Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 9 классов на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 9 классов на 2019-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_9_klass_fgos.docx | 55.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения РФ
Управление образования Чайковского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено на заседании ШМО: Протокол № 1 «30» августа 2019 г Руководитель ШМО:____________ | Согласовано: «31» августа 2019 г Зам. директора по УВР Азарова С.С_____________ | УТВЕРЖДАЮ:__________ Директор школы Зорина О.М. Приказ № ____ от 01.09.2019г |
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для обучающихся 9 классов
на 2019-2020 учебный год
Учитель информатики
Л.Л. Жернакова
г. Чайковский
Оглавление
Содержание тем учебного курса 3
Требования к уровню подготовки обучающихся 4
Планируемые результаты изучения курса 5
Учебно-тематический план 9 класс (34 часов) 6
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы 12
Перечень учебно-методического обеспечения 12
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, Программой основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 9 класса в течение 34 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Содержание тем учебного курса
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.
№ п/п | Тема программы | Количество часов | Количество контрольных работ, зачетов | Количество практических (лабораторных) работ |
1 | Управление и алгоритмы | 10 | 1 | 4 |
2 | Ведение в программирование | 16 | 1 | 8 |
3 | Информационные технологии и общество | 6 | 1 | 1 |
4 | Резерв | 2 | 0 | 0 |
| ВСЕГО: | 34 | 3 | 13 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
- класс
Учащиеся должны знать/понимать:
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования и систем программирования;
- что такое трансляция;
- правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования.
- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- историю способов записи чисел (систем счисления);
- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
- работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами изучения предмета «Информатика» в 9 классе являются:
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
Метапредметными результатами являются:
- Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции)
Предметными результатами являются:
- Сформированность информационной и алгоритмической культуры
- Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации
- Владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств
- Сформированность представления о понятии алгоритма и его свойствах
- Умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя
- Сформированность знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
- Сформированность знаний о логических значениях и операциях
- Сформированность базовых навыков и умений по работе с одним из языков программирования
- Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
- Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Учебно-тематический план 9 класс (34 часа)
№ урока | Количество часов | Тема урока | Тип урока | Содержание урока | Планируемые результаты | Характеристика видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий | Дата проведения |
1.Управление и алгоритмы (10 часов) | |||||||
1. | 1 | Техника безопасности. Управление и кибернетика. Управление с обратной связью | Урок изучения нового материала | Кибернетики, управление, схема управления, алгоритм управления | Учащиеся должны знать: что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; в чем состоят основные свойства алгоритма; способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации. Учащиеся должны уметь: пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем; | определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. выделять этапы решения задачи на компьютере; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; | |
2. | 2 | Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов | Урок изучения нового материала | Алгоритм, свойства, исполнитель, СКИ | |||
3. | 3 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов | Урок обучения умениям и навыкам | Исполнитель Робот, среда исполнителя, линейные алгоритмы | |||
4. | 4 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы | Урок изучения нового материала | Структура программы с вспомогательным алгоритмом | |||
5. | 5 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов | Урок обучения умениям и навыкам | Разработка программ с вспомогательным алгоритмом | |||
6. | 6 | Циклические алгоритмы | Урок обучения умениям и навыкам | Структура программы с циклическим алгоритмом | |||
7. | 7 | Работа с циклами | Урок контроля и проверки знаний и умений | Разработка программ с циклами | |||
8. | 8 | Ветвления и последовательная детализация алгоритма | Урок обучения умениям и навыкам | Структура программы с ветвлением | |||
9. | 9 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма | Урок обучения умениям и навыкам | Решение задач | |||
10. | 10 | Зачётное задание по алгоритмизации | Урок контроля и проверки знаний и умений | Повторение и систематизация пройденного материала | |||
2.Введение в программирование (16 часов) | |||||||
11. | 1 | Алгоритмы работы с величинами. | Урок изучения нового материала | Основные команды | Учащиеся должны знать: основные виды и типы величин; назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция; правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы в системе программирования. Учащиеся должны уметь: работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать и исполнять программы в системе программирования. | анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере; умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; овладение базовыми навыками и умениями по работе с одним из языков программирования | |
12. | 2 | Знакомство с языком Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы | Урок обучения умениям и навыкам | Операторы в Паскале | |||
13. | 3 | Разработка линейных алгоритмов | Урок обучения умениям и навыкам | Структура линейной программы | |||
14. | 4 | Программирование ветвлений | Урок изучения нового материала | Структура ветвлений | |||
15. | 5 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием простых ветвлений | Урок обучения умениям и навыкам | Решение задач | |||
16. | 6 | Логические операции на Паскале. Программирование диалога с компьютером | Урок обучения умениям и навыкам | Логические операции, логические выражения | |||
17. | 7 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием логических операций | Урок контроля и проверки знаний и умений | Решение задач | |||
18. | 8 | Разработка программ c использованием цикла с предусловием | Урок изучения нового материала | Структура программы с циклом, служебные слова | |||
19. | 9 | Разработка программ c использованием цикла с постусловием | Урок обучения умениям и навыкам | Структура программы с циклом, служебные слова | |||
20. | 10 | Разработка программ с использованием цикла с параметром | Урок обучения умениям и навыкам | Структура программы с циклом, служебные слова | |||
21. | 11 | Одномерные массивы в Паскале | Урок изучения нового материала | Структура программы с массивом | |||
22. | 12 | Разработка программ обработки одномерных массивов | Урок обучения умениям и навыкам | Решение задач | |||
23. | 13 | Поиск чисел в массиве. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве | Урок обучения умениям и навыкам | Решение задач | |||
24. | 14 | Решение задач | Закрепление | Решение задач | |||
25. | 15 | Решение задач | Закрепление | Решение задач | |||
26. | 16 | Тест по теме «Программное управление работой компьютера». | Урок контроля и проверки знаний и умений | Повторение и систематизация пройденного материала | |||
3.Информационные технологии и общество (6 часов) | |||||||
27. | 1 | Предыстория информатики. История чисел и систем счисления | Урок изучения нового материала | Этапы развития хранения, передачи и обработки информации | Учащиеся должны знать: основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; историю способов записи чисел (систем счисления); основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; в чем состоит проблема информационной безопасности. Учащиеся должны уметь: регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества. | соблюдение требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. Навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. | |
28. | 2 | История ЭВМ | Урок обучения умениям и навыкам | Поколения ЭВМ | |||
29. | 3 | История программного обеспечения и ИКТ | Урок обучения умениям и навыкам | Системное ПО, прикладное ПО, системы программирования | |||
30. | 4 | Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность | Урок обучения умениям и навыкам | Основные проблемы. | |||
31. | 5 | Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 класса | Урок обучения умениям и навыкам | простые логические выражения | |||
32. | 6 | Итоговое тестирование по курсу 9 класса | Урок обучения умениям и навыкам | Простые запросы | |||
33. | 1 | Резерв учителя | |||||
34. | 2 | Резерв учителя |
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
- Проектор
- Локальная сеть
- Лазерный принтер
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, система управления базами данных
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.)
- Простой редактор Web-страниц
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
- Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР).
- Семакин И.Г. Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы/ Семакин И.Г., Цветкова М.С..- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 8 классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 8 классов на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 7 классов на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 7 классов на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета « География» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год
Рабочая программа учебного предмета « География" для обучающихс 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год
Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...
Рабочая программа по информатике для 7, 8, 9 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)
Рабочая программа по информатике для 7, 8, 9 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...
Рабочая программа по информатике для 10,11 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)
Рабочая программа по информатике для 10,11 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...
Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 5 класса на 2019-2020 учебный год
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...