Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 9 классов на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Жернакова Людмила Леонидовна

Рабочая  программа по информатике и ИКТ для обучающихся 9 классов на 2019-2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_9_klass_fgos.docx55.59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения РФ

Управление образования Чайковского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Рассмотрено на заседании ШМО:

Протокол № 1

«30» августа 2019 г  

Руководитель ШМО:____________                                                                                              

Согласовано:

«31» августа 2019 г

Зам. директора по УВР

Азарова С.С_____________

УТВЕРЖДАЮ:__________

Директор школы

Зорина О.М.

Приказ № ____ от 01.09.2019г

Рабочая  программа

по информатике и ИКТ

для обучающихся 9 классов

на 2019-2020 учебный год

Учитель информатики

Л.Л. Жернакова

г. Чайковский

Оглавление

Пояснительная записка        3

Содержание тем учебного курса        3

Требования к уровню подготовки обучающихся        4

Планируемые результаты изучения курса        5

Учебно-тематический план 9 класс (34 часов)        6

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы        12

Перечень учебно-методического обеспечения        12


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, Программой основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. ООО «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 9 класса в течение 34 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Содержание тем учебного курса

Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.

 №

п/п

Тема программы

Количество часов

Количество контрольных работ, зачетов

Количество практических (лабораторных) работ

1

Управление и алгоритмы

10

1

4

2

Ведение в программирование

16

1

8

3

Информационные технологии и общество

6

1

1

4

Резерв

2

0

0

 

ВСЕГО:

34

3

13

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

  1. класс

Учащиеся должны знать/понимать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
  • основные виды и типы величин;
  • назначение языков программирования и систем программирования;
  • что такое трансляция;
  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
  • последовательность выполнения программы в системе программирования.
  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • историю способов записи чисел (систем счисления);
  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Планируемые результаты изучения курса

Личностными результатами изучения предмета «Информатика» в 9 классе являются:

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Метапредметными результатами являются:

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
  • Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции)

Предметными результатами являются: 

  • Сформированность информационной и алгоритмической культуры
  • Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации
  • Владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств
  • Сформированность представления о понятии алгоритма и его свойствах
  • Умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя
  • Сформированность знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
  • Сформированность знаний о логических значениях и операциях
  • Сформированность базовых навыков и умений по работе с одним из языков программирования
  • Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
  • Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Учебно-тематический план 9 класс (34 часа)

урока

Количество часов

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Планируемые результаты

Характеристика видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий

Дата проведения

1.Управление и алгоритмы (10 часов)

1.

1

Техника безопасности.  Управление и кибернетика. Управление с обратной связью

Урок изучения нового материала

Кибернетики, управление, схема управления, алгоритм управления

Учащиеся должны знать:

что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

в чем состоят основные свойства алгоритма;

способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;

определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

выделять этапы решения задачи на компьютере;

осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

2.

2

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов

Урок изучения нового материала

Алгоритм, свойства, исполнитель, СКИ

3.

3

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

Урок обучения умениям и навыкам

Исполнитель Робот, среда исполнителя, линейные алгоритмы

4.

4

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

Урок изучения нового материала

Структура программы с вспомогательным алгоритмом

5.

5

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов

Урок обучения умениям и навыкам

Разработка программ с вспомогательным алгоритмом

6.

6

Циклические алгоритмы

Урок обучения умениям и навыкам

Структура программы с циклическим алгоритмом

7.

7

Работа с циклами

Урок контроля и проверки знаний и умений

Разработка программ с циклами

8.

8

Ветвления и последовательная детализация алгоритма

Урок обучения умениям и навыкам

Структура программы с ветвлением

9.

9

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма

Урок обучения умениям и навыкам

Решение задач

10.

10

Зачётное задание по алгоритмизации

Урок контроля и проверки знаний и умений

Повторение и систематизация пройденного материала

2.Введение в программирование (16 часов)

11.

1

Алгоритмы работы с величинами.

Урок изучения нового материала

Основные команды

Учащиеся должны знать:

основные виды и типы величин;

назначение языков программирования и систем программирования;

что такое трансляция;

правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь: работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

анализировать готовые программы;

определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

выделять этапы решения задачи на компьютере;

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

овладение базовыми навыками и умениями по работе с одним из языков программирования

12.

2

Знакомство с языком Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы

Урок обучения умениям и навыкам

Операторы в Паскале

13.

3

Разработка линейных алгоритмов

Урок обучения умениям и навыкам

Структура линейной программы

14.

4

Программирование ветвлений

Урок изучения нового материала

Структура ветвлений

15.

5

Разработка программы на языке Паскаль с использованием простых ветвлений

Урок обучения умениям и навыкам

Решение задач

16.

6

Логические операции на Паскале. Программирование диалога с компьютером

Урок обучения умениям и навыкам

Логические операции, логические выражения

17.

7

Разработка программы на языке Паскаль с использованием логических операций

Урок контроля и проверки знаний и умений

Решение задач

18.

8

Разработка программ c использованием цикла с предусловием

Урок изучения нового материала

Структура программы с циклом, служебные слова

19.

9

Разработка программ c использованием цикла с постусловием

Урок обучения умениям и навыкам

Структура программы с циклом, служебные слова

20.

10

Разработка программ с использованием цикла с параметром

Урок обучения умениям и навыкам

Структура программы с циклом, служебные слова

21.

11

Одномерные массивы в Паскале

Урок изучения нового материала

Структура программы с массивом

22.

12

Разработка программ обработки одномерных массивов

Урок обучения умениям и навыкам

Решение задач

23.

13

Поиск чисел в массиве. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве

Урок обучения умениям и навыкам

Решение задач

24.

14

Решение задач

Закрепление

Решение задач

25.

15

Решение задач

Закрепление

Решение задач

26.

16

Тест по теме «Программное управление работой компьютера».

Урок контроля и проверки знаний и умений

Повторение и систематизация пройденного материала

3.Информационные технологии и общество (6 часов)

27.

1

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления

Урок изучения нового материала

Этапы развития хранения, передачи и обработки информации

Учащиеся должны знать:

основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

историю способов записи чисел (систем счисления);

основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

соблюдение требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

Навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

28.

2

История ЭВМ

Урок обучения умениям и навыкам

Поколения ЭВМ

29.

3

История программного обеспечения и ИКТ

Урок обучения умениям и навыкам

Системное ПО, прикладное ПО, системы программирования

30.

4

Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность

Урок обучения умениям и навыкам

Основные проблемы.

31.

5

Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 класса

Урок обучения умениям и навыкам

простые логические выражения

32.

6

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

Урок обучения умениям и навыкам

Простые запросы

33.

1

Резерв учителя

34.

2

Резерв учителя

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
  • Проектор
  • Локальная сеть
  • Лазерный принтер

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, система управления базами данных
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.)
  • Простой редактор Web-страниц

Перечень учебно-методического обеспечения

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  2. Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  3. И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  4. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР).
  5. Семакин И.Г. Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы/ Семакин И.Г., Цветкова М.С..- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 8 классов на 2019-2020 учебный год

Рабочая  программа по информатике и ИКТ для обучающихся 8 классов на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 7 классов на 2019-2020 учебный год

Рабочая  программа по информатике и ИКТ для обучающихся 7 классов на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета « География» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год

Рабочая программа учебного предмета « География"   для обучающихс  8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета « Биология» для обучающихся 8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год

Рабочая программа учебного предмета   « Биология»  для обучающихся  8,9 классов на 2019/ 2020 учебный год...

Рабочая программа по информатике для 7, 8, 9 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)

Рабочая программа  по информатике для 7, 8, 9 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...

Рабочая программа по информатике для 10,11 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)

Рабочая программа  по информатике для 10,11 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...

Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 5 класса на 2019-2020 учебный год

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...