РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «История России» в 8-х классах на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по истории
Цели курса
- способствовать формированию у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю;
- способствовать формированию личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России;
- способствовать развитию: умению получать и осмысливать информацию из разнообразных источниках; умения анализировать и систематизировать полученные данные.
Задачи курса:
- познакомить обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества;
- развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий;
- воспитывать уважение к истории, культуре, традициям народов;
- сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России и о судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;
- сформировать у обучающихся понимание места и роли России во всемирно – историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «История России» в 8-х классах на 2019-2020 учебный год | 75.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
СОГЛАСОВАНО: Руководитель ШМО учителей истории и обществознания _________ /Д.И. Костылева Протокол № _____ «____»______2019 | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора школы ___________/ А.В. Первых «____»______2019 | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _________/ О.Н. Гуржеева Приказ № ________ от «__» ________2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «История России» в 8-х классах
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
учитель истории и обществознания
Ваделова З.А.
Всего часов на учебный год: 35_
Количество часов в неделю: 1
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, утверждённым решением педагогического совета от _______________.
город Покачи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 03 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74);
- федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года, № 164, от 31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября 2009 года, № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 5-11 классов).
- Авторской программой по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—10 классы). – М.: Просвещение, 2017.
По учебному плану на историю отводится 2 часа в неделю (70 ч. в год - из них 35 ч. «История России»).
Учебники рекомендованные (допущенные) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год:
- Арсентьев Н.М., Данилов А. А. и др. История России 8 класса – М.: Просвещение, 2016 г.
Цели курса
- способствовать формированию у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю;
- способствовать формированию личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России;
- способствовать развитию: умению получать и осмысливать информацию из разнообразных источниках; умения анализировать и систематизировать полученные данные.
Задачи курса:
- познакомить обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества;
- развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий;
- воспитывать уважение к истории, культуре, традициям народов;
- сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России и о судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;
- сформировать у обучающихся понимание места и роли России во всемирно – историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты
- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. У истоков российской модернизации
Глава I. Россия в эпоху преобразований Петра I. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея. Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Итоги и цена петровских преобразований. Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество.
Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону.
Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы.
Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Глава II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Россия в 1725 - 1762 гг. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I.
Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.
Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Глава III. Российская империя при Екатерине II. Россия в 1762 - 1801 гг.
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Правление Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. «Золотой век» российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общественной мысли. Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия вооруженных сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).
Глава IV. Российская империя при Павле I.
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Глава V. Культурное пространство Российской Империи в XVIII в. Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.
Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Промежуточный контроль
ПОУ: Повторение по теме «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов». Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.
Научатся: Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду;
Характеризовать особенности периода правления Петра I в России: в политике, экономике, социальной жизни, культуре;
Решать проблемные задания; Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности
Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности. Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития в XVII- начале XVIII в. России и государств Западной Европы.
Высказывать суждения о значении наследия XVII - начале XVIII в. для современного общества.
Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVII- начале XVIII в.
ПОУ: «Итоговый урок по всему курсу». Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Сроки | |
план | факт | |||
1 | Введение. У истоков российской модернизации. | 1 | ||
Глава I. Россия в эпоху преобразований Петра I. | ||||
2 | Россия и Европа в конце XVIIвека. | 1 | ||
3 | Предпосылки Петровских реформ. | 1 | ||
4 | Начало правления Петра I. | 1 | ||
5 | Великая Северная война 1700-1721 гг. | 1 | ||
6 | Реформы управления Петра I. | 1 | ||
7 | Экономическая политика Петра I. | 1 | ||
8 | Российское общество в Петровскую эпоху. | 1 | ||
9 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. | 1 | ||
10 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. | 1 | ||
11 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. | 1 | ||
12 | Повседневная жизнь и быт при Петре I. | 1 | ||
13 | Значение Петровских преобразований в истории страны. | 1 | ||
Глава II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. | ||||
14 | Эпоха дворцовых переворотов. | 1 | ||
15 | Эпоха дворцовых переворотов. | 1 | ||
16 | Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг. | 1 | ||
17 | Внешняя политика России в 1725-1762 гг. | 1 | ||
18 | Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг. | 1 | ||
Глава III. Российская империя при Екатерине II. | ||||
19 | Россия в системе международных отношений. | 1 | ||
20 | Внутренняя политика Екатерины II. | 1 | ||
21 | Экономическое развитие России при Екатерине II. | 1 | ||
22 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII века. | 1 | ||
23 | Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва. | 1 | ||
24 | Народы России, религиозная и национальная политика Екатерины II. | 1 | ||
25 | Внешняя политика Екатерины II. | 1 | ||
26 | Начало освоения Новороссии и Крыма. | 1 | ||
27 | Повторение по теме «Российская империя при Екатерине II». | 1 | ||
Глава IV. Россия империя при Павле I. | ||||
28 | Внутренняя политика Павла I. | 1 | ||
29 | Внешняя политика Павла I. | 1 | ||
Глава V. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке. | ||||
30 | Культура России в XVIII веке. Общественная мысль, публицистика, литература. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. | 1 | ||
31 | Образование в России в XVIII веке. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. | 1 | ||
32 | Народы России в XVIII веке. Творческие работы и проекты. | 1 | ||
33 | Перемены в повседневной жизни российских сословий. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся. | 1 | ||
34 | ПОУ: Повторение по теме «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов». | 1 | ||
35 | ПОУ: Итоговый урок по всему курсу. | 1 |
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ РОССИИ
ВариантI
А1. «Жандармом Европы» называли императора Николая Павловича, царствующего в Российской империи
1) с 1796 по 1801 год 3) с 1825 по 1855 год
2) с 1801 по 1825 год 4) с 1855 по 1881 год
А2. В 1897—1899 гг. министром финансов СЮ. Витте была проведена денежная реформа, ознаменовавшая введение:
1) золотого обращения 3) медного рубля
2) серебряного обращения 4) бумажных кредитных билетов
А3. Как в российской империи называлось казачье поселение, состоящее из одного-двух дворов?
1) станица 3) хутор
2) уезд 4) волость
А4. В результате реформы системы народного просвещения, проведенной при Александре I,
1) университетам предоставлялась широкая автономия
2) деятельность студенческих организаций запрещалась
3) открылись земские школы для крестьянских детей
4) вводилось всеобщее среднее образование
А5. Прочтите отрывок из записок князя СП. Трубецкого и укажите название организации, о которой идет речь.
«...Сначала молодые люди ограничивались только разговорами между собою. Еще неизвестно было, что именно государь намерен был сделать; но в уверенности, что он искренно желает устроить благо России, решено было дать форму обществу и определить порядок действий, которыми намерены были поддерживать и подкреплять предположения государя. 9-го февраля 1816 года Пестель, Никита Муравьев, Сергей Шипов и Трубецкой положили основание обществу... Пестелю, Долгорукову и Трубецкому поручено было написать устав Общества, последний занялся правилами принятия членов и порядком действий их в обществе».
1) «Союз спасения» 3) «Общество соединенных славян»
2) «Союз благоденствия» 4) «Земля и воля»
А6. В каком году Россия подписала с Францией Тильзитский мирный договор?
1) в 1801 г. 3) в 1807 г.
2) в 1803 г. 4) в 1812 г.
А7. Кому из государственных деятелей императором Николаем I было поручено проведение реформы управления государственными крестьянами?
1) М.М. Сперанскому 3) Я.И. Ростовцеву
2) П.Д. Киселеву 4) А.Х. Бенкендорфу
А8. Крестьянам предоставлялась земля по реформе 1861 г.
1) за выкуп при содействии государства
2) за выкуп при содействии земских управ
3) за счёт государственной казны
4) за счёт ссуды помещика
А9. Что из названного является одной из причин русско-турецкой войны 1877—1878 гг.?
1) поддержка освободительной борьбы южных славян против Турции
2) стремление Турции завоевать Болгарию
3) союзнические обязательства России перед Англией и Францией
4) помощь Германии в расширении степени ее влияния на Балканах
А10. Прочтите отрывок из статьи КС. Аксакова «О русском воззрении» и укажите, к какому направлению общественно-политической мысли принадлежал автор.
«Русский народ имеет прямое право как народ на общечеловеческое, а не через посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая...»
1) западникам 3) декабристам
2) славянофилам 4) народовольцам
А11. Что из названного относится к социально-экономическим процессам первой половины XIX в.?
1) формирование вотчинного землевладения
2) начало промышленного переворота
3) появление первых мануфактур
4) национализация промышленности
А12. Сражение под Смоленском, Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр — героические страницы истории войны
1) Ливонской 3) Крымской
2) Отечественной 4) Первой мировой
А13. Как в газете «Голос» от 16 февраля 1880 г. современниками был назван период, когда М.Т. Лорис-Меликов находился во главе внутренней политики государства?
1) «период контрреформ» 3) «диктатура сердца»
2) «эра либеральных реформ» 4) «эра меркантилизма»
А14. Активный рост сельского хозяйства в 70—90-х гг. XIX в. сдерживало
1) сохранение крестьянской общины
2) частичное уничтожение помещичьего землевладения
3) внедрение новых сельскохозяйственных машин
4) усиление сельскохозяйственной специализации районов страны
А15. Прочтите высказывание А.И. Герцена о письме и укажите имя его автора.
«"Письмо" его потрясло всю мыслящую Россию и имело полное право на это. После "Горя от ума" не было ни одного литературного произведения, которое сделало бы такое сильное впечатление. Между ними — десятилетнее молчание, 14 декабря, виселицы, каторга, Николай. (...) Император Николай приказал объявить его сумасшедшим и обязать подпиской ничего не писать».
1) А.С. Пушкин 3) Н.Г. Чернышевский
2) В.Г. Белинский 4) П.Я. Чаадаев
А16. Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.
A) введение всеобщей воинской повинности
Б) ограничение барщины двумя днями в неделю
B) личное освобождение крепостных крестьян
Г) освобождение дворян от военной службы
Д) введение института присяжных заседателей
Укажите верный ответ
1)АБГ 2) АВД 3)БВГ 4) ВГД
Часть В
В1. Какие из перечисленных ниже имен путешественников стали известны своими открытиями новых земель в XIX в. Укажите два верных имени из пяти предложенных.
1) И.Ф. Крузенштерн 4) С. И. Дежнев
2) Афанасий Никитин 5) Ф.Ф. Беллинсгаузен
3) Ермак Тимофеевич
В2. Прочтите отрывок из воспоминаний В.Г. Белинского и напишите название журнала, о котором пишет критик.
«Давно уже было всем известно, что знаменитый поэт наш Александр Сергеевич Пушкин вознамерился издавать журнал; наконец первая книжка этого журнала уже и вышла, многие даже прочли ее, но, несмотря на то, у нас, в Москве, этот журнал есть истинная новость, новость дня, новость животрепещущая, и в этом смысле то, что хотим мы сказать о нем, будет настоящим известием. Дело в том, что у нас в Москве очень трудно его достать за какие бы то ни было деньги...»
В3. Установите соответствие между фамилиями полководцев и названиями войн, в которых они прославились
Полководцы | Военные действия, сражения |
1) И.В. Гурко | а) переход российских войск через Альпы |
2) П.С. Нахимов | б) Брусиловский прорыв |
3) А.В.Суворов | в) Бородинское сражение |
4) М.И.Кутузов | г) Синопское сражение |
д) осада Плевны |
В4. Какие из перечисленных ниже художественных полотен принадлежат кисти художников-передвижников? Укажите две картины из пяти предложенных.
1) «Всадница» 4) «Последний день Помпеи»
2) «Сватовство майора» 5) «Явление Христа народу»
3) «Грачи прилетели»
В5. Прочтите отрывок из программы декабристского общества и укажите название документа.
«...3) Государство состоит из народа и правительства.
Весь российский народ составляет одно сословие — гражданское, все нынешние сословия уничтожаются.
Насчет верховной власти отвергается правило равновесия властей, но принимается правило определительности круга действий. Верховная власть разделяется на законодательную и верховноисполнительную — первая поручается Народному Вечу, вторая — Державной Думе. Власть блюстительная поручается Верховному Собору».
В6. Прочтите отрывок из официального документа и напишите имя императора, назначившего министрами указанных в списке чиновников.
«...3. Граф Канкрин — министр финансов...
4. Граф Бенкендорф — шеф жандармов...
6. Статс-секретарь граф Уваров — министр народного просвещения...
11. Генерал-адъютант граф Киселев — министр государственных имуществ».
Часть С
«Из всех родов западноевропейского социализма мы всецело сочувствуем анархистам, но полагаем, что осуществление анархических идеалов во всей их полноте в данный момент невозможно. Мы решаемся написать на своем знамени исторически выработанную формулу «ЗЕМЛЯ и ВОЛЯ». Эта формула может быть воплощена в жизнь только путем насильственного переворота.
Все внимание революционной партии должно быть устремлено: 1) помочь организоваться понимающим уже необходимость того революционным элементам в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера; 2) ослабить, расшатать, то есть дезорганизовать силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания».
С1. К какому общественно-политическому движению относится устав созданной организации?
С2. Когда была создана эта организация?
СЗ. Какие задачи поставлены в программе членами организации?
С4. Используя знания по истории, отметьте, какова была судьба этой организации?
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ РОССИИ
ВариантII
А1. Какой из названных указов был подписан императором в 1803 г.?
1) «Об обязанных крестьянах»
2) «О вольных хлебопашцах»
3) «Об учреждении III отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии»
4) «О введении всеобщей воинской повинности»
А2. Какое сословие было наиболее привилегированным в России в XIX в.?
1) боярство 3) купечество
2) дворянство 4) духовенство (священство)
А3. Какому государственному органу власти придавались функции высшей судебной инстанции и органа надзора за администрацией согласно реформе 1802 г.?
1) Священному Синоду 3) Сенату
2) Верховному Тайному совету 4) Государственному совету
А4. Как в XIX в. назвали крестьян, имевших денежные средства и занимавшихся предпринимательской деятельностью?
1) посессионные 3) временнообязанные
2) капиталистые 4) черносотенные
А5. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите место встречи двух императоров, о которой идет речь.
«25 июня 1807 г. во втором часу дня состоялась первая встреча обоих императоров. На самой середине реки был утвержден плот с двумя великолепными павильонами. На французском берегу была выстроена вся гвардия, на русском — небольшая свита императора... Лодки отчалили от берегов, и на середине реки император и царь одновременно вошли в шатер мира. Стрелявшие еще 10 дней назад друг в друга гвардейцы кричат: "Ура!" Вчерашние враги обнялись...»
1) Ватерлоо 3) Аустерлиц
2) Тильзит 4) Санкт-Петербург
А6. В годы какой войны русской армией был осуществлен блистательный Тарутинский марш-маневр?
1) Смоленской 3) Ливонской
2) Северной 4) Отечественной
А7. В XIX в. зажиточные горожане могли участвовать в вопросах управления городом через
1) городские думы 3) губных старост
2) мировых посредников 4) земские комитеты
А8. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о событиях которой идет речь
«Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского ополчения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля. После блистательных атак Скобелев выстроил перед <Шипкой-Шейново> Владимирский полк… – Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, – кончим и мы как следует. – Постараемся… – Смотрите же… Идти стройно… Турки почти уже разбиты… благословясь, с Богом!»
1) русско-турецкая война 1806–1812 гг. 3) Крымская война 1853–1856 гг.
2) русско-турецкая война 1828–1829 гг. 4) русско-турецкая война 1877–1878 гг.
А9. По реформе 1861 г. крестьяне получили право
1) перехода в другие сословия
2) избирать и быть избранными в Государственную думу
3) выходить из общины и селиться в хуторах
4) на все земли помещика
А10. Прочтите отрывок из воспоминаний Н. Фигнер и укажите имя императора, о подготовке покушения на которого идет речь в документе.
«Одновременно с приготовлениями взрывов под Москвой, Александровском и Одессой, Комитет имел в виду еще одно назначение в самом Петербурге... Комитет в Петербурге приготовлял взрыв в Зимнем дворце, но это сохранялось в строжайшей тайне и находилось в ведении "Распорядительной комиссии" из трех лиц, избираемых членами Комитета из своей среды для дел величайшей важности. В то время этими тремя были: Ал. Михайлов. Тихомиров и Ал. Квятковский, от которого однажды я услыхала загадочную фразу: "В то время, как идут все эти приготовления, здесь личная храбрость одного может покончить все". Это был намек на Халтурина, который впоследствии рассказывал мне, что в Зимнем дворце ему однажды случилось быть наедине с государем, и удар молотка мог уничтожить его на месте».
1) Павел Петрович 3) Николай Павлович
2) Александр Павлович 4) Александр Николаевич
А11. Что из названного произошло в XIX веке?
1) упразднение патриаршества 3) провозглашение России империей
2) учреждение коллегий 4) отмена крепостного права
А12. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе
1) славянофилы 3) декабристы
2) марксисты 4) народовольцы
А13. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?
1) Государственный Совет 3) Высочайший Сенат
2) Государственная Дума 4) Святейший Синод
А14. Начавшийся в России в 30-е гг. XIX в. промышленный переворот способствовал
1) появлению первых мануфактур
2) появлению первых общероссийских ярмарок
3) уменьшению численности городского населения
4) формированию фабричных центров
А15. Представители русской общественной мысли с конца 1830-х – 1850-х гг., считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались
1) западниками 3) славянофилами
2) социал-демократами 4) декабристами
А16. Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.
A) отмена рекрутского набора в армию
Б) ограничение барщины тремя днями в неделю
B) создание губернских и уездных земств
Г) запрещение продавать крестьян без земли
Д) введение института присяжных заседателей
Укажите верный ответ
- АБГ 2) АВД 3) БВГ 4) ВГД
Часть В
В1. С какими из перечисленных ниже стран воевала Россия в XIX в.? Укажите две страны из пяти предложенных.
1) Франция 3) Великобритания 5) Италия
2) Турция 4) США
В2. Прочтите приказ фельдмаршала и напишите название войны, во времена которой он был отдан.
«Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».
В3. Какие три понятия возникли в связи с проведением Крестьянской реформы 1861 г.?
1) временнообязанные крестьяне 4) местничество
2) барщина 5) оброк
3) отрезки 6) выкупные платежи
В4. Прочтите отрывок из «Очерков истории русской культуры» и напишите, как называли художников, входивших в указанное товарищество.
«Устав нового объединения был утвержден 2 ноября 1870 г. "Товарищество имеет целью — значилось в нем — устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи художественных выставок в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами, б) развития любви к искусству в обществе, в) облегчения для художников сбыта их произведений".
Первая художественная выставка открылась 29 ноября 1871 г. в Петербурге. Вслед за первой выставкой в конце 1872 г. открылась вторая, и так на протяжении почти полувека. За это время выставки побывали в большинстве крупных городов России».
В5. Установите соответствие между фамилиями полководцев и названиями войн, в которых они прославились
Полководцы | Названия войн |
1. П. И. Багратион, А.П. Ермолов | а) Крымская война 1853—1856 гг. |
2) М. Д. Скобелев, И.В. Гурко | б) русско-турецкая война1768—1774 гг. |
3) В. А. Корнилов, П.С. Нахимов | в) Первая мировая война 1914—1918 гг. |
4) А.В. Суворов, П.А. Румянцев | г) русско-турецкая война 1877- 1878 гг. |
д) Отечественная война1812 г. |
В6. Какие два из перечисленных ниже исторических деятелей XIX в. были авторами либеральных реформ в России?
1) С.Ю. Витте 3) Г.В. Плеханов 5) А.И. Герцен
2) М.М. Сперанский 4) Н.М. Карамзин
Часть С
«Он был консерватором, но "консерватором с прогрессом", способным к определенным умеренным реформам сверху, подготовленным постепенно, без заигрывания с общественным мнением. Процессы, происходившие во время его царствования, которые он в значительной степени инициировал, способствовали созданию экономических основ нового общества, складыванию русской национальной культуры. Образ Петра Великого, воспринимаемый как символ национального единства, сыграл свою роль в идеологическом обеспечении этого процесса. Его царствование подготовило грядущие реформы после Крымской войны, когда дворянство и правящая элита страны оказались готовы поступиться рядом своих корпоративных преимуществ во благо России».
С1. О ком идет речь в документе?
С2. Какими чертами личности примечателен этот монарх? Приведите не менее 2-х положений.
СЗ. Какие реформы были проведены в России в этот период? (Укажите не менее 2-х.)
С4. О каких грядущих реформах, проведенных после Крымской войны, идет речь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу: "История России XIX век" - 8 класс
Рабочая программа по истории России для 8-х классов составлена в соответствии с типовой программой по истории, рекомендованной МОиН Российской Федерации. Авторы А.А. Данилова, Л.Г. К...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год
Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....
Рабочая программа по курсу "История России 19 век" 8 класс
Рабочая программа + Календарно-тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 10- 11 КЛАССОВ НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по физике для 10-11 классов профильный уровень разработана в соответствии: с рекомендациями «Примерной программы для общеобразовательных учрежде...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 9 классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 9 классов на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 8 классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 8 классов на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа Учебный курс – История. Россия и мир. 10 класс (базовый уровень)
Календарно-тематическое планирование курса«Россия в мире»10 классПрограмма: О.В. Волобуев. Россия и мир с древнейших времен до конца ХХ века: Программы для образовательных учреждений...