стран Арабского халифата. | Составить описание архитектурных особенностей и внутреннего убранства средневековой мечети. Составить план экскурсии «Дворец халифа». Подготовка проекта «Сказки «Тысячи и одной ночи» как исторический источник» |
Культура Западной Европы в зрелое Средневековье | ||
9-10 | Феодальные замки. | Составление плана феодального поместья. Составление схем по теме. Создание и защита группового творческого проекта «Рыцарский замок». |
11-12 | Средневековая деревня. | Составление схем по теме. Создание и защита группового творческого проекта «Средневековая деревня». |
13-14 | Средневековый европейский город. | Составление диалогов. Подготовка и защита исследовательского проекта «История возникновения городов Европы в их названиях». Учебная игра «На ярмарку в Шампань». |
15-18 | Культура Западной Европы в Средние века. | Подготовка сообщений «Представление средневекового человека о мире», «Средневековые университеты», «Философия и схоластика», «Средневековая литература» Составление кроссвордов. Решение познавательных задач. Написание сочинения от имени человека, который впервые попал в готический собор. Разработка таблицы для сопоставления романского и готического соборов. |
Культура Древней Руси | ||
19-20 | Первые столетия русского зодчества. | Подготовка сообщений«Особенности архитектуры Древней Руси». «Деревянная архитектура». «Начало храмового строительства: Десятинная церковь», Составление плана сравнения Софии Киевской и Софии Новгородской. |
21-22 | Средневековые города Древней Руси. | Составление схем городов; составление плана экскурсий. Составление линий сравнения западноевропейских и древнерусских городов. |
23-24 | Средневековые города ВолжскойБулгарии. | Составление схем городов; составление плана экскурсий. Составление линий сравнения западноевропейских, древнерусских и булгарских городов. |
25-26 | Древнерусская икона. | Подготовка сообщений «Загадочные символы», «Красный» значит не только красивый», «Кого изображали на иконах». Создание творческого проекта «Первые русские иконы». |
27-28 | Древнерусская литература. Летописание. | Изучение и анализ исторических источников. Подготовка исследовательских проектов «Повесть временных лет» как исторический источник», «Первые русские жития». |
29-30 | Средневековая книга. | Составление кроссворда на тему «Искусство рукописной книги». Историческая реконструкция «Титульный лист рукописной книги». |
31-32 | Ювелирное искусство | Подготовка презентаций «Что таят в себе клады», «Секреты древнерусских ювелиров». Рисунки по теме. |
33-34 | Древнерусский костюм | Подготовка творческих проектов «Основные составные части русского национального костюма», «Особенности народного кроя и цветовых характеристик русского костюма», « Назначение вышивки в народном костюме», « Виды головных уборов и способы их ношения». Рисунки по теме. |
35-36 | Старинное русское оружие | Составление проектов «Доспехи Алеши Поповича», «Шлем и щит», «Наступательное оружие», «Метательное оружие». |
37-38 | Сельский и городской быт | Подготовка сообщений «Жилище и утварь», «Трапеза», Русские имена». Выполнение рисунков по теме. |
39-40 | Крестьянская семья | Подготовка сообщений «Положение женщины в семье», «Дети в семье». |
40-41 | Народные праздники и обряды. | Подготовка проектов «Праздники и обряды календарно – земледельческого круга: Святки, Старый Новый год, День зимнего солнцестояния, Масленица, Сороки, Вербное воскресенье, Пасха, Иван Купала». Семейно – бытовые (социальные) обряды.», «Русская свадьба». Инсценировки. Составление диалогов. |
Культура Руси в XIII-XV вв. | ||
42-44 | Архитектура Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. | Создание и представление презентаций «Шедевры архитектуры Владимиро-Суздальского княжества», «Шедевры архитектуры Новгородской земли». Разработка таблицы для сопоставления архитектурных памятников Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. |
45-47 | Московский Кремль | Составление схемы Московского Кремля. Создание информационных проектов «Башни Московского Кремля», «Соборы Московского Кремля». Разработка таблицы для сопоставления православных и католических соборов. Составление плана экскурсии. |
48 | Монастырь | Создание и защита информационных проектов «Средневековый монастырь». Создание макетов монастырей. |
49-50 | Феофан Грек и Андрей Рублев | Подготовка и представление исследовательских информационных проектов «Феофан по прозвищу Грек», «Инок Андрей», «Шедевры русской иконописи». |
51-52 | Литература XIII-XV вв. | Изучение и анализ исторических источников. Подготовка сообщений «Летописание XIII-XV вв.», «Памятники Куликовского цикла», «Жития», « ЕпифанийПремудрый», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина». Создание и представление презентаций «Шедевры средневековой литературы». |
53-54 | Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в раннемосковский период. | Подготовка сообщений по теме. Выполнение рисунков по теме. Решение познавательных задач по теме. Составление диалогов. |
55-57 | Быт великих московских князей. | Подготовка и представление исследовательских информационных проектов «Шапка Мономаха», «Государев двор», «Торжественные выходы и выезды государя», «Развлечения государя», «Государевы пиры», «Воспитание детей». |
58-59 | Русский посольский обычай | Сообщения по теме «Посольство и его состав», «Прием во дворце», «Посольские дары». |
60-61 | Культура Казанского ханства | Подготовка сообщений «Казань-столица государства». Составление схемы. Подготовка презентаций «Шедевры архитектуры Казанского ханства», «Литература Казанского ханства». |
Наследие культуры Средних веков в истории человечества | ||
62-66 | Вклад народов и стран Средневековья в мировую культуру. | Подготовка информационных проектов «Живые традиции Средневековья», «Шедевры культуры Средневековья», «Художники Руси», «Мыслители Руси». |
67-70 | «Лавровый венок» | Олимпиада «Знатоки истории культуры зарубежных стран, Древней и Средневековой Руси».Подведение итогов. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности
Технические средства обучения
- Персональный компьютер учителя
- Мультимедийный проектор
Печатные средства обучения
- Портреты историков
- Лента времени
- Демонстрационные карты
- Картины, таблицы, схемы
- Раздаточный материал по истории
- Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов)
- Научная, научно-популярная литература по курсу истории Средних веков, Истории России с древнейших времен до XVI века.
Цифровые образовательные ресурсы, аудиоэкранные пособия
- Фильмы на DVD/CD
- Цифровые образовательные ресурсы по истории
Список литературы
- Андрющенко Н.Н. ФГОС II – Основа модернизации российского образования. М.: «Просвещение», 2014
- Кондаков А.М. Стандарт второго поколения и задачи системы дополнительного профессионального педагогического образования. М.: «Просвещение»,2014
- Т.И. Сечина, В.В. Головцова, М.В. Ремчукова, Ж.И. Умбеткалиева. Справочник учителя истории и обществознания. М. 2014г.
- Н.Б. Суркова, О.А. Яровая. История 5-8 классы. Интерактивные методы преподавания. М., 2014г.
- Г.Л. Лемина, А.Х. Сабирова. Обществознание. История. Современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. М., 2013г.
- Л.П. Борзова. Игры на уроках истории. М.,2013г.
- Запорожец Н. И. Книга для чтения по истории Средних веков. – М., Просвещение, 2013.
- Рябцев Ю. С. История русской культуры X-XVI веков. – М.,Владос, 2013.
- Несмелова М. Л. Конспекты уроков по истории средних веков. Методическое пособие в 2-х ч. М.: Владос – Пресс, 2013
- Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь. История средних веков. 6 класс. М.: «Просвещение», 2013
11.Данилов А. А.. Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XV века. Рабочая тетрадь 6 класс. – М.: «Просвещение», 2014.
12. Агафонов С.В. Схемы по истории России. 6 класс. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2013
13.Смирнов С. Г. Задачник по истории культуры средних веков.- М., Просвещение. 2013
Интернет-ресурсы
1. Всемирная история в Интернете htt://www.hrono.ru
2.Средние века htt://www.ancient.ru/
3.История стран и цивилизаций htt://www.istorya.ru
4.Библиотека всемирной литературылитературы http://cyrill.newmail.ru
5.Искусство http://vm/kemsu.ru6.slovo.ru/catalog2005/h_umk5.shtml 7.http://history.standart.edu.ru/info.aspx?ob_no=11613 8.http://king-arthur-court.narod.ru/materials/links9.http://som.fio.ru/items.asp?id=10001589&archive 10.http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12783 УМК «Просвещение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс
Рабочая программа по математике для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия". В качестве учебного пособия предполагаетс использование книги Шарыгина "Наглядная геометрия"....
Рабочая программа внеурочной деятельности - 5 класс.
Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть стро...