Рабочая программа Учебный курс – История. Россия и мир. 10 класс (базовый уровень)
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс)

Бургуева Инна Анатольевна

Календарно-тематическое  планирование курса

«Россия в мире»

10 класс

Программа: О.В. Волобуев. Россия и мир с древнейших времен до конца ХХ века: Программы для образовательных учреждений, - М.: Дрофа, 2014.

Учебное пособие: Россия в мире. Базовый уровень. 10 кл.: учебник /О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин. – М.: Дрофа, 2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_ist_10.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

/Р. Б. Овкаджиева/                                    

Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

__________ /Б. Б. Довуркаева/

«____»____________201__ г.

«Утверждаю»

Директор

 __________ /И. А. Бургуева/

Приказ № ___

 от «___»____201__ г.

МКОУ «Ергенинская СОШ им. Л. О. Инджиева»

Рабочая   программа

Учебный курс – История.

Россия и мир. 10 класс

 (базовый уровень)

Составитель: Бургуева И. А.

учитель истории и обществознания

 2019-2020  учебный год


Содержание учебной программы по истории  (10 класс 70 ч)

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Древнейшая история человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Новое время: эпоха модернизации

Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики.

 От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в  XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.  

ИСТОРИЯ РОССИИ

История России – часть всемирной истории

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.

Народы и древнейшие государства на территории России

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.  

Русь в IX – начале XII вв.  

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Нашествие на Русь. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Российское государство во второй половине XV – XVII вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания.

Россия в XVIII – середине XIX вв.

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества.  Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства.

Россия во второй половине XIX

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в.

Результаты обучения

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Календарно-тематическое  планирование курса

«Россия в мире»

10 класс

Программа: О.В. Волобуев. Россия и мир с древнейших времен до конца ХХ века: Программы для образовательных учреждений, - М.: Дрофа, 2014.

Учебное пособие: Россия в мире. Базовый уровень. 10 кл.: учебник /О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин. – М.: Дрофа, 2018.

урока

Название тем и уроков

&

Цели изучения темы

Проблемы и основные вопросы

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья. (6 ч)

1

Древний восток и античный мир.

1

Рассмотреть с учащимися особенности развития

Древнего Востока и античного мира.

Присваивающее хозяйство, цивилизация,

полис, аристократическая и демократическая

формы правления.  

1

2

Рождение европейской

средневековой цивилизации.

2

Познакомить учащихся с особенностями появления и

развития европейской средневековой цивилизации.

«Рабы с хижиной», племена варваров,

романизация, христианство.

1

3

Страны Западной Европы

в раннее Средневековье.

3

Проанализировать с учащимися особенности развития стран Западной Европы в раннее Средневековье.

Империя, феодальная раздробленность,

феодальная лестница, католическая церковь.

1

4

Византийская империя и

восточно-христианский мир.

4

Рассмотреть особенности развития Византии после

крушения Западной Римской империи, развитие

взаимоотношений Византии с Древней Русью.

Раскол христианства, восточная и

западная ветви христианства.

1

5

Исламский мир.

5

Познакомить учащихся с причинами возникновения и

особенностям ислама.

Ислам, Арабский халифат.

1

6

Повторительно-обобщающий

урок.

Систематизировать знания учащихся по данному материалу.

1

Тема 2. Древняя Русь. (9 ч)

7

Народы Восточной Европы.

6

Изучить особенности жизни древнего населения

Северной Евразии.

Природно-географическая среда и

хозяйственно-культурные типы, индоевропейская языковая общность.

1

8

Восточные славяне в древности

7

Изучить особенности взаимовлияния географического расселения славян, занятий и религиозных представлений, культуры

Род, вече, князь, вервь, дружина. Сварог, Перун, Даждьбог, Макошь,

9

Возникновение Древнерусского

государства. Крещение Руси.

8

Рассмотреть с учащимися особенности формирования Древнерусского государства, причины историческое

значение принятия христианства.

Путь «из варяг в греки», норманнская теория, крещение Руси.

1

10

Государство и общество.

9

Проследить с учащимися развитие общественных

отношений в Древнерусском государстве.

Полюдье, дань, «Русская правда», вотчина,

рядович, закуп, «прощеник»,  «наймиты»,

холоп, «детинцы».

1

11

Церковь и культура.

10

Рассмотреть с учащимися особенности влияния

христианской церкви на развитие культуры

Древнерусского государства.

Десятина, летопись, ересь.

      1

12

Раздробленность Руси.

11

Раскрыть причины и последствия княжеских усобиц

для Руси.

Половцы, «Повесть временных лет»,

феодальная раздробленность, «Слово о

полку Игореве», аристократическая

республика.

1

13

14

Русь между Востоком и Западом.

12-13

Изучить с учащимися монгольские завоевания в Азии и Европе, русские земли и монгольское нашествие,

выяснить причины поражения русских дружин в битвах с монголо-татарскими захватчиками и побед в борьбе с натиском с северо-запада.

2

15

Повторительно-обобщающий

урок.

Систематизировать знания учащихся по данному

материалу.

Тестирование

1

Тема 3. Западная Европа в XI  XV вв. (4 часа)

16

Экономическое и политическое

развитие.

14

Познакомить учащихся с особенностями

экономического и политического развития в Западной Европе и процессом образования централизованных государств.

Рост городов и сословный строй в

Европе, династические войны,

100 – летняя война.

1

17

Взаимодействие средневековых

Цивилизаций.

15

Рассмотреть с учащимися особенности взаимодействия средневековых цивилизаций.

Католический, православный и

мусульманский миры, крестовые походы,

реконкиста.

1

18

Культура средневекового Запада.

16

Познакомить учащихся с культурой средневекового

Запада.

Аскетизм, христианская мораль,

«рыцарская», «крестьянская» и

«городская» культуры.

1

19

Семинарское занятие «Культура Древней Руси и средневекового Запада»

Систематизировать знания учащихся по данному материалу.

1

Тема 4. Российское государство в XIV-XVII веках. (8 ч)

20

21

Москва во главе объединения

Русских земель.

17-18

Показать учащимся причины возвышения Москвы,

роль ее географического положения и деятельность

московских князей.

Ясак, Иван Калита, Дмитрий Донской,

Хан Мамай.

1

22

Россия: третье православное

царство.

19

Показать учащимся особенности образования

Российского государства и рассмотреть роль Москвы в том процессе.

«Москва-третий Рим», Иван III, Юрьев

день, Боярская Дума, «Князь всея Руси».

1

23

Кризис государства и общества.

Смутное время.

20

Рассмотреть особенности развития России в период

правления Ивана Грозного, его влияние на дальнейшее

развитие государства.

Царь, Избранная рада, Земский собор,

Губная реформа, опричнина, Ливонская

война, смутное время, интервенция.

1

24

Становление самодержавия

Романовых.

21

Рассмотреть особенности развития России в первые

десятилетия правления династии Романовых, показать

причины конфликта между светской и духовной

властью и результаты этого столкновения.

Окольничьи, думные дворяне, думны,

дьяки, «ближняя» и «тайная» думы,

церковный раскол, раскольники,

старообрядцы, Никон, Аввакум.

1

25

Начало формирования

многонационального

государства.

22

Рассмотреть этапы присоединение земель к России и

политику к народам населяющих эти территории.

Казачество, Строгановы, Ермак,

Переяславская рада.

1

26

Русская культура

23

Показать учащимся особенности развития культуры в

период образования единого российского государства.

Нестяжатели, иосифляне, «Домострой»

1

27

Семинарское занятие

«Особенности политического

строя и духовной жизни

России».

Рассмотреть с учащимися особенности политического

строя и духовной жизни России.

1

Тема 5. Запад в Новое время (7 ч)

28

Европа в начале Нового

времени.

24

Рассмотреть с учащимися причины географических

открытий и их направленность.

Великие путешественники, колонии,

религиозные войны.

2

29

Государство и общество стран

Западной Европы в XVII веке.

25

Рассмотреть с учащимися политическое развитие стран

в XVI веке и формирование абсолютизма, ситуацию,

приведшую к кризису сословного строя в Европе и

буржуазной революции в Англии.

Абсолютизм, причины английской

буржуазной революции, религиозный

фактор в гражданской войне в Англии,

режим Кромвеля, реставрация.

2

30

Эпоха Просвещения.

26

Познакомить учащихся с эпохой Просвещения и

просвещенный абсолютизм в Европе и проведение

реформ «сверху».

Просвещенный абсолютизм в Австрии и

Пруссии: опыт реформ «сверху».

1

31

32

Революции XVIII столетия.

27-28

Рассмотреть с учащимися особенности развития

североамериканских колоний Англии, причины войны

за независимость в Северной Америки и образование

США, причины революции во Франции, ее ход и

итоги.

Освободительная война в Северной

Америке, якобинская диктатура,

термидорианский режим.

2

33

Тенденции и направления

развития европейской культуры

XVI-XVIII веков.

29

Показать учащимся особенности развития

европейской культуры XVI-XVIII веков.

Гуманизм, барокко, классицизм.

1

34

Повторительно-обобщающий

урок.

Систематизировать знания учащихся по данному

материалу.

1

Тема 6. Российская империя в XVIII веке (5 ч)

35

Власть и общество.

30

Рассмотреть с учащимися особенности укрепления

основ российской государственности в XVIII века.

«Окно в Европу», сенат, фискалы,

коллегии, губерния, провинция, «табель о рангах», ассамблея, календарь,

Ништадский мир, империя, «жалованная Грамота дворянству».

1

36

Социально-экономическое

развитие страны.

31

Показать учащимся особенности

социально-экономическое развитие страны.

Протекционистская политика, «посессионные»

и «приписные» крестьяне, гильдия.

1

37

Расширение территории

государства.

32

Рассмотреть внешнюю политику России в XVIII веке и выявить ее основные направления.

Петр I, Румянцев, Потемкин, Суворов,

Ушаков.

1

38

Образование, наука и культура.

33

Показать учащимся развитие культуры России

в данный исторический период.  

Просвещение, Ломоносов, «Путешествие

из Петербурга в Москву», классицизм, живопись, театр.

1

39

Повторительно-обобщающий

урок.

Систематизировать знания учащихся по данному

материалу.

1

Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации (8 ч)

40

Эпоха наполеоновских войн.

34

Изучить с учащимися особенности переворота во

Франции и создание империи Наполеона I, войны

Франции в континентальной Европе, кризис

экономической политики империи и освободительная

борьба народов. Рассмотреть причины вторжение

Наполеона в Россию и крушения империи во Франции.

Аустерлиц, континентальная блокада,

Тильзитский мир, партизанская война,

Бородинское сражение, «100 дней» Наполеона.  

1

41

Промышленный переворот и

становление индустриального

общества в странах Запада.

35

Познакомить учащихся с особенностями промышленного

переворота в странах Западной и Центральной Европы

и подъема рабочего движения.

Промышленный переворот, рабочее движение,

урбанизация.

1

42

43

Революции и реформы.

Хронологический диктант.

36-37

Показать учащимся особенности развития стран Запада

в XIX веке.

Венский конгресс, Священный союз,

революции 1848-1849 гг., пролетариат,

чартистское движение, гомстеды.

2

44

Идейные течения и

политические партии.

38

Познакомить учащихся с развитием идейных течений и

политических партий в Европе в XIX веке.

Консерватизм, либерализм, социализм,

национализм.

1

45

Колониальные империи.

39

Показать учащимся особенности развития и упадка

колониальных империй.

«Владычица морей», колонисты.

1

46

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века.

40

Рассмотреть с учащимися особенности развития стран

Запада во второй половине XIX века.

Нация, империализм.

1

47

Повторительно-обобщающий

урок.

Систематизировать знания учащихся по данному

материалу.

1

Тема 8. Россия на пути модернизации (8 ч)

48

Российское государство в

первой половине XIX века.

41

Рассмотреть с учащимися причины кризиса политики

«просвещенного абсолютизма» в России, восстание

Декабристов в 1825 г. и политику Николая I.

Военные поселения, Конституционный

проект, заговорщики, декабристы, Третье

отделение, жандармский корпус, теория

официальной народности.

1

49

Общественная жизнь в первой

половине XIX века.

42

Рассмотреть с учащимися особенности развития

общественной мысли в данный период.

Славянофилы, западники, петрашевцы.

1

50

51

Реформы 1860-1870-х годов.

43-44

Рассмотреть с учащимися причины проведения и

особенности реформ.

Либеральные реформы: крестьянская,

земская, городская, судебная, военная,

финансовая, образования.

2

52

Общественное движение в

России во второй половине

XIX века.

45

Раскрыть причины подъема общественного движения

в данный период и его течения.

Народничество, либералы, радикалы,

«хождение в народ», «Земля и воля»,

«Народная воля», «Черный передел»,

«Диктатура сердца», социал-демократия.

1

53

54

Россия – многонациональная

империя.

46-47

Познакомить учащихся с процессами превращения

России в многонациональную империю.

Кавказская война, Казахстан, Средняя

Азия.

2

55

Повторительно-обобщающий

урок.

Систематизировать знания учащихся по данному

материалу.  Семинарское занятие

1

Тема 9. Культура XIX века (7 ч)

56

57

Научно-технический прогресс

и общество.

Итоговая контрольная работа.

48

Познакомить учащихся с основными достижениями в

Области науки в XIX веке.

Дарвин, Менделеев, Максвелл, Маркс,

телеграф, радио.

2

58

59

Мировая литература и

художественная культура.

49

Рассмотреть с учащимися особенности развития

литературы и художественной культуры в XIX веке.

Ампир, реализм, импрессионизм,

символизм.

1

60

61

Культура России XIX века.

50

Рассмотреть с учащимися  особенности развития

культуры России в данный период.

«Русский стиль», портрет, пейзаж,

натюрморт, «Передвижники», Третьяковка»,

«Могучая кучка».

1

62

Урок – экскурсия «Мои любимые

русские художники и архитекторы».

Рассмотреть с учащимися  в форме экскурсии их

любимых русских художников и архитекторов.

1

63-70

Итоговые уроки по курсу.

Обобщить и систематизировать знания учащихся по истории IX-XIX вв.

8

Используемый учебно-методический комплект:

  1. «Россия в мире», 10 кл., авт. О.В. Волобуев, В.А. Клоков и др., М., «Дрофа», 2018 г.

Лист корректировки календарно-тематического планирования

курс: Россия и мир

класс: 10

учитель: Бургуева Инна Анатольевна

2019-2020 у.г.

№ занятия

тема

Количество часов

Причины корректировки

Способ корректировки

По плану

дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

Рабочая программа по курсу астрономии для 11-А класса (базовый уровень)

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу астрономии для 11-А класса (базовый уровень) с календарно тематическим планированием....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «История России» в 8-х классах на 2019-2020 учебный год

Цели курсаспособствовать формированию у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в...

Рабочая программа учебного курса "История России. Всеобщая история" 8 класс

Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы основного общего образования (ФГОС). Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного об...

Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» 10-11 класс (базовый уровень)

        Данная программа является модифицированной и основывается на программе элективного курса «Деловой английский. Английский язык. 10-11 классы» / авт.-сост....