Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 8 классов на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 8 классов на 2019-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_8_klass_fgos.docx | 61.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения РФ
Управление образования Чайковского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено на заседании ШМО: Протокол № 1 «30» августа 2019 г Руководитель ШМО:____________ | Согласовано: «31» августа 2019 г Зам. директора по УВР Азарова С.С_____________ | УТВЕРЖДАЮ:__________ Директор школы Зорина О.М. Приказ № ____ от 01.09.2019 г |
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для обучающихся 8 классов
на 2019-2020 учебный год
Учитель информатики
Л.Л. Жернакова
г. Чайковский
Оглавление
Содержание тем учебного курса 4
Требования к уровню подготовки обучающихся 5
Планируемые результаты изучения курса 7
Учебно-тематический план 8 класс (35 часов) 9
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы 16
Перечень учебно-методического обеспечения 17
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, Программой основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 8 класса в течение 35 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Содержание тем учебного курса
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.
№ п/п | Тема программы | Количество часов | Количество контрольных работ, зачетов | Количество практических (лабораторных) работ |
4 | Передача информации в компьютерных сетях | 8 | 1 | 4 |
2 | Информационное моделирование | 3 | 1 | 2 |
3 | Хранение и обработка информации в базах данных | 12 | 1 | 4 |
1 | Табличные вычисления на компьютере | 12 | 1 | 4 |
| ВСЕГО: | 35 | 4 | 14 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
- Передача информации в компьютерных сетях (8ч)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
- работать с одной из программ-архиваторов.
Компьютерный практикум
- Практическая работа №1. Работа с электронной почтой.
- Практическая работа №2. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем
- Информационное моделирование (3ч)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Компьютерный практикум
- Практическая работа №3. Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью
- Хранение и обработка информации в базах данных (12ч)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных, СУБД, информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи, типы и форматы полей);
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Компьютерный практикум
- Практическая работа №4. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.
- Практическая работа №5. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере
- Практическая работа №6. Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение
- Табличные вычисления на компьютере (12ч)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные:
∙ приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
∙ повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
∙ рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера;
∙ организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.
Метапредметные:
∙ получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;
∙ умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
∙ владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;
∙ умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
∙ умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
Предметные:
- оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
- построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
- решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
- оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью;
- следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
- юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в учебном процессе, трудовой деятельности;
- получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
- соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
Учебно-тематический план 8 класс (35 часов)
№ урока | Количество часов | Тема урока | Тип урока | Содержание урока | Планируемые результаты | Характеристика видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий | Дата проведения |
1.Передача информации в компьютерных сетях (8 часов) | |||||||
1. | 1 | Техника безопасности. Компьютерные сети | Урок изучения нового материала | Компьютерные сети и их типы.Виды | Учащиеся должны знать: что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW. Учащиеся должны уметь: осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одно ранговой сети; осуществлять приём/передачу электронной почты с помощью | Поиск информации в литературе и Интернете; самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач; сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ; преобразование информации одного вида в другой; представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата; передача информации по телекоммуникаци онным каналам в учебной и личной переписке; применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации | |
2. | 2 | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Практическая работа №1 | Урок обучения умениям и навыкам | Электронная почта, почтовый ящик, телеконференции, файловые архивы, коллективные проекты | |||
3. | 3 | Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети | Урок изучения нового материала | Технические средства глобальной сети, протоколы, технология «клиент- сервер» | |||
4. | 4 | Работа с электронной почтой. Практическая работа №2 | Урок изучения нового материала | Технические средства глобальной сети, протоколы, технология «клиент- сервер» | |||
5. | 5 | Интернет и Всемирная паутина | Урок обучения умениям и навыкам | WWW, web- сервер, гиперструктура, браузер | |||
6. | 6 | Способы поиска в Интернете. Практическая работа №3 | Урок обучения умениям и навыкам | 3 способа поиска в Интернете, поисковые серверы, язык запросов поисковой системы | |||
7. | 7 | Практическая работа № 4. «Поиск информации в Интернете» | Урок контроля и проверки знаний и умений | Повторение и систематизация пройденного материала | |||
8. | 8 | Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | Урок контроля и проверки знаний и умений | Повторение и систематизация пройденного материала | |||
2.Информационное моделирование (3 часа) | |||||||
9. | 1 | Понятие модели. Графические модели. Практическая работа №5 | Урок изучения нового материала | Понятие модели. типы моделей Моделирование. Чертёж, карта, схема | Учащиеся должны знать: что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические). Учащиеся должны уметь: приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; | умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи; качественное и количественное описание изучаемого объекта; проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта; | |
10. | 2 | Табличные модели | Урок обучения умениям и навыкам | Таблицы типа: «объект- свойство», «объект-объект», двоичные матрицы | |||
11. | 3 | Информационное моделирование на компьютере. Практическая работа №6 | Урок обучения умениям и навыкам | Вычислительные возможности компьютера, управление на основе моделей, имитационное моделирование | |||
3.Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов) | |||||||
12 | 1 | Понятие базы данных (БД) | Урок изучения нового материала | БД, реляционные БД, первичный ключ БД, типы полей | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
| оперирование понятиями, суждениями; установление причинно- следственных связей; классификация информации; умение составлять таблицы, схемы, графики; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи; качественное и количественное описание изучаемого объекта; | |
13 | 2 | Система управления базами данных | Урок обучения умениям и навыкам | добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | |||
14 | 3 | Создание и заполнение баз данных. Практическая работа №7 | Урок обучения умениям и навыкам | Создание базы данных | |||
15 | 4 | Основы логики: логические величины и формулы | Урок обучения умениям и навыкам | Формальная логика и алгебра логики. Понятие логического выражения, операции отношения, запрос на выборку | |||
16 | 5 | Условия выбора и простые логические выражения | Урок обучения умениям и навыкам | простые логические выражения | |||
17 | 6 | Формирование простых запросов к готовой базе данных. Практическая работа №8 | Урок обучения умениям и навыкам | Простые запросы | |||
18 | 7 | Условия выбора и сложные логические выражения | Урок обучения умениям и навыкам | Примеры сложных логических выражений, порядок выполнения операций в сложном условии выборки | |||
19 | 8 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных. Практическая работа №9 | Урок обучения умениям и навыкам | Сложные запросы | |||
20 | 9 | Сортировка, удаление и добавление записей | Урок обучения умениям и навыкам | команды удаления и добавления записей | |||
21 | 10 | Создание форм и отчётов | Урок обучения | Формы и отчёты | |||
22 | 11 | Практическая работа № 10. «Создание БД и работа с ней» | Урок контроля и проверки знаний и умений | Повторение и систематизация пройденного материала | |||
23 | 12 | Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | Урок контроля и проверки знаний и умений | Повторение и систематизация пройденного материала | |||
4.Табличные вычисления на компьютере (12 часов) | |||||||
24 | 1 | История чисел и систем счисления | Урок изучения нового материала | Непозиционные СС, позиционные СС, представления целых чисел | Учащиеся должны знать: что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора. Учащиеся должны уметь: открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка; получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов. | умение составлять таблицы, схемы, графики; умение читать таблицу, диаграмму; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; составление на основе текста таблицы, графика; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | |
25 | 2 | Двоичная система счисления. Перевод чисел | Урок обучения умениям и навыкам | Непозиционные , позиционные , представления целых чисел | |||
26 | 3 | Понятие электронной таблицы. Правила заполнения таблиц | Урок изучения нового материала | Структура электронной таблицы, правила заполнения таблиц. | |||
27 | 4 | Работа с готовой электронной таблицей. | Урок обучения умениям и навыкам | принцип относительной адресации, сортировка таблицы | |||
28 | 5 | Понятие диапазона. Относительная адресация. Встроенные функции. Практическая работа №11 | Урок обучения умениям и навыкам | Диапазон, функции обработки диапазона, принцип относительной адресации, сортировка таблицы | |||
29 | 6 | Абсолютная адресация. Практическая работа №12 | Урок изучения нового материала | Абсолютная адресация. Функция времени | |||
30 | 7 | Условная функция. Практическая работа №13 | Урок обучения умениям и навыкам | Логические операции и условная функция. | |||
31 | 8 | Построение графиков и диаграмм. Практическая работа №13 | Урок обучения умениям и навыкам | Примеры построения графиков и диаграмм | |||
32 | 9 | Электронные таблицы и математическое моделирование | Урок обучения умениям и навыкам | Встроенные функции, абсолютная и относительная адресация. | |||
33 | 10 | Имитационные модели Практическая работа №14 «Создание электронных таблиц» | Урок обучения умениям и навыкам | Примеры построения электронных таблицах | |||
34 | 11 | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере». | Урок контроля и проверки знаний и умений | Повторение и систематизация пройденного материала | |||
35 | 1 | Резерв |
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Проектор
- Локальная сеть
- Лазерный принтер
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, система управления базами данных
- Звуковой редактор.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.)
- Простой редактор Web-страниц
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
- Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР).
- Семакин И.Г. Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы/ Семакин И.Г., Цветкова М.С..- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 9 классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 9 классов на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 7 классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 7 классов на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета « География» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год
Рабочая программа учебного предмета « География" для обучающихс 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...
Рабочая программа по информатике для 7, 8, 9 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)
Рабочая программа по информатике для 7, 8, 9 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...
Рабочая программа по информатике для 10,11 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)
Рабочая программа по информатике для 10,11 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...
Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 5 класса на 2019-2020 учебный год
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...